Гайнутдинова Рамзия Мустафовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1 г.Инты»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158341
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Презентация «Своя игра»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158341


Конкурс методических разработок 

Номинация «Лучший комплект презентаций к уроку или внеурочному занятию по творчеству А.С. Пушкина»

Тема: Литературная викторина «Своя игра»

Участник конкурса: Гайнутдинова Рамзия Мустафовна,

 учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Лицей № 1 г. Инты»

 

Аннотация: 

Предмет или курс внеурочной деятельности: литература

Актуальность разработки: приходится признать, что современные школьники читают всё меньше и меньше, редко заглядывают в библиотеки, предпочитая больше времени проводить за компьютером, а если всё же читают нужное произведение к уроку, то чаще в кратком изложении. 

Заинтересовать учеников и привлечь их к внимательному чтению художественного слова, на мой взгляд, лучше всего уроками (внеурочными занятиями) в игровой форме.

Игры интересны школьникам любого возраста (5-11 классы). 

Оригинальность разработки заключается в том, что нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, предотвращает угрозу возможного неприятия читателями классического текста. Происходит естественное, без принуждения, приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить знание текста и литературоведческого материала.

Вопросы, адресованные ученикам подобных состязаний, нередко касаются так называемых мелочей, конкретных фактов. Такие уроки (внеурочные занятия) способствуют формированию у учащихся внимательного отношения к художественной детали, учат осмысливать ее роль в идейно-образной структуре произведений, а значит, содействуют развитию «зоркости» и «чуткости» читательского восприятия.

Таким образом, игра на уроке литературы (внеурочном занятии)  – это и средство обучения, и способ контроля за чтением, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Игры, предлагаемые вниманию словесников, могут быть использованы на факультативных занятиях, для проведения конкурсов по предмету, а также непосредственно на уроке литературы в качестве знакомства с автором и его произведениями или на обобщающих и зачетных занятиях.

Литературная викторина «Своя игра»,

посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина

Описание игры

  1. В игре принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной ниже таблицей, выбирают тему вопроса и его «стоимость».
  2. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа команде засчитывается количество баллов, соответствующее «стоимости» вопроса. Если дан неверный ответ, та сумма снимается со счета команды, и право ответа на этот вопрос переходит другой команде.
  3. В игре встречаются следующие сектора:

– «Чёрный ящик»: вопрос должен быть передан любой другой команде.

– «Своя игра»: Стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут «выкупить» право ответа на вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна  из команд идет «ва-банк», то есть ставит на кон всю имеющуюся на счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим «ва-банком», если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.

Интересные факты 10 20 30 40 50
Знаменитые люди 10 20 30 40 50
Черный ящик 10 20 30 40 50
Литературные герои 10 20 30 40 50
Иллюстраторы 10 20 30 40 50
  1. Игру завершает раунд «Своя игра». Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счёт команды, а при неправильном –  списывается со счёта. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Лицей Сколько лицеистов первого выпуска вышло из стен Императорского Царскосельского лицея?
Творческие взрывы Сколько недель длился творческий взрыв Пушкина, в котором он закончил «Капитанскую дочку», написал «Медного всадника», переработал пьесу Шекспира «Мера за меру», перевел баллады поэта Мицкевича и написал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях»?
Реминисценция У какого поэта Пушкин «экспроприировал» выражение «гений чистой красоты»?
Памятники В каком городе стоит самый знаменитый памятник А.С. Пушкину?
  1. 1. 21 июня 1817 года из стен Императорского Царскосельского лицея, в просторечии теперь именуемого Пушкинским, выпустились и вступили во взрослую жизнь первые выпускники.

Вопрос: «Сколько лицеистов первого выпуска вышло из стен лицея?» 

Ответ:  29 лицеистов 

  1. Пушкин писал “творческими взрывами”. В одном из них он закончил «Капитанскую дочку», написал «Медного всадника», переработал пьесу Шекспира «Мера за меру», перевел баллады поэта Мицкевича и написал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. 

Вопрос: «Сколько недель длился этот творческий взрыв?» 

Ответ: 6 недель

  1. Иногда ступеньками для достижения цели были чьи-то известные строки, образы, стихи, которые Пушкин помещал в свой контекст, наполняя новым содержанием. 

Вопрос: «У какого поэта Пушкин «экспроприировал» выражение «гений чистой красоты»?

Ответ: у Жуковского

  1. 4. Памятник Пушкину скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова был установлен 19 июня1957 года. Отлит из бронзы. Высота свыше 4 м, вместе с пьедесталом 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, основание  — из гранита. На лицевой стороне пьедестала высечена золотом надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину». 

Вопрос: «В каком городе стоит самый знаменитый памятник А.С. Пушкину?»

Ответ:  В  Ленинграде (ныне город Санкт-Петербург) на  площади Искусств  перед зданием Государственного Русского музея.

Презентация «Своя игра»