Конышкина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №30
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159110
Всероссийский конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта по теме «Кирилл и Мефодий»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159110


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Предмет: музыка.

Класс: 4 «а».

УМК: «Школа России».

Автор УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Шмагина Т.С.

Тема урока: «Кирилл и Мефодий».

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: смешанный.

 

Планируемые результаты изучения темы
Предметные  Метапредметные  Личностные 
Ученик научится:

Пр.1: понимать значимость изобретения письменности святыми Кириллом и Мефодием для славянских народов;

Пр.2: сравнивать и анализировать музыкальные произведения: Гимн и Величание;

Пр.3: объяснять причины причисления братьев Кирилла и Мефодия к лику святых;

Пр.4: давать определения словам «Гимн», «Величание».

Ученик научится:

Познавательные УУД:

П.1: активно использовать речевые средства для решения познавательных задач;

П.2: искать главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Регулятивные УУД:

Р.1: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Р.2: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Р.3: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Коммуникативные УУД:

К.1:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

К.2:  работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Ученик получит возможность формирования:

Л.1: мотивации к обучению и познанию, познавательного интереса к новым способам действий;

Л.2: приобщения к духовным ценностям посредством музыкального искусства, чувства уважения к музыкальной культуре.

 

Цель для учителя: создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся посредством знакомства с просветителями славян святыми Кириллом и Мефодием, и музыкальными произведениями, посвященными этим святым.

Задачи для учителя:

Образовательные: 

  1. Формировать умение понимать значимость изобретения письменности святыми Кириллом и Мефодием для славянских народов;
  2. Научить сравнивать и анализировать музыкальные произведения: Гимн и Величание;
  3. Сформировать умение объяснять причины причисления братьев Кирилла и Мефодия к лику святых;
  4. Способствовать формированию умения давать определения словам «Гимн», «Величание».

Развивающие: 

  1. Развивать умение активно использовать речевые средства, искать главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
  2. Формировать умение понимать учебную задачу урока, планировать свои действия, фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
  3. Способствовать формированию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, работать в парах, учитывать мнение партнёра, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать мотивацию к обучению и познанию, познавательного интереса к новым способам действий;
  2. Воспитывать духовные ценности посредством музыкального искусства, чувства уважения к православной культуре.

 

Ресурсы
Учебно-методическое сопровождение Дидактические материалы ИКТ, ЦОР
Учебник. Музыка. 4 класс. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Шмагина Т.С.

Программа по музыке. 1-4 класс. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,  Шмагина Т.С.

– Карточки для самостоятельной работы;

– карточки с анаграммами;

– пазлы с памятником Кириллу и Мефодию.

– презентация 

«Кирилл и Мефодий»;

– компьютер;

– проектор.

Межпредметные связи Окружающий мир
Организация пространства Стандартная

Этапы урока

Название этапа

и его образовательная задача

Методы и приемы работы Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации учебной деятельности  Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Мотивационный этап Словесные  – Ребята, доброе утро! Я очень рада сегодня вас видеть, на этом уроке музыки вашим учителем буду я. Хочу начать наше занятие с песни, послушайте ее и скажите, о чем она и какие эмоции вызвала?

(Учитель включает отрывок песни «Осень-красавица» музыка и слова А. Евтодьевой)

О чем песня?

– Какие эмоции у вас вызвала?

– Как к осени обращаются в песне?

– А почему?

– Как вы думаете, почему, мы слушали именно песню об осени?

– Хорошо, не забывайте следить за посадкой, спину держим ровно, ноги вместе стоят на полу, плечи расслаблены.

– Доброе утро!

Слушают отрывок песни.

– Об осени.

– Теплые, светлые: радость, веселье. 

– Осень-красавица?

– Потому что у осени много нарядов, она разноцветная, ее еще называют золотой.

– Сейчас осень, природа радует нас своими красками.

Ф Контроль учителя П.1 Л.1
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Словесные – Ребята, давайте вспомним, какая тема, у нас была на прошлом уроке, для этого посмотрите на слайд. Кто изображен на картине?

– Верно, Кто написал эту картину?

– Ребята, а этот человек выдуманный и существовал только в сказках или жил на самом деле?

– А кем был Илья Муромец, помимо былинного героя? 

– Преподобный Илья Муромский Чудотворец.

– А кто помнит, когда церковь празднует его память?

– Давайте я вам подскажу, эта дата соответствует первому дню в году.

– Как называется симфония, которую мы слушали на прошлом уроке?

– Кто является ее автором?

– Какие черты характера передает эта симфония?

(Прослушивание симфонии)

– Илья Муромец.

– Васнецов Виктор Михайлович.

– Жил на самом деле около 800 лет назад.

– Русским святым.

– Не помним.

– 1 января.

– Богатырская.

– Александр Порфирьевич Бородин.

– Будто слышна богатырская сила.

Ф Контроль учителя П.1

Р.1К.2

Л.2
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Словесные

Практические

– Все верно. Сегодня мы поговорим, еще об одних святых. Ребята, а вы знаете имена каких-нибудь святых? 

– Александр Невский тоже был святым и в этом году его юбилей – 800 лет.

– Но сегодня тема будет посвящена другим святым. Это два человека, которых знают все. Чтобы определить их имена предлагаю вам поработать в парах и разгадать анаграммы. Напомню, что анаграмма – это перестановка букв в слове. Я выдам вам карточки, поставьте буквы в правильном порядке, чтобы получить имя. Напоминаю, что работа парная.

– Первая пара, что у вас получилось?

– Вторая пара, что у вас?

– Нет.Разгадывают анаграммы.

– Кирилл

– Мефодий.

Ф

П

Контроль учителя П.1

Р.2

К.1

П.2

Л.1
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Словесные – Значит, как будет звучать наша тема?

– Совершенно верно, сегодня мы поговорим о русских святых Кирилле и Мефодии. 

– Как думаете, какова цель нашего урока? Чем будем заниматься?

– Да, вы правы, бы будем говорить о них, о их жизни. 

– Чтобы достичь цели, нам необходим план, посмотрите на слайд, он там представлен. Но пункты в нем не все верные, выберите только те, которые подходят нашей теме.

– Паша, прочитай правильный план.

План:

1.Узнать о жизни Кирилла и Мефодия.

2.Познакомиться с историей возникновения Москвы.

3.Сравнить гимн и величание, посвященные братьям.

4.Нарисовать натюрморт.

3.Сделать выводы по пройденной теме.

– Кирилл и Мефодий.

– Познакомиться со святыми Кириллом и Мефодием, узнать о музыкальных произведениях, которые им посвящены.

Составляют план

План:

1.Узнать об авторах-просветителях славянской азбуки  Кирилле и Мефодии.

2.Сравнить гимн и величание, посвященные братьям.

3.Сделать выводы по пройденной теме.

Ф Контроль учителя П.1

Р.2

К.1

Л.1
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап, на котором и происходит «открытие» нового знания. Словесные

(беседа, слово, учителя, рассказ)

Практические

(задание)

– Ребята, посмотрите на слайд и разгадайте ребус, который там изображен. Что у вас получилось за слово?

– Верно, с детства мы привыкаем к буквам нашего алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся передавать любые звуки и слова. Из книг мы узнаём много нового и интересного. Когда мы пошли в школу, то сами научились писать и читать.

– Но в школе не всегда учили грамоте так, как учат сейчас. Сейчас я вам прочитаю стихотворение Натальи Кончаловской, которая описывает обучение на Руси.  Слушайте внимательно, потом я задам вам несколько вопросов.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали – 

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

– Что интересного вы узнали из этого стихотворения?

– Чем писали раньше?

– На каком языке читали книги в то время?

– Все верно, откройте учебник на странице 30 и найдите, ответ на вопрос, что создали Кирилл и Мефодий?

– Хорошо, а как она была названа и в честь кого?

– Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать. У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать – святые Кирилл и Мефодий.

– Ребята, сейчас я выдам вам карточки с текстом, в котором написана информация о жизни Кирилла и Мефодия. Вам нужно прочитать этот текст, и найти в нем ответы на вопросы, которые вы можете увидеть на слайде. Ответы, вы должны выделить маркером в тексте. Потом мы проверим и посмотрим, верные ли ответы вы нашли. Можете приступать, на эту работу у вас есть 3 минуты.

– Давайте проверим.

– Создателями чего являются Кирилл и Мефодий?

– В каком городе родились братья?

– Кто из братьев был старше?

– Сколько родных языков было у братьев? Какие?

– Какое дело продолжил Мефодий после смерти брата?

– Молодцы, ребята! Всю жизнь Кирилл и Мефодий посвятили просвещению славян. За бескорыстное служение богу и людям они почитаются во всех славянских государствах. Церковь признала их святыми и празднует их память 24 мая. В этот же день отмечается день славянской письменности и культуры.

– давайте обратим внимание на икону, которая представлена в учебнике. Посмотрите, кто на ней изображен?

– Кто из братьев изображен справа?

– А слева, значит?

– что держит в руках братья?

– А теперь поговорим непосредственно об азбуке, которую создали братья. Обратите внимание, в учебнике дана эта азбука.

– Кириллица, первая славянская азбука, была создана в далеком 863 году на основе греческого алфавита. В измененном виде мы пользуемся этой азбукой и сегодня. Посмотрите, сильно ли отличается кириллица от того алфавита, которые мы изучаем сейчас?

– Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Так, со временем, она изменилась и пришла в тот вид, которые мы с вами знаем сейчас.

– Ребята, скажите, какой пункт плана мы выполнили?

– Что будем делать дальше?

– Сначала разберемся, что такое гимн и что такое величание. Дайте определение гимну.

– Да, а величание – это хвала, воспевание, краткое торжественное молитвенное песнопение.

– Сейчас мы прослушаем гимн, посвященным святым Кириллу и Мефодию, написанный композитором Панайотом Пипковым на слова болгарского поэта Стояна Михайловского. После прослушивания, ответьте мне на вопрос, в каком характере звучит гимн?

(слушание гимна)

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы!        

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!   

– Давайте начнем с того, какой это жанр?

-В каком характере звучит гимн? 

– Верно, у этого гимна торжественное звучание, написан в мажоре. Какой характер музыки отвечает мажорному ладу? 

– Присутствуют широкие интервалы и распевное голосоведение. 

– Теперь послушаем величание равноапостальным Кириллу и Мефодию.

(слушание величания)

Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.

-Для каких случаев пишется музыка величания?

– С какого слово начинается величание?

– Да величание, как правило всегда начинается, со слова «величаем».

– Величание обычно поётся в дни, посвященные тому или иному празднику или святому. Данное величание поется 24 мая, в день памяти Кирилла и Мефодия. 

-Ребята, мы с вами послушали величание и гимн, посвященные святым Кириллу и Мефодию. Как вы думаете, чем  схожи и чем отличаются гимн от величания?

– Молодцы, ребята! 

– Книга.

Слушают стихотворение, готовятся отвечать на вопросы.

Отвечают на вопросы.

– Учились только мальчики, девочки не учились.

– Гусиным пером.

– На славянском языке.

– Славянскую азбуку.

– Названа кириллицей, в честь одного из братьев – Кирилла.

Кирилл и Мефодий  – это славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык.  Братья Кирилл и Мефодий родились в городе Салоники в семье военачальника.  В семье всего было 7 сыновей, среди которых самым старшим был Мефодий, а самым младшим Кирилл.  Мать мальчиков была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. У Кирилла было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество. Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг.

– Славянской азбуки.

– Родились в городе Салоники.

– Старшим был Мефодий.

– У них было два родных языка – греческий и славянский.

– Перевод на славянский язык священных книг.

– Равноапостольные Кирилл и Мефодий.

– Мефодий.

– Кирилл.

– Славянский алфавит.

– Нет, нес сильно. Очень много букв похожи на современные.

– Мы выполнили первый пункт плана и узнали о жизни Кирилла и Мефодия, а также о славянской азбуке.

– Сравнить гимн и величание, посвященные братьям.

– Песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.

– 

Слушают гимн

– Песня

– Торжественная, восхваляющая.

– Музыка, которая радостная, светлая, торжественная.

– Восхваляет, воспевает братьев Кирилла и Мефодия.

– Величаем.

– Различия: гимн – это песня, как символ государственного единства, а величие – это народная, обрядовая песня, которой величают. У них разный размер, величание состоит обычно из одного предложения, а гимн из нескольких.

– Сходства: они звучат торжественно, восхваляют Кирилла и Мефодия, говорят о их вкладе в славянскоеучение.

Ф

И

Контроль учителя Пр.1

Пр.2

Пр.3

Пр.4

П.1

П.2

Р.1

К.1

Л.2
Первичное закрепление нового знания. Словесные (слово учителя) – Ребята, сейчас вы поработаете в парах, я выдам вам конверты с деталями пазла, который вам нужно будет собрать. Когда у вас получится целостная картинка, ответьте мне на вопрос, что там изображено. Можете приступать.

– Что изображено на пазле?

– Кому он посвящен?

– Да, это памятник установлен в Москве. Он был торжественно открыт известным христианским проповедникам в Москве в 1992 году. А вообще, утешествуя по России, можно увидеть в разных городах памятники святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Памятники есть в таких городах, как: Великий Новгород и Владивосток.

Собирают пазл

– Памятник.

– Кириллу и Мефодию.

Слушают учителя.

Ф

П

Контроль учителя Пр.1 Р.1

П.2

Л.2
Самостоятельная работа и проверка по эталону. Словесные

(слово учителя)

– Сейчас, ребята, вы поработаете самостоятельно и выполните тест. В нем всего 7 вопросов, нужно выбрать только один правильный ответ. Карточки с тестом, я сейчас выдам, правильные ответы отмечайте прямо там, обведите их в круг. Позже, мы проверим, что у вас получилось, и как вы поняли тему.

– Итак, проверим. Посмотрите на слайд, там написаны правильные ответы, поменяйтесь работами со своим соседом по парте и проверьте его работу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Потом поставьте отметку по тем критериям, которые также есть на слайде:

7 баллов – «5»

5-6 баллов – «4»

4 балла – «3»

3 балла и меньше –«2»

– Поднимите руку, у кого 5? У кого? У кого 3?

– Хорошо, молодцы, я вижу вы хорошо поняли данную тему

– Какой пункт плана мы выполнили?

Самостоятельно выполняют тест.

Вопросы теста:

1.Сколько лет славянскому алфавиту?

А) менее 600

Б) 823

В) более 1000

Г) 974

2. Кем создан алфавит?

А) Феоктист

Б) Леон

В) Кирилл и Мефодий

Г) Владимир – красное солнышко

3. В каком городе родились Кирилл и Мефодий?

А) в храме Святой Софии 

Б) на горе Олимп

В) Вифиния.

Г) Салоники

4.Какого числа день памяти Кирилла и Мефодия?

А)1 января

Б) 24 мая

В) 4 августа

Г) 31 июля

5.Как называется славянская азбука, которую создали братья?

А) Глаголица

Б) Тайнопись

В) Кириллица

Г) Мефодица

6. Кто из братьев был старшим?

А) Мефодий

Б) Кирилл

В) Они близнецы

Г) Неизвестно

7. Что написал болгарский композитор Панайот Пипков для восхваления Кирилла и Мефодия?

А) Величание

Б) Тропорь

В) Гимн

Г) Марш

Оценивают работу друг друга

Поднимают руки

– Второй, нам осталось только сделать выводы по пройденной теме.

Ф

И

Контроль учителя, взаимоконтроль Пр.1 П.1

К.1

Р.1

Л.2
Включение в систему знаний и умений. Словесные 

(беседа, слово учителя)

– С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке?

– Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых?

– Какие музыкальные произведения, посвященные этим святым, вы узнали?

– Что называют гимном?

– Что отличает гимн от величания?

– С Кириллом и Мефодием– Святые Кирилл и Мефодий совершили настоящий подвиг в деле просвещения десятков народов, создав славянский алфавит.

– Величание, гимн.

– Гимн – это песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.

Гимн – это песня, как символ государственного единства, а величие – это народная, обрядовая песня, которой величают.

Ф Контроль учителя П.1

К.1

Р.1

Л.1
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. Словесные 

(беседа)

– Ребята, у нас сегодня какая была тема? Мы ставили перед собой цель, мы ее добились?  Выполнили все пункты плана?

– А теперь оцените каждый свою работу на уроке и ответьте на два вопроса: что вы узнали и чему научились. 

– Поднимите руки те, кто считает, что работал сегодня на отметку 5? Остальные согласны? Я тоже с вами согласна, поэтому за сегодняшний урок вы получаете 5.

– Все молодцы, было приятно с вами работать.

– Святые Кирилл и Мефодий.

– Да

Отвечают на вопросы: 

Я узнал…

Я научился…

Ф Контроль учителя, самоконтрольвзаимоконтроль П.1

Р.3

К.1

Л.2
Технологическая карта по теме «Кирилл и Мефодий»