Вотякова Марианна Николаевна
учитель
МБОУ СОШ №144
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191603
Международный конкурс Международный конкурс педагогического мастерства «Творческий педагог»
Наименование конкурсной работы: Урок здоровья: формирование культуры здорового образа жизни
Итоговая оценка: 2 место,  59 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №191603


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Урок здоровья: формирование культуры здорового образа жизни
Класс: 5 класс (возраст детей 10–11 лет)
Продолжительность занятия: 45 минут
Категория педагогов: Учителя начальных и средних классов, классные руководители, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продлённого дня, а также родители, занимающиеся воспитанием детей младшего подросткового возраста.
Тип занятия: Интегрированное занятие (элементы классного часа, беседы, мини-игры)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Формирование у обучающихся представлений о здоровье как главной жизненной ценности и мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ).

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни» и его составляющими.
  • Расширить знания о значении режима дня, питания, двигательной активности и положительных эмоций для здоровья.

Развивающие:

  • Развивать умения анализировать своё поведение, делать выводы.
  • Формировать навыки самооценки и самоконтроля.
  • Развивать коммуникативные навыки через работу в группе и обсуждение.

Воспитательные:

  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
  • Формировать положительную мотивацию на ведение здорового образа жизни.
  • Воспитывать уважение к себе и окружающим.

ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

Данный материал может использоваться в рамках классных часов, уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), уроков обществознания, а также во внеурочной деятельности.
Материал актуален для 5 классов, но может быть адаптирован для учащихся 4–6 классов.
Он способствует реализации задач ФГОС в части формирования универсальных учебных действий (УУД), личностного развития, обеспечения преемственности между уровнями образования.
Занятие способствует развитию социально-психологических навыков: сотрудничества, умения слушать и быть услышанным, культуры общения.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

  • Эвристическая беседа
  • Работа в группах
  • Игра-ситуация
  • Мозговой штурм
  • Использование наглядных материалов (презентация, карточки, иллюстрации)
  • Рефлексия

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент (2 минуты)
  • Приветствие, настрой на позитивный лад.
  • Слова учителя:

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о самом главном, что есть у каждого из нас — о здоровье. А как вы думаете, что такое здоровье?»

(Ответы учащихся.)

  1. Введение в тему (3–5 минут)

Цитата для размышления:

«Здоровье — ещё не всё, но всё без здоровья — ничто».
(Сократ)

  • Обсуждение смысла высказывания.
  • Постановка темы урока: «Формирование культуры здорового образа жизни».

III. Основная часть (30 минут)

  1. Что входит в ЗОЖ? (10 минут)

Работа с презентацией или на доске:

  • Правильное питание
  • Режим дня
  • Двигательная активность
  • Закаливание
  • Личная гигиена
  • Позитивное мышление и хорошее настроение

Мини-беседа:
После каждого компонента учитель коротко объясняет и задаёт вопрос классу:

«А кто сегодня ел овощи?»
«Кто встаёт и ложится в одно и то же время?»
«Кто занимается спортом?»

  1. Групповая работа: «Составь плакат ЗОЖ» (10 минут)

Класс делится на 4 группы. Каждая получает задание:

  • Группа 1 — здоровое питание
  • Группа 2 — распорядок дня
  • Группа 3 — активный образ жизни
  • Группа 4 — психологическое здоровье (хорошее настроение, отдых)

Задание: составить мини-плакат (на листе А4) и представить 2–3 ключевых совета.

  1. Игра-ситуация: «Полезно — вредно» (5 минут)

Учитель зачитывает ситуации, дети хором говорят «Полезно!» или «Вредно!» и объясняют, почему.

Примеры ситуаций:

  • «Маша чистит зубы два раза в день.»
  • «Петя смотрит мультики 5 часов подряд.»
  • «Коля гуляет на свежем воздухе каждый день.»
  • «Аня не завтракает перед школой.»
  • «Дима играет в футбол на свежем воздухе.»
  1. Физминутка (2 минуты)

Под музыку или под команду учителя:
«Повернись направо — это раз!
Приседай, не зевай — это два!
Руки вверх потянись — это три!
И на месте попрыгай — раз, два, три!»

  1. Закрепление материала (5 минут)

Игра «Лепестки здоровья» — на доске изображён цветок. Каждый лепесток — один из элементов ЗОЖ. Ученики называют лепестки (элементы), и учитель «вешает» их на доску, восстанавливая цветок.

  1. Рефлексия (3 минуты)

Метод «Светофор»:

  • Красный — было сложно, не всё понял.
  • Жёлтый — понравилось, но остались вопросы.
  • Зелёный — всё понравилось, всё понятно.

Дети поднимают карточки соответствующего цвета или отвечают устно.

  1. Домашнее задание (по желанию)
  1. Составить личный план здорового дня.
  2. Нарисовать плакат «Моё здоровье — в моих руках».
  3. Провести мини-интервью с родителями: «Что вы делаете для здоровья своей семьи?»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ:

  • Цитата: Сократ — древнегреческий философ
  • Методики: Элементы технологии «развития критического мышления» и «проектной деятельности»
  • Иллюстративный материал (создан педагогом или взят из открытых источников с соблюдением авторских прав)

Заключение:
Материал направлен на формирование у учащихся устойчивых навыков заботы о собственном здоровье, расширение кругозора, повышение мотивации к самосовершенствованию.
Он универсален и может использоваться в любом образовательном учреждении, реализующем программы воспитания и обучения младших подростков.

Урок здоровья: формирование культуры здорового образа жизни

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram