Медведева Наталия Юрьевна
педагог-психолог
Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №158955
Всероссийский конкурс «Лучшая авторская статья психолога»
Наименование конкурсной работы: Статья на тему : ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №158955


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ 

 

Аннотация. В статье отражены особенности развития социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. 

Ключевые слова: особенности социальной компетентности, дети дошкольного возраста.

 

Старший дошкольный возраст является очень важным этапом в становлении личности ребенка. Он находится на переходе от дошкольного периода к начальному общему образованию. Многие ученые, которые в своих трудах рассматривали возрастные особенности человека (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит значительный качественный скачок во многих знаниях, умениях и требованиях. По словам Л.С. Выготского [2], у детей старшего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходят большие перемены в физическом, познавательном, социально-личностном и эмоциональном развитии, а также формиpуeтcя готовность к школе.

Пo мнeнию Л.C. Bыгoтcкoгo [2], в этот период происходит активное социальное развитие детей, начинает складываться личность с ее основными составляющими. На протяжении всего дошкольного периода ребенок проходит большой путь развития ‒ от отделения себя от взрослого до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Учеными было отмечено, что старшем дошкольном возрасте дети стремятся быть похожими на взрослых. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми. У детей есть стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детском саду делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызывают желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые.

Большое значение для ребенка в детский период начинает приобретать такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок-ребенок». Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, «благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.

С точки зрения А.К. Марковой [1], на основе стремления к самоутверждению у детей возникает и мотив соревновательный ‒ выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших детей, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование.

Так, Н. Г. Морозова [3] указывает на то, что в дошкольном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент. 

В старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния.

Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя [3].

По мнению Л.С. Выготского [2], к концу дошкольного возраста возникает важное новообразование ‒ осознание своего социального “Я” и появление на этой основе внутренней позиции ‒ понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

Так же можно отметить и выделить, что дети устанавливают и поддерживают дружеские контакты со сверстниками и взрослыми с учетом национальных семейных традиций и общечеловеческих ценностей (находят друзей среди детей своего и противоположного пола, умеют дружить и играть, делятся с другими, сочувствуют другому независимо от национальной принадлежности и культурных предпочтений), планируют и осуществляют действия с учетом интересов других людей. Также отмечено, что дети стремятся иметь представление о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»; понимают настроения партнера по вербальному и невербальному признаку.

Дети 5-6 лет способны реагировать на конкретные ситуации, умеют выбирать определенные нормы и правила в процессе общения и для общения. Было отмечено, что дети умеют расположить к себе окружающих; самостоятельно принимают решения; умеют применять вербальные и невербальные средства общения для выражения своего отношения к происходящему; умеют осознавать и контролировать свое поведение.

Согласно взглядам Г.М. Андреевой, в старшем дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу [3]. 

У детей нарастает интерес к личности сверстника, складываются отношения предпочтительной дружбы и устойчивой взаимной симпатии.

Ряд ученых Ю.Н. Емельянов [2], Ю.М. Жуков [3], Л.А. Петровская [2] отметили, что в коллективной деятельности дети изучают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; пытаются контролировать действия партнера и исправлять его ошибки; оказывают помощь партнеру, выполняют часть работы за него; учатся адекватно принимать замечания партнера и исправлять свои ошибки. 

В процессе общей деятельности дошкольники получают практику равного общения, опыт руководства и подчинения, учатся находить пути к взаимопониманию. Все это имеет большое значение для социального развития детей и их готовности к школьному обучению [2] .

Таким образом, мы выяснили, что для ребенка в детский период особое значение начинает приобретать такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок-ребенок». У детей возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Также ученым отмечено, что у детей возникает осознание своего социального “Я”. Проявляется форма коллективной деятельности. Дети стремятся иметь представление о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»; стремятся понять настроение партнера по его вербальным и невербальным признакам.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 272 с.
  2. Дыбина, О.В.  Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.
  3. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. / В.Н. Куницына. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.

 

Статья на тему : ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ