Шипунова Вера Васильевна
преподаватель
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств «Камертон» города Магнитогорска (МАУДО «ДШИ «Камертон»)
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158441
Всероссийский конкурс «Наследники традиций», в рамках проекта «Культура для школьников»
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка «Стих и музыка - сливались воедино (легенда На Юн Кина)»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158441


Шипунова В.В. Легенда На Юн Кина

«Стих и музыка – сливались воедино» 

(легенда На Юн Кина)

Выполнила: преподаватель МАУДО «ДШИ «Камертон» г.Магнитогорска Шипунова Вера Васильевна

СЛАЙД 1. Название

СЛАЙД 2. «Его музыка проникает в сердце и остается в нем!» –композитора, баянист, народный артист России Анатолий Беляев

«Самый играемый композитор» – так называют Александра На Юн Кина. Его сочинения широко известны. Они входят в обязательную программу престижных конкурсов баянистов и аккордеонистов, украшают концерты ведущих российских и зарубежных исполнителей, являясь показателем высокого мастерства и артистизма. Сегодня музыка На Юн Кина уже классика.

СЛАЙД 3. Отец композитора, китаец по имени На Юн Кин, оказался в Советском Союзе по воле случая. Много лет он рыбачил с товарищами на маленьком судне. Однажды рыбаки попали в шторм, и у границы СССР их выловили советские моряки. На предложение остаться в Союзе друзья-китайцы ответили единодушным согласием.

Это было накануне войны. А потом судьба забросила На Юн Кина в Сталинград, где после бомбежек он спас из руин русскую девушку Таисию, которая вскоре стала его женой. И стали звать его по-русски – Владимиром, а китайское имя сделалось фамилией. 

Отец Александра был хорошим плотником. Вся мебель дома была сделана руками отца: резной комод, кухонный резной сервант, два стола, табуретки, шкаф для одежды и белья и даже санки, на которых возили маленького Сашу. В доме было тепло и уютно.

СЛАЙД 4. Свою маму, Таисию Ивановну Илюшину, Александр боготворил. Мама у него была на первом месте! С нежностью и теплотой Саша вспоминал о матери, как она сажала его на колени, прижав к тёплой груди. Уткнувшись в её подмышку, он сладко засыпал, слушая мелодичное материнское пение или очередную сказку, которых немало рассказано было маленькому любимому сыночку. Таисия Ивановна уделяла сыну много внимания и понимания, чтобы не зачахла его чуткая и любящая душа.

Так и хочется крикнуть на всю Россию: «Мамы! Пойте деткам колыбельные песни, прижимая их к своей груди!» 

СЛАЙД 5. Будущий композитор Александр Владимирович На Юн Кин появился на свет в 1954-м. на Волге, в городе Балаково Саратовской области.

Откуда в этом человеке с китайскими корнями такое количество русских песен и русской музыкальности!? Ответ есть: впитал с молоком русской матери, родившись на русской земле и слушая её колыбельные песни.

СЛАЙД 6. Александр На Юн Кин в детстве. 

Его музыкальный талант обнаружился рано. В четыре года мальчик с восторгом слушал гармониста дядю Гену, который вечерами на завалинке «наяривал» на гармошке народные песни. Вскоре Саша и сам научился играть на маленькой детской «двухрядочке»: выучил весь репертуар дяди Гены, и за ним по пятам стал ходить целый хоровод девчонок…

СЛАЙД 7. Заметив талант сына, родители купили ему баян, и Саша, записавшись в музыкальную школу, начал постигать первые азы мастерства. 

Музыкальная школа г.Балаково (верхний ряд по центру Александр)

СЛАЙД 8. В 1969 году пятнадцатилетний Саша поступает в Ульяновское музыкальное училище. В самый разгар лета в сопровождении родственника он отправляется в круиз по Волге. В Ульяновске теплоход остановился на пять часов, и туристы отправились на экскурсию по ленинским местам. Проходя мимо музыкального училища, они из любопытства заглянули туда, там вовсю шли вступительные экзамены. Абитуриенты разыгрывались. Саша попросил у кого-то баян и поиграл. И тут же его позвали на консультацию, где он виртуозно исполнил солидную программу из четырех произведений. Талантливому юноше предложили срочно поехать за документами для поступления в училище. Ему пришлось бросить круиз и отправиться домой, потому что решалась его судьба: в сентябре он был зачислен на первый курс к преподавателю по классу баяна Виталию Николаевичу Бочкареву.

Судьбоносный неоконченный круиз по Волге через много лет композитор «завершит» в музыкальном произведении – величавой концертной ретрофантазии для оркестра русских народных инструментов «Волга – родина моя» («Путешествие по Волге»). В основе ее – десять популярных песен о Волге, сплетенных в колоритное «ожерелье»-попурри.

СЛАЙД 9. На Юн Кин с будущей женой Татьяной у концертного зала института им. Гнесиных 1973 год. Супруги в Ульяновске на Волге январь 1998

Из воспоминаний супруги Татьяны На Юн Кин: «Как я увидела Александра впервые – это одно из самых ярких и сильных моих воспоминаний. Весной 1970 года мой педагог по баяну В.П. Шлыков привёз своих учеников из музыкальной школы в Ульяновское музыкальное училище на концерт баяниста Э. Митченко. Мы стояли у входа в концертный зал. Вдруг проходит мимо нас юноша. Он был скромен и красив. Неведомая сила потянула меня к нему. Я впилась в него взором. Мысль пронзила меня: «Это мой человек! Я буду с ним всегда! Это любовь! Какая духовная наполненность и скромность! Ему надо помогать. Я буду помогать ему всегда!» Эти мысли пронеслись пронеслись в моей голове в одно мгновенье и не покидали меня никогда в жизни. После этой встречи я думала о Саше каждый день. Скорее бы поступить в училище!»

СЛАЙД 10. В 1974 году Александр поступает в Институт им. Гнесиных и на втором курсе начинает сочинять. На государственном экзамене он исполняет собственные произведения, и все на основе народных тем: «Из-под камушка», «У голубя у сизого», «Как у бабушки козел».

Александр хорошо играл на гармошке, гитаре, жалейке, глиняных свистульках, мог сыграть даже на балалайке! 

Особо хочется рассказать о его занятиях на фортепиано во время учёбы в музыкальном педагогическом институте Академии им. Гнесиных. На Юн Кин был лучшим пианистом среди всех факультетов на кафедре общего фортепиано института! На общеинститутском конкурсе он покорил всех исполнением 8 сонаты «Патетической» Л.В. Бетховена и получил первое место! Педагог и жюри конкурса предложили ему перевестись на факультет специального фортепиано. Выбор был за Александром.

Во время учёбы в музыкальном училище, в институте им. Гнесиных и всегда по жизни Александр На Юн Кин очень много занимался на баяне! Порой возвращался после занятий из подвала общежития института в 2 часа ночи, импровизировал по 5-6 часов! Молодому композитору нравилось заниматься долго, так как у него получалось всё, что он задумывал и намечал.

СЛАЙД 11.  Александр был очень ловким, быстрым, спортивным мужчиной! В родном Балаково мальчишкой катался на велосипеде, зимой ходил на лыжах, катался на коньках-снегурках, а летом любил играть в футбол и плавать в Волге. Когда Александр учился в музыкальном училище Ульяновска, учитель физкультуры не раз просил его выступить на соревнованиях по лыжам в парке Юности на Севере. 

Александр имел 1-й взрослый разряд по лыжам. Во время учёбы в ГМПИ им. Гнесиных с 1974 по 1979 годы Саша одновременно занимался на факультете общественных профессий и окончил его в 1977 году, получив специальность «Инструктор по спорту».

Александр НА Юн Кин не остался учиться ещё 2 года в ассистентуре, а пошёл служить в Советскую Армию, честно отслужил год в армии. Был в ракетной части, затем служба в Ансамбле песни и пляски ПВО.

СЛАЙД 12. Александр Владимирович На Юн Кин работал солистом и аранжировщиком во многих ведущих коллективах страны: солист «Ансамбля песни и пляски Московского округа ПВО», солист оркестра «Государственного академического народного хора РСФСР имени М.Е. Пятницкого», солист оркестра и аранжировщик «Ансамбля песни и пляски Московского военного округа».

Гастролировал в Великобритании, Бельгии, ГДР, Италии, Югославии, Венгрии, Испании.

1987 год – творчески богатый и яркий для композитора. 14 мая на свет рождается великолепная, блистательная, искромётная «Барыня».

СЛАЙД 13. ВИДЕО С БАРЫНЕЙ ФРАГМЕНТ

СЛАЙД 14.  Вот что писал Александр, уже будучи на гастролях в Англии: «Нагрузка колоссальная, говорят, такого плотного графика ещё не было ни у одного коллектива в истории наших гастролирующих трупп. Работаем в великолепно оборудованных залах и спортивных комплексах. Немного устал, ведь у нас сплошные двойники. По два концерта в день и постоянные переезды из города в город по 500 км. Изъездили всю Англию, Шотландию, Уэльс. Завтра состоится приём у премьер-министра Тетчер». Да, Тетчер присутствовал в зале Альберт-холл в Лондоне на концерте Ансамбля песни и пляски МВО и слушала русскую «Барыню», в которой солировал сам композитор. Такого огня и натиска русской пляски Тетчер, наверное, не ожидала, и после концерта пришла за кулисы посмотреть на На Юн Кина и пожать ему руку! Надо заметить, что за три месяца гастролей по Англии Александр в каждом концерте исполнял свою «Барыню» с оркестром, а порой и по два раза в день, и всегда с грандиозным успехом! Вот так русская «Барыня» прошагала по Великобритании, покоряя сердца слушателей и принося славу русской музыкальной культуре!

СЛАЙД 15. В разных издательствах России и Украины вышли в свет 8 авторских сборников. СРЕДИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

Увертюра на тюркские темы для оркестра;

симфоническая поэма «Славянская легенда»;

увертюра «Пир на весь мир»;

концертная фантазия «Волга – родина моя»;

памяти «Битлз» – «Michelle»;

сочинения для баяна с оркестром, в том числе:

«Барыня», «Аргентинское танго», «Гранада» и т.д.;

сочинения для баяна: «Романтические секвенции», 

классическое скерцо, 

интродукция и токкатина памяти Д.Шостаковича, 

концертная импровизация на темы И.Дунаевского, 

«Московское интермеццо», 

«Танго ревности», 

экспромты в джазовом стиле, 

большое количество аранжировок на популярные песни русских и зарубежных композиторов, сочинения для эстрадно-симфонического оркестра.

СЛАЙД 16.  ВИДЕО 

1985 год стал особенно важным в творческом становлении Александра На Юн Кина. Было решено идти в Союз Композиторов к Тихону Николаевичу Хренникову на консультацию.

Из воспоминаний супруги Татьяны На Юн Кин: «Тихон Николаевич Хренников был очень занятой, но мы пробились к нему на приём. Он выслушал Александра и сказал, что послушает его игру и его сочинения. Муж мой парил на крыльях счастья. Усиленно занимался на баяне до назначенного дня. Т.Н. Хренников был очень добр и мудр. Слушал Сашу в своём кабинете 15 февраля 1985 года. Тихон Николаевич сказал: «Талантливая музыка, настоящий музыкант-виртуоз». Александр сказал, что хотел бы поучиться по композиции в консерватории, тогда Т.Н. Хренников заметил: «Молодой человек, многие композиторы годами ищут свой стиль, а у вас он уже есть! Подавайте документы для поступления в Союз Композиторов!»

СЛАЙД 17. Афиши с концертов. Александр Владимирович много выступал на концертах. Когда приезжал в какой-нибудь город, сразу шел в музыкальную школу, выступал на концерте для детей совершенно бесплатно.

СЛАЙД 18. Комната композитора в Ульяновске, где жил и творил Александр Владимирович На Юн Кин.

СЛАЙД 19. Комната с другой стороны, баян, стол композитора.

СЛАЙД 20. Партитура сочинения На Юн Кина. Он писал очень аккуратно и разборчиво.

«Только когда я начинаю писать музыку,

я ощущаю себя по-настоящему полноценным человеком.

Это для меня нормальная жизнь, моя постоянная радость».

(А. На Юн Кин)

СЛАЙД 21. Годы жизни Александра Владимировича На Юн Кина.

В июне 2018 года талантливого музыканта не стало, он прожил яркие 64 года. Умер на сцене с баяном в руках от остановки сердца.

«Самый играемый композитор» – так называют Александра На Юн Кина. Его сочинения широко известны. Они входят в обязательную программу престижных конкурсов баянистов и аккордеонистов, украшают концерты ведущих российских и зарубежных исполнителей, являясь показателем высокого мастерства и артистизма. Сегодня музыка На Юн Кина уже классика.

Секрет в том, что эта музыка – глубоко национальна: народная тема является главной в творчестве Александра На Юн Кина. Обладая неповторимым стилем, композитор воплощает ее оригинально, современно и свежо: скромная красавица русская песня облекается в пышный гармонический «наряд», украшается искристым «бисером» виртуозных приемов игры. В обработках и вариациях композитора сполна раскрывается импровизационная природа русской песни (На Юн Кин был непревзойденным импровизатором).

СЛАЙД 22. Видео

Методическая разработка«Стих и музыка – сливались воедино (легенда На Юн Кина)»