Пордиева Александра Баировна
воспитатель
Осоруева Надежда Валерьевна
воспитатель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский многопрофильный колледж»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158397
Всероссийский конкурс «Мы помним! Мы гордимся!», в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Наименование конкурсной работы: Проект «Патриотическое воспитание в условиях СВО»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158397


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СВО

Методическое обоснование темы

«Патриотизм — это не значит только одну любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это – осознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней»

А.Н. Толстой

Проблема патриотизма играет особую роль в политической жизни современной России. Обусловлено это многими факторами, главными из которых являются последствия резкого перехода от одной общественно-политической системы к другой и соответственно от одной системы ценностей к другой. С учетом того, что патриотизм всегда занимал важное место в российской политической культуре, его недооценка в условиях трансформирующегося общества может иметь крайне негативные последствия. Во многом именно ценность патриотизма определяла и специфику российского национального характера, его менталитета и политической культуры.

В настоящее время наша страна борется за право жить так, как мы хотим, а не под чьей-то диктовкой. Тысяча наших молодых ребят, в том числе из нашей республики сражаются за это право, находясь в окопах на передовой и, сегодня слово «патриотизм», а это любить Родину недостаточно. Родину нужно не только любить, но и защищать.

Нам долго внушали наши недоброжелатели, что Россия и все, что у нас в России делается – это плохо и президент В.В. Путин плохой. Давайте сегодня вспомним, что Путин сделал. Он Россию с колен поднял. Сегодня, ни для кого  не секрет, как один президент (Горбачев) нашу Родину продал, а другой (Ельцин) пропил. Люди старшего поколения помнят нищету 90-х годов, когда зарплату и пенсии нечем было платить. Многие страны Запада и в первую очередь США не хотят, чтобы Россия стала Великой страной. Поэтому более 58 стран в мире напичкали Украину оружием и наемниками, чтобы уничтожить Россию.

Сегодня большинство россиян поддерживают СВО на Украине. Многие считают, что еще в 2014 году Украину надо было поставить на место.

Позитивное отношение к СВО на Украине имеют свои исторические корни. Наша молодежь и подрастающее поколение свято чтут память о тех, кто в годы Великой Отечественной войны добыл победу над фашизмом. О подвиге тех, кто принес нам победу, пишут и рассказывают в школах, в книгах. Так воспитано наше общество. Как говорится, «Никто не забыт и ничто не забыто». Вместе с тем, по ряду причин многие слушают недостоверную информацию о СВО на Украине. Может, это связано с ростом цен и падением благополучия населения или затягиванием этой спецоперации. Но основная масса понимает, что СВО нужна и приказы надо выполнять. Надо, значит надо. От этого зависит судьба нашей страны, наша жизнь. Поэтому надо поддерживать нашу Армию, не поддаваться на дезинформацию врага. Надо больше рассказывать о подвигах наших бойцов, всячески поддерживать их. Это поднимет дух и силу воли у ребят.

Сегодня говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо сказать, что эту работу надо начинать с людьми с раннего детства, больше уделять внимание ребенку, доводить до их сознания, что надо уважать старших, любить родителей, свой дом, свою школу, свое село и Родину. 

 В последние годы патриотизм превратился в предмет политологических спекуляций и политической борьбы. 

Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия

Цель воспитательного мероприятия. Воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России через формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.

Задачи воспитательного мероприятия.

  1. Воспитание любви к своему народу, его традициям, культуре.
  2. Формирование уважительного отношения к символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в нашей стране.
  3. Воспитание уважения к боевым подвигам, трудовым достижениям героев и защитникам Отечества в прошлом и современности.
  4. Формирование потребности к участию в мероприятиях патриотической направленности.

Педагогические технологии, методы и приемы.

Технология сотрудничества, личностно-ориентированные технологии.

Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия.

Формирование опыта общественного поведения: приучение, умение вести диалог, навыки монологической речи и публичного выступления, создание воспитательной ситуации, инструктаж, иллюстрация, демонстрация.

Форма воспитательного мероприятия.

Групповой проект с элементами рассказа, беседы, демонстрацией роликов, фотографии (участников ВОВ, СВО – родственников участников проекта).

Длительность воспитательного мероприятия.

Подготовка мероприятия в течение одного месяца.

Реализация проекта – 1,5 часа.

План воспитательного мероприятия (технологическая карта прилагается)

Тема мероприятия Патриотическое воспитание молодежи в условиях СВО
Цель мероприятия Воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России через формирование российского национального исторического сознания, российской культурной

идентичности.

Задачи мероприятия Образовательная:

создать условия для отработки навыков и умений публичного выступления;

создать условия для отработки навыков анализа публикации;

актуализировать знания о патриотизме, СВО;

расширить общий  кругозор обучающихся; 

пополнение словарного запаса через работу с понятиями: патриотизм, толерантность культурная идентичность и др.

Воспитательная: 

– способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

– содействовать формированию патриотических чувств;

– содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов

– содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

– содействовать развитию интереса к изучению истории нашей страны;

– содействовать повышению уровня мотивации на занятиях при получении профессии;

– содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

– содействовать воспитанию следующих нравственных качеств обучающихся: критичность, чувство товарищества, коммуникабельность.

Развивающая: 

– создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

– создать условия для развития таких аналитических способностей обучающихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Этапы мероприятия Подготовительный период
Групповой проект Реализация группового проекта

Сценарий проекта

Подготовительный период Деятельность воспитателя Деятельность обучающихся
Дает задание по сбору материалов о родственниках участников ВОВ, работниках тыла и СВО.

Подбирает фейковые ролики.

Собирают сведения (беседа, фотографии, награды, грамоты и др.) о родственниках участниках ВОВ, работниках тыла и  СВО.
Реализация группового проекта Вступительное слово воспитателя с элементами беседы.

Много раз недруги пытались поработить нашу страну. Вспомните уроки истории (шведы, поляки, французы, немцы, японцы и др.) и чем это закончилось? Японцы до сих пор кусают локти по поводу южных островов Курильской гряды, которые принадлежали Японии. Сейчас требуют их возврата. А кто виноват?

Вспомните – когда началась и закончилась Великая Отечественная война (ВОВ)?

В результате победы над Германией Восточная Пруссия (ныне Калининградская область) вошла в состав нашей страны.

Расскажите о своих родственниках, воевавших на фронтах ВОВ, работниках тыла.

Скажите, что значит быть патриотом?

Почему вынудили нашу страну начать СВО?

Какова цель СВО?

Как население поддерживает СВО?

Кто такие волонтеры?

Почему коллективный запад снабжает Украину оружием и не только оружием? 

Каковы цели создания фейков?

В чем проявляется сплоченность нашего общества?

Заключительное слово воспитателя. Сегодня мы еще раз вернулись к теме СВО, поскольку украинская  и западная пропаганда стараются раскачать и расколоть наше общество. При этом главный упор делают на молодежную среду.

Нам всем нужно относиться критически к разным публикациям.

Спасибо за участие в нашем мероприятии.

Аудитория внимательно слушает воспитателя.

Стараются ответить на поставленные вопросы.

Рассказывают о родственниках, участниках ВОВ, работниках тыла (показывают фотографии, награды).

Расскажите о родственниках, участвующих в СВО.

Список литературы для обучающихся

  1. Адамович А.М.. Блокадная книга: сборник / А. М. Адамович, Д. Гранин. -5-е изд.- Л.: Лениздат, 1989 – 527с.
  2. Булгаков М.А. Бег: пьесы  – М.:АСТ, 2004. – 512с. 
  3. Булгаков М.А.. Белая гвардия – М.: Детская литература, 1990 – 286с.
  4. Васильев Б.Л. В списках не значился. – М.: Советская Россия, 1985. – 251с. 
  5. Гроссман В.С.. Жизнь и судьба. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1990. – 317с.

 

Список литературы для педагогов

  1. Алиева, С. А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002. – 164 c. РГБ ОД, 61:02-13/1464-6
  2. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 272 с.
  1. Воспякова А.А. О роли архивов в патриотическом воспитании российской молодежи // Культура и образование. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1328.
  2. Гаврилюк В. В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования.- 2007.- №4. – С. 44-45
  3. Дамаданова, Х.Д. Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания : автореф. дис… канд. пед. наук. – Махачкала, 2002. – 18 с.

Технологическая карта группового проекта «Патриотическое воспитание молодежи в условиях СВО»

Оборудование: настенная политическая карта мира, компьютер, видеоролики с фейками.

Этапы мероприятия Деятельность воспитателя Деятельность студентов УДД
1.Организационный момент.

1 мин.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас  мероприятие, посвященное патриотизму. Студенты приветствуют воспитателя стоя, друг друга, настраиваются на работу. Регулятивные (самоконтроль)
2.  Заслушивание выступления воспитателя. Беседа: 30 мин. Вступительное слово воспитателя с элементами беседы.

Много раз недруги пытались поработить нашу страну. Вспомните уроки истории (шведы, поляки, французы, немцы, японцы и др.) и чем это закончилось? Японцы до сих пор кусают локти по поводу южных островов Курильской гряды, которые принадлежали Японии. Сейчас требуют их возврата. А кто виноват?

Вспомните – когда началась и закончилась Великая Отечественная война (ВОВ)?

В результате победы над Германией Восточная Пруссия (ныне Калининградская область) вошла в состав нашей страны.

Найдите на настенной карте Японию, Курильские острова, Германию, Калининградскую область, Украину.

Студенты высказывают свое мнение, находят на карте, указанные объекты Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.       

 Личностные: познавательный интерес  к дискутируемому  материалу. Регулятивные: понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; умение ставить цели и добиваться их

3. Беседа и выступления студентов: 30 мин. Расскажите о своих родственниках, воевавших на фронтах ВОВ, работниках тыла.

Скажите, что значит быть патриотом?

Почему вынудили нашу страну начать СВО?

Какова цель СВО?

Как население поддерживает СВО?

Кто такие волонтеры?

Почему коллективный запад снабжает Украину оружием и не только оружием? 

Студенты рассказывают о своих родственниках, демонстрируют фотографии, награды.

(Каждому студенту выделяется по 3  мин. Времени)

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь   контролировать своё время

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

4. Просмотр видеороликов с фейками.

10 мин

Беседа и анализ фейков. 15 мин

Каковы цели создания фейков?

В чем проявляется сплоченность нашего общества?

Студенты  высказывают свое мнение Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь   контролировать своё время

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.

5. Подведение итогов 

5 мин.

Заключительное слово воспитателя. Сегодня мы еще раз вернулись к теме СВО, поскольку украинская  и западная пропаганда стараются раскачать и расколоть наше общество. При этом главный упор делают на молодежную среду.

Нам всем нужно относиться критически к разным публикациям.

Спасибо за участие в нашем мероприятии.

Студенты делятся информацией
Проект «Патриотическое воспитание в условиях СВО»