КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Урок здоровья: формирование культуры здорового образа жизни
Класс: 5 класс (возраст детей 10–11 лет)
Продолжительность занятия: 45 минут
Категория педагогов: Учителя начальных и средних классов, классные руководители, педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продлённого дня, а также родители, занимающиеся воспитанием детей младшего подросткового возраста.
Тип занятия: Интегрированное занятие (элементы классного часа, беседы, мини-игры)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Формирование у обучающихся представлений о здоровье как главной жизненной ценности и мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни» и его составляющими.
- Расширить знания о значении режима дня, питания, двигательной активности и положительных эмоций для здоровья.
Развивающие:
- Развивать умения анализировать своё поведение, делать выводы.
- Формировать навыки самооценки и самоконтроля.
- Развивать коммуникативные навыки через работу в группе и обсуждение.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Формировать положительную мотивацию на ведение здорового образа жизни.
- Воспитывать уважение к себе и окружающим.
ОПИСАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА:
Данный материал может использоваться в рамках классных часов, уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), уроков обществознания, а также во внеурочной деятельности.
Материал актуален для 5 классов, но может быть адаптирован для учащихся 4–6 классов.
Он способствует реализации задач ФГОС в части формирования универсальных учебных действий (УУД), личностного развития, обеспечения преемственности между уровнями образования.
Занятие способствует развитию социально-психологических навыков: сотрудничества, умения слушать и быть услышанным, культуры общения.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
- Эвристическая беседа
- Работа в группах
- Игра-ситуация
- Мозговой штурм
- Использование наглядных материалов (презентация, карточки, иллюстрации)
- Рефлексия
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие, настрой на позитивный лад.
- Слова учителя:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о самом главном, что есть у каждого из нас — о здоровье. А как вы думаете, что такое здоровье?»
(Ответы учащихся.)
- Введение в тему (3–5 минут)
Цитата для размышления:
«Здоровье — ещё не всё, но всё без здоровья — ничто».
(Сократ)
- Обсуждение смысла высказывания.
- Постановка темы урока: «Формирование культуры здорового образа жизни».
III. Основная часть (30 минут)
- Что входит в ЗОЖ? (10 минут)
Работа с презентацией или на доске:
- Правильное питание
- Режим дня
- Двигательная активность
- Закаливание
- Личная гигиена
- Позитивное мышление и хорошее настроение
Мини-беседа:
После каждого компонента учитель коротко объясняет и задаёт вопрос классу:
«А кто сегодня ел овощи?»
«Кто встаёт и ложится в одно и то же время?»
«Кто занимается спортом?»
- Групповая работа: «Составь плакат ЗОЖ» (10 минут)
Класс делится на 4 группы. Каждая получает задание:
- Группа 1 — здоровое питание
- Группа 2 — распорядок дня
- Группа 3 — активный образ жизни
- Группа 4 — психологическое здоровье (хорошее настроение, отдых)
Задание: составить мини-плакат (на листе А4) и представить 2–3 ключевых совета.
- Игра-ситуация: «Полезно — вредно» (5 минут)
Учитель зачитывает ситуации, дети хором говорят «Полезно!» или «Вредно!» и объясняют, почему.
Примеры ситуаций:
- «Маша чистит зубы два раза в день.»
- «Петя смотрит мультики 5 часов подряд.»
- «Коля гуляет на свежем воздухе каждый день.»
- «Аня не завтракает перед школой.»
- «Дима играет в футбол на свежем воздухе.»
- Физминутка (2 минуты)
Под музыку или под команду учителя:
«Повернись направо — это раз!
Приседай, не зевай — это два!
Руки вверх потянись — это три!
И на месте попрыгай — раз, два, три!»
- Закрепление материала (5 минут)
Игра «Лепестки здоровья» — на доске изображён цветок. Каждый лепесток — один из элементов ЗОЖ. Ученики называют лепестки (элементы), и учитель «вешает» их на доску, восстанавливая цветок.
- Рефлексия (3 минуты)
Метод «Светофор»:
- Красный — было сложно, не всё понял.
- Жёлтый — понравилось, но остались вопросы.
- Зелёный — всё понравилось, всё понятно.
Дети поднимают карточки соответствующего цвета или отвечают устно.
- Домашнее задание (по желанию)
- Составить личный план здорового дня.
- Нарисовать плакат «Моё здоровье — в моих руках».
- Провести мини-интервью с родителями: «Что вы делаете для здоровья своей семьи?»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ:
- Цитата: Сократ — древнегреческий философ
- Методики: Элементы технологии «развития критического мышления» и «проектной деятельности»
- Иллюстративный материал (создан педагогом или взят из открытых источников с соблюдением авторских прав)
Заключение:
Материал направлен на формирование у учащихся устойчивых навыков заботы о собственном здоровье, расширение кругозора, повышение мотивации к самосовершенствованию.
Он универсален и может использоваться в любом образовательном учреждении, реализующем программы воспитания и обучения младших подростков.