Петряшова Виктория Викторовна
учитель начальных классов
ЧОУ «Лотос»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158930
Всероссийский конкурс «Реализация ФГОС», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Олимпиадное движение в начальной школе (из опыта работы)
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158930


Олимпиадное движение в начальной школе

(из опыта работы)

Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы научить младших школьников учиться легко и успешно. Для детей одаренных, талантливых, способных этот жизненный этап нельзя переоценить: чем бы в дальнейшем ребенок ни занимался, какую бы стезю ни выбрал, умение учиться, организовывать свою деятельность, самостоятельно искать ответы на вопросы, –  это необходимо всегда. Главная ценность обучения состоит не в накоплении объема знаний, а в усвоении этих знаний и в совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способов его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается. С этой точки зрения любой предмет можно сделать интересным, если дать ребенку ощутить ситуацию успеха. Поэтому, с первого класса нужно участвовать в олимпиадах по разным предметам.

Олимпиадное движение в начальных классах играет важную роль в развитии учащихся. Участие в олимпиадах способствует развитию аналитического мышления, логики, творческих способностей и позволяет детям проявить свой потенциал, помогает расширить свой кругозор, познакомиться с новыми предметами и науками. Кроме того, олимпиады мотивируют учеников к самостоятельной учебе, помогают им выявить свои сильные стороны и работать над своими слабыми сторонами.  Это способствует формированию ценностей, таких как стремление к знаниям, целеустремленность, усидчивость и ответственность. Олимпиады также способствуют развитию дружеских отношений между учениками, повышению уровня командного сотрудничества и соревновательности. Все это делает участие в олимпиадных мероприятиях важным этапом в жизни школьников, способствует их личностному и интеллектуальному развитию.

Олимпиадное движение в начальных классах также способствует формированию у детей приоритетов и целей в учении. Участие в соревнованиях побуждает учеников к постановке конкретных задач и стремлению к их достижению. Это помогает детям развивать умение планировать свои действия, а также обучает их работать над достижением поставленных целей.

Ученики нашей школы «Лотос» с первого класса участвуют в различных олимпиадах на образовательных учебных порталах «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Олимпис», принимают активное участие в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и многих других. Школа устраивает предметные недели, где организаторы выявляют творческих, одаренных детей. С этого и начинается олимпиадное движение. Мы, педагоги начальной школы, самостоятельно разрабатываем задания для предметных недель. 

Олимпиадные задания для 1 класса

«Знатоки русского языка».

  • Подчеркни только предложение

У Москвы-реки

Около дома спортивная площадка

Большая библиотека

Кот Васька греется на солнышке.

  • Пронумеруй слова так, чтобы получилось предложение.

Арбузов   купил   арбузов   Коля   пять

  • Правильно соедини схемы и слова.

мальчик  1.

 

машина 2.

 

      армия    3.

  • Вставь пропущенную букву

Маш_на, саранч_, ч_совщик, верш_на, ш_шки, прищ_рил, нож_, коч_н, площ_дка, камыш_.

  • Отметь все правильные варианты переноса слов

А) Ма – шина

Б) Маш – ина

В) Маши – на

Г) Машин – а

  • Соедини стрелками слова и нужные мешочки.

 

Мёд, шина, нос, щенок, телевизор, часы, цифра, жираф.

  • Составь предложения из слов.

Ребята, в, пошли, лес.

Витя, и чащу, в, зашли, Даша.

Под, пушистый, кустом, зайчик, был.

 

  1. Напиши на месте пропусков словарные слова.

______пошли в лес.

_______объясняет новую тему.

 

Мальчики, ребята, учитель, девочка

  • Пронумеруй предложения так, чтобы получился текст.

 На нём стояла сахарница.

 Девочка уронила сахарницу.

Лиза аккуратно собрала осколки и сахар.

Она упала и разбилась.

      Лиза пила чай за столом.

  •  Определи, не читая текст, каких предложений больше: вопросительных или восклицательных.

 

– И днем ку-ку, и ночью ку-ку! И через час ку-ку, и через полчаса ку-ку! А спать-то ку-ку? – сказала кукушка Маша и высунулась из часов.

– А ещё кто у нас живёт? – спросил холодильный человечек после куковального бунта. – Есть наши?

                                                              (По Э.Успенскому)

      Вопросительных

      Восклицательных

  • Дополни таблицу словами:

Машина, синий, молоко, добрый, пьёт, катится.

 

Предметы Признаки предметов Действия предметов
стол смешной жужжит
холод тёмный стоит

 

  • Впиши слова мишка и Мишка в предложения.

1.На арене цирка выступал любимый артист детей – косолапый __________.

      2.На последней парте сидели непоседы Женя и _____.

 

  1. В однокоренных словах выдели корень.

Маленький, малявка, маляр, малыш.

  • Соедини части пословиц.

Сам пропадай,             люби и саночки возить.

Семь раз отмерь –       а товарища выручай.

      Любишь кататься –       один раз отрежь.

  • Найди строчку, в которой ударения расставлены верно.

 

1.свЁкла, алфАвит, бантЫ.

2.щавЕль, тОрты, звонИт.

      3.жалюзИ, понялА, шарфЫ.

  • Вставь в предложения подходящие по смыслу слова из скобок.

Дети нашли (в лесу, в лису) много грибов.

Охотник целился (в лесу, в лису), но промахнулся.

  • Сколько твёрдых согласных звуков в предложении?

 

9              20              15

  • Укажи словосочетание, в котором первое слово употреблено в переносном значении.

 

  1. принести стул
  2. принести пользу
  3. принести книги в школу

  • Соедини слова близкие по значению.

                           хохотать

      смеяться            рыдать

      плакать              хныкать

                           веселиться

  • Запиши слова в алфавитном порядке.

Ножницы, пенал, топор, велосипед, пила, автомобиль, карандаш, трактор, линейка.

      

        В целом, участие в олимпиадных соревнованиях в начальных классах играет важную роль в формировании личности ученика, помогая ему раскрыть свой потенциал, добиться успеха и стать активным участником образовательного процесса. Эти мероприятия не только способствуют развитию умственных способностей, но и формируют потребность в постоянном самосовершенствовании и стремлении к новым знаниям. Олимпиады помогают детям стать успешными и целеустремленными личностями, готовыми к сложностям и вызовам будущего.

Олимпиадное движение в начальной школе (из опыта работы)