Паничкина Ирина Ивановна
Учитель
МБОУ СОШ №8 г. Конаково
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158278
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158278


 

Паничкина Ирина Ивановна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Конаково

 

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: “Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)”.

Окружающий мир 3 класс.

Тип урока. Урок-исследование.

Цель: ознакомление обучающихся  в ходе исследовательской работы со свойствами воды в жидком состоянии.

Задачи урока через планируемые результаты:

Предметные УУД.

  1. В ходе опытов выявить свойства воды при нагревании и охлаждении.
  2. Познакомить учащихся со свойствами воды при замерзании.
  3. Продолжить обучение детей проведению опытов, формулированию выводов по результатам опытов, фиксация выводов в письменном виде.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника на уровне освоения личностного смысла учения;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач. 

 

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: 

-строить сообщения в устной и письменной форме;

– обсуждать полученную информацию;

– выдвигать гипотезы;

– обосновывать  и подбирать аргументацию;

– наблюдать, слушать

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-прогнозировать результаты своей деятельности;

-контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Методы: наблюдения; демонстрация опытов; метод самообучения (метод открытий); эвристическая беседа; диалога; педагогической поддержки; создание ситуации выбора и успеха.

Форма работы: парная, коллективная, фронтальная.

Условия, необходимые для проведения урока:

КСО для учителя:

  • Стакан с молоком, графин, баночка, толчёный мел; песок; кристаллы медного купороса и марганцовки; напиток в порошке; глобус, бумажный фильтр; воронка, стеклянная палочка. 
  • альбом “Времена года” П.И. Чайковского, спиртовка, треножник, плошка с водой, стекло;
  • марля, тарелка с водой, скрепки (15 шт.).

КСО для обучающихся:

  • Стаканы с чистой водой, чайные ложки, стекло, цветные полоски картона (красные, синие, жёлтые, белые, зелёные), соль, сахар;
  • ТПО 3 класс № 2. Авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.
  • Учебник «Окружающий мир» авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. 3 класс 2 часть.

 

Содержание урока:

Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Методический коммен

тарий

I. Организационный момент.

 

Обучающиеся проверяют готовность к уроку и настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД:

Работать с соседом по парте, распределять между собой работу, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.

 

Я надеюсь, что этот урок принесёт вам не только новые открытия, но и радость от совместной работы.

Учитель настраивает детей на работу.  Создаёт условия для развития мотивации учебной деятельности школьников.

Распределите роли: капитан-секретарь

Организует  коммуникацию школьников по поводу учебного материала

II. Введение в тему. Постановка УЗ.

Проблемные вопросы:

Дети открывают учебник и по содержанию находят тему урока. Один из учеников называет тему урока »Свойства воды

              Вода

Выяснить важнейшие  свойства воды, полезные природе и человеку 

Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных из них –  …

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

– Верно. Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке – вода.

Тема урока “Чудо, которое всегда рядом”.

-Почему человек не может обходиться без воды? Какие свойства воды делают её незаменимой в жизни человека и природы?

Вы сегодня маленькие «исследователи» и ваша задача

Создаёт условия максимально самостоятельного учения, организует поиск способов решения учебных задач, выдвижения предположений, их проверки, умения зафиксировать в тетради.

В начале урока предлагаются проблемные вопросы, высказанные предложения уточняются в процессе практической работы

По ходу выполнения работы, на основании беседы с обучающимися, учитель открывает на ИД понятия, отражающие свойства воды

III. Реализация плана. Практическая работа.

2. Гуманитарный фон.

3. Демонстрационный опыт № 1.

Демонстрационный опыт № 2.

Демонстрационный опыт № 3.

4. Динамичная музыкальная  пауза.

5. Выскажи предположение

Регулятивные УУД:

Осуществлять контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Вода не имеет запаха.

Секретарь фиксирует в тетради свойства воды, затем обучающиеся сверяют свои ответы с помощью ключа

Вода не имеет запаха.  

Дерево и камень – твёрдые. С ними можно что угодно сделать (положить, бросить и форма от этого не изменится).

Если налить воду в стакан, она примет форму стакана; если наполнить водой ведро, то оно примет форму ведра.

Вода не имеет форму, а принимает форму сосуда, в которой находится.

Вода легко растекается по стеклу.

Вода текучая.

Наблюдают,  анализируют, делают выводы, проверяют ответ

Опустить в стакан с водой чайную ложку.

В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.

Ложка видна, потому что вода прозрачна, а молоко нет.

Делают вывод

Вода прозрачна.

Вода бесцветна.

Слушают сказку.

Личностные УУД:

Развитие любознательности, освоение личностного смысла учения; желания продолжать учёбу. 

Они становятся всё меньше и скоро совсем исчезают.

Соль и сахар не исчезли,

но стали невидимыми.

Вода в стаканах стала солёной и сладкой, значит, они присутствуют в воде, но только в растворенном состоянии. Вода растворила их.

Пробуют воду на вкус. Отвечают на поставленные вопросы, знания соотносят со своим жизненным опытом

1. Ноша первого осла после купания стала легче, так как соль растворилась в воде.

2. Вата намокла в воде и от этого ноша второго осла стала тяжелее.

3. Если бы второй осёл нёс сахар, то он так же как и соль растворился.

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды – растворять.

Частицы этих веществ  плавают в воде, которая становится от них мутной.

Если дать воде постоять, частницы мела и глины осядут на дно.

Вода стала чистой и прозрачной, а частички глины и мела остались на фильтре. Значит эти вещества нерастворимые. Делают вывод.

Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Опускают в стакан с водой серебряную ложку.

Ответы учащихся.

Объясняют свои наблюдения

-Вода в трубке поднимается.

-При нагревании вода расширяется.

-При охлаждении вода опускается в трубке.

-Видимо она сжимается при охлаждении.

Проявлять интерес к усвоению научных знаний

-Скрепка вытесняет небольшое количество воды, которая поднимается

Пускают мыльные пузыри и наблюдают за ними

Если на них подуть, то они летят, как крошечные воздушные шарики.

Играют в игру «Ручеёк».

Высказывать собственную точку зрения

∆ Хочу сказать, что у аквариумов делают стеклянные стенки, так как вода прозрачная, и можно наблюдать животный мир аквариума.

∆ Я догадался: “Вода – растворитель и так как у неё нет запаха, это позволяет человеку готовить пищу, делать соки, солить суп

– Свойства воды.

Опыт 1.

Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

  А чем пахнет чистая вода? Понюхайте её и сделайте вывод.

Обучает школьников исследовательскому методу познания

“Ключ” к практической работе.

Открывается первый ключ:

1.Вода не имеет запаха.  

Опыт 2.

–  Чем отличается вода от куска дерева или камня?

–  А имеет ли какую-нибудь форму вода?

Обогащает жизненный опыт детей через предметно-практическую деятельность.

Налейте немного воды на стекло. Что происходит с водой?

Сделайте вывод.

Открывается второй ключ:

2. Текучесть – это свойство воды.

Опыт 3.

–  Какова прозрачность воды?

–  Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

Учитель опускает ложку в стакан с молоком.

Сделайте вывод из опыта.

Открывается третий ключ:

3. Вода прозрачна.

Опыт 4.

Какого цвета вода?

– На столе у вас лежат цветные полоски картона. С их помощью вы проверите цвет воды.

-Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

-Можно ли сказать, что во

-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.

Каков же цвет воды?

Открывается четвёртый ключ.

Есть такая сказка. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

– Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

– Что произошло бы, если бы второй осёл нёс не вату, а сахар?

Ответить на поставленные вопросы вам помогут опыты. 

Опыт 5.

– Насыпьте в один стакан с водой ложку соли, а в другой – ложку сахара и размешайте.

– Наблюдайте, что происходит с кристаллами соли, сахара?

– Но исчезла ли соль? Сахар?

– Попробуйте воду на вкус.

– Какая она?

Ответьте на поставленные вопросы.  

– Насыпьте в стакан измельченный мел или глину. Помешайте воду.

– Что можно заметить?

– О чём говорит этот опыт?

Учитель пропускает мутную воду через бумажный фильтр. 

– Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

Выступает в позиции организатора – консультанта, организует выработку и соблюдение правил совместной деятельности, применяет диалогический метод взаимодействия.

Открывается пятый ключ: 

5.Соль (сахар) растворились в воде, мел (глина) не растворились.

Вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней

Открывается шестой ключ:

6. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Вода универсальный растворитель. Растворяет почти всё, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях:

Опустить в стакан с водой серебряную ложку.

Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся.

 Но этого глазом увидеть нельзя.

– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Учитель готовит три раствора:

1 стакан – медный купорос,

2 стакан – марганцовка,

3 стакан – напиток в порошке.

– Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки), и для употребления в пищу – напиток.

Выясним, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.

Учитель опускает в горячую воду колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой.

– Что вы видите?

– Почему?

 – А теперь эту же колбу поставим в тарелку со льдом?

 – Что происходит? Как вы это объясните?

Открывается седьмой ключ:

7. Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Обеспечивает условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

На поверхности воды есть что-то вроде тонкой оболочки, как у воздушного шарика, только мы её не видим. Это можно доказать двумя способами:

1 способ.

Учитель наполняет баночку доверху водой. На поверхность воды осторожно помещает канцелярскую скрепку.

– Однако благодаря поверхностному натяжению, вода не перельётся через край, её поверхность лишь слегка изогнётся.

(Учитель много укладывает скрепок, пока вода не начнёт выливаться).

2 способ.

Попускайте мыльные пузыри и понаблюдайте за ними.

Мыло делает водную оболочку эластичной, и, когда воздух проникает под воду, оболочка расширяется и удерживает воздух внутри. Так получаются крошечные воздушные пузыри.

Выскажи предположение: Где используют свойства воды?

Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока

Использует педагогические технологии, ориентированные на укрепление здоровья через создание щадящего режима учебной деятельности, среды развития каждого ребёнка, физкультурной паузы.

Учитель реализует потребности в познавательной, коммуникативной деятельности.

На протяжении всего урока учитель

формулирует вопросы на уточнение результатов наблюдений.

В ходе урока педагог оказывает Доверие, проявляет Уважение, обеспечивает Успех

Динамичная музыкальная пауза. Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды.

По окончании работы ученики обобщают установленные свойства. Учитель помогает окончательно установить связь между свойствами воды и её значением  в жизни человека и в природе. Значение прозрачности для животных и растений, обитающих в воде, роль воды как растворителя для питания растений, животных, человека, для хозяйственной деятельности людей. Значение перехода воды в различные состояния для накопления её в природе, для жизни живых организмов. Таким образом, получают окончательное разрешение проблемные вопросы, поставленные перед обучающимися в начале работы.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Составляют синквейн

Примерный синквейн

Вода

Бесцветная, без запаха, текучая

Испаряется, является растворителем, принимает форму сосуда

Вода – это жизнь

Береги воду!

– Какое открытие сделал каждый из вас? – Что вы узнали нового о воде?

Составление синквейна

-Назовите тему урока одним словом.

-Назовите 2-3 свойства воды.

-Назовите  2-3 действия, которые производит вода.

-Выразите в одном предложении своё впечатление о теме урока.

-Какое слово наиболее точно определяет значение воды на Земле?

V. Домашнее задание. Познавательные УУД: Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии), готовить сообщения и обсуждать полученную информацию. 1)С. 47-50 ответить на вопросы.

2)Подготовить сообщение о воде (интересные факты).

3)Написать мини-сочинение «Если бы я была капелькой воды, я …»

4) Характеризовать свойства воды.

5) Презентовать рассказ о значении воды.

(Домашнее задание на карточке)

Приём «свободного выбора заданий» используется для того, чтобы каждый ученик смог добиться успеха в учебной деятельности, осуществлять саморегуляцию, контролировать свои знания и возможности.
Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба)