Чикина Татьяна Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158789
Всероссийский конкурс «Методических разработок и педагогических идей «Грани мастерства педагогов дополнительного образования»
Наименование конкурсной работы: Занимательная зоология
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158789


Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Барнаульская городская станция юных натуралистов»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа естественнонаучной направленности

«Занимательная зоология»

Возраст учащихся – 6-11 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Чикина Татьяна Евгеньевна,

педагог дополнительного 

образования

 г. Барнаул, 2024

Оглавление

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 6
1.3. Содержание программы  8
1.3.1. Учебно-тематический план 8
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана 11
2. Комплекс организационно-педагогических условий 19
2.1. Календарный учебный график 19
2.2. Условия реализации программы 19
2.3. Формы аттестации 19
2.4. Оценочные материалы 20
2.5. Методические материалы 20
2.6. Список литературы 24

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

 

1.1. Пояснительная записка

 

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне действовать самому –

И я научусь».

Древнекитайская мудрость

 

Нормативные правовые основы разработки ДООП: 

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

– Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.)

– Постановление Правительства Российской Федерации от 26.17.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы».

– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

(Распоряжение Правительства РФ от31.03.2022 г. № 678-р.). 

– Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16).

– Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

– Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

– Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

– Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

– Положение о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программах, реализуемых в МБУ ДО «БГСЮН» от 16 марта 2021 г. № 01-07/56.

– Устав МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» от 27.10.2015 № 1887-осн.

В настоящее время люди живут в современном, быстро меняющемся мире, когда на человека направлен лавинообразный поток информации, разобраться в котором подчас нелегко. В связи с этим, перед педагогами стоит задача подготовки молодого поколения к жизни не путём усвоения учащимися готовых знаний, а в процессе активного их приобретения. 

Экскурсии в природу, постановка опытов на занятии, проведение экспериментов, способствуют развитию у учащихся наблюдательности, творческой инициативы, выработке умений и навыков целенаправленной работы по изучению живых организмов.

Когда учащиеся выполняют несложные опыты, они закрепляют, расширяют и углубляют знания, полученные на занятиях, овладевают методами исследовательской деятельности.

Актуальность программы заключается в убеждении автора того, что дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития, когда начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно данный возраст является продуктивным в становлении экологически-развитой личности. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых качеств. Ведь благодаря развитию индивидуальных качеств, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Общение с природой очень полезно детям этого возраста. У ребенка расширяется мировоззрение, развивается чувство ответственности, доброты и другие нравственные качества. Если же с детства доброе отношение к природе не привито, это нередко порождает бездушие, эгоизм, жестокость, от которых в первую очередь страдают сами люди.

Программа ориентирована на развитие мышления детей, их воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности на основе исследовательской деятельности. Она вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убеждённость в необходимости заботы о сохранении уникальной природы края. Программа перспективна и в плане эстетического воспитания, так как изучение окружающего мира открывает ребёнку красоту окружающего мира, даёт простор радостному, эмоционально-образному восприятию мира.

На занятиях учащиеся расширяют кругозор, получают знания об объектах живой и неживой природы, знакомятся с правилами ведения наблюдений, участвуют в природоохранных мероприятиях, учатся изготовлять поделки из природного материала, бумаги, картона, пластилина, и прочих материалов. Кроме того, они получают практические навыки ухода за домашними питомцами, выращивания растений, оформления клумб.

Учащиеся имеют возможность посещать зооуголок, расположенный на базе МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов» (далее – БГСЮН). Работа учащихся в объединении способствует развитию самостоятельности и повышению интереса к исследованиям.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. 

Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что ориентирует учащихся на приобщение к ответственному отношению к животным и растениям, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего здоровья.

Благодаря естественнонаучному образованию и воспитанию у учащихся формируется представление о влиянии окружающей среды на здоровье человека, стремление к здоровому образу жизни и понимание активной роли человека к природе – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы.

Новизна программы заключается в том, что она практико-ориентированная, дети получают возможность проводить занятия в условиях живого уголка, ухаживать за комнатными растениями, посредством экскурсий наблюдать за жизнью некоторых животных в природе, делать фенологические наблюдения; учащиеся участвуют в различных природоохранных акциях, учатся вести себя в природе.

Методическую основ уразработки программы составляют идеи гуманистической педагогики (автор – Попов Е.Б.), воспитания в контексте культуры (авторы – Бондаревская Е.В., Козлова О.Н., и др.), развития потребности и способности личности к саморазвитию (автор – Поляков С.Д.).

Особенности программы:

Программа «Юные исследователи природы» имеет свои отличительные особенности и является:

– практикоориентированной (большое значение уделяется исследовательским проектам, опытам, наблюдениям, ведением дневников наблюдения за природой, формируются навыки содержания животных);

– интерактивной (проведение занятий в активной форме);

– интегрированной. Природа рассматривается как объект эстетического восприятия (большое значение придается знакомству с литературными, художественными, кинематографическими произведениями о природе и ее проблемах). Большое внимание уделяется основам ботаники, экологии, зоологии, фенологии, краеведения;

– краеведческой (темы и перечень практических работ составлены в соответствии с местными условиями);

– прикладной (знания, полученные при освоении программы используются детьми в дальнейшем).

Объектом изучения является природа в целом. Дети знакомятся с многообразием растительного и животного мира, его связью со средой обитания. Получают навыки поведения в природе. Постигаются основы фенологии – сезонности в природе. Формируются навыки творческой работы, практические умения.

На протяжении всего обучения дети участвуют в экологических и природоохранных акциях, проводимых БГСЮН, учатся наблюдать и оценивать увиденное. Участие в викторинах и конкурсах различного уровня на экологическую тематику способствует развитию экологической грамотности и культуры, творческих способностей детей.

Основные формы организации образовательного процесса: групповая, коллективная, индивидуальная.

Содержание программы, формы, методы и приёмы составлены с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей, учащихся по Л.С. Выготскому и Эльконину Д.Б.

Направленность программы: естественнонаучная.

Вид программы: модифицированная программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа «Кружок юных натуралистов» (автор – И.В. Костинская).

Адресат программы: Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 11 лет. 

Уровень программы: стартовый.

Срок и объем освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 144 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и способностями детей, что предполагает возможную корректировку режима занятий.

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные. Предварительная подготовка не требуется. Набор свободный, по интересам детей. Численность группы от 2 до 15 человек.

 

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы – развитие познавательного интереса детей к изучению мира природы, формирование компетентностей в области зоологии, вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

На предметном уровне:

– овладеть сведениями о животных;

– сформировать целостную научную картину мира у учащихся;

– овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты и опыты, оценивать полученные результаты;

– овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни.

На метапредметном уровне:

– освоить способы решения проблем поискового характера;

 – сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 – определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;

– формировать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

– развивать понятийное мышление: анализ, синтез, сравнение, абстрагированное обобщение. 

На личностном уровне:

– содействовать формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы;

– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

– формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающей среде;

– содействовать формированию чувства гордости за свою Родину, Алтайский край, город Барнаул.

Ожидаемые результаты:

На предметном уровне:

  1. Расширены представления учащихся о животных.
  2. Изучены доступные для младших школьников способы и методики изучения природы (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация).
  3. Сформирован познавательный интерес естественнонаучной направленности и бережное отношение к природе.
  4. Созданы условия для реализации творческого потенциала детей.

На метапредметном уровне:

  1. Освоены навыки планирования, контроля и оценки своих учебных действий.
  2. Владение навыками постановки цели и задач, формулирования темы исследования, определения объекта и предмета исследования;

3.Владение навыками поиска, обобщения, систематизации информации;

  1. Умение оформлять презентацию в соответствии с предъявляемыми требованиями.

На личностном уровне:

  1. Дети умеют самостоятельно выполнять задания, нести ответственность за их результаты. 
  2. Учащиеся проявляют бережное отношение к объектам природы.
  3. Заложены основы формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств, патриотических чувств к стране, краю, городу Барнаулу. 

 

1.3. Содержание программы «Юные исследователи природы»

1.3.1. Учебно-тематический план

Таблица 1

№ п/п Дата Название раздела, 

темы, занятия

Количество часов Формы аттестации/

контроля

всего  теория практика
1. 9-14.09 Вводная беседа «Мир вокруг нас»  2 1 1 беседа, игра, инструктаж по технике безопасности
2. 16-21.09 Подготовка животных к зиме 2 1 1 коллаж «Кто где зимует?»
3. 23-28.09 Кто такие рыбы? Рыбы наших водоемов 2 2 изучение рыбной чешуи. Интерактивная игра «Рыбалка»
4. 30.09-5.10 Всемирный день защиты животных 2 1 1 коллективная аппликация «Животные всего мира»
5. 7-12.10 Океанариум 2 1 1 просмотр видеофильмов об обитателях океанарума
6. 14-19.10 Аквариум и его обитатели 2 1 1 практическое занятие, интерактивная игра, оригами «скалярия»
7. 21-26.10 Кто такой ихтиолог? 2 1 1 просмотр и анализ видеофрагментов
8. 28.10-2.11 Животные зимой 2 1 1 выполнение поделки «Животные зимой»
9. 4-9.11 У природы зимой нет тайн 2 1 1 интерактивная игра «Где чей след»
10. 11-16.11 Синичкин день 2 1 1 заготовка корма, изготовление и развешивание кормушек, наблюдение за ними
11. 18-23.11 Кто такой зоолог? 2 1 1 экскурсия в зооуголок, зоопарк
12. 25-30.11 Птицы нашего города.  2 1 1 рассмотрение различных видов перьев у птиц, работа с календарем прилета птиц
13. 2-7.12 Помощь птицам зимой 2 1 1 участие в природоохранной акции «Каждой пичужке сделаем кормушку». Ведение календаря наблюдения за кормушками
14. 9-14.12 Домашние животные 2 1 1 заполнение кроссворда «Домашние животные», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья»
15. 16-21.12 Лэпбук «Домашние животные» 2 2 заполнение лэпбука «Домашние животные»
16. 23-28.12 Кошки 2 1 1 просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе», обсуждение повадок, наблюдение за кошками в домашних условиях», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья»
17. 13-18.01 Породы кошек 2 1 1 «устный диктант», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья»
18. 20-25.01 Собака – друг человека 2 1 1 выполнение поделки из соленого теста», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья»
19. 27.01-1.02 Породы собак 2 1 1 устный диктант, работа с рабочими листами «Мы – твои друзья»
20. 3-8.02 Любимые домашние животные – хомячки и морские свинки 2 1 1 аппликация из кусочков цветной бумаги «Морская свинка»
21. 10-15.02 Белка. Ежи 2 1 1 аппликация «Еж с грибами и яблоками»
22. 17-22.02 Декоративные крысы и мыши, кролики 2 1 1 викторина про крыс, изготовление кролика из соленого теста или пластилина
23. 24.02-1.03 Шиншиллы 2 1 1 динамическая поделка «Шиншилла»
24. 3-8.03 Древесные улитки и улитки ахатины 2 1 1 наблюдение за каракулусами и ахатинами из зооуголка станции юннатов 
25. 10-15.03 Шипящие мадагаскарские тараканы 2 1 1 изучение исследовательской работы «Тараканы с острова Мадагаскар. Наблюдение за жизнедеятельностью мадагаскарских тараканов»
26. 17-22.03 Черепахи красноухие и болотные, среднеазиатская 2 1 1 изготовление поделки «Черепашка»
27. 24-29.03 Кто такой ветеринар. Кто такой орнилог 2 2 экскурсия в зоопарк (по возможности). Экскурсия в музей ФГБУ ВПО» Алтайского государственного университета» (по возможности)
28. 31.03-5.04 День птиц 2 1 1 аппликация с элементами оригами «Грачи прилетели».
29. 7-12.04 Животные весной наблюдение за животными на экскурсии в природу
30. 14-19.04 Куры в зооуголке 2 1 1 изготовление поделки из бумаги «Петушок или курочка»
31. 21-26.04 Кореллы, волнистые попугаи, певчие птицы 2 1 1 рисунок попугая
32. 28.04-3.05 Животные летом 2 1 1 работа с кроссвордом «Животные летом», составление таблиц
33. 5-10.05 Поиск литературы для проекта «Мое любимое животное» 2 2 работа с журналами
34. 12-17.05 Работа над проектом «Мое любимое животное» 2 2 проекты
35. 19-24.05 Работа над проектом «Мое любимое животное» 2 2 проекты
36. 26-31.05 Итоговое занятие. Защита проектов 2 2 тестирование
Итого: 72

 

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

  1. Вводная беседа «Мир вокруг нас»(2 ч.)

Теория: знакомство с планом работы и задачами объединения. Инструктаж по технике безопасности. 

Практика: проведение игры с мячом, цель которой познакомится с ребятами, узнать есть ли у них домашние животные, какие, нравится ли им за ними ухаживать, нравится ли им наблюдать за явлениями природы, растениями, животными. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Подготовка животных к зиме (2 ч.)

Теория: какие изменения произошли с насекомыми и остались ли они летать в это время. Как готовятся к зиме птицы и звери (строительство дупел, нор, берлог и пр., запас на зиму животными грибов, ягод и пр., отлет на юг птиц и т.д.).

Практика: выполнение коллажа «Кто где зимует?». Просмотр видео о зимовке насекомых, рыб и земноводных, медведей, ежей, белок, лис. Наблюдение за сменой окраски у белки обыкновенной, обитателя зооуголка станции.

  1. Кто такие рыбы. Рыбы наших водоемов (2 ч.)

Теория: строение внешнее рыб. Чешуя. Почему рыбы не тонут в воде. Чем питаются. Культура рыбной ловли.

Практика: изучение рыбной чешуи. Интерактивная игра «Рыбалка».

  1. Всемирный день защиты животных (2 ч). 

Теория: история праздника. Обсуждение вопроса важности сохранения биоразнообразия.

Практика: коллективная аппликация «Животные всего мира».

  1. Океанариум (2 ч.)

Теория: океанариум. Понятие об океанариуме. Новосибирский океанариум. Обитатели океанариума.

Практика: просмотр видеофильмов об обитателях океанарума.

  1. Аквариум и его обитатели (2 ч.)

Теория: выбор подходящего грунта по размеру. Способы подготовки грунта. Разнообразие водорослей естественных и искусственных их назначение. Оборудование для аквариума. Компрессор. Фильтр. Термостат. История возникновения золотых рыбок. Разновидности золотых рыбок. Условия содержания в аквариуме. Способы размножения рыб. Петушки. Строительство гнезд из воздушных пузырьков. Условия содержания в аквариуме. Гуппи. История открытия живородящих рыб. Условия содержания в аквариуме. Теория: особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о тритонах. Лягушки. Лягушки зооуголка. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о лягушках.

Практика: загадки, кроссворды про рыб, рисунок аквариума со всем необходимым оборудованием и обитателями, оригами «Скалярия».

  1. Кто такой ихтиолог? (2 ч.)

Теория: ихтеология – наука о рыбах. Ихтеолог, чем занимается, какие стоят задачи.

Практическая работа: просмотр и анализ видеофрагментов.

  1. Животные зимой (2 ч.)

Теория: особенность погоды. Приспособления животных к холоду. Приспособление животных к передвижению по рыхлому снегу. Приспособление животных к передвижению по насту. Зима в лесу. Запасы зверей на зиму. Строительство укрытий для переживания зимы. Длительность периода покоя у разных животных.

Практика: выполнение поделки «Животные зимой».

  1. У природы зимой нет тайн (2 ч.)

Теория: следы различных животных Алтайского края (лось, сибирская косуля, бурый медведь, волк, заяц-беляк, рябчик и другие). Сходства и отличия. Размеры. 

Практика: интерактивная игра «Где чей след».

  1. 10. Синичкин день (2 ч.)

Теория: зимующие и кочующие птицы Алтайского края: рацион питания, место зимовки, особенности жизнедеятельности.

Практика: заготовка корма: семечки подсолнечника, тыквы, арахис, ягоды рябины, шиповника. Изготовление и развешивание кормушек, наблюдение за ними.

  1. Кто такой зоолог? (2 ч.)

Теория: зоология – наука о животных. Знакомство с профессией зоолог.

Практическая работа: экскурсия в зооуголок, зоопарк (по возможности).

  1. Птицы нашего города (2 ч.)

Теория: птицы – кто они такие. Устройство пера. Способность к полету. Питание. Соловьи, дятлы, свиристели, воробьи и другие. Птицы. Кочующую. Перелетные. Зимующие птицы. Календарь прилета птиц.

Практика: рассмотрение различных видов перьев у птиц, работа с календарем прилета птиц. 

  1. Помощь птицам зимой (2 ч.)

Теория: кормушка. Требования к кормушке. Корм для птиц.

Практика: участие в природоохранной акции «Каждой пичужке сделаем кормушку». Ведение календаря наблюдения за кормушками.

  1. Домашние животные (2 ч.)

Теория: основные представители домашних животных и их детеныши. Польза для человека. 

Практика: заполнение кроссворда «Домашние животные», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья».

  1. Лэпбук «Домашние животные» (2 ч.)

Практика: заполнение лэпбука «Домашние животные».

  1. Кошки (2 ч.)

Теория: история происхождения и одомашнивания кошек. Биологические особенности. Поведение кошки в доме. Значение кошек в жизни человека. Интересные факты о кошках.

Практика: просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе», обсуждение повадок, наблюдение за кошками в домашних условиях», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья».

  1. Породы кошек (2 ч.)

Теория: основные породы кошек. Фелинология. Классификация по длине шерсти. Профессии кошек.

Практика: «устный диктант», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья».

  1. Собака – друг человека (2 ч.)

Теория: история происхождения и одомашнивания собак. Биологические особенности. Поведение собаки в доме и на улице. Значение собак в жизни человека. Дрессировка собак. Интересные факты о собаках.

Практика: выполнение поделки из соленого теста», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья».

  1. Породы собак(2 ч.)

Теория: основные породы собак. Профессии собак. Собаки в годы Великой Отечественной Войны.

Практика: «устный диктант», работа с рабочими листами «Мы – твои друзья».

  1. Любимые домашние животные – хомячки и морские свинки (2 ч.)

Теория: особенности внешнего вида. Содержание и уход. Сирийские и джунгарские хомяки. Интересные факты о хомячках. Теория: особенности внешнего вида. Содержание и уход. Разнообразие пород морских свинок. Интересные факты о морских свинках.

Практика: аппликация из кусочков цветной бумаги «Морская свинка».

  1. Белка. Ежи (2 ч.)

Теория: белка. Особенности ее поведения, смена окраски шерсти. Чем питается белочка. Почему строит в дуплах домик, а не на земле, под землей. Интересные факты о белках. Особенности внешнего строения ежей. Еж обыкновенный. Еж африканский. Еж ушастый. Питание. Уход. Содержание в неволе. Ежи в природе. Значение ежей в природе. Интересные факты о ежах.

Практика: выполнение аппликации «Еж с грибами и яблоками». 

  1. Декоративные крысы и мыши, кролики (2 ч.)

Теория: грызуны. Чем опасны дикие грызуны в доме. Какую пользу человеку приносят крысы и какой вред. Чем питаются. Особенности содержания. Интересные факты о декоративных крысах. Внешний вид мышей. Атласные, японские мыши, мастомисы. Чем опасны дикие грызуны в доме. Какую пользу человеку приносят мыши и какой вред. Чем питаются. Особенности содержания. Интересные факты о декоративных мышах. виды кроликов. Особенности питания. Особенности содержания в зооуголке и дома. Интересные факты о декоративных кроликах.

Практика: викторина про крыс, изготовление кролика из соленого теста или пластилина.

  1. Шиншиллы (2 ч.)

Теория: особенности внешнего вида. Формы тела. Мех. Питание. Уход. Содержание в неволе. Шиншиллы в природе. Интересные факты о шиншиллах.

Практика: динамическая поделка «Шиншилла».

  1. Древесные улитки и ахатины (2 ч.)

Теория: древесные улитки – караколусы. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о караколусах. Ахатины. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты об ахатинах.

Практика: наблюдение за каракулусами и ахатинами из зооуголка станции юннатов.

  1. Шипящие мадагаскарские тараканы (2 ч.)

Теория: тараканы. Шипящие мадагаскарские тараканы. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о тараканах. 

Практика: изучение исследовательской работы «Тараканы с острова Мадагаскар. Наблюдение за жизнедеятельностью мадагаскарских тараканов»

  1. Черепахи красноухие и болотные, среднеазиатская (2 ч.)

Теория: Черепахи. Черепаха красноухая. Черепаха болотная. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о черепахах. Черепаха среднеазиатская. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Как определить возраст черепахи. Особенности размножения. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о черепахах.

Практика: изготовление поделки «Черепашка».

  1. Кто такой ветеринар. Кто такой орнитолог (2 ч.)

Теория: знакомство с профессией ветеринар. Теория: орнитология – наука о птицах, что она изучает. Кто такой орнитолог, какие у него обязанности. 

Практика: экскурсия в зоопарк (по возможности). Экскурсия в музей ФГБУ ВПО» Алтайского государственного университета» (по возможности).

  1. День птиц (2 ч.)

Теория: перелётные птицы Алтайского края: места гнездования, особенности жизнедеятельности. Птица года. История празднования дня птиц.

Практика: аппликация с элементами оригами «Грачи прилетели».

  1. Животные весной (2 ч.)

Теория: Животные весной. Кто первый просыпается. Насекомые весной. Изменение цвета шерсти у животных весной. 

Практика: наблюдение за животными на экскурсии в природу.

  1. Куры в зооуголке (2 ч.)

Теория: куры. Куры породы Бентамка. Китайские шелковые куры. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Питание. Уход. Интересные факты о курах.

Практика: изготовление поделки из бумаги «Петушок или курочка».

  1. Кореллы, волнистые попугаи, певчие птицы (2 ч.)

Теория: попугаи. Средние попугаи. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Различие самцов и самочек. Питание. Уход. Интересные факты о кореллах. Мелкие попугаи. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Различие самцов и самочек. Питание. Уход. Обучение говорению. Интересные факты о волнистых попугайчиках. певчие птицы. Амадины. Канарейки. Особенности внешнего вида. Где обитают в природе. Условия, необходимые для содержания дома. Различие самцов и самочек. Питание. Уход. Интересные факты о певчих птицах.

Практика: рисунок попугая.

  1. Животные летом (2 ч.)

Теория: дикие и домашние животные летом. 

Практика: работа с кроссвордом «Животные летом», составление таблиц.

  1. Поиск литературы для проекта «Мое любимое животное» (2 ч.)

Практика: выбор темы. Составление плана. Сбор литературы. Работа с журналами. 

34-35. Работа над проектом «Мое любимое животное» (2 ч.)

Практика: выбор темы. Составление плана. Сбор литературы. Оформление работ. Составление доклада и презентации. Работа над составлением проекта.

  1. Итоговое занятие. Защита проектов (2 ч.)

Практика: выступление с докладом

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2

Год

обучения

Дата начала обучения по программе Дата окончания по программе Всего учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий
1 09.09.2024 31.05.2025 36 36 72 1 раз в неделю по 2 часа

 

Режим работы в период школьных каникул

Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул, в форме групповых занятий, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, участия в конкурсах, фестивалях, экскурсиях, выездах.

 

2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение реализации программы включает в себя:

– рабочий кабинет с ученическими столами и стульями;

– компьютер;

– мультимедийный проектор;

– экран проекционный;

– живые объекты (зооуголок);

– комнатные растения.

Информационное обеспечение реализации программы включает в себя:

– методические разработки занятий;

– мультимедийные презентации по темам программы;

– журналы «В мире животных», «Юный натуралист»;

– рабочие листы «Мы – твои друзья»;

– дидактические и демонстрационные материалы по темам программы;

– исследовательские и проектные работы;

– учебные фильмы по темам программы;

– папки для гербария;

– наборы для детского творчества.

Кадровое обеспечение программы: по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», владеющий базовыми знаниями в области естественнонаучной направленности.

2.3. Формы аттестации

Показателем достижения цели и поставленных задач послужат следующие результаты:

– текущий контроль,

– промежуточный контроль,

– итоговое тестирование.

2.4. Оценочные материалы

Таблица 3

Показатели качества реализации ДООП Методики
Уровень теоретической подготовки учащихся Тестирование
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степанова)

Таблица 4

№ п/п Форма контроля Диагностический материал Форма фиксации результатов
1. Текущий контроль Тестирование, викторина, выставка. Бланки тестовых заданий, бланки ответов (письменные).
2. Промежуточный контроль Опрос, выполнение творческих и практических заданий. Портфолио учащихся.
3. Итоговый контроль Проект Защита проектов

 

Для оценки усвоения учащимися содержания общеразвивающей программы используется система оценивания (3-х уровневая система)

  1. Низкий уровень – учащийся практически не владеет теоретическими знаниями по разделам, не владеет специальной терминологией, предусмотренными программой. 
  2. Средний уровень – имеет небольшой (примерно 40 – 50%) объём необходимых знаний. 
  3. Высокий уровень – знает практически все термины и имеет необходимый запас начальных теоретических знаний.

 

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение программы 

При реализации программы используют следующие методы обучения: репродуктивный, наглядно-образный, словесный, частично-поисковый, игровой (аквариум), наблюдения.

Традиционный репродуктивный метод обучения при подаче теоретического материала чередуется с частично-поисковыми методами, то есть используются как традиционные словесные методы, такие как рассказ, беседа, чтение, так и метод диалога, мозгового штурма и большого круга, метод проблемных ситуаций, ролевой игры и аквариума, деловой игры.

Экскурсионные занятия предполагают применение методов наблюдения и исследования. Формируются навыки поведения в природе, умение оформлять дневники наблюдения и фиксировать увиденное с помощью зарисовок или фотографирования.

Метод исследования используется при изучении приоритетных кормов во время зимней подкормки птиц.

Игровые методы, позволяют создавать атмосферу «веселого познания», позволяют преодолевать коммуникативные трудности у детей.

Наглядные методы – использование живых объектов, презентации, демонстрация учебных, детских художественных и анимационных фильмов показывают детям возможность получения информации о живом мире в легкой, но содержательной форме.

Формы организации образовательной деятельности.

При проведении занятий используются различные формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, практические, акции, беседы, выставки, экскурсии, игры, поделки.

Педагогические технологии.

При реализации программы «Занимательная зоология» используются разнообразные педагогические технологии.

Основная – технология развивающего обучения.

При проведении различных природоохранных акций и массовых мероприятий используется технология группового творческого воспитательного дела.

При изучении программы, для повышения интереса учащихся к изучению материала, применяется игровая технология:

– определение учебной цели;

– составление плана проведения;

– разработка сценария;

– расстановка действующих лиц;

– проведение игры;

– анализ и обсуждение результатов.

При работе по программе «Занимательная зоология» активно используются ролевые, дидактические, настольные, подвижные биологические игры.

При осуществлении учебно-исследовательской работы применяется личностно-ориентированная технология. Учащиеся под руководством педагога проводят исследования и опыты.

В основу программы «Занимательная зоология» положены следующие принципы:

– научности (учащиеся получают дополнительные сведения о растениях, животных, гигиене);

– субъектности (дети принимают активное участие в реализации программы);

– энциклопедичности (в программу включен материал из разных областей экологии, биологии, медицины, ботаники, зоологии, этологии и других наук);

– сочетания индивидуального и коллективного подхода к обучению (индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся, работу в подгруппах и проведение больших массовых мероприятий);

– доступности (каждая тема программного материала по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей. Обучающимся показываются доступные их чувственному восприятию связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы);

– от частного к общему (сначала изучаются животные зооуголка, потом Алтайского края, потом всей территории земли в зависимости от природных зон).

– интерактивности (использование презентаций на занятиях);

– диалогичности (на занятиях, как правило, устанавливается беседа в форме диалога между педагогом и учащимися).

На занятиях используются следующие методы:

– практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги, распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии.);

– словесные (объяснение, беседа, диалог, консультация);

– наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

– игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

– наглядный: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, коллекций, натуральных объектов, и др.

– демонстраций: демонстрация приборов, опытов и др.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

При проведении занятий пользуюсь различными формами организации образовательного процесса:

– занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

– занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Типы учебных занятий.

При организации деятельности творческого объединения используются такие следующие формы:- фронтальная (коллективная); – групповая;- индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на занятиях в творческом объединении царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

При групповой форме организации учебной деятельности используется чаще при проведении игр, когда дети делятся на команды. 

Индивидуальная форма организации применяется при подготовке учащихся к конкурсам.

В программе предусмотрены следующие виды занятий: 

  1. Комплексные занятия обобщающего и углубляющее–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В условиях клубной работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности: 

Наблюдение. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.

Исследования. 

Проведение опытов. 

Просмотр презентаций. 

Изучение исследовательских работ.

  1. Экскурсии в природу. 
  2. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. 
  3. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей. 
  4. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др. 

6.Выставки.

  1. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы учащимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.

2.6. Список используемой литературы:

 

Для педагога:

  1. Брем, А. Э. Жизнь животных. / А. Э. Брем. – М.: Эксмо, 2004. – 960 с. 
  2. Брем, А.Э. Жизнь растений: Декоративные, оранжерейные, экзотические, комнатные, дикорастущие, лекарственные растения нашей планеты / Под ред. Т. Чухно. – М.: ЭКСМО, 2004. – 976 с. 
  3. Гармс, О.Я. Певчие птицы Алтайского края. / О.Я. Гармс. – Барнаул: ARTIKA, 2007. – 215 с. 
  4. Гирндт, С. Разноцветные поделки из природных материалов / Пер. с нем. А.П. Прокопьев. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
  5. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т.А. Демина – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 142 с. 
  6. Кискальт,И.Соленоетесто/Пер.снем.–М.:АСТ-пресскнига,2003.– 80с.
  7. Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных, или, о чем не узнаешь на уроке / Е. Ю. Колбовский; худож.: Г. Ю. Горшков, В. Н. Куров. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. – 255 с.
  8. Колбовский, Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с. 
  9. Маврищев В.В. Общая экология. Курс лекций. / В.В. Маврищев. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. – 415 с. 
  10. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.: ООО «Нестле Россия», 2018. – 96 с.
  11. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников / Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 160 с.
  12. Пурдик, Л.Н. Барнаул. Ландшафты и экология: монография / Л.Н. Пурдик; ред. Ю.И. Винокуров; РАН, Сибирское отделение, Институт водных и экологических проблем, Русское географическое общество (Барнаул), Алтайское региональное отделение. – Барнаул, 2007. – 256 с. 
  13. Степанов, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
  14. Тиль, Л.Б. Способности к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования / Л.Б. Тиль, К.А. Чеховских // Педагогика и психология. – №3, 2012. – 14-16 С.
  15. Хессайон, Д.Г. Все о комнатных растениях. / Д.Г. Хессайон. – М.: «Кладезь-Букс», 2010. – 256 с. 
  16. Школьник, Ю.К. Аквариумные рыбки / Ю.К. Школьник. – М.: Эксмо, 2008. – 256 с. 

 

Для учащихся: 

  1. Бианки, В.В. Лесная газета: сборник рассказов/ В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 359 с. 
  2. Бианки, В.В. Синичкин календарь / В.В. Бианки. – М.: Изд. «Родничок», 2019. – 73 с. 
  3. Волкова, О. Неведомы зверушки / О. Волкова. – М.: Изд. «Олма медиа групп», 2011. – 128 с. 
  4. Сладков, И.И. Лесные сказки / И. И. Сладков – М.: «Стрекоза», 2010. – 156 с. 

Приложение

Критерии оценки защиты проекта:

Критерии

Ф И ученика

  • Качество доклада
    1. балл – доклад зачитывает,
    2. балла – доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
    3. балла – доклад рассказывает, суть работы объяснена,
    4. балла – кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом,
    5. баллов – доклад производит очень хорошее впечатление
  • Качество ответов на вопросы
    1. балл – не может четко ответить на большинство вопросов,
    2. балла – отвечает на большинство вопросов,
    3. балла – отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано
  • Использование демонстрационного материала
    1. балл – представленный демонстрационный материал не используется в докладе,
    2. балла – представленный демонстрационный материал используется в докладе,
    3. балла – представленный демонстрационный материал используется в докладе, автор прекрасно

ориентируется в нем

  • Оформление демонстрационного материала
    1. балл – представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
    2. балл – демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии,
    3. балла – к демонстрационному материалу нет претензий
Итог:

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Занимательная зоология»