Мозгунова Галина Александровна
педагог-психолог, преподаватель
ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158318
Международный конкурс   «Инновационное обучение»
Наименование конкурсной работы: Программа социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в СПО на 2023-2025 учебный год
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №158318


Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное  учреждение Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

(ГАПОУ СО «БТМСХ»)

ПРОГРАММА

социализации и психологической адаптации

несовершеннолетних иностранных граждан

в ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства» 

на 2023-2025 учебный год

Балашов, 2023

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы Программа социализации и психологической адаптации

несовершеннолетних иностранных граждан

в ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»  на 2023-2025 гг.

Разработчик программы Педагог-психолог,  Мозгунова Г.А.
Основание для разработки программы
  • Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»;
  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
  • Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 662 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы».

В деятельности по организации работы по социализации и психологической адаптации детей иностранных граждан могут быть использованы следующие методические рекомендации, подготовленные органами исполнительной власти Российской Федерации:

  • Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 444);
  • Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации “О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации”, утвержденные приказом Федерального агентства по делам национальностей России от 17 ноября 2020 г. N 142;
  • рекомендации Министерства образования и науки РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ (письмо Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности ПМПК»)
Целевая аудитория – студенты техникума с I ,II, несовершеннолетние  III курс
Цель программы всесторонне содействовать психологической адаптации и социализации детей иностранных граждан к жизни, к получению профессии в новых социальных условиях в СПО с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной проживания;
Задачи – организовать в техникуме образовательную и развивающую среду, способствующую позитивному восприятию и развитию эффективного межличностного взаимодействия с подростками, юношами и девушками иностранных граждан, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию и создание условий для получения профессии;

– создать все условия для интенсивного овладения детьми иностранцами русского языка;

– оказывать содействие в решении социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, возникающих у подростков, юношей и девушек иностранцев  и их семей;

– создать атмосферу толерантности как личностного качества студентов через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в учебной группе;

– обеспечить сопровождение детей иностранных граждан, в том числе и со стороны сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;

– оказывать помощь детям иностранцам, в разрешении межличностных конфликтов;

– оказывать помощь педагогам по вопросам сопровождения и обучения подростков иностранных граждан;

– оказывать консультативную, методическую, психолого-педагогическую помощь семьям  студентов иностранцев;

– выявление, анализ проблем студентов иностранцев на уровне социально-психологического обследования;

– содействие успешной социализации и адаптации подростков иностранцев к учебному процессу;

– создание благоприятных условий для проживания и самостоятельной работы в студенческом общежитии;

– привлечение квалифицированных специалистов по оказанию психолого-педагогической, правовой  помощи студентам-иностранцам;

– соблюдение прав и свобод студентов в период обучения

Структурные подразделения, осуществляющие социально-психологическую помощь студентам – заместитель директора по воспитательной работе;

 – заведующие отделениями;

 – кураторы и классные руководители групп;

 – педагог-психолог;

 – социальный педагог;

 – воспитатели общежития;

Сроки и этапы реализации программы Программа рассчитана на 2023 – 2025 гг.

  1. этап организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)
  2. основной (ноябрь-май)
  3. этап констатирующий (июнь)

      В соответствие с Программой социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан разрабатывается план работы  с отдельными категориями студентов техникума на учебный год

Ожидаемые результаты 1. Качественное достижение студентами-мигрантами планируемых результатов освоения образовательной программы СПО и профессионального обучения.

2. Успешная психологическая адаптация и интеграция в учебно-воспитательный процесс образовательной организации; 

3. Повышение психологической устойчивости студентов иностранцев  в межличностном общении.

3.Повышения уровня мотивации студентов иностранцев к получению профессионального образования;

4. Развитие способностей у студентов иностранцев к адаптации, позволяющих личности адекватно взаимодействовать в профессиональной деятельности и в жизни;

5. Снижение риска возникновения фактов правонарушений;

6. Преодоление «образа чужака» через освоение способности воспринимать и ценить культурные традиции других народов; 

7. Применение студентами иностранцами полученного социального опыта в повседневной жизни; 

8. Расширение знаний о культуре народов Российской Федерации;

9. Повышение уровня толерантности у студентов.

10. Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

11. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения

Система организации контроля за исполнением программы Контроль за исполнением программы осуществляет администрация техникума

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          В настоящее время в связи со сложившейся напряжённой социальной и  политической обстановкой в мире, на  территории Российской Федерации миграционные процессы резко усилились. Семьи вынуждены резко менять место жительства, языковую среду. Примерно треть от общего числа мигрантов составляют дети и подростки,  наиболее сложная и проблемная группа населения. Подростки, юноши и девушки испытывают трудности в преодолении языковых барьеров в общении со сверстниками, трудности в социальной и психологической адаптации, в вовлечении в различные виды образовательной, культурно-досуговой  и социальной деятельности, знакомятся с новыми обычаями и традициями, новым ценностным ориентациям, испытывают трудности в установлении взаимоотношений в новом коллективе, учебной группе.

      В связи с этими обстоятельствами, одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования являются вопросы, связанные с социализацией и психологической адаптацией несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных учебных заведениях. 

     Данная программа составлена с  целью получения подростками-мигрантами возможности полноценного развития в новых социальных условиях, а также распространения эффективной практики социокультурной, языковой и психологической адаптации.

        Саратовская область –  является привлекательным регионом для мигрантов. Мигранты семьями приезжают и устраиваются на работу, часть из них к фермерам, где получают жильё и достойную заработную плату, дети поступают в учебные заведения: школы, СПО, колледжи. В будущем дети мигрантов получат российское гражданство. Многие после окончания учебного заведения получат  возможность трудоустроиться.

        Под термином «дети-мигранты» подразумеваются несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18 лет, дети иноэтничных мигрантов, не владеющие или плохо владеющие русским языком и воспитанные в иной этнокультурной среде.

        Успешная реализация данной программы возможна при активном участии всех социальных партнеров: самих детей-иностранцев, их родителей, преподавателей-предметников, педагога-психолога, классных руководителей, социального педагога и представителей общественных организаций, национальных диаспор и пр.

Особенность данной программы заключается в ориентировании на формирование у студентов иностранных граждан навыков культуры речи и освоение психолого-педагогических приемов общения. Представленные мероприятия позволяют не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать их склонности, способности и интересы. 

Программа психолого-педагогической помощи студентам иностранцам техникума предназначена для оказания квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи  социальной и психологической адаптации.

        В настоящее время психолого-педагогическая помощь студентам мигрантам является важным направлением воспитательной работы способствующей их адаптации к условиям обучения в техникуме, готовности участников образовательного процесса к эффективному взаимодействию в процессе обучения.

        Психолого-педагогическая помощь студентам оказывается в учебное время и внеучебное время  и охватывает весь период обучения в техникуме. 

        Объектом работы педагога-психолога, социального педагога, воспитателей общежития и классного руководителя является каждый студент-мигрант техникума.

 

Основные направления программы психолого-педагогической помощи студентам техникума.

        В своей деятельности Программа психолого-педагогической помощи студентам-мигрантам  техникума ориентируется на следующие направления:

Социально-психологическая адаптация – процесс, включения студентов-мигрантов первого курса в студенческий коллектив, освоение ими норм поведения в коллективе, освоение нового для них языка. Данное направление социально-психологической помощи заключается в создании условий, проведении тренингов и занятий, способствующих социальной адаптации студентов-мигрантов.

Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое обследование студентов-мигрантов, на протяжении I, II и несовершеннолетних III курса, выявление их индивидуальных особенностей, уровня тревожности, социальной адаптации, враждебности, агрессии, склонности к аддиктивному и делинквентному поведению. Выявление причин дезадаптации. 

-Психологическое и педагогическое консультирование и коррекция профессионального и личностного роста студента-мигранта, предусматривает активное воздействие на его личность и индивидуальность.

        Оказание помощи классным руководителям по включению студентов-мигрантов в различные виды социально-значимой деятельности.

Психологическое просвещение предусматривает повышение психологической компетентности преподавателей, классных руководителей, воспитателей общежития, родителей-мигрантов и их детей.

– Организационно-методическая деятельность направлена на подготовку методических материалов, разработку анкет и программ для психодиагностики.

     Опираясь на направления Программы определяем следующие функции, реализация которых направлена на решение проблем студентов-мигрантов в период обучения в техникуме:

развивающая, направлена на стимулирование положительных изменений в личности студентов-мигрантов, поддержки процессов их самовыражения, обеспечение развития студенческих и общественных коллективов;

–  диагностическая, обеспечивающая получение и использование достоверной, педагогически значимой информации о становлении, развитии личности студентов-мигрантов, эффективности учебно-воспитательного процесса, изменения во внутренней и внешней среде техникума;

интегрирующая, способствующая объединению действий заместителя директора по воспитательной работе, заведующих отделениями, преподавателей, классных руководителей, педагога-психолога, медицинского работника, воспитателей общежития и социального педагога в единое целое, направить  их усилия и деятельность на личность студента-мигранта и процесс его развития;

регулирующая, предполагает упорядочение педагогических процессов с целью формирования личности студента-мигранта;

защитная, направленная на повышение уровня социальной защищённости студентов-мигрантов  их семей;  нейтрализация влияния негативных факторов социальной среды;

корректирующая, предполагает осуществление педагогической целесообразной коррекции поведения, общения и других сторон жизнедеятельности студентов-мигрантов, с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Принципы программы психолого-педагогической помощи:

– доступность – возможность получения психологической и педагогической помощи для всех студентов-мигрантов и преподавателей и других педагогических работников, нуждающихся в ней;

– своевременность – включение работы психологической службы на самых ранних этапах;

–  индивидуализация – индивидуальный подход, где следует учитывать: показатели здоровья, уровень развития интеллекта, особенности личности, образовательный уровень, социальное положение студента-мигранта;

– комплексность – психологическое изучение личности и коррекция, подъём образовательного уровня и восстановления социального статуса;

–  эффективность – восстановление личности студента-мигранта и активное включение в жизнь;

– оперативность – быстрая профилактика и разрешение проблем в коллективе  техникума и у студента-мигранта;

– репрезентативность – представительство во всех социальных группах студентов-мигрантов и учёт их интересов;

– адаптация – ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Методы и формы работы:

– изучение документации;

– беседа;

– анкетирование;

-тестирование;

– анализ; 

– консультирование;

– индивидуальная работа;

– групповая работа;

– диагностика.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

I этап организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)

п/п

Содержание деятельности Ответственный Срок выполнения
1. Проведение мониторинговых исследований психологического здоровья студентов – иностранцев, работа с документацией и выявление их основных проблем  Медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, сентябрь-октябрь
2. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной и психологической  адаптации студентов-иностранцев медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог сентябрь-октябрь
3. Составление индивидуальных программ (планов) сопровождения студентов иностранцев  Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по УР,

методист

медицинский работник,

педагог-психолог,

социальный педагог

сентябрь
4. Составление методических рекомендаций по работе со студентами иностранцами  Педагог-психолог,

социальный педагог

весь период обучения студентов
5. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе со студентами мигрантами Заместитель директора по УВР,

педагог-психолог,

социальный педагог

сентябрь-октябрь

Промежуточные результаты:

  1. Изучение документации (медицинских карт, индивидуальных карт);
  2. Разработка индивидуальных программ (планов) сопровождения.
  3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

 

II этап основной (ноябрь-май)

п/п

Содержание деятельности Ответственный Срок выполнения
1. Организация и проведение диагностики (изучение условий семейного воспитания, уровня социализации, тревожности, агрессии, враждебности, типа темперамента, выявление внутригруппового статуса) Педагог-психолог, классный руководитель социальный педагог в течение всего учебного периода
2. Индивидуальное консультирование классных руководителей  по результатам диагностики и оказанию помощи студентам-мигрантам в период адаптации, социализации. Консультирование преподавателей- предметников по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы со студентами-мигрантами Педагог-психолог, социальный педагог в течение всего периода
3. Оказание помощи родителям-мигрантам  в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения студентов-мигрантов с привлечением различных специалистов Зам. директора по ВР,

педагог-психолог, социальный педагогв течение всего периода4.

Содействие в приобретении студентами психологических знаний, умений и навыков, необходимых в преодолении трудностей общения, предотвращения конфликтов, проблем в обучении, в студенческом  общежитии (для студентов-мигрантов)

Психологическая помощь студентам-мигрантам, имеющим трудности в адаптации.

Педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители, воспитатели общежития

в течение всего периода5.Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, мастер-классы, семинары с элементами тренинга, оформление буклетов, разработка памяток) как для студентов-мигрантов, так и  педагогического состава и родителей-мигрантовПедагог-психолог, социальный педагогв течение всего периода6.

Содействие психологической адаптации и социализации студентов-мигрантов нового набора (I курса). Проведение адаптационных тренингов. 

Содействие адаптации и социализации студентов-мигрантов нового набора проживающих в общежитии

Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели общежития, классные руководителив течение всего периода7.Проведение профориентационной диагностики среди студентов-мигрантов техникума. Семинары, лекции для старшекурсников по технологии трудоустройства.Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заведующие отделениемв течение всего периода8.Индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов-мигрантовПедагог-психолог, классные руководителив течение всего периода9.Распознавание, диагностирование проблемных ситуаций, конфликтов, их разрешение, затрагивающих интересы студентов-мигрантов, на ранних стадиях с целью предотвращения серьёзных последствий 

Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель,

воспитатели общежития

в течение всего периода10.

Оказание помощи студентам-мигрантам, находящимся в состоянии стресса,  конфликта, сильного эмоционального переживания

(организация и проведение различных мероприятии, в том числе по развитию жизнестойкости)

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог,

 заведующие отделениями,

классный руководитель

в течение всего периода11.Консультирование студентов-мигрантов по вопросам обучения, жизненного самоопределения, проблем взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, родителями-мигрантами

Классные руководители, педагог-психолог, воспитатели общежития,

социальный педагог

в течение всего периода12.Помощь студенту-мигранту в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемостьВсе участники образовательного процессав течение всего периода13.

Организация досуга студентов-мигрантов, вовлечение их в кружковую, волонтёрскую, секционную деятельность, с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости во вне учебное время 

Содействие психологической адаптации и социализации студентов-мигрантов (экскурсии, участие в концертах, участие в праздничных мероприятиях, посещение театров)

заместитель директора по УВР,

педагог-организатор, руководитель кабинета физического воспитания,

социальный педагог, педагог-психолог, Классные руководители и кураторы групп

в течение всего периода14.Оказание социально-правового консультирования студентам-мигрантам и их законным представителям (лицам их замещающим)

Заместитель директора по УВР, социальный педагог.

Привлечением других специалистов

в течение всего периода15.Организация дистанционного обучения и консультирования студентов-мигрантовЗаместитель директора по УР, преподаватели-предметники, классные руководителив течение всего периода16.Привлечение студентов-мигрантов к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах профессионального мастерстваПреподаватели-предметники, классный руководительв течение всего образовательного периода

Промежуточные результаты:

1.Успешная социально-психологическая и педагогическая адаптация студентов-мигрантов в образовательной среде, социуме.

  1. Повышение уровня толерантности социума.
  2. Расширение участия студентов-мигрантов разных категорий в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

4.Повышение компетентности классных руководителей, преподавателей, воспитателей общежития, родителей-мигрантов через консультирование и проведение семинаров, лекций, круглых столов.

III этап  констатирующий (июнь)

 

п/п

Содержание деятельности Ответственный Срок выполнения
1. Мониторинг динамики развития студентов-мигрантов на основе реализации индивидуальных программ (планов) сопровождения Заместитель по УВР,

педагог-психолог, социальный педагог

июнь
2. Анализ и перспективное планирование дальнейшего психолого-педагогического и социального сопровождения студентов-мигрантов Заместитель по УВР,

Заместитель по УР

педагог-психолог, социальный педагог

июнь

Промежуточные результаты:

1Анализ результатов деятельности специалистов по работе со студентами-мигрантами различных категорий.

  1. Перспективное планирование на следующий учебный год

 

Программа социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в СПО на 2023-2025 учебный год