ВЛАДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ТЕХНОЛОГИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
Калдина С.В.,
ответственный за прохождение аттестации в
ГБУДОСО «Верхнесалдинская ДШИ» г. Верхняя Салда
С 1 января 2017 года в системе дополнительного образования введен профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. Этот профессиональный стандарт был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике, т.е. современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен.
Требования данного профстандарта распространяются и на организацию прохождения аттестации педагогических работников. С 2015 года я являюсь ответственным за прохождение аттестации работников в своей школе. При её прохождении мы руководствовались п.36 и п.37 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7.04.2014 г. №276). С 2018 года в требованиях к высшей квалификационной категории добавился обязательный пункт «Владение современными образовательными технологиями». Мы привыкли говорить о технологиях, и данная тема не нова в системе дополнительного образования, научной литературы по этой теме предостаточно. Педагоги умеют проводить различие между методами и технологиями обучения, называя последними сумму педагогических и дидактических приёмов и техник, неукоснительное соблюдение которых дает требуемый результат. Такое, фактически технологическое понимание обучения, по моему убеждению, несколько сомнительно, поскольку всё, что связано с творческой личностью человека, не может быть предсказуемо и поэтому технологизировано. И, тем не менее, термин «технология обучения» основательно вошёл в нашу практическую педагогическую деятельность. Объектом технологии дополнительного образования яв ляется не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса. ДШИ, в отличие от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, учитывая уровень умственного развития ребенка и корректировать в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. Гуманистические взаимоотношения всех участников образовательного процесса (детей и взрослых), комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно ориентированных технологий в практику. К педагогическим технологиям на основе личностно-ориентированного подхода относятся:
– Дифференциация и индивидуализация обучения. Индивидуальное образование психологически более комфортно для ребенка – оно повышает его мотивацию, снимает проблемы сравнения с другими детьми, каждый работает в своем ритме, стиле, темпе, происходит реальный учет способностей и интересов. Данная технология позволяет составлять индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей, комплектовать составы ансамблей с учетом познавательного интереса детей, использовать профориентационные возможности обучения в старших классах (преподавание по дополнительным предпрофессиональным программам);
– Технология коллективной творческой деятельности (КТД). Организация совместной деятельности (социально-полезная направленность) детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела: организация и проведение концертов – совместная разработка сценариев и творческие репетиции (классные концерты и родительские собрания), внеклассные мероприятия (участие в мастер-классах, посещение концертов и выставок), что способствует раскрытию творческого потенциала, активности, повышению коммуникативных способностей учащихся и их стремление к лучшим результатам.
– Технологии развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленная на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции, ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ученика, а не на программные требования, что дает возможность педагогу к творческим экспериментам (программы ДПП и ДОП, разнообразный репертуар, ансамблевое музицирование).
– Педагогика сотрудничества. Идея сотрудничества детей и взрослых стара как мир и основывается на доверии, взаимопонимании, взаимопринятии, взаимодействии, рефлексии, заинтересованности в совместном результате, поощряемой инициативе. Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.
– Проектная технология – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов (форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи) Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения; учащиеся работают в различных группах (командах); у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память. В данной технологии ученики ориентированы на «продукт», например, подготовить сборники собственных стихов, создать кроссворд, сочинить музыкальное произведений и сделать его музыкально-теоретический анализ, а так же подготовить доклады и рефераты к урокам, конкурсам, к итоговой аттестации по музыкальной литературе, истории искусств (художники, хореографы) и в индивидуальном классе ДШИ (биографии композиторов, аннотации произведений искусства и др.).
– Игровые технологии – расширение кругозора, развитие определённых умений и навыков, воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, адаптация к условиям среды. Игровой принцип введения в урок осуществлялся с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей, «мажорными» ситуациями, которые дают возможность почувствовать каждому, что его уважают, любят и верят в его силы. Игровые технологии, различные методы и приёмы работы, позволяют сделать образовательную деятельность познавательной, увлекательной, интересной и осуществляются, особенно в младшем школьном возрасте, во всех видах деятельности. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению
детей, избавлению от комплексов (ладовые, тембровые, ритмические игры, игры на развитие музыкальной памяти и внимания, формирования образного мышления, игры на развитие координации движений, формирование двигательных ощущений и др.);
– Технология интегрированного обучения позволяет обеспечивать совершенно новый психологический климат в процессе обучения, помогает создать более целостную картину искусства, ведёт к самостоятельной исполнительской творческой интерпретации, развитию ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Данная технология применяется при проведении интегрированных уроков – междисциплинарная форма учебного процесса, цель которых в осуществлении межпредметных связей, способствующих раскрытию художественного образа, стиля, в создании определённого сплава, комплекса, необходимого для восприятия музыки;
– Технология проблемного обучения помогают воспитывать у обучающихся целеустремленность, организованность, инициативу, ответственность, позволяют достичь высокого уровня мыслительных способностей через создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач, и это также дает возможность добиваться позитивной динамики;
– Здоровьесберегающие технологии имеют огромное значение для проведения занятий и имеют три основных вида: санитарно-гигиенические – не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете (рациональность освещения, проветривание и уборка учебных кабинетов); психолого-педагогические – психологический климат занятии (эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка); физкультурно
оздоровительные – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления (использование различных каналов восприятия информации, физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек).
Еще одним из приоритетных направлений профессионального стандарта является «психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (3.1.1.Трудовая функция). Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. В ДШИ преподаватели активно используют в работе ИКТ, что делает процесс обучения интересным и продуктивным, помогает регулировать условии обучения и рационально использовать учебное время, создавать новые учебно-методические пособия, развивает коммуникативную компетентность: создание аранжировок и заданий фондов оценочных средств (владение нотными редакторами Finale и Sibelius), создание тестовых заданий для уроков и конкурсов, создание и использование на уроках презентаций в Power Point, интерактивных таблиц, правил на этапах обучения, закрепления и повторения учебного материала, организация поиска информации в интернете по электронным энциклопедиям и сайтам, запись выступлений на конкурсах и концертах, запись открытых уроков и др., кроме этого активно пользование мессенжерами WhatsApp, Viber, ВКонтакте для более продуктивной работы с детьми и тесного сотрудничества с родителями.
Литература:
– Козлова С.А. «Дошкольная педагогика» -М.,2017г.
– Крылова Н.Б. «Организация индивидуального образования в школе (теория и практика). – М., 2004г.
– Общее и дополнительное художественное образование: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийск. науч.-прак. конф. – Екатеринбург, 2012.