Егорова Ксения Сергеевна
учитель начальных классов
МОУ «Академический лицей»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №159325
Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка педагога», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Обучающее изложение «Внуки помогли»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №159325


Технологическая карта урока

Учитель: Егорова К.С.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: обучающее изложение «Внуки помогли».

Тип урока: урок комплексного применения знаний, урок развития речи.

Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научить составлять план текста-повествования;
  • писать изложение текста-повествования по плану;
  • находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;
  • применять на письме изученные правила орфографии;
  • наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; 
  • формирование представлений об окружающем мире, взаимосвязях в живой и неживой природе;
  • понимание причин успехов в учебе;
  • формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.
  • Коммуникативныевыбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
  • Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
№ п/п Этап урока Методы, реализуемые на этапе Действия учителя Действия учащихся УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
1 Организационный момент урока.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования отношений долга и ответственности, положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Предлагает учащимся прочитать высказывание. «С малой удачи начинается успех!»

Стимулирует на дальнейшую работу

-Какое слово ключевое в этом высказывании?

– Что необходимо для успешной работы на уроке?

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Настраиваются на предстоящую работу.

Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики 

(коммуникативные, личностные).

2. Самоопределение к деятельности. Постановка целей. Метод проблемно –диалогический, подводящий к теме диалог Предлагает учащимся вспомнить, что такое изложение и что нужно для его успешного написания.

 Предлагает учащимся, чтобы узнать, о ком будет текст, отгадать загадку:

С бородой, но не старик.

С рогами, но не бык.

Доят, а не корова. 

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (коза)

 и вспомнить, что знают об этом животном.

– Это домашнее животное, которое и накормит и согреет. Почему так говорят? 

Определяют смысл предстоящей работы. Отгадывают загадку, вспоминают, что знают о козах. Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные, коммуникативные)

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений 

 (познавательные)

3 Работа по теме

Подготовка к написанию изложения

Беседа с учащимися Организует

1. Знакомство с текстом и беседу о прочитанном 

Текст на слайде (слайд 3) 

– Прочитайте текст.

– О ком он?

– Определите тему текста.

– Назовите его главную мысль.

– Почему текст назван «Внуки помогли»?

Проверим, как внимательны вы были при чтении:

– Почему сильно расстроилась старушка? 

– Как её звали?

– Кто решил помочь бабушке? Почему?

– Что сделали дети?

– Как дети искали козу?

– Как изменилось настроение бабушки, когда она увидела свою козу?

-Определите тип текста. 

2. Составление плана

– Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании?

Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста?

– Прочитайте первую (вторую, третью) часть.

– Озаглавьте каждую часть. 

3. Лексическую работу

-Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов. Как можно назвать старушку, чтобы не было повторов?  

В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы.

4. Пересказ текста по частям и целиком

Осуществляют первичное целостное чтение текста.

Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий.

Составляют план текста.

1. Коза пропала.

2. Внуки ищут козу.

3. Бабушка рада.

Ищут возможность избежать повторов

Бабушка – старушка

Внуки – дети, помощники

Подбирают синонимы Расстроилась – огорчилась

Пересказывают текст по частям и целиком (работа по слайдам презентации).

Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, 

обсуждений 

Составление плана

(познавательные)

Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднеий

(регулятивные).

4 Физкультминутка Элемент здоровье-

сберегающей технологии

Проводит физминутку

 

 

Выполняют  движения
5 Работа по теме

Подготовка к написанию изложения (продолжение)

Беседа с учащимися 5. Организует орфографическую подготовку

-Слова с какими орфограммами встретились в тексте? 

Карточки (см. Приложение 1)

 Карточка лежит на столе до конца урока, если надо вспомнить написание слова, можно ей воспользоваться как словарем.

6. Повторное чтение текста

Работают   в паре –вставляют пропущенные буквы в слова 

Проверяют проделанную работу совместно с учителем – по цепочке называют слова и объясняют их написание, повторяя изученные орфограммы.

Перечитывают текст.

Осознание опыта работы в паре, как ценности. (личностные) 

Оценивание ситуаций совместной работы в паре в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений

(регулятивные).

6 Написание изложения и самопроверка Самостоятельная работа учащихся   Оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых есть затруднения. Пишут изложение и осуществляют самопроверку. Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль

(регулятивные)

7 Итог урока

Рефлексия

Беседа с учащимися Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке

Что мы делали сегодня на уроке?

-Понравился ли текст, над которым мы работали?

Оцените свою работу на уроке на листах самооценки. (см. Приложение 2)

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях

(личностные).

8 Домашнее задание Составить и записать 3-4 предложения о том, как внуки еще могли помочь бабушке Нюре. 

Приложение 1

Карточка орфографической подготовки

Вставьте пропущенные буквы. Объясните друг другу написание слов.
К__за, г__лоса, ст__рушка, п__мочь
Козоч(ь)ка
Оч__нь, к__гда, громк__, сильн__,  р__бята
Раскройте скобки – слитно или раздельно?
(У)бабушки, (про)пала, (рас)строилась, (в)лес, (и)скать, (по)имени, (к)ним
Обратите внимание, как пишутся слова. Объяснять написание этих слов мы ещё не умеем. 
Пропала, расстроилась, пожалели, решили, услышала, обрадовалась

Приложение 2

Оценочный лист   _________________________________

В каждой строке выбери и закрась  подходящий тебе ответ

1 На уроке мне было скучно интересно
2 Я работал на уроке активно (отвечал на вопросы учителя) Не очень активно (слушал ответы других)
3 Я запомнил содержание рассказа отлично не очень хорошо
4 Я написал изложение без грамматических ошибок с грамматическими ошибками
5 Я написанное изложение проверил  не хотел проверять не успел проверить
6 Своей работой на уроке я доволен не очень доволен, могу сделать лучше
Обучающее изложение «Внуки помогли»