Попова Анастасия Вячеславовна
учитель-логопед
ГКОУ «Богородская школа №8»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158322
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р. и м.р.
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158322


ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОНЦЕ СЛОВА У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Ж.Р. (НОЧЬ) И ЕГО ОТСУТСТВИЕ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ М.Р. (НОЖ)

Цель: Создание условий для знакомства с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имен существительных.

Предметные:

– знать различия существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящую от существительных женского рода;

– уметь различать роль мягкого знака;

– применять полученные знания на практике, использовать правило;

– анализировать проделанную работу;

– оценивать содержание правила для применения в практике.

Личностные:
– формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний;

– развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Метапредметные:

УУД:

Познавательные:

развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Регулятивные:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Коммуникативные:

развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Логопед: Написание какой буквы мы сегодня повторим вы узнаете из загадки.

Эта буква – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Ответ: мягкий знак

Вызвать ребёнка к доске.

Задание: запиши слова на доске под диктовку: рожь, ёж, мышь, ночь, камыш, плащ, врач, вещь.

 

Логопед: что общего у этих слов? А чем они отличаются?

Почему в одних словах Ь пишется после шипящих, а в других не пишется?

 

Логопед: Определи род имён существительных.

Сделай вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

 

ПРАВИЛО!

На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь знак: мышь, печь, ложь, мощь.

На конце существительных мужского рода после шипящих Ь знак НЕ пишется: гараж, борщ, камыш, ключ.

 

ЗАДАНИЕ №1. Ромашки ж.р. и м.р.

Женский род  Мужской род
Вещь, дочь, дрожь, помощь, брошь, молодёжь Товарищ, кирпич, нож, ковш, грач, овощ

 

ЗАДАНИЕ №2. Единственное и множественное число

  1. Скрипачи – 5. Обручи –
  2. Моржи – 6. Гуаши –
  3. Печи – 7. Ключи – 
  4. Ночи –  8. Вещи – 

ЗАДАНИЕ №3. Замени одним словом. Определи род

  • Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
  • Футбольное соревнование (Матч)
  • Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
  • Без него не откроешь замок (Ключ)
  • Его надевают в дождь (Плащ)
  • Маленький ребёнок (Малыш)
  • Добыча охотника. (Дичь)
  • Середина ночи.  (Полночь)
  • Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
  • Тихая безветренная погода.  (Тишь)
  • Мелкие деньги.  (Мелочь)

ФИЗМИНЦУТКА. ДЫХАНИЕ

 

ЗАДАНИЕ №4. Антонимы

Подберите к каждому имени существительному антоним. Запишите слова парами

  1. День – ____________ 4. Смех – _______________
  2. Правда – ____________ 5. Шум – _______________
  3. Старт – ______________ 6. Полдень – _____________

ЗАДАНИЕ №5. Из слов составь предложения

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки. 4. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
2. на, веселилась, площадке, молодёж(?). 6. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
3.отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ

 

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

 

– Мы с вами хорошо потрудились.

 

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

 

Продолжите мои предложения:

 – Я понял, что…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Мне захотелось…

– У меня получилось…

– На следующем уроке мы…

 

Молодцы! Спасибо за урок.

Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р. и м.р.