Догадайло Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 46»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191704
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Конспект урока по русскому языку «Текст и его признаки» (5 класс)
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191704


Конспект урока развития речи в 5 классе на тему «Текст и его признаки»

составила Догадайло Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Луганская средняя школа №46»

Тема. Текст и его признаки.

 

Цели: 

образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста;

воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию;

развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать понятие «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные требования к ЗУН обучающихся.

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема.

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. В двух частях». Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.; Москва: «Просвещение», 2022г., таблица «Текст. Признаки текст»; толковый словарь.

 

                                            Основное содержание работы.

 

  1. Организационный момент. 

 

Упражнение «Народ скажет — как завяжет» (работа с пословицей)

Не бросай слов на ветер.

  • Ребята, на слайде вы видите пословицу. Как вы понимаете ее смысл? (Не говори понапрасну, держи слово, думай, прежде чем сказать)
  • Как вы думаете, должны мы с вами уметь размышлять, говорить вдумчиво? 
  • Постарайтесь на уроке продемонстрировать своё умение отвечать на вопросы, размышлять,  говорить вдумчиво.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Работа с предложением

  • Запишите это предложение и сделайте его полный синтаксический разбор

Не бросай слов на ветер. (Побудит., невоскл., простое, односост., распр.)

ІІІ. Формулировка темы и цели урока обучающимися.

Создание проблемной ситуации.  

На доске: словосочетание – слово –  звук – предложение.

  • Определите правильную последовательность слов и объясните свой выбор. 
  • Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке? (Завершает цепочку слово «текст», потому что эта самая большая единица языка).
  • Отличается ли текст от других единиц? (Да, своими признаками, особенностями, объемом и т.д.). 
  • А нужно ли нам изучать эту единицу? Где мы можем использовать текст?
  • Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить? (Тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, уметь анализировать текст, опираясь на основные признаки текста.
  1. Объяснение нового материала

РЕШЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Задача 1. «Сравни высказывания»

  • Сравните два набора предложений. Какой из них мы можем назвать текстом и почему?
1 2
На улице дождь стучал по асфальту. Осенний лес особенно прекрасен. Сова — ночное животное. Заяц скакал по полю, спасаясь от лисы. Комары не дают спать по ночам. Лягушка предпочитает жить в болотистом месте. Резной кленовый лист оторвался от ветки. Грянул майский гром. Заполнили лес чудесные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В чаще пропищал комар. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле.

Ориентировочный ответ. Вторую запись снизу можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о чём нам рассказывают. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

Вывод.  Первый признак предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

  • Значит, текст – это… продолжите определение.
  • Определите тему и основную мысль выбранного текста.
  • В тексте между предложениями существует крепкая связь – не только тематическая, но и грамматическая.

Задача 2. «Будь внимателен!»

  • Прочитаем следующий текст и проследим, как грамматически связываются предложения в тексте.

В городе Орле рабочие пилили толстые БРЕВНА на доски. Вдруг на одном БРЕВНЕ появился рыжий ЗВЕРЕК. Да это БЕЛКА! Как ОНА очутилась в городе?       

  • С помощью чего осуществляется грамматическая связь в предложениях текста?

Ориентировочный ответ. Использование  синонимов, местоимений, повторение слов и т.д.

Вывод. Второй признак текста – связность. О связи предложений в тексте мы поговорим с вами на следующем уроке более подробно.

Задача 3. Работа с деформированным текстом

  • А теперь познакомимся с ещё одним признаком текста. Для этого образуйте текст из перепутанных предложений.
  1. Грачонок был черный, носатый. 2. Он не умел летать. 3. Миша кормил его червяками и личинками. 4. Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода. 5. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

Ответ: 4 – 1 – 2 – 3 – 5

  • Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?

Вывод. Третий признак текста – последовательность предложений в тексте.

Задача №4 . Проблемный вопрос. Какой признак текста отсутствует?

 

Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…

  • Чувствуется, что текст ещё можно продолжить. Как бы вы это сделали? Продолжите текст, записывая 1-2 предложения.

Вывод. Четвертый признак текста – завершённость в раскрытии темы.

Пауза отдыха (физкультминутка)

  1. Закрепление изученного материала

Беседа

  • Кто попробует назвать все признаки текста?
  • Так что же такое текст?

Восстановить правило

Текст – это  ____________________  предложений, связанных по __________ и __________________,  расположенных _______________________ , имеющих общую _______________ и ____________________.

 

Проверь себя.

Текст – это  несколько  предложений, связанных по смыслу и грамматически,  расположенных последовательно (по порядку), имеющих общую тему  и главную мысль .

Упражнение «Слуховой диктант с коментированием»

  • Запишите текст под диктовку.
  • 2 ученика-эксперта комментируют орфограммы и знаки препинания.

Оля и Лида пошли в лес. Они устали, вынули еду из сумки и поели. Вдруг рядом запел соловей. Девочки были очарованы пением, но пора было идти домой. Лида положила в сумку остатки еды. «Зачем ты берёшь с собой этот мусор?» – спросила Оля. Лида тихо ответила: «Стыдно перед соловушкой».

  • Взаимопроверка тетрадей.

Задания по тексту:

  • Озаглавьте текст.
  • Определите его тему и основную мысль.
  • Докажите, что предложения связаны между собой и расположены последовательно.
  • Сделать синтаксический разбор второго предложения.
  • Завершён ли текст? Придумайте его окончание, учитывая все признаки текста.

Дополнительное задание

Разбор по составу – соловушкой, морфологический разбор – берёшь.

  1. Итоги урока

«Толстый и тонкий вопрос»

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Ориентировочные «толстые» вопросы:

  • Текст – это – …
  • Тема текста – это …
  • Основная мысль – это …
  • Последовательность как признак текста означает, что… и т.п.

Ориентировочные «тонкие» вопросы:

  • Все предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Это говорит о признаке текста …
  • Текст  – это несколько предложений, расположенных последовательно и связанных общей темой и главной мыслью?
  • Завершённость – это признак текста? и т.п.
  1. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

VII. Информирование о домашнем задании

Карточка. Работа с деформированным текстом.

  • Восстановить предложения. Расположить предложения по порядку, образуя текст.

 

У, были, цыплята, курицы. 
Он, был, цыпленок, не, а, утёнок.
Она, их, на, повела, лужок.
Около, речка, лужка, маленькая, протекала.
Один, бросился, цыплёнок, в, речку.
Курочка, с ,закудахтала,  испугу.
Цыплёнок, речке,в, спокойно, плыл.

 

Конспект урока по русскому языку «Текст и его признаки» (5 класс)

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram