Клинко Светлана Викторовна
музыкальный руководитель
МДОБУ д.с.№10 г.Лабинска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159322
Всероссийский конкурс «Музыка с нами повсюду!», в соответствии с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» ФОП ДО
Наименование конкурсной работы: ОТКРЫТОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159322


ОТКРЫТОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Цель: создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальных инструментах, видах музыкальных инструментов.

Задачи: Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
Обогатить словарный запас музыкальными терминами.                                   

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.                                                                                Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Выйдя из группы, дети замечают на полу дорожку, выложенную из цветных музыкальных ноток, и вместе с педагогом строят предположения, что это за нотная дорожка и куда она может их привести…. 

 Воспитатель: Давайте сейчас постоим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?

Звучит мелодичная музыка

Дети: Мы услышали музыку (звуки музыки)

Муз.рук.:  Каждый звук – кусочек мира.                                                                              

В каждом звуке – целый мир.

Слышите, эта волшебная музыка приглашает вас в сказочную волшебную страну. Согласны?

Дети: Да!

Муз.рук.: Тогда отправляемся в путь! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! Ой смотрите, что за чудеса…..

 (На лесную полянку выходят, Осел, Козел, Мишка, и Мартышка)

Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)

Муз.рук.: Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет, –
Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
“Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.                                              

Животные: (животные грустят), А нам так хотелось.

Воспитатель: Не расстраивайтесь.                                                                                                     

  В страну волшебной Музыки на праздник мы идем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.
Животные: Да, очень хотим.                                                                                        

Воспитатель : Ну, что ребята берем их с собой?

Танец «Ручки, Ручки»                                                                                                                        

Муз.рук.: Ну, что готовы? Предлагаю встать друг за другом и пройти первое испытание.

«По дорожке» (дети выполняют движения по тексту)

Друг за другом мы идем, ножки поднимаем,

И в страну волшебную весело шагаем. (Идут, высоко поднимая колени)

Вдруг тропинка узкая, встанем на носочки

Аккуратно мы пойдем, не задев цветочки. ( Идут на носочках)

Вдруг поднялся сильный ветер, он деревья крутит.

Он сбивает нас с пути: «Хватит ветер, не шуми». (Наклоны туловищем вправо и влево)

По тропинке мы, легко весело бежали. (Бег на месте)

Вот страна волшебная, мы тебя узнали!                                                                   

Молодцы, ребята! вы справились! Присаживайтесь. (Дети садятся на места.)

Муз. рук.: Ребята, из чего мы можем извлекать звуки?                                       

Дети: Из любых предметов.                                                                                           

Муз. рук.: Совершенно верно! Всё что нас окружает, все может звучать! На свете есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Вы любите сказки,  давайте вместе расскажем сказку. (дети выбирают кухонную утварь) 

Сказка «Чей голос лучше»

– Однажды на кухне поспорила кухонная утварь, чей голос лучше?
– Послушайте, какой у нас очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
– Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. 

(Бренчание маленькой ложечки в стакане)                                       

  – Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)                                                                                       

– Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест?- И он зашелестел. (Шуршание пакета)                                                                                                                                           -Разве это музыка? – Закричали баночки из-под крупы. Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть! – И они громко- громко зашумели….  (Баночки с крупой)                                                                                                                -А мы тоже можем очень громко играть! И наш голос очень даже самый красивый!  – сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)                                                                                                                                     

– Голос громкий, но у вас он не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас!

– И они зазвонили, как колокол.   (Удары крышек)                                                                                                                                  А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катя и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! 

А мы с вами знаем песню про кухонные инструменты?…С поем и с играем…

Песня «Мы веселые котята»

  1. Мы – весёлые котята, 
    Мы – котята-поварята.
    Любим маме помогать.
    Любим ложками стучать.
  2. Сами мы замесим тесто, 
    А, чтоб было интересней.
    Банки-склянки достаём.
    Мы сыграем и споём.                                                                                                                                
  3. 3. Мы – весёлые котята. 
    Мы – котята-поварята.
    Любим маме помогать,
    Любим петь и танцевать.

 Воспитатель: Какие вы у меня талантливые! Со всеми заданиями справляетесь!

 Муз. рук.: Ребята подскажите, а как рождается музыка? (ее сочиняют композиторы). Да. Композиторы, они сочиняют музыку, а помогают нам услышать ее другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты). Конечно музыканты, они помогают нам услышать музыку, а с помощью чего? (с помощью музыкальных инструментов). А сейчас давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем. (Струнные, Духовые, Клавишные, Ударные)

Давайте сядем и начнем нашу игру. На экране будут

появляться музыкальные инструменты, вы должны будете определить, какой инструмент лишний и объяснить,  почему и так начинаем!

                                                                                                                                                      

Игра «Найди лишний»

Воспитатель: А  это за волшебные конверты на столах лежат?                                                               

Муз. рук.: Они и правду волшебные в них лежит  музыкальный знак, который помогает нам войти в мир музыки.                                                       

Воспитатель: (берет конверт достает и удивляется) Ой, но их же надо собрать…Ребята поможете?                                                                                                

Муз. рук.: Необходимо разделиться в две команды, а мы посмотрим,  чья команда быстрее справится.

Игра «Скрипичный ключ»

Эксперимент: Поющая вода.                                                                            

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

Муз. рук.:  Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат?                                                                              

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмем кувшин с водой и нальем воду в стаканы. Дети, посмотрите на стаканы, что можно сказать сейчас?                                                                        

(В одних стаканах воды мало, в других – много. В стаканах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим стаканы с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у стаканов с разным количеством воды – первый и восьмой.                       

(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)                                                                                

Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук – вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)                                                                               

Дети: Издаваемый звук уходит постепенно вверх.                                                    

Муз. рук.: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.                                                           

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)                                                                                  

Дети: Звук постепенно уходит вниз.                                                                  

Муз. рук.: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) . Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки).                                                                                                    

Воспитатель: Молодцы, ребята!                                                                            

Муз. рук.: Посмотрите внимательно и найдите   в нашей волшебной стране, на чем бы вы смогли исполнить все вместе при этом звучали бы все нотки.                  

Дети берут колокольчики.                                          

Муз. рук.: Ну что справитесь сами или зовем на помощь дирижера и кстати кто такой дирижер

(Дирижёр – это человек, который управляет оркестром, хором, ансамблем)

Ансамбль Колокольчиков

Муз. рук.: Какие вы молодцы, для вас сюрприз, давайте похлопаем и сейчас произойдет настоящее музыкальное чудо….У нас в гостях музыкант исполнитель на настоящих саксофонах.                                                                       Давид: У меня в руках два саксофона альт и тенор. Чем больше инструмент, тем он звучит как? (Ниже) А чем меньше? (Выше) Я открою вам секрет, что есть еще больше инструменты саксофоны баритон, бас, а так же есть очень маленькие саксофоны сопрано с очень высоким звуком.

 Муз. рук.: А давайте мы с танцуем, как когда то танцевали наши бабушки и дедушки под живую музыку в нашем Лабинском парке. 

Танец под живую музыку

Муз. рук.: Вот и закончилось наше путешествие, я хочу подарить вам нотки, каждый выберет сам какую нотку взять, я только сделаю подсказку, слушайте внимательно.

Красные нотки обозначают: «Мне очень понравилось наше путешествие».

Желтые нотки обозначают: «Я узнал много интересного».

Синие нотки обозначают: «Мне было скучно и не интересно».

ОТКРЫТОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»