МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ
Кафедра педагогики и психологии детства
ПРОЕКТ
Роль учителя в инклюзивной среде
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): начальное образование; дошкольное образование
Выполнила:
студентка 3 курса
01ПО2(22)НДО1 группы
очной формы обучения
Мергина Юлия Евгеньевна
Ишим, 2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………6
1.1 ПОНЯТИЕ «РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………………6
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………7
1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………….7
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………..9
2.1 ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………..9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
Формирование речевого этикета у старших дошкольников обусловлена современными требованиями к развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в контексте формирования культуры межличностного общения. В условиях динамично меняющегося социального пространства, повышенного внимания к вопросам воспитания гражданской ответственности, уважительного отношения к окружающим и умения вести коммуникацию в различных ситуациях, особое значение приобретает развитие речевого этикета у младших школьников.
Старший дошкольный возраст является ключевым этапом в становлении речевых навыков и социального поведения ребенка. В этом периоде закладываются основы культуры общения, формируются правила взаимодействия, которые оказывают влияние на последующий уровень социализации и адаптации в обществе. Недостаточное развитие речевого этикета может негативно сказаться на межличностных отношениях, снизить мотивацию к коллективному взаимодействию и усложнить процесс социализации ребенка.
Также среди актуальных факторов — необходимость адаптации образовательных программ и методов воспитания к современным социальным реалиям, повышенные требования к формированию коммуникативных компетенций у детей, а также роль воспитателей и родителей в процессе формирования речевых норм. Исследование в данной области позволит разработать эффективные педагогические подходы, способствующие более качественной подготовке детей к успешной социализации, развитию культуры речи и коммуникации, что является важной задачей современного дошкольного образования.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования речевого этикета у старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учереждении.
Задачи исследования:
- Изучить проблему формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста;
- Установить особенности формирования речевого этикета старших дошкольников;
- Провести диагностику и выявить уровень сформированности речевого этикета у старших дошкольников
- Разработать и экспериментально приветить методики по формированию речевого этикета старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования речевого этикета у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
– создание развевающей речевой среды, педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие у детей навыков культурного общения, что достигается путем моделирования правильных форм вежливости;
– использование дидактических игр и творческих заданий, игровая форма обучения, ситуационные задачи стимулируют детей применить навыки вежливого общения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические – анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;
Эмпирические – педагогический эксперимент, направленный на выявление уровня речевого этикета старших дошкольников;
Глава 1. Теоретические аспекты формирования речевого этикета у старших дошкольников
В первой главе рассматриваются понятия «этикет», «речевой этикет», «культура», «общение». Рассматриваются особенности формирования речевого этикета у старших дошкольников. Выделяются педагогические условия формирования речевого этикета у старших дошкольников.
-
Понятие «речевой этикет» в психолого-педагогической литературе
В параграфе 1.1. рассматриваются понятия «этикет», «речевой этикет», «культура», «общение», рассматривается классификация речевого этикета.
Иерархия понятий:
Этикет — это установленные нормы поведения, принятые правила и формы обхождения в какой-либо среде или в определённых условиях, церемониал.
Т.Ф Ефремова
Речевой этикет связан с понятием этикет– совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Речевой этикет как основа эффективного общения
Культура- феномен, рожденный, незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск смысла бытия.
Культура профессионального речевого общения
Общение– многоплановый процесс речевой, интеллектуальной и психологической деятельности человека, направленной на установление и развитие контактов с другими людьми.
Деловая этика и этикет в сфере деловых коммуникаций
- Особенности формирования речевого этикета у старших дошкольников
В параграфе 1.2 описываются закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с которыми рассматриваются особенности формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
-
Педагогические условия формирования речевого этикета у старших дошкольников
В параграфе 1.3 описываются педагогические условия формирования речевого этикета у старших дошкольников.
К числу важных условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста относятся следующее:
– создание развевающей речевой среды, педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие у детей навыков культурного общения, что достигается путем моделирования правильных форм вежливости;
– использование дидактических игр и творческих заданий, игровая форма обучения, ситуационные задачи стимулируют детей применить навыки вежливого общения.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевого этикета у старших дошкольников
2.1 Диагностика сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
Методика 1. «Диагностика речевого этикета у дошкольников» (В. В. Красильников)
Цель: выявить уровень формирования речевого этикета у детей у детей дошкольного возраста, а также определить возможные сферы необходимости коррекционной работы.
Подготовка к проведению: Создайте благоприятную обстановку: Обеспечьте спокойную, доброжелательную атмосферу для детей, избегайте давления и стрессовых ситуаций.
Материалы и оборудование: карточки, иллюстрированные ситуации или ситуации для диалога. Записные листы, анкеты или таблицы для фиксирования результатов.
Проведение диагностики:
- Объясните детям цель и порядок выполнения задания: (говорите простым языком, заинтересуйте детей, расскажите, что они будут проявлять хорошие манеры и говорить вежливо).
- Предоставьте ситуации для оценки речевого этикета. (Можно использовать подготовленные картинки, диалоги или ролевые игры.)
- Наблюдение и фиксация:
-обратите внимание на: (использование форм приветствия и прощания; – умение благодарить, извиняться; вежливость при просьбе и ответе; общий стиль общения и уважение к окружающим).
- Записывайте реакции детей, отмечая наличие или отсутствие речевых актов этикета, а также уровень их выраженности.
Анализ результатов:
– Высокий уровень: ребёнок регулярно и правильно использует речевые этикетные формы.
– Средний уровень: иногда проявляет вежливость, но есть пробелы.
– Низкий уровень: демонстрирует недостаточную культуру речевого поведения, нуждается в коррекции.
Методика 2. «Изучение умения вести диалог» (И. А. Бизикова)
Цель: развитие навыков эффективного ведения диалогической коммуникации.
Инструкция:
- Подготовьте тематические ситуации или сценарии для диалогов, актуальные для участников (Например: «Сегодня мы поговорим о твоем любимом животном» или «Что ты делал утром?»
- Использование ярких иллюстраций или игрушек привлечет внимание;
- Проведите игры на развитие диалоговой речи («Диалог по картинкам», «Обмен вопросами»);
- В конце обсудите с детьми что нового они узнали, что было интересно.
Анализ результатов:
Высокий уровень. Ребёнок умеет задавать вопросы и отвечать на них, знает правила речевого общения, реагирует на сообщения, выражает в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения, выражает готовность к выполнению побуждения или отказывается от выполнения.
Средний уровень. Дошкольник недостаточно умеет задавать вопросы и отвечать на них, знает отдельные правила речевого общения, эпизодически выражает просьбы, советы, предложения, не готов к выполнению побуждения, имеет ограниченный интерес к процессу общения.
Низкий уровень. Ребёнок не умеет задавать вопросы и отвечать на них, знает отдельные правила речевого общения, редко выражает просьбы, советы, предложения, не готов к выполнению побуждения, не интересуется коммуникативной деятельностью, безразличен к окружающим.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
- Андреева И. В. Речевой этикет как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста \ И. В. Андреева\\ Психология и педагогика в современном обществе. 2020. №12(3). С 45–50.
- Антонова К. Ю. Педагогические условий формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста\ Тюмень. 2023. [<URL:https://library.utmn.ru/dl/Module_VKR_Ishim/2023/rev/vr23-964-z.zip>] (Дата обращения 6.03.25)
- Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: методическое пособие. Москва: Просвещение, 2004. 234с.
- Белашова Л. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Москва: Наука, 2004. 189с.
-
- Власова Н. А. Особенности речевого этикета в воспитании старших дошкольников\Н. А. Власова\\ Журнал раннего детства. 2021). №15(2). С 22–28.
- Громова Е. В. Культура общения: воспитание речевого этикета у старших дошкольников. Челябинск: Челябинское образование. 2025. 153с.
- Долгова И. В. Деловая этика и этикет в сфере деловых коммуникаций. СПб: Лань, 2025. 508с.
- Захарова Д. Р. Учим детей вежливости: методические рекомендации для педагогов. СПб: Педагогический дом. 2023. 64с.
- Иванова А. Н. Речевой этикет в системе нравственного воспитания дошкольников. М: Педагогика. 2023. 40с.
- Кузнецова И. А. Речевой этикет как средство развития нравственных качеств у дошкольников. Казань: Казанский университет. 2021. 40с
- Кузнецова О. В. Влияние речевого этикета на социализацию детей в старшем дошкольном возрасте\О. В. Кузнецова\\ Социальная педагогика и психология. 2019. №10(1). С 33–39.
- Костина, Е. В. Речевой этикет как средство нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста\ Е. В. Костина\\Педагогика и психология образования. 2020. №3(1). С 45–50.
- Коленец, О.В. Речевой этикет как основа эффективного общения\ О.В. Коленец\\Культурная жизнь- Юга России. 2013. №4 (51). С 109-110.
- Карпова Н, П. Нравственное воспитание через игровой речевой этикет. М: Мир детства. 2022. 142с
- Лебедева В. С. Роль речевого общения в нравственном развитии детей дошкольного возраста. Тюмень: Тюменское образование. 2024. 248с
- Смирнова О. В. Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. СПб: Дошкольное воспитание. 2022. 152с
- Соколова. Т. Е. Основы речевого этикета в подготовке дошкольников к школе. Ростов-на-Дону: Южное образование. 2023. 24с.
- Платонова А. А. Формирование навыков этической речи у детей старшего дошкольного возраста\ Ишим. 2021.[<URL:https://library.utmn.ru/dl/VKR_Ishim/VKR_2021/Platonova.pdf>]. (Дата обращения 10.03.25)
- Петрова, Л. В. Нравственные ценности и речевой этикет в обучении дошкольников\ Л. В. Петрова\\ Дошкольное воспитание. 2019. №12 С34-37.
- Петрова Л. Г. Этические основы речевого этикета: Воспитание положительных социальных норм у детей. Екб: Урал. 2024. 96с.
- Рябова, Н. А. Влияние речевого этикета на развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста\ Н. А. Рябова\\Современные проблемы науки и образования. 2021. № 33(4). С15-22.
- Усанова О.Г. Культура профессионального речевого общения. М: учебно-методическое пособие. 2020. 92с.
- Федорова М. Ю. Воспитание культуры общения: речевая практика и моральные ценности. Новосибирск: Сибирское образование. 2025. 127с.
- Лебедева Т. С. Речевой этикет как элемент нравственного воспитания: опыт и практики\Т. С. Лебедева\\Образование и наука. 2022. №14(4). С 11-19.
- Соловьева, Е. А. Формирование речевого этикета у старших дошкольников через игровые технологии\Е. А. Соловьева\\Дошкольное воспитание. 2023. №18(5). С 27–34.
- Фаустова Н. Формирование речевого этикета у старших дошкольников\Н. Фаустова\\Детский сад от А до Я. 2017. №6. С 68-71.(Библиотека Пед. института)
Аннотации статей
1.Андреева И. В. Речевой этикет как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста \ И. В. Андреева\\ Психология и педагогика в современном обществе. 2020. №12(3). С 45-50.
В статье И. В. Андреевой “Речевой этикет как средство формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста” рассматривается значимость речевого этикета в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Автор подчеркивает, что использование речевого этикета способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и формированию основ нравственной культуры у детей. В исследовании акцентируется внимание на том, как элементы речевого поведения влияют на социальное взаимодействие и моральные ориентиры малышей. Проводится анализ педагогических методов, направленных на внедрение речевого этикета в повседневную практику дошкольных учреждений. В итоге, статья подтверждает важность интеграции речевого этикета в образовательный процесс как средства воспитания гармонично развитой личности с устойчивыми нравственными ценностями.
2.Соловьева, Е. А. Формирование речевого этикета у старших дошкольников через игровые технологии\Е. А. Соловьева\\Дошкольное воспитание. 2023. №18(5). С 27–34.
В статье Е. А. Соловьевой “Формирование речевого этикета у старших дошкольников через игровые технологии” рассматривается использование игровых методов для развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Автор выделяет важность речевого этикета как компонента общей культуры общения и его влияние на социальное взаимодействие детей.
Соловьева отмечает, что игровые технологии позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, так как дети лучше усваивают нормы речевого поведения в контексте игры. В статье приводятся примеры упражнений и игр, направленных на формирование речевых навыков, а также описываются методы оценки их успешности.
Автор делает вывод о том, что интеграция игровых технологий в педагогическую практику способствует не только развитию речевых навыков, но и формированию у детей уважительного и вежливого отношения к окружающим. Статья подчеркивает необходимость использования творческого подхода в воспитании речевого этикета, что в свою очередь, влияет на общую гармонизацию личностного развития детей.
3.Костина, Е. В. Речевой этикет как средство нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста\ Е. В. Костина\\Педагогика и психология образования. 2020. №3(1). С 45–50.
В статье рассматривается роль речевого этикета в процессе нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает важность формирования у детей навыков взаимного уважения, вежливости и культурного общения через использование речевых норм и правил. Особое внимание уделяется методам и приемам, которые могут быть использованы воспитателями и родителями для внедрения речевого этикета в повседневное общение с детьми. Результаты исследования подтверждают, что осознание и применение речевых норм способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и формированию основ нравственных и эстетических ценностей у детей.
4.Власова Н. А. Особенности речевого этикета в воспитании старших дошкольников\Н. А. Власова\\ Журнал раннего детства. 2021). №15(2). С 22–28.
В статье анализируются особенности речевого этикета в воспитании старших дошкольников. Автор рассматривает влияние речевых норм на формирование коммуникативных навыков и социального поведения детей, подчеркивая значимость вежливости и уважительного обращения в их взаимодействии с окружающими. Исследуются методы и стратегии, которые могут быть использованы воспитателями для интеграции речевого этикета в образовательный процесс. Результаты показывают, что осознание речевых норм способствует развитию не только языковых навыков, но и моральных основ у детей, повышая их эмоциональную грамотность и способность к социальному взаимодействию.
5.Лебедева Т. С. Речевой этикет как элемент нравственного воспитания: опыт и практики\Т. С. Лебедева\\Образование и наука. 2022. №14(4). С 11-19.
В статье рассматривается речевой этикет как важный элемент нравственного воспитания в образовательной среде. Т. С. Лебедева анализирует опыт и практики внедрения речевого этикета в учебный процесс, подчеркивая его значение для формирования культуры общения у учащихся. Исследуются методы работы с речевыми нормами, которые способствуют развитию нравственных ценностей и улучшению межличностных взаимодействий. Автор приводит примеры успешного применения речевого этикета в различных образовательных контекстах и обсуждает влияние этих практик на моральное развитие студентов. В заключение подчеркивается необходимость интеграции речевого этикета в программы нравственного воспитания для достижения более высоких результатов в формировании гармоничной личности.