Казакова Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования
МОКУ ДО ДДТ г. Мураши
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158358
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические разработки по формированию финансовой грамотности обучающихся», в рамках реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»
Наименование конкурсной работы: Место изобразительного искусства в формировании и развитии функциональной грамотности
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158358


Место изобразительного искусства в формировании и развитии функциональной грамотности

 

Функциональная грамотность – актуальный вопрос на сегодняшний  день для всех участников образовательного процесса: педагогов, учеников, родителей.

Функционально грамотный человек должен обладать следующими качествами:

  • Инициативность; успешное  взаимодействие с окружающим миром, 
  • способность творчески мыслить; решать стандартные и нестандартные жизненные задачи;
  • умение выстроить отношения в социуме;
  • умение анализировать и оценивать свою грамотность;
  • готовность обучаться на протяжении всей жизни.

 

Способно ли увлечение художественной деятельностью, в частности изобразительным искусством, сформировать и развить функциональную грамотность? Я попробовала обобщить некоторые направления своей деятельности как педагога дополнительного образования и ответить на данный вопрос.

Художественная деятельность, то есть создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития. И у меня как у педагогов дополнительного образования появляется возможность, развивая познавательные, художественные, творческие способности и  интеллектуальные ресурсы ребёнка,  помочь ему реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с другими, раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций и творческой самореализации, которые бы определили его дальнейшие перспективы не только  в условиях творческого объединения, но и в будущем.

Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга», разработанная мною на 6 лет обучения, позволяет формировать  навыки и умения, без которых невозможно справляться над решением жизненно важных задач.

1 год обучения: ознакомительный (7 – 8 лет)

Игровая деятельность, в результате которой у детей развивается желание конструировать, рисовать, создавать что-то новое, то есть творить. Упор делается на использование детской сообразительности, воображения и их логики.

     Дети получают более углублённое представление о художественных материалах. Изучают свойства и методы работы с разными красками: акварельными, гуашевыми. Учатся передавать в рисунке движение, пластику предметов, выделять в них характерные черты, обобщать форму, исключая мелкие детали, пытаются делать простые самобытные вещи.

2 года обучения (ознакомительный этап: 9 – 10 лет)

Для развития двигательной ловкости и координации мелкой моторики  рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. 

В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. 

В конце каждого занятия фиксируется внимание на достигнутом результате.

3 года обучения (развивающий этап: 10 – 12 лет)

На этом этапе ребенок  исследует форму, экспериментирует с изобразительными и пластическими материалами, знакомится с мировой культурой. 

Более свободное владение разными художественными и техническими средствами позволяет ребёнку самовыразиться.

4 года обучения (творческий этап: 13 – 14 лет)

На данном этапе важной становится цель –  научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществлять ее выполнение.

Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании     творческих   работ.

5 – 6 годы обучения (творческий этап:15-18 лет)

Творческий период предлагает детям более сложные по форме модели. Кроме того, ребята в этот период рисуют интерьер, пейзаж с натуры. Получают более углублённые знания по линейной, цветовой, воздушной перспективе. Ребёнок должен рисовать сознательно, уверенно, а не срисовывать натуру механически. Должен научиться работать долго, уметь заканчивать работу. Учебные занятия по живописи выполняются гуашью, акварелью, маслом и темперой. Композиция основывается на активном восприятии жизни.

     

   Через все этапы программы  красной мыслью проходит желание  не подавлять, не ломать индивидуальность ребёнка и вооружить его знаниями, которые бы пригодились ему на школьных предметах и в быту, то есть сделать его функционально грамотным человеком.

 

Какие компоненты функциональной грамотности формирует дополнительная общеразвивающая программа «Радуга»? 

Математическая грамотность в ИЗО: 

  • Линия

В геометрии линия – прямая; ломаная, кривая. 

В ИЗО: линия – основа в рисовании, это средство выразительности. Линией можно нарисовать простой рисунок и трёхмерное пространство. Она может делать из пространства глубину, показать объём.

  1. Форма – это единство внутренней конструкции внешней поверхности объекта. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Красота начинается с формы. Геометрический стиль – один из ранних стадий развития искусства Древней Греции. Наиболее ярко проявился в вазописи. Использую геометрические фигуры при построении архитектурных сооружений, предметов, а так же  геометрический орнамент, изображение геометрических тел. Геометрическая абстракция.
  2. Перспектива – математическое понятие, используемое в ИЗО.

Перспектива – точная наука, которая учит изображать объёмные тела на плоскости, передавая их расположение в пространстве и удалённость от наблюдателя. 

Как наука возникла в древности в связи с необходимостью изображать на плоскости предметы в трёхмерном пространстве и развивалась в двух направлениях: в области науки и в живописи.

Перспектива бывает линейная и воздушная. Линейная прямая  перспектива – вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта, (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

Воздушная перспектива изучает правила изображения объёма в цвете. К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения – выступающим, относятся главным образом теплые цвета, а к отступающим, кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости, – холодные цвета. Композиция  – важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. 

  1. Симметрия и ассиметрия. Что же такое симметрия? Когда мы смотримся в зеркало и видим в нём своё отражение, это пример «зеркальной симметрии». Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметричны фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

В портретном жанре для изображения человека необходимо использовать математические знания о делении на части, понятие симметрии и пропорции и просто не обойтись без форм и линий.

  1. 5. Пропорции  портрета – это отношение частей лица по их величине. 

Пропорции фигуры человека – это отношение одной части тела (модуль) ко всем остальным частям. Пропорция и симметрия – основа рисования портрета и фигуры человека, дающие красоту изображаемому объекту.

Пропорции человека.

 

Читательская грамотность в ИЗО формируется через  умение

– найти и извлечь информацию из текста. Например, прочитать информацию о биографии художника и указать один правильный ответ на вопрос.

– проиллюстрировать литературный текст,  используя региональный компонент (например, иллюстрирование произведений наших вятских писателей и поэтов (Котомцева Маргарита Геннадьевна)

– проиллюстрировать фильм

– использовать в работе технологические карты, таблицы.

Естественнонаучная грамотность – диагностический инструментарий включает задачи с одиночным и множественным выбором ответа.

– Законы воздушной перспективы (знать и уметь применять)

– Цветоведение. Предложено несколько работ, нужно выбрать:

Задание: выбрать композицию, выполненную в холодной цветовой гамме.

Задание: найди монохромную композицию с разной плановостью

Задание: выбрать  аххромотическую композицию

Задание: выбрать  композицию  с использование светлоты

– Цветовой круг. При изучении цветов выполняем следующее задание: Подобрать к цвету мебели подходящий цвет обоев или подобрать к цветной летней юбке блузку,  (анализ, нестандартное решение.)

– Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон – ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. И. Ньютон определил в спектре семь цветов. Призма разделила составляющие луч волны на группы коротких, средних и длинных. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные волны – синих и фиолетовых цветов. В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смещении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги. Волновая природа света – это основа восприятия цвета через органы зрения.

– Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета. Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий. Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый. 

 

Особое место в развитии функциональной грамотности занимают глобальные компетенции.  С помощью них ребёнок получает знания тесно связанные с повседневной жизнью, с окружающим миром.

Такой компетенцией является экология. Это наука, которая появилась относительно недавно, но стоящие перед ней глобальные задачи и проблемы уже в ближайшем будущем решат судьбу человека, поэтому важно обращать внимание ребят на экологические проблемы. Мы принимаем участие в экологических конкурсах, обсуждая важность водных ресурсов на планете и говоря о красоте и многообразии природы и животного мира родного края.  

Также важны занятия, посвящённые важным событиям  в жизни нашей страны:  блокада Ленинграда; занятия, формирующие активную жизненную позицию в обществе: выборы президента РФ всей семьёй (рисунки), разговоры о конституционном праве каждого гражданина РФ: «30 лет Конституции»; великие люди страны.

 

Перспективными в плане развития креативного мышления является проектная деятельность (творческие проекты), разработка композиции для участия в конкурсах, а также выполнение упражнений на развитие художественной памяти. В этом году наш район и город празднуют юбилей. К этому знаменательному событию мы уже подготовили ряд работ.

Это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает художественное воображение и фантазию.

Таким образом, изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей, благодаря которым у детей формируется функциональная грамотность.

 

Свое выступление  хочу закончить словами великого французского писателя, философа Дени Дидро:  «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие страны во всех искусствах, науках и мастерствах».

Место изобразительного искусства в формировании и развитии функциональной грамотности