муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лёвинская детская школа искусств»
Оричевского района Кировской области
Доклад на тему:
Особенности преподавания учебного предмета «Концертмейстерский класс» для учащихся 7, 8 классов ДПОП Фортепиано.
Составитель: преподаватель «Лёвинская ДШИ» Плюснина К.М.
Левинцы 2025
- Введение.
- Цель и задачи преподавания учебного предмета
- Этапы работы концертмейстера над произведением.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
Работа концертмейстера в детской школе искусств заключает в себе творческую, художественную и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера в концертмейстерском классе имеет свою специфику. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально – исполнительских дарований, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению с листа и импровизации на фортепиано.
Детская музыкальная школа является начальной ступенью профессионального образования музыканта, в котором искусство аккомпанемента занимает одно из ведущих мест, так как работа концертмейстера среди пианистов является самой востребованной.
Цель : Развитие практического навыка аккомпанирования.
В класс аккомпанемента дети приходят с различным уровнем подготовки. Необходимо с первых уроков понять темперамент ученика, степень общего развития и его скорость восприятия и обработки нотного текста, насколько он заинтересован музыкой. На основе полученных знаний и умений в процессе обучения на специальности, в классе ансамбля музыкальной школы нарабатывается опыт, умения, навыки, которые реализуются в аккомпаниаторском виде деятельности. Учащемуся предстоит овладеть таким навыком как умение ориентироваться в фактуре вокальных и инструментальных произведений, изложенной на трёх нотных станах, воспитать более сложный вид внимания – пианист должен научиться, играя партию аккомпанемента, ясно и точно воспринимать партию солирующего голоса или инструмента.
Сольная партия и аккомпанемент должны составлять единое целое. Обоюдная чуткость, творческое содружество, тандем, без которого невозможно создание художественного образа музыкального произведения.
Очень важно научить ученика быть гибким, поддерживать солиста, не стремясь к главной роли. Задача педагога – проанализировать партию аккомпанемента вместе с учеником, чтобы ребенок умел найти главное в фортепианной фактуре.
Ученик должен играть и сольную партию и постепенно соединять её с аккомпанементом, сохраняя при этом басовую линию полностью, а всё остальное по возможности. Этому нужно учить постоянно, постепенно усложняя задачу.
Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от уровня сложности аккомпанемента и восприимчивости ученика. Некоторым ученикам трудно преодолеть «раздвоение» внимания. Задача – непременно доиграть до конца, что бы ни произошло.
Этапы работы над произведением
Специфика работы концертмейстера состоит в том, ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, обладать определенными знаниями и навыками для профессиональной деятельности.
Рабочий процесс концертмейстера можно разделить на 4 этапа:
1- работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.
2- индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание партии, отработку трудностей, применение различных приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.
3- работа с солистом – предполагает безупречное владение партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.
4- рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.
Необходимо учитывать особенности музыкальных инструментов, которым приходится аккомпанировать. В начале работы над аккомпанементом к инструментальным произведениям необходимо дать учащемуся сведения о данном инструменте (о тембре, диапазоне, звуковых возможностях инструмента).
Работа над аккомпанементом к вокальным произведениям имеет свои особенности, так как содержание вокального произведения раскрывается не только через музыкальное, но и через поэтические образы, через соединения звука и слова. Человеческий голос является самым гибким и тонким из всех музыкальных инструментов, то и аккомпанемент должен быть чутким и бережным. С вокалистом часто труднее найти звуковой баланс.
Фактура фортепианного сопровождения может быть густой и плотной, а может быть прозрачной. Аккордовая фактура более массивна.
Именно в классе аккомпанемента создаётся своеобразный «треугольник»: глаза-ноты-руки. Ученик, выступающий на сцене, должен знать свою партию наизусть. Он должен слышать, что звучит, и видеть то, что вскоре будет озвучено.
Начинающему аккомпаниатору важно научиться не останавливаться при «потере» партии (пропустить ошибку, «подхватить» солиста, глядя вперед по тексту. Учить следовать течению музыки.
Большая роль в ощущении законченности формы отводится вступлению и заключению. Если исполнители вступают одновременно, то необходимо научить ученика-концертмейстера перед началом исполнения уловить заранее обговоренный жест и вступить вместе с ним.
К числу основных технических задач относятся соблюдение общности темпа, ритмического движения, замедления и ускорения. Игра со взрослым мастером –солистом приучает юного пианиста к такой манере исполнения.
С первых же занятий нужно учить ощущению фразировки солиста. Ученик должен знать, где у солиста начинается фраза, где её вершина и окончание.
Для пианиста динамика – особое средство выражения. Ученик должен понимать, что всё написанное у солиста, непосредственно относится к его партии. Умение слышать и создавать динамическое равновесие.
Ученик должен помнить, что звучание фортепианной партии не может доминировать над сольной. В зависимости от силы звука солиста увеличивается или уменьшается динамика партии фортепиано. Фундаментом исполнения в аккомпанементе всегда является линия баса. Её нужно отдельно проучивать, выстраивая динамический план всего произведения.
Тщательно должна продумываться педализация. Это дополнительное средство музыкальной выразительности.
Концерт – итог проделанной работы. Концерт является одной из форм исполнительской практики. Основной художественной целью аккомпанирования является достижение общего ансамбля.
Заключение.
Концертмейстер обязан знать большое количество стилей, уметь моментально ориентироваться в нотном тексте, свободно читать с листа и транспонировать. Не всякий пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьёт в себе чуткость к партнёру, не ощутит взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Солист и концертмейстер должны работать в тандеме, быть друзьями в искусстве.
Обучение аккомпанементу на предмете «Концертмейстерский класс» способствует развитию гармонического слуха, музыкального мышления, умению следить за интонационной выразительностью, формированию эстетических вкусов на лучших образцах классической и зарубежной музыки
Список использованной литературы.
- Винокур Л. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. – М.: Музыка, 1978.
- Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. – М.: Музыка, 2002.
- Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента// О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Изд-во ЛОЛГК, 1986.
- Люблинский А. П. Теория и практика аккомпанемента: Методические основы. – Л.: Музыка, 1972.
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
- Смирнов М. А. О работе концертмейстера.- М.:Музыка,1974.