Данько Наталья Станиславовна
учитель начальных классов
МАОУ Григоровская ООШ
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158394
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока с применением здоровьесберегающих технологий «Литературное чтение. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Участие в диалоге. 1 класс».
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158394


Технологическая карта урока 

с применением здоровьесберегающих технологий 

«Литературное чтение. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 

Участие в диалоге. 1 класс».

 

Составитель: учитель начальных классов Данько Наталья Станиславовна.

УМК «Школа России», 1 класс.

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. 1 класс

Тема: «Весна».

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством, Систематизировать знания и представления детей о весне, как о  времени года. Совершенствовать  связную речь детей..

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков. 

Планируемые образовательные результаты: 

Предметные: закреплять  представление  детей о весне, как о времени года, активизировать и расширять словарь по теме «Весна», учить образованию сравнительных степеней прилагательных, закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, закреплять навыки согласования прилагательного с существительными, закреплять умение отгадывать загадки, закреплять умение составлять связный рассказ с опорой на план-схему.

Метапредметные:

Познавательные УУД (ПУУД): осмысливать содержание прослушанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно), характеризовать особенности настроения текста, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать, структурировать знания; 

Регулятивные УУД (РУУД): уметь планировать работу на уроке; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимать, удерживать и выполнять поставленную учебную задачу; сопоставлять (сравнивать тексты с картинками, иллюстрациями); проявлять способность к оценке и самооценке в выделении (выборе) лучших исполнителей текстов/стихов; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения;

Коммуникативные УУД (КУУД): уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; уметь слушать и услышать других; соблюдать в беседе очередность; уметь допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения; уметь излагать свои мысли при обсуждении услышанного; 

Личностные УУД (ЛУУД): уметь сохранять мотивацию к учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, анализировать свои действия и управлять ими, развивать логическое мышление, развивать слуховое внимание, восприятие и память, зрительное восприятие сотрудничать со сверстниками и учителем,  проявлять самостоятельность. 

Основные понятия: ледоход, скворечник, весенний паводок, перелётные птицы

Метод и формы обучения: деятельностный метод обучения; фронтальная
индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные ресурсы: проектор, записи на доске, раздаточный материал (картинки-символы), разрезанная картинка «Весна»,  учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши,  доска магнитная, мячик.

 

Организационная структура урока.

1 этап урока – организационный момент, эмоциональный настрой.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствие детей. Включение в деловой ритм.

Предложить выполнить массаж под читалочку:

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щеки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!

Приветствуют учителя.

Создают положительные эмоции, показывают готовность к уроку.

Формы взаимодействия на уроке: фронтальная.

Промежуточный контроль: зрительный контакт.

Приблизительное время: 2 мин.

ЛУУД: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу;

КУУД: умеют слушать и услышать других.

 

2 этап урока – актуализация знаний, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Выявляет уровень знаний и умений.

Молодцы.  Послушайте стихотворение и 

угадайте, о чем мы будем сегодня 

разговаривать.

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.         Г. Ладонщиков

Правильно, ребята мы будем говорить о весне. 

Посмотрите, какую я Вам принесла картинку. 

Ой, а картинки то нет! Вместо нее какое-то 

послание! Прочитаем: «Я забрал  Вашу картину, 

чтобы повесить у себя в замке. Она мне очень 

нравится, и будет украшать мой тронный зал. 

Вернуть ее я Вам могу только, если вы 

справитесь с моими заданиями. За каждый 

правильный ответ вы будете получать 

подсказки-символы, с помощью которых 

составите  красивый рассказ о весне. Злой колдун.»

Ребята, что же нам теперь делать? 

Будем картинку возвращать?

Игра «Назови ласково»

А вот и первое задание  нам прислал злой колдун:

«Я очень давно не слышал ласковых слов, 

помогите мне  стать чуть-чуть добрее». 

Ребята давайте назовем слова ласково.

Солнце-солнышко, лужа- лужица                  

дождь —                 луг —                               

цветок —                облако —                              

птица —                  вода-                                    

дерево-                     Жук —                               

ветка-                        гнездо-                                   

капля —                   трава —                          

А вот и первая картинка –подсказка появилась, что это ребята? Солнышко.

Что мы можем сказать про солнышко весной? Солнце начинает светить ярче и пригревать, день становится длиннее, а ночь короче.

 

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

В ходе обсуждения формулируют цели урока.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают высказываемые мнения.

Высказывают предположения, ориентируясь на речь учителя 

Формы взаимодействия на уроке: фронтальная.

Промежуточный контроль: текущее наблюдение, устный опрос.

Приблизительное время: 6 мин.

Физкультминутка: кинезиологическое упражнение «Зеркальное рисование». Время:  2 мин.

КУУД: уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; уметь слушать и услышать других; соблюдать в беседе очередность; уметь допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения; уметь излагать свои мысли при обсуждении услышанного.

ПУУД: структурируют знания.

РУУД: планируют работу на уроке; выполняют учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимают, удерживают и выполняют поставленную учебную задачу; сопоставляют (сравнивают тексты с картинками, иллюстрациями); проявляют способность к оценке и самооценке. 

 

3 этап урока – обобщение и систематизация знаний, подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Дети, слушайте внимательно следующее задание от злого колдуна – про что весной мы скажем:

Теплый – ветер, воздух, день, вечер

Ясное – небо, утро

Красивые – цветы, деревья,

Отлично справились с заданием и вот следующая картинка-подсказка. Что это? Веточка дерева. Что мы скажем про деревья весной?  На них набухают почки и потом распускаются листики.


На доске записана тема: «Весна». 

Формируют (уточняют) тему урока.

Высказывают предположения, ориентируясь на карточки 

Записывают тему урока в тетрадь. 

Формы взаимодействия на уроке: фронтальная.

Промежуточный контроль: текущее наблюдение, устный опрос.

Приблизительное время: 5- 7 мин.

КУУД: умеют задавать вопросы и отвечать на вопросы; умеют слушать и услышать других; умеют допускать существование различных точек зрения, учитывают разные мнения; умеют излагать свои мысли при обсуждении услышанного.

ПУУД: структурируют знания.

РУУД: планируют работу на уроке; выполняют учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимают, удерживают и выполняют поставленную учебную задачу; сопоставляют (сравнивают тексты с картинками, иллюстрациями); проявляют способность к оценке и самооценке. 


4 этап урока – обобщение и систематизация знаний, воспроизведение на новом уровне, применение знаний и умений в новой ситуации.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Следующее задание: «Я живу в самом лучшем замке и у меня все самое лучшее, и Вам меня никогда не обойти». Ребята, давайте покажем  колдуну как мы умеем хвастаться.

Что бы нам злой колдун не говорил, мы знаем, что «У нас-то лучше!»

Учитель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу:

У меня  в замке воздух теплый —  а у нас еще теплее
День светлый — светлее           

Солнце яркое— …              ночь   темная — …
 Гром громкий — …           дерево  высокое — ветер   свежий — …
Воздух  чистый — …       

ручей      прозрачный — …

Теперь колдун предлагает нам отгадать загадки, если вы будете давать верный ответ, то будет появляться следующая картинка- подсказка:

Снежок растаял и с полей
Бежит  по камешкам …
— Ручей —

За окном звенит она
И поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп.
— Капель —

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
— гнездо —

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
— подснежник —

Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась.
Затрещал, ломаясь, лед,
Значит скоро… Ледоход

А теперь давайте расскажем какое отношение каждая картинка-подсказка имеет к весне:

Ручей – весной, когда тает снег, бегут ручейки;

 Сосульки /Капель – солнышко весной пригревает, на крышах появляются сосульки и они капают звонкой капелью;

Гнездо – весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда и выводят в них своих птенцов;

Подснежник – весной начинают распускаться первые цветы  – это подснежники;

Ледоход – весной лед на реках тает, трескается, ломается и течение несет его обломки по реке, воды становится много и  реки выходят из своих берегов – начинается паводок

Работают по предложенному плану.

Высказывают предположения, ориентируясь на речь учителя.

Составляют в тетради зарисовки весенних слов 

Озвучивают понятия, выявляют закономерность, анализируют информацию

Формы взаимодействия на уроке: групповая, фронтальная.

Промежуточный контроль: текущее наблюдение, ситуационные задачи.

Приблизительное время: 7 – 8 мин.

Физкультминутка: (2 мин.) игра «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко   (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло     (Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,   (Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите, Лужи все перешагните,  (Ходьба по кругу). 

ЛУУД: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу;

КУУД: умеют задавать вопросы, контролировать действия одноклассника, владеть монологической и диалогической формой речи.

ПУУД: умеют осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать; структурируют знания.


5 этап урока – контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предложить составить рассказ по мнемотаблице. 

А теперь с помощью наших картинок-символов давайте составим красивый рассказ о весне. 

“Наступила весна. Выглянуло ласковое, тёплое солнышко и стало пригревать землю. Снег начал таять и побежали весёлые, говорливые ручейки. На реках начался ледоход, а затем и весенний паводок. По небу поплыли облака, из которых пошёл дождь. После дождя на земле появилась первая зелёная трава и первые весенние цветы подснежники, мать-мачеха. На деревьях набухли почки и распустились маленькие светло-зелёные листочки. Проснулись насекомые.  Из тёплых стран прилетели грачи и стали вить гнёзда на деревьях. Ещё прилетели скворцы и поселились в скворечнике, который смастерили ребята. Маша и Рома надели лёгкую весеннюю одежду, обули резиновые сапожки и пошли гулять. На улице Маша любовалась первыми весенними цветами и проснувшейся красивой бабочкой, а Рома пускал в ручейках бумажные кораблики. В лесу проснулись от спячки медведи, ежи, все звери начали линять, а заяц и белка менять цвет своей шубки. Все рады весне”

Дети по цепочке составляют рассказ по картине
Формы взаимодействия на уроке: индивидуальная.

Промежуточный контроль: самоконтроль.

Приблизительное время: 2 – 3 мин.

Предметные:  закрепили  представление  детей о весне, как о времени года, активизировали и расширили словарь по теме «Весна», научились образованию сравнительных степеней прилагательных, закрепили умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, закрепили навыки согласования прилагательного с существительными, закрепили умение отгадывать загадки, закрепили умение составлять связный рассказ с опорой на план-схему.

ЛУУД: сохраняют мотивацию к учёбе, проявляют интерес к новому учебному материалу; развивают способность к самооценке.

РУУД: выполняют учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимают, удерживают и выполняют поставленную учебную задачу; сопоставляют (сравнивают тексты с картинками, иллюстрациями); проявляют способность к оценке и самооценке в выделении (выборе) лучших исполнителей русских народных песен; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. 

КУУД: умеют допускать существование различных точек зрения, учитывают разные мнения; умеют задавать вопросы, умеют излагать свои мысли при обсуждении прочитанного. 

ПУУД: строят рассуждения, обобщают, структурируют знания.


6 этап урока – рефлексия деятельности, итог, домашнее задание. 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ой, ребята в нашем конверте появилось еще что-то. Это же моя картинка, только она почему-то разрезана, злой колдун выполнил свое обещание – вернул картинку, только  испортил ее. Давайте ее соберем.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение И. Токмаковой «Весна» из учебника стр. 140.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны.

На доске дети складывают картинку-пазл.
Формы взаимодействия на уроке: фронтальная.

Промежуточный контроль: самоанализ.

Приблизительное время: 2 – 3 мин.

ЛУУД: развивают способность к самооценке.

РУУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия.

КУУД: умеют допускать существование различных точек зрения, учитывают разные мнения; умеют задавать вопросы, умеют излагать свои мысли при обсуждении услышанного.  

 

 

Технологическая карта урока с применением здоровьесберегающих технологий «Литературное чтение. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Участие в диалоге. 1 класс».