Морозова Ольга Павловна
учитель
ГКОУ «Богородская школа №8»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191702
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогический проект», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Проект «Ступени возможностей»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191702


Государственное  казённое  общеобразовательное учреждение

«Богородская школа №8»

 Богородского района Нижегородской области

Проект

«Ступени возможностей»

Разработала:

                                                                         Учитель начальных классов

                                                                Морозова О.П.                                   

Богородск 

2022 – 2024 учебный год

     

  «Мы просто обязаны создать нормальную 

систему образования для детей с ограниченными 

возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы 

дети могли обучаться среди сверстников и с раннего 

возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

В.В.Путин

Паспорт проекта

Название проекта: «Ступени возможностей»

Вид проекта: педагогический, творческий, долгосрочный, открытый, с участием родителей.

Срок реализации проекта: 2022-2023  и  2023-2024 учебные года

Основание для разработки  проекта: 

Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.

Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Основная идея проекта «Ступени возможностей» – «Помогать – развивать – учить, исходя из возможностей ребенка». Вся образовательно-воспитательная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья будет строится с позиции – что может ребенок, и как развить эти возможности. В соответствии с психолого-педагогическими и физиологическими возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно определить зону ближайшего развития, которую можно будет корректировать, исходя из потребностей ребенка. Система дополнительного образования предоставляет большие возможности для определения индивидуального образовательного маршрута такого ребенка, помогает проявиться заложенным ресурсам в каждом ребенка с ограниченными возможностям здоровья. 

Практическая значимость проекта «Ступени возможностей» состоит в том, что наряду с медицинской и коррекционной работой, система дополнительного образования дает возможность раскрыть творческий потенциал, человеческий ресурс, заложенный в каждом из нас, не зависимо от физических возможностей.

Цель проекта: 

  • создание условий для развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, опираясь на сильные стороны личности;
  • обеспечить условия для самореализации ребенка, уверенного в себе.

Задачи проекта:

  • создание условий  для развития творческих  способностей;
  • создание условий  для развития и совершенствования интеллектуальных умений;
  • создание условий  для развития исследовательских способностей и умений;
  • создание для ребёнка ситуации успеха;
  • сформировать позитивное отношение к своему «Я»; научить ребенка работать в коллективе; развить личностный и творческий потенциал ребенка; развить коммуникативные умения и навыки.
  • создание условий к пересмотру ориентиров  в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.

Участники:

  • учащиеся с ТМНР  10г кл (по программе  10,11, 12 кл., 2 вариант), возраст 17-19 лет;  
  • родители обучающихся;
  • педагог-библиотекарь школы;
  • вожатая

Направления реализации проекта:

  • Общекультурное
  • Духовно-нравственное
  • Спортивно-оздоровительное 
  • Социальное

 

Ожидаемые эффекты проекта.

  1. Формирование навыков эффективной коммуникации у детей с ТМНР (с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) со сверстниками;
  2. Формирование у родителей мотивации,  ориентированной на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;

3.Повышение профессиональной компетентности педагога в области исследовательской и проектной деятельности, новых форм и методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  1. Формирование положительного имиджа и повышение рейтинга класса. 

Предполагаемые риски:

  1. Дети не заинтересуются предлагаемыми материалами;
  2. Некоторые сотрудники не проникнутся актуальностью проекта.
  3. Родители не заинтересуются темой проекта.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к общественной жизни школы.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах  развития социальной активности ребёнка.
  • Позитивные изменения в поведении детей.
  • Обобщение и распространение педагогического опыта.

Место события:  ГКОУ «Богородская школа №8» город Богородск Нижегородской области. 

 

Управление проектом:

  • Руководители проекта — учитель начальных классов
  • Участники проекта – вожатая, школьный библиотекарь, родители, дети
  • Эксперт – завуч по ВР.

Стратегии и механизмы реализации проекта.  Этапы реализации проекта.

 

  1. Подготовительный этап (педагогическое моделирование) 

Цель: создание условий для реализации проекта «Ступени развития».

Изучение отечественного и зарубежного педагогического опыта с проведением констатирующего педагогического эксперимента в сфере работы с детьми с ТМНР;

Анализ теоретико-методологической базы использования новых методик и

технологий в комплексной социализации детей с ТМНР;

Изучение запросов родителей с целью определения совместной работы;

Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о мероприятиях в рамках реализации проекта;

Разработка комплексной программы мероприятий проекта по социализации детей с ТМНР, с целью их адаптации и обучения;

Повышение профессиональной компетенции педагога: обучение по теме проекта, обмен опытом;

Разработка и подготовка учебно-методического и материально -технического обеспечения для работы с детьми с ТМНР по их социализации.

 

  1. Основной этап (реализация проекта).

Цель: апробация адаптированной модели комплексной социализации детей с ТМНР.

Реализация проекта: начало работы в 10г классе (2 вариант)  по реализации мероприятий проекта с обучающимися ТМНР.

Апробация методики технологий по социализации с обучающимися ТМНР (вводная, промежуточная, итоговая психологическая диагностика; технологии построения индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ; технологии постепенной интеграции ребенка с ТМНР в социум).

Создание фото и видео материалов хроники инновационного проекта «Ступени развития», с целью накопления и дальнейшего распространения опыта работы.

Организация контроля реализации проекта «Ступени развития», анализ полученных промежуточных данных, корректировка индивидуальных маршрутов для детей с ТМНР (по необходимости).

 

  1. Заключительный этап (аналитический).

Цель: анализ реализации инновационного проекта «Ступени развития», перспективы развития.

сравнительный анализ планируемых результатов с полученными результатами, оцененными на основе использования разработанных критериев и показателей;

Проведение муниципальных и региональных семинаров и круглых столов с педагогической общественностью по диссеминации педагогического опыта по теме проекта;

Определение факторов, оказавших положительное и отрицательное влияние на реализацию проекта;

Разработка перспективных направлений реализации проекта;

Подготовка и издание памяток для родителей, воспитывающих детей с ТМНР.

 

Продукт проекта:

  • Детские рисунки
  • Наградные листы
  • Материал по работе с родителями (буклет, памятка)
  • Презентация проекта
  • Тематические фотоальбомы

 

Работа с родителями:                                                                         

  1. Индивидуальные и групповые консультации в рамках реализации проекта.
  2. Разработать и провести родительское собрание по информированию родителей о мероприятиях проекта, а также с целью формирования у родителей мотивации,  ориентированной на сотрудничество в рамках реализации проекта.
  3. Составление информационных листов для родителей. 
  4. Анкетирование родителей «Как вы оцениваете способности вашего ребенка?»

 

Отчёт по проекту 

за 2022-2023 учебный год

Проект: «Ступени возможностей»

Срок реализации проекта: два года

Основная идея проекта «Ступени возможностей» – «Помогать – развивать – учить, исходя из возможностей ребенка».

Общекультурное направление –  в основном в рамках этого направления было организовано посещение различных  культурных заведений. Перед каждой поездкой проводилась информационная беседа, соответствующая цели путешествия. 

  • Поездки в Нижегородский планетарий.
  • Поездка в Нижегородский кинотеатр.
  • Поездка в Хвощёвский краеведческий музей. 

Также в этом направлении учащиеся участвовали в различных конкурсах:

  • Конкурс инсценированного чтения стихотворений “Дом, который построил Маршак”
  • Творческий конкурс «Дед мороз – красный нос» 
  • Конкурс «Осенние забавы» 
  • Конкурс рисунков “Без кота и жизнь не та” 
  • Конкурс рисунков «С книгой мир добрее и ярче» 
  • Конкурс «Детское чтение: расширяем границы».

Духовно-нравственное  направление –  в рамках этого направления были проведены различные акции к дню матери, к дню  отца, к дню учителя и др. Каждая акция и подготовка к ней само по себе было отдельным краткосрочным проектом, т.к. сначала проводилась беседа о сути праздника, затем дети участвовали в мастер-классе, где готовили подарки и, наконец сам процесс вручения. 

  • Акция «Согреем душу!» «Новогодняя открытка» 
  • Акция «Бабочки памяти» 
  • Акция «Письмо солдату» 
  • Акция «Окна победы»

Также учащиеся участвовали в различных конкурсах :

  • Фото-марафон «Спеши делать добро»
  • Конкурс «Путь к успеху»
  • Конкурс рисунков «Другой взгляд» 
  • Творческий конкурс “Пробуждая сердца” в номинации “Выразительное чтение наизусть.
  • В военно-патриотическая игра. Победители в номинации Сильные духом. 
  • Конкурс чтецов «День Победы» 

Спортивно-оздоровительное  направление

  • Конкурс «Наш девиз по жизни – здоровый образ жизни». 
  • Интернет викторина  по «Здоровый образ жизни»
  • Конкурс рисунков на тему здорового образа жизни! 

Социальное направление –  в этом направлении на уровне класса также были организованы акции, мероприятия.

  • Тематические часы с чаепитием 
  • Акция «Снежинки с поздравлением» 
  • Акция «Новогодние окна2023» 
  • Всероссийская акция «Широкая Масленица»

Приняли участие в конкурсах:

  • Конкурс рисунков «Пожарам – нет!», 
  • Онлайн-викторина к дню светофора
  • Интернет олимпиада  по окружающему миру  «Деревья» 
  • конкурс рисунков «Профессия моей мечты» 
  • Конкурс плакатов «Сохраним природу вместе»
  • Конкурс поделок «Вторая жизнь вещей»

Вывод: основной задачей проекта было стремление, максимально возможно, охватить многие направления жизни ребят класса и организовать их жизнь в коллективе так, чтобы каждый из них, поверив в свои силы, почувствовал себя более уверено. Проект всецело способствует этому.

 

Проект «Ступени возможностей»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram