Пономарёва Людмила Петровна
Преподаватель по классу баяна
«Детская школа искусств г. Кирс»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158386
Всероссийский конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Конспект урока с начинающим баянистом в детской школе искусств по теме «Освоение правой клавиатуры баяна. Первоначальные навыки игры»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158386


Конспект урока с начинающим баянистом в детской школе искусств по теме «Освоение правой клавиатуры баяна. Первоначальные навыки игры»

Пономарёва Л. П.

Вступление

Самый первый урок по специальности очень важен для ребенка. Так как от первого впечатления будет зависеть его дальнейшая мотивация к обучению.

Освоение игры на любом инструменте всегда начинается с посадки и постановки рук обучающегося. Поэтому в начале музыкального пути юному ученику необходимо правильно научиться сидеть за инструментом, а также им управлять. Это является необходимым базовым навыком, который в дальнейшем будет способствовать успешному освоению баяна. А неправильная постановка может нанести вред здоровью ребенка, поэтому педагогу следует уделить должное внимание технике работы с инструментом. 

На первом занятии ребенок знакомится с инструментом, учится правильно сидеть за баяном, а также осваивает постановку правой руки. 

  • Знакомство с баяном

В начале урока педагог рассказывает об инструменте. Чтобы проявить у ребенка интерес к баяну, педагог может продемонстрировать звучание инструмента, сыграть несколько разнохарактерных произведений. Благодаря этому ребенок услышит красоту звуков, извлекаемых баяном. Это замотивирует ученика осваивать инструмент, чтобы когда-нибудь сыграть на нем как его наставник. 

Учитель наглядно показывает основные части баяна: корпус, правая и левая клавиатуры, гриф, мех, плечевые ремни и боковой ремень для левой руки.

  • Посадка ученика

Педагог подбирает удобный стул для учащегося. Он должен быть невысоким, чтобы ноги устойчиво стояли на полу. Если ученик маленького роста, ногами не дотягивается до пола, то для удобства необходима небольшая подставка под ноги. 

Важно научить ребенка правильно сидеть за инструментом. Ученик садится на половинку стула, не наваливаясь на спинку. Спина должна быть прямая, плечи расправлены, шея ровная, руки свободные, опущены вниз. Ноги располагаются параллельно друг другу, колени не должны смыкаться. Левая нога, на которой в дальнейшем будет стоять мех, должна быть немного ниже правой. Для этого левую ногу стоит немного отвести назад. 

  • Постановка инструмента

Убедившись, что ученик правильно сидит на стуле, преподаватель ставит баян ученику на колени мехом на левую ногу, а упором угла грифа – на правую. Баян должен стоять ровно без всякой поддержки. Педагог помогает ребенку надеть плечевые ремни: сначала правый, затем левый. После этого необходимо отрегулировать длину ремней под ученика. Левый ремень должен быть туже, чтобы баян плотнее прилегал к телу. 

Ученик нажимает на любую кнопку правой клавиатуры, а левой рукой разжимает мех. При разжиме нагрузка направлена на левую ногу и левое плечо, при сжиме главной опорой становится правая нога. Педагог должен научить ребенка правильно работать с мехом баяна, чтобы в дальнейшем не было зажима мышц и других частей тела. 

Учитель объясняет, что звук на баяне получается в результате нажатия пальцем клавиши и ведения меха левой рукой. Это можно показать на примере упражнения «Гудок», представляющее собой произвольное по продолжительности звука нажатие кнопки на сжим и разжим. Если мех не разжимать, звука не будет.

  • Постановка правой руки

Перед тем как начать заниматься на настоящей клавиатуре, можно проделать несколько упражнений для пальцев правой руки:

1) Ученик сжимает и разжимает пальцы в кулаки со словами: «Мы играли, мы играли, наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем и опять играть начнем». 

2) Каждым пальцем правой руки нужно достать середину ладони этой же руки. Пальцы при этом должны быть свободны и не зажаты. 

3) Полусогнутые пальцы лежат на столе. Сверху на них помещается монетка. Палец совершает подъем и опускание, чтобы монетка не упала.

Преподаватель объясняет ученику, что на баяне играют не глядя в клавиатуру, поэтому учиться этому нужно уже с первых занятий. 

При постановке правой руки на клавиатуру у ученика должно быть ровное запястье и слегка согнутые пальцы. Ученик сгибает руку в локте и подводит ее к клавиатуре. Запястье и пальцы должны находиться в неизменном положении. 

Педагог рассказывает ученику, что в правой клавиатуре находятся три вертикальных ряда. Ученик проводит подушечкой второго пальца вдоль рядов, затем нажимает на кнопку, почувствовав ее глубину и упругость.

Ученик держит кисть над клавиатурой. Первый палец убирает за гриф, остальные в полусогнутом состоянии находятся над клавиатурой. Кисть округленная, как будто в ней лежит маленький мячик.

1) Педагог показывает упражнение «Птичка». Ученик нажимает кнопки на каждом ряду следующими пальцами: первый ряд – второй палец, второй ряд – третий палец, третий ряд – четвертый палец. Техника нажатия: ученик делает небольшой замах, нажимает на кнопку и затем поднимает палец. При этом палец должен ставиться полусогнутым на подушечку. 

2) Также для отработки позиции используются известные считалки «Андрей-Воробей», «Калачи», «Сорока», «Скок-скок». Они играются на каждом ряду вторым, третьим и четвертым пальцами. При этом педагог контролирует правильную работу руки и пальцев. 

3) Преподаватель показывает ученику упражнение «Лесенка». Например: «до-до диез-ре-ре-до диез-до» вторым, третьим, четвертым пальцами. И так от любой кнопки первого ряда. 

При выполнении упражнения педагогу нужно следить, чтобы рука ребенка была свободной, не зажатой. Не должно быть сильного нажатия пальца на клавиатуру. 

  • Подведение итогов урока

Педагог оценивает выполнение упражнений учеником, выделяет моменты, над которыми стоит поработать, дает домашнее задание повторить проделанные упражнения. Стоит обратить внимание ребенка на важность правильной посадки и постановки руки, чтобы в дальнейшем не было проблем с игрой на инструменте. 

 

Конспект урока с начинающим баянистом в детской школе искусств по теме «Освоение правой клавиатуры баяна. Первоначальные навыки игры»