Москвитина Светлана Анатольевна
Воспитатель
МКДОУ д/с №2 г.Бирюсинска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158242
Всероссийский конкурс «Народное искусство и нематериальное культурное наследие народов России в воспитании детей», в рамках национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: Проект «К истокам русского народного творчества»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158242


Дидактическая игра Подбери матрешку по контуру

 

Краткосрочный проект 

«К истокам русского народного творчества»

Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культурыНародное искусство – этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено, и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основаны на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.

Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным – знакомство детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

 

Паспорт проекта

Наименование проекта Педагогический проект «К истокам русского народного творчества»
Тип проекта творческий
Цель проекта Ознакомление детей с народным декоративно прикладным искусством (Хохлома, Дымково, Городец, Гжель).
Задачи проекта -Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

– Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

– Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

– Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.).

Срок реализации 2 недели
Ожидаемые результаты познакомятся с русскими народными игрушками; 

-узнают их историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, 

-узнают о русском декоративном искусстве.

Участники проекта Дети 4-6 лет

Воспитатели

Родители

Обеспечение проекта Материально – техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры.

Конспекты занятий

Трансляция проекта Ватсап чат с родителями и педагогами
Продукты проекта -папка-передвижка «Городецкая роспись»

-папка-передвижка «Дымковские игрушки»

-папка-передвижка «Жостовская роспись»

-папка-передвижка «Каргопольская игрушка»

-папка-передвижка «Сказочная гжель»

-папка-передвижка «Филимоновские игрушки»

-папка-передвижка «Хохломкская роспись»

-Лэпбук «Гжель»

-Лэпбук «Городецкая роспись»

-Лэпбук «Хохлома»

 

Основные этапы реализации проекта:

Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
                                            1 этап – подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Диагностирование детей через наблюдение, беседу

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Подбор художественной литературы:

Индивидуальное консультирование

родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Будет собран необходимый

материал для работы в данном направлении. 

Будет создана позитивная работа с родителями. 

Первый этап
                                          2 этап – практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Разработка конспектов занятий.

Ежедневная работа с детьми:

  1. Словесные игры
  2. Настольно-печатные игры
  3. Беседы
  4. Чтение стихотворений, сказок
  5. Загадывание загадок. 
У детей будет сформировано представление о русском народном творчестве. Повысится познавательный интерес.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Второй этап
3 этап – заключительный 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе и превратится в повседневную необходимость. По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

 

Перспективное планирование реализации проекта

Направление работы Цель Сроки
Беседа «Плат Узорный»

Занятие «Украсим теремок для зверей»

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством. 1 день
Чтение легенды «Аленкины кружева»

Занятие «Хоровод Русской Матрёшки»

Дидактическая игра «Что изменилось»

Расширение знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. 2 день
Беседа «Веселый Городец»

Дидактическая игра «Художественный салон»

Расширение знаний о городецкой росписи. 3 день
Чтение легенды «Воздушное волшебство»

Занятие «Роспись доски городецким узором»

Дидактическая игра «Тайна волшебных колпачков»

Закрепление знаний о городецкой росписи. 4 день
Беседа «Букеты из Жостово»

Дидактическая игра «Составь матрёшку»

Расширение знаний о жостовской росписи. 5 день
Занятие «Жостовские подносы»

Чтение легенды «Золотая хохлома»

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Закрепление знаний о жостовской росписи. 6 день
Чтение легенды «Откуда появились знаки в рисовании»

Беседа «Золотая Хохлома»

 Дидактическая игра «Как мы знаем народные промыслы»

Расширение знание о хохломской росписи. 7 день
Чтение сказки «Баран Золотые Рога»

Занятие «Дымковская игрушка»

Дидактическая игра «Составь картинку»

Расширение знаний о дымковской росписи. 8 день
Чтение сказки «Семь Катерин»

Беседа «Сине-голубое чудо»

Дидактическая игра «Узнай по силуэту»

Развитие творческих умений и навыков. 9 день
Дидактическая игра «Найди вторую половинку»

Развлечение « В гости к краскам»

Выставка детских работ и поделок  «Золотые руки мастеров»

Закрепление знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. 10 день

 

Список литературы

  1. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 2000. – 356 c.
  2. Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. – 1996. – № 8. – С.48-49.
  3. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки  // Литература в школе. – 1996. – № 3. – С.138-140.
  4. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. – М.: Внешторгиздат, 1990. – 48 с.
  5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994. – С.68-75.
  6. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М.: Элислак, 1995.
  7. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. – М.: Международные отношения, 1999. – С.378-379.
  8. Советская энциклопедия. Т.1 – М., 1991. – С.178-180.
  9. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. – М.: АСТ, 1998. – 492 c.
Проект «К истокам русского народного творчества»