Калдина Светлана Витальевна
заместитель директора по МР, преподаватель
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191734
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогика сегодня: методы и формы обобщения педагогического опыта», в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети»
Наименование конкурсной работы: ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191734


ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ  

ТЕХНОЛОГИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОХОЖДЕНИЯ  АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ 

Калдина С.В., 

ответственный за прохождение аттестации в 

ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» г. Верхняя Салда 

 С 1 января 2017 года в системе дополнительного образования введен  профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к  работникам сферы дополнительного образования. Этот профессиональный стандарт был  разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной  деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном  направлении, педагогике, т.е. современный педагог должен быть универсально образован,  эрудирован и прогрессивен. 

 Требования данного профстандарта распространяются и на организацию  прохождения аттестации педагогических работников. С 2015 года я являюсь  ответственным за прохождение аттестации работников в своей школе. При её прохождении мы руководствовались п.36 и п.37 «Порядка проведения аттестации  педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную  деятельность» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7.04.2014 г.  №276). С 2018 года в требованиях к высшей квалификационной категории добавился  обязательный пункт «Владение современными образовательными технологиями». Мы  привыкли говорить о технологиях, и данная тема не нова в системе дополнительного  образования, научной литературы по этой теме предостаточно. Педагоги умеют проводить  различие между методами и технологиями обучения, называя последними сумму  педагогических и дидактических приёмов и техник, неукоснительное соблюдение которых  дает требуемый результат. Такое, фактически технологическое понимание обучения, по  моему убеждению, несколько сомнительно, поскольку всё, что связано с творческой  личностью человека, не может быть предсказуемо и поэтому технологизировано. И, тем  не менее, термин «технология обучения» основательно вошёл в нашу практическую  педагогическую деятельность. Объектом технологии дополнительного образования яв ляется не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов  деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса. ДШИ,  в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по  их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, учитывая уровень  умственного развития ребенка и корректировать в зависимости от его конкретных  возможностей, способностей и запросов. Гуманистические взаимоотношения всех  участников образовательного процесса (детей и взрослых), комфортность условий для  творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере  человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно ориентированных технологий в практику. К педагогическим технологиям на основе  личностно-ориентированного подхода относятся: 

Дифференциация и индивидуализация обучения. Индивидуальное образование  психологически более комфортно для ребенка – оно повышает его мотивацию, снимает  проблемы сравнения с другими детьми, каждый работает в своем ритме, стиле, темпе,  происходит реальный учет способностей и интересов. Данная технология позволяет  составлять индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей,  комплектовать составы ансамблей с учетом познавательного интереса детей, использовать профориентационные возможности обучения в старших классах (преподавание по  дополнительным предпрофессиональным программам);

– Технология коллективной творческой деятельности (КТД). Организация  совместной деятельности (социально-полезная направленность) детей и взрослых, при  которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и  анализе любого дела: организация и проведение концертов – совместная разработка  сценариев и творческие репетиции (классные концерты и родительские собрания),  внеклассные мероприятия (участие в мастер-классах, посещение концертов и выставок),  что способствует раскрытию творческого потенциала, активности, повышению  коммуникативных способностей учащихся и их стремление к лучшим результатам. 

– Технологии развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика,  направленная на формирование познавательной самостоятельности, развитие и  формирование способностей, активной жизненной позиции, ориентации учебного  процесса на потенциальные возможности ученика, а не на программные требования, что  дает возможность педагогу к творческим экспериментам (программы ДПП и ДОП,  разнообразный репертуар, ансамблевое музицирование). 

Педагогика сотрудничества. Идея сотрудничества детей и взрослых стара как мир  и основывается на доверии, взаимопонимании, взаимопринятии, взаимодействии,  рефлексии, заинтересованности в совместном результате, поощряемой инициативе. Среди  основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без  принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников,  обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение  школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе  педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в  качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность,  достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования  собственной жизненной позиции. 

Проектная технология – система обучения, в которой знания и умения  обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно  усложняющихся практических заданий – проектов (форма образования, максимально  приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую  деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и  культурной задачи) Цель проектного обучения: создать условия, при которых  обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся  пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических  задач; развивают коммуникативные умения; учащиеся работают в различных группах  (командах); у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора  информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез,  обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память. В  данной технологии ученики ориентированы на «продукт», например, подготовить  сборники собственных стихов, создать кроссворд, сочинить музыкальное произведений и  сделать его музыкально-теоретический анализ, а так же подготовить доклады и рефераты к урокам, конкурсам, к итоговой аттестации по музыкальной литературе, истории искусств (художники, хореографы) и в индивидуальном классе ДШИ (биографии композиторов,  аннотации произведений искусства и др.). 

– Игровые технологии – расширение кругозора, развитие определённых умений и  навыков, воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, адаптация к  условиям среды. Игровой принцип введения в урок осуществлялся с учетом возрастных,  психологических особенностей ребенка. Педагогический процесс обогащается совместной  деятельностью детей, «мажорными» ситуациями, которые дают возможность  почувствовать каждому, что его уважают, любят и верят в его силы. Игровые технологии,  различные методы и приёмы работы, позволяют сделать образовательную деятельность  познавательной, увлекательной, интересной и осуществляются, особенно в младшем  школьном возрасте, во всех видах деятельности. Музыкальные игры способствуют  быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению 

детей, избавлению от комплексов (ладовые, тембровые, ритмические игры, игры на  развитие музыкальной памяти и внимания, формирования образного мышления, игры на  развитие координации движений, формирование двигательных ощущений и др.); 

Технология интегрированного обучения позволяет обеспечивать совершенно  новый психологический климат в процессе обучения, помогает создать более целостную  картину искусства, ведёт к самостоятельной исполнительской творческой интерпретации,  развитию ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Данная технология  применяется при проведении интегрированных уроков – междисциплинарная форма  учебного процесса, цель которых в осуществлении межпредметных связей,  способствующих раскрытию художественного образа, стиля, в создании определённого  сплава, комплекса, необходимого для восприятия музыки;  

– Технология проблемного обучения помогают воспитывать у обучающихся  целеустремленность, организованность, инициативу, ответственность, позволяют достичь  высокого уровня мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций и  постановку познавательных задач, и это также дает возможность добиваться позитивной  динамики; 

Здоровьесберегающие технологии имеют огромное значение для проведения  занятий и имеют три основных вида: санитарно-гигиенические – не только личная  гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете (рациональность освещения,  проветривание и уборка учебных кабинетов); психолого-педагогические – психологический  климат занятии (эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка); физкультурно 

оздоровительные – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во  многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности,  возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на  высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления  (использование различных каналов восприятия информации, физкультминутки,  динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных  точек). 

 Еще одним из приоритетных направлений профессионального стандарта  является «психолого-педагогические основы и методика применения технических средств  обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов,  дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (3.1.1.Трудовая  функция). Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с  ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и  массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи  данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе  дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть  навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение  информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. В ДШИ преподаватели активно используют в работе ИКТ, что делает процесс обучения  интересным и продуктивным, помогает регулировать условии обучения и рационально  использовать учебное время, создавать новые учебно-методические пособия, развивает  коммуникативную компетентность: создание аранжировок и заданий фондов оценочных  средств (владение нотными редакторами Finale и Sibelius), создание тестовых заданий для  уроков и конкурсов, создание и использование на уроках презентаций в Power Point,  интерактивных таблиц, правил на этапах обучения, закрепления и повторения учебного  материала, организация поиска информации в интернете по электронным энциклопедиям и  сайтам, запись выступлений на конкурсах и концертах, запись открытых уроков и др.,  кроме этого активно пользование мессенжерами WhatsApp, Viber, ВКонтакте для более  продуктивной работы с детьми и тесного сотрудничества с родителями. 

Литература: 

– Козлова С.А. «Дошкольная педагогика» -М.,2017г.

– Крылова Н.Б. «Организация индивидуального образования в школе (теория и  практика). – М., 2004г. 

– Общее и дополнительное художественное образование: проблемы и перспективы  развития: материалы всероссийск. науч.-прак. конф. – Екатеринбург, 2012. 

ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram