Мызнова Наталия Геннадьевна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 7 имени К.Д.Ушинского» г.Саратова
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158296
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: конспект открытого урока по окружающему миру «Путешествие по родному краю» (Саратовская область)
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158296


Открытый урок  Окружающий мир

Класс 1

Тема урока: Путешествие по родному краю

Тип урока: обобщение полученных знаний

Цели урока: создать условия для обобщения и закрепления сведений о родном крае, полученных на предыдущих уроках.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: проявлять интерес к природе и человек; сознавать себя частью учебного коллектива; формирование уважительного отношения к иному мнению; принимать и осваивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; понимать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; самоконтроль и самооценка. 

Познавательные УУД: учить выделять и формулировать познавательную цель; извлекать информацию из предложенного задания;  на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: учить уметь слушать собеседника и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли; участвовать в коллективном обсуждении проблем; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты: формировать знания о родном крае, расширять знания об известных людях родного края, расширять кругозор о растительном и животном мире родного края. 

Ход урока

  1. Мотивация  (самоопределение) к учебной деятельности   

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

– Какие эмоции, чувства вызвало у вас это стихотворение? (на экране эмоции-схемы) Гордость, умиление, любовь……..

  1. Целеполагание.

– О чем стихотворение, которое прочел Егор?

– О России?

– А чем является Россия для каждого из нас? 

– Родиной.

На экране  – Человек без Родины, что соловей без песни.

– О чем эти пословицы? (О Родине). 

– Послушайте еще стихотворение о другой птице  и  определите тему урока?

Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель.

Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края!

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Родной край). 

Какую цель поставим перед собой? (обобщить и закрепить знания  о родном крае)

Сегодня мы отправимся в путешествие только не в дальние страны, а по родной области. 

 Тема урока «Путешествие по родному краю». – на доску 

– Ребята, как вы понимаете слово край?

– где мы можем узнать толкование слова край?

Ответы детей:

– Можно узнать в толковом словаре.

– Край есть у стола, у леса, – многозначное слово

– Край – место, где мы живём,

-А какие должны быть путешественники? (смелые, внимательные, мужественные)

Давайте проверим, вы внимательные были на предыдущих уроках? 

В путешествие мы отправимся на поезде. А не сбиться с пути нам поможет карта. Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот, что это за станции, вы узнаете по ходу нашего путешествия. На партах у вас лежат карты нашего следования, по мере выполнения заданий на каждой стации, вы будете зачеркивать флажок.

3.Беседа по теме урока. 

Сядьте поудобнее, закройте глазки. Наш поезд стремительно мчится мимо городов, деревень, лесов, полей, рек. На доску прикрепляется зелень-леса

Вот он подъезжает к первой станции, которая называется…

Откройте глазки и прочитайте хором.

1 станция «Символика»

Отгадайте загадку и узнаем первый символ нашей области.

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)

 Работа в парах: На столах у вас коричневые конверты – откройте соберите пазл и увидим герб Саратовской области. Что вы видите? – высказывания детей.

Появляется на экране.+ прикрепляется на доску вверху

Учитель: Герб Саратовской области представляет собой пятиугольный щит лазоревого цвета, на котором расположены три серебряные стерляди. Над щитом расположена историческая земельная корона золотого цвета, подбитая лазурью. 

Следующая загадка 

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный …(ФЛАГ) – речь о Российском. Есть у каждого города и области.

Работа в малых группах. Откройте желтые конверты и Попробуйте собрать флаг- аппликация (на белый прямоугольник приклеить красную полосу и герб) – Дети пробуют сам-но вспомнить флаг, если не получается вспоминаем все вместе- один флаг прикрепляется на доску.

Флаг Саратовской области состоит  из двух горизонтальных полос: нижней – красного цвета и верхней – белого цвета с изображением герба Саратовской области в окружении золотого венка

Следующая загадка

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её. (ГИМН)

Давайте его послушаем, пока передвигаемся на другую станцию.  Напомните, что нужно сделать, когда звучит гимн Саратовской области. (Встать и молча слушать). Вопросы про гимн, что главное про него сказали? – Нельзя не любить наш край Саратовский

Есть гимн нашего города Саратова.

2 станция «Географическая»

А вы знали, что по контуру область напоминает в уменьшенном масштабе карту России. Если путешествовать по Саратовской области с севера на юг, то можно горы, холмы, равнины, речные долины, овраги. 

А кто знает, какая река протекает в Саратовской области? (р. Волга) 

Дети рассказывают как домашнее задание. 

Это самая длинная река в Европе. На карте показать указкой и протекает через наш город.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ О ВОЛГЕ  и красивые виды фото на слайде

 Работа в парах.    Давайте вспомним, какие красивые места-достопримечательности есть в нашем городе.    В белых конвертах иллюстрации с достопримечательностями, выберите из них только, которые находятся в Саратове, назовите их и расскажите о них.

Чем является Саратов в нашей области? – Административным центром (городом)

Много интересного мы еще можем узнать на этой станции, (на следующих уроках), нам пора двигаться дальше. 

При передвижении на следующую станцую на придется немного подвигаться (физкультминутка)

В нашей области горы – высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки широко)

А мы – ребята вот такие (показываем большой палец).

3 станция «Ботаническая» 

Здесь нам предстоит узнать растения, которые растут в нашем крае. Вам необходимо установить соответствие между названием растения и его иллюстрацией (Береза, дуб, клен, рябина)- к доске ученик 

– Ребята о каких деревьях вы можете рассказать? Кто подготовил дома сообщение? информацию о нескольких деревьях.= Появляются на доске

Индивидуальная работа: названия других растений вам надо найти в филворде (осина, липа, черемуха, калина, бересклет, шиповник, сосна, лещина).

На доске появляется разгаданный филворд с картинками деревьев.

 Фрагмент стиха о черемухе С.Есенин – фрагмент прочитать. 

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Итак, продолжим путешествие. Закройте глаза.

Аутотренинг. Звучит запись «Голоса леса».

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы, луга.

Надо мною гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Откройте глаза, мы прибываем на станцию…

Дети хором называют станцию.

4 станция «Зоологическая» 

Животный мир нашей области разнообразен. Большое влияние на него оказывает климат. Здесь обитает 76 видов зверей, 260 видов птиц, 50 видов рыб. (рысь, дрофа, цапля, белка, заяц, лиса, клест). – на доске слайд с животными и не только. Динозавр, пиявку, и пр. чебурашка.

 – назовите зверей, которые обитают в нашей местности? – рысь, лиса, белка

– а остальные не звери? – птицы: дрофа, цапля, клест.

– чем отличаются звери  от остальных животных? – шерсть, кормят молоком 

Кто желает рассказать Интересные факты о любом звере или птице?

Это была наша последняя станция. Нам пора выходить. Но путешествие на этом не заканчивается, оно продолжится на следующих уроках, и  когда вы станете чуть старше. 

  1. Этап рефлексивно-оценочный 

А как еще узнать что-то новое о нашем городе?

Какое чувство появилось у вас после того, как ты познакомился со своей областью? (гордость) 

Давайте создадим свое небо 

Прикрепите на доску солнышко, если у вас хорошее настроение, вам было интересно на уроке. 

Облачка – было все равно. 

Тучку – у кого плохое настроение, вам было скучно и неинтересно. 

Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, какой будет наша малая  Родина – Россия в будущем.

Продолжи четверостишие:

Наш край родной,

Мы __________ тобой!

конспект открытого урока по окружающему миру «Путешествие по родному краю» (Саратовская область)