Погудина Светлана Ивановна
педагог дополнительного образования
МОКУ ДО ДДТ г. Мураши
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158364
Всероссийский конкурс «Лучшие педагогические разработки по формированию финансовой грамотности обучающихся», в рамках реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»
Наименование конкурсной работы: Естестественно-научный компонент и креативное мышление на занятиях творческого объединения «Природа и фантазия»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158364


Естестественно-научный компонент и  креативное мышление на занятиях творческого объединения «Природа и фантазия»

 

      Программа творческого объединения «Природа и фантазия» объединяет декоративно-прикладное искусство  и    флористику.      Декоративно-прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта, среды обитания человека, жилого и общественного интерьера.

      Флористика – способ создания художественного произведения с использованием элементов растительного материала. Это сравнительно молодой вид декоративного искусства. 

Ребенок сталкивается с разнообразными явлениями мира, живой и неживой природы, проявляя к ним высокий интерес, стремясь познать их. Явления живой и неживой природы достаточно сложны для понимания  и требуют тесного взаимодействия его с взрослым, чтобы научиться устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. 

Педагогам дополнительного образования как никому приходится помогать ребенку взаимодействовать с окружающим миром через занятия на определенную тему. Дети, которые проходят обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Природа и фантазия», знакомятся 

  • с основными видами и свойствами  природного материала,
  • с основными видами работ с природным материалом,
  • понятием композиции,
  • с технологией изготовления поделок из природного материала,
  • приёмами обработки природного материала,
  • с понятиями из области биологии, изобразительного искусства,
  • правилами заготовки природного материала
  • правилами оформления работы
  • названиями семян сорных и культурных растений, шишками разных пород деревьев
  • правилами подготовки соломки к работе
  • с гербарным методом засушивания природного материала
  • правилами работы с ПЗРМ
  • с технологией работы с опилом разного цвета
  • правилами обработки свежих овощей и фруктов перед изготовлением поделок из них

На занятиях творческого объединения «Природа и Фантазия»  идет работа над всеми компонентами функциональной грамотности, но основополагающими можно назвать естестественно-научный компонент и  креативное мышление.

Попробую раскрыть свои доводы конкретными направлениями программы.

  1. Аппликация из цветного опила.

Сами по себе опилки не представляют интереса в декоративно-прикладном творчестве, но если придать им цвет, то из них можно создавать целые картины. Перед работой с этим материалом ребята узнают о структуре материала, его использовании, о причинах его появления. Для того чтобы работать с опилками, проводится предварительная подготовка: сушка, просеивание, окраска. Окрашивание опилок – интереснейшее занятие. Этот простейший эксперимент дает возможность понять, что из простейших подручных материалов можно создать шедевр. По годам обучения ребята двигаются от простых работ до интереснейших картин. 

  1. Аппликация из ПЗРМ

При работе с ПЗРМ в первую очередь знакомимся с гербарным методом засушивания природного материал, говорим о свойствах растений.  При изготовлении творческих работ используем естественные природные краски.

 

  1. Аппликация из соломки. 

Прежде чем работать с соломкой, воспитанники проходят все этапы подготовки этого материала к работе (назвать этапы). 

В зависимости от темы аппликации мы говорим о явлениях природы, влиянии их на человека, о животном и растительном мире.

Специфические особенности аппликации, свойства материала и некоторая ограниченность выразительных средств побуждают детей к поиску новых приемов выражения своего замысла.

Основными работами на персональных выставках выпускниц являются именно работы из соломки, что доказывает их оригинальность и ценность. Самые прочные знания – это те, которые добыты собственным трудом, через пробы, ошибки.

  1. Аппликация из семян растений.
  1. Изготовление поделок из овощей и фруктов. Правила обработки свежих овощей и фруктов перед изготовлением поделок из них.

В рамках творческого объединения мы решили провести эксперимент: смогут ли прорасти семена без земли. Для этого мы использовали семена подсолнечника и гороха. После удачного опыта мы использовали полезную микрозелень в пищу. 

 

Опыты могут и занимательными, когда к ним подходишь творчески. Такой опыт был и у нас: мы оживляли луковицу. А как это было – посмотрите. 

 

Подача пищи – это целая наука. В нашем объединении мы учимся делать вкусные поделки из обычных и привычных овощей и фруктов. Чтобы фрукты сохраняли свой первозданный вид, знакомимся со способами обработки. Украшенное блюдо всегда вызывает восторг и поднимает настроение, поэтому приобретенные навыки обязательно пригодятся в жизни.

 

Итак, создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Главная задача – научить детей в своём творчестве передавать красоту природы, используя её собственные средства, приобщая к эстетическому восприятию. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. 

Естестественно-научный компонент и креативное мышление на занятиях творческого объединения «Природа и фантазия»