Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Текст и его признаки»
составила Догадайло Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганская средняя школа №46»
Тема. Текст и его признаки.
Цели:
образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста;
воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию;
развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать понятие «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные требования к ЗУН обучающихся.
Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема.
Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. В двух частях». Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.; Москва: «Просвещение», 2022г., таблица «Текст. Признаки текст»; толковый словарь.
Основное содержание работы.
- Организационный момент.
Упражнение «Народ скажет — как завяжет» (работа с пословицей)
Не бросай слов на ветер.
- Ребята, на слайде вы видите пословицу. Как вы понимаете ее смысл? (Не говори понапрасну, держи слово, думай, прежде чем сказать)
- Как вы думаете, должны мы с вами уметь размышлять, говорить вдумчиво?
- Постарайтесь на уроке продемонстрировать своё умение отвечать на вопросы, размышлять, говорить вдумчиво.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Работа с предложением
- Запишите это предложение и сделайте его полный синтаксический разбор
Не бросай слов на ветер. (Побудит., невоскл., простое, односост., распр.)
ІІІ. Формулировка темы и цели урока обучающимися.
Создание проблемной ситуации.
На доске: словосочетание – слово – звук – предложение.
- Определите правильную последовательность слов и объясните свой выбор.
- Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке? (Завершает цепочку слово «текст», потому что эта самая большая единица языка).
- Отличается ли текст от других единиц? (Да, своими признаками, особенностями, объемом и т.д.).
- А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст?
- Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить? (Тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, уметь анализировать текст, опираясь на основные признаки текста.
- Объяснение нового материала
РЕШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задача 1. «Сравни высказывания»
- Сравните два набора предложений. Какой из них мы можем назвать текстом и почему?
1 | 2 |
На улице дождь стучал по асфальту. Осенний лес особенно прекрасен. Сова — ночное животное. Заяц скакал по полю, спасаясь от лисы. Комары не дают спать по ночам. Лягушка предпочитает жить в болотистом месте. Резной кленовый лист оторвался от ветки. | Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле. |
Ориентировочный ответ. Вторую запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о чём нам рассказывают. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.
Вывод. Первый признак – предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.
- Значит, текст – это… продолжите определение.
- Определите тему и основную мысль выбранного текста.
- В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая.
Задача 2. «Будь внимателен!»
- Прочитаем следующий текст и проследим, как грамматически связываются предложения в тексте.
В городе Орле рабочие пилили толстые БРЕВНА на доски. Вдруг на одном БРЕВНЕ появился рыжий ЗВЕРЕК. Да это БЕЛКА! Как ОНА очутилась в городе?
- С помощью чего осуществляется грамматическая связь в предложениях текста?
Ориентировочный ответ. Использование синонимов, местоимений, повторение слов и т.д.
Вывод. Второй признак текста – связность. О связи предложений в тексте мы поговорим с вами на следующем уроке более подробно.
Задача 3. Работа с деформированным текстом
- А теперь познакомимся с ещё одним признаком текста. Для этого образуйте текст из перепутанных предложений.
- Грачонок был черный, носатый. 2. Он не умел летать. 3. Миша кормил его червяками и личинками. 4. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. 5. У грачонка отросли крылья, и он улетел.
Ответ: 4 – 1 – 2 – 3 – 5
- Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?
Вывод. Третий признак текста – последовательность предложений в тексте.
Задача №4 . Проблемный вопрос. Какой признак текста отсутствует?
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…
- Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения.
Вывод. Четвертый признак текста – завершённость в раскрытии темы.
Пауза отдыха (физкультминутка)
- Закрепление изученного материала
Беседа
- Кто попробует назвать все признаки текста?
- Так что же такое текст?
Восстановить правило
Текст – это ____________________ предложений, связанных по __________ и __________________, расположенных _______________________ , имеющих общую _______________ и ____________________.
Проверь себя.
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных последовательно (по порядку), имеющих общую тему и главную мысль .
Упражнение «Слуховой диктант с коментированием»
- Запишите текст под диктовку.
- 2 ученика-эксперта комментируют орфограммы и знаки препинания.
Оля и Лида пошли в лес. Они устали, вынули еду из сумки и поели. Вдруг рядом запел соловей. Девочки были очарованы пением, но пора было идти домой. Лида положила в сумку остатки еды. «Зачем ты берёшь с собой этот мусор?» – спросила Оля. Лида тихо ответила: «Стыдно перед соловушкой».
- Взаимопроверка тетрадей.
Задания по тексту:
- Озаглавьте текст.
- Определите его тему и основную мысль.
- Докажите, что предложения связаны между собой и расположены последовательно.
- Сделать синтаксический разбор второго предложения.
- Завершён ли текст? Придумайте его окончание, учитывая все признаки текста.
Дополнительное задание
Разбор по составу – соловушкой, морфологический разбор – берёшь.
- Итоги урока
«Толстый и тонкий вопрос»
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Ориентировочные «толстые» вопросы:
- Текст – это – …
- Тема текста – это …
- Основная мысль – это …
- Последовательность как признак текста означает, что… и т.п.
Ориентировочные «тонкие» вопросы:
- Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Это говорит о признаке текста …
- Текст – это несколько предложений, расположенных последовательно и связанных общей темой и главной мыслью?
- Завершённость – это признак текста? и т.п.
- Рефлексия
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
VII. Информирование о домашнем задании
Карточка. Работа с деформированным текстом.
- Восстановить предложения. Расположить предложения по порядку, образуя текст.
У, были, цыплята, курицы. | ||
Он, был, цыпленок, не, а, утёнок. | ||
Она, их, на, повела, лужок. | ||
Около, речка, лужка, маленькая, протекала. | ||
Один, бросился, цыплёнок, в, речку. | ||
Курочка, с ,закудахтала, испугу. | ||
Цыплёнок, речке,в, спокойно, плыл. |