Гулюта Татьяна Анатольевна
воспитатель
ДОУ ТОПОЛЕК
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158348
Международный конкурс   «Инновационное обучение»
Наименование конкурсной работы: «Использование прозрачного мольберта в работе с дошкольниками, как одного из современных методов в нетрадиционном рисовании».
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №158348


«Использование прозрачного мольберта в работе с дошкольниками, как одного из современных методов в нетрадиционном рисовании».

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. 

Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Творческая личность – это достояние всего общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха. 

Художественно-эстетическое развитие детей предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью

Что я как педагог детского сада могу сделать, для того ,чтобы воспитать современную творческую личность? 

Прежде всего нужно идти в ногу со временем, чтобы в полной мере соответствовать ему.

А это значит быть в поиске новых подходов, технологий, методов, приемов чтобы обновить содержание работы по художественно-эстетическому развитию детей.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Использование прозрачного мольберта в работе с дошкольниками является одним из наиболее современных методов, который вызывает большой отклик у детей. 

У меня возникло желание изучить, освоить и внедрить в педагогический процесс инновационное пособие – «Прозрачный мольберт»

 Поставила перед собой цель:

Развитие у дошкольников творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования на стеклянном мольберте.  

Определила ряд задач: 

-Познакомить детей с пособием «Прозрачный мольберт», со свойствами стекла. 

-познакомить детей с различными методами и приемами рисования на стекле.

 – научить детей использовать различные техники приемы рисования на стекле в своих творческих работах.

Новизной и отличительной особенностью данного пособия является то, что оно имеет инновационный характер. С мольбертом очень хорошо сочетаются нетрадиционные техники рисования, которые способствуют поддержанию интереса к занятиям, вызывают положительные эмоции,  позволяют овладеть навыками ориентировки на вертикальной поверхности, совершенствовать умения в рисовании. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. 

На самом деле применение мольберта возможно во всех образовательных областях, что позволяет творчески подойти к образовательному процессу. 

  Технология выполнения  задания интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Работа с использованием прозрачного мольберта ведется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки. На занятиях широко применяю в практике нетрадиционные техники и приемы рисования.

Одна из таких техник – пальчиковая  живопись, которая полезна для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.

Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга. Использую для рисования на мольберте кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются и работы, выполненные мелками и водными маркерами.

На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, к примеру, гуашью (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу). Скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Выполняя задания на вертикальной поверхности, дети имеют возможность работать сидя или стоя т свободно передвигаться.

Для создания положительного эмоционального настроя можно использовать любой стимульный материал (цветной фон, изображения животных, предметов), который наклеиваем с обратной стороны стекла.

Используя практику современных педагогов которые работали в этом направлении, так же интернет ресурсы, мною было разработано методическом пособии «Использование стеклянного мольберта в нетрадиционной работе детского сада»  с которым вы можете познакомиться на моем сайте, в разделе  «Методическая копилка»

В пособии представлены игры и упражнения 

Которые  организуются через разнообразные формы:

  • парное рисование: 
  • коллективное: 
  • индивидуальное.

С помощью прозрачного мольберта дети с легкостью освоят способы изображения натюрморта, фигуры человека. Для рисования на прозрачных мольбертах могут использоваться как традиционные, так и нетрадиционные материалы и техники.

Представленные в пособии игры и упражнения можно организовывать как в детском саду, так и дома в совместной деятельности взрослых с детьми,                          в самостоятельной деятельности детей.

Пособие адресовано воспитателям, родителям, другим педагогам, работающим в дошкольных образовательных организациях.

Благодаря систематической и планомерной работе по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования на мольберте, повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников; дети стали проявлять больше самостоятельности, инициативы, творчества; дети с желанием участвуют в выставках и конкурсах разного уровня.

Для меня очень ценно что, мой опыт полезен для моих коллег, с которыми я активно делюсь, проводя консультации, мастер классы. Результаты своей работы обобщаю и представляю на разных уровнях : Опубликована статья в сборнике материалов Всероссийской научно- практической конференции «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования», « Значимость художественного творчества в воспитании детей».

Взаимодействие с родителями по художественно –эстетическому развитию детей осуществлялось на основе знакомства их с текущей работой по изобразительной деятельности, организовывались выставки рисунков, проводились консультации с родителями: Был организован мастер класс, где родители обучались приемам совместной работы с детьми. Совместное рисование детей и взрослых — занятие, способствующее развитию ребенка. Оно укрепляет дружеские отношения, способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша. Совместное рисование — это также и педагогический метод развития ребенка, оформленный в виде игры. Самые известные детские педагоги всегда практиковали и рекомендовали этот прием. Дети любят рисовать, а уж заняться этим вместе с другими детьми или с родителями для них и вовсе праздник. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками.

Пришло время выявить педагогический потенциал стеклянного мольберта. На сегодняшний день хорошо разработаны методические аспекты, связанные с расширением возможностей педагога в демонстрации детям художественных техник (способов). Это важная, долгожданная, широко востребованная инновация в педагогике искусства. Педагог обращен лицом к детям и свободно себя чувствует, когда поясняет и показывает на стекле те иные способы изображения.

Я считаю, что использование  прозрачного мольберта в работе с дошкольниками, как одного из современных методов в нетрадиционном рисовании актуально, полезно, эффективно и меняет качество детских рисунков. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

 В заключении хочется сказать, что данный педагогический опыт может быть использован в любом образовательном учреждении. 

«Использование прозрачного мольберта в работе с дошкольниками, как одного из современных методов в нетрадиционном рисовании».