Проект «По миру сказок»
в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
Актуальность проекта: В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Одной из форм психических нарушений является задержка психического развития. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать с ребенком книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Сказки имеют особенное значение для детей с ЗПР, так как они помогают развивать воображение, улучшают понимание языка, формируют навыки социального взаимодействия и помогают детям понять мир вокруг себя. Сказки также способствуют развитию эмоциональной сферы, помогая детям выражать свои чувства и эмоции. Благодаря ярким персонажам и увлекательным сюжетам, сказки могут стать источником вдохновения и радости для детей, помогая им раскрыть свой потенциал и научиться справляться с жизненными трудностями. Сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сроки проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дефектолог, дети, родители.
Цель проекта: формирование познавательно-речевой активности детей и личности ребенка в целом, посредством сказок.
Задачи: – Создавать условия для получения детьми знаний о русских народных сказках;
– формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок;
– обогащать словарь детей, развивать устную речь;
– воспитывать интерес к сказкам;
– прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
Общий замысел проекта: в результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Чтение сказок для детей с ЗПР – это не только увлекательное времяпрепровождение, но и важный метод развития и обучения. Сказки помогают детям с ЗПР развивать воображение, память, внимание и речь. Они способствуют формированию эмоциональной сферы, улучшают коммуникативные навыки и помогают освоить социальные нормы.
Деятельность по реализации проекта: Приобретение дидактических игр и разработок конспектов, буклетов и папки-передвижки. Программа мероприятий с родителями и детьми, направленна на вовлечение в единое образовательное пространство, для получения желаемого результата – формирования познавательно-речевой активности детей и личности ребенка в целом.
Ресурсное обеспечение: без закупок оборудования.
Примерный календарный план:
Подготовительный этап:
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
- изучение и анализ методической литературы по данной проблеме;
- подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме, наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
- подготовка печатной информации: оформление папки-передвижки, буклетов;
- анкетирование родителей на тему «Сказка в жизни вашего ребенка», о том, какие сказки читают дома;
- подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Сложи картинку и узнай сказку», «Из какой сказки?»;
- пополнение книжного уголка в группе;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной этап:
Неделя 1
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
ПН | Беседа «Чему нас учат сказки» | Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» |
ВТ | Пальчиковая гимнастика «Сказки» | – |
СР | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | – |
ЧТ | Пальчиковая гимнастика «Репка»
Дидактическая игра «Узнай героя» |
Папка – передвижка для родителей «Как и для чего читать детям сказки?» |
ПТ | Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса» | – |
Неделя 2
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
ПН | Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Дидактическая игра: «Сложи картинку и узнай сказку» |
Буклеты для родителей «Если рядом – сказка» |
ВТ | Беседа «Герои сказок»
Дидактическая игра «Из какой сказки?» |
– |
СР | Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка»
Пальчиковая гимнастика «Теремок». |
– |
ЧТ | НОД «Путешествие по сказкам» | – |
ПТ | Рисование «Моя любимая сказка» | – |
Завершающий этап:
- Оформлена выставка рисунков «Моя любимая сказка», из которых собрана книжка «Любимые сказки».
- Проведено итоговое занятие «Путешествие по сказкам».
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Программное содержание: Совершенствовать умение детей узнавать сказки через загадку по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; закрепить у детей понятие о видах сказок; правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, разрезные картинки по сказкам, картина «Что перепутал художник», Игрушка – Бабушка Сказочница.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход занятия
- Организационный момент
Дети заходят в группу, становятся на ковер полукругом.
Дефектолог: Ребята, а скажите мне пожалуйста, а любите ли вы сказки?
Сегодня я хочу вас пригласить в сказку. А что бывает в сказках? (превращение, волшебство)
Но что бы попасть в сказку, нам нужно произнести волшебные слова
В сказку на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становись,
В сказку мы гулять пойдем.
Может быть, мы в старой сказке
Что-то новое найдем?
- Основная часть.
Дефектолог: Ой, ребята смотрите вот и попали мы в сказку! Ой, смотрите кто-то к нам идет?
Б.С.: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто я?
Верно, угадали! Я Бабушка Сказочница, знаю много сказок, рассказывала их своим детям, внукам, а они своим деткам, а те детки – своим. Так и будут рассказывать мои сказки ещё много – много лет. И к вам я приходила, частенько читала и рассказывала свои сказки, да и книжки приносила, чтобы вам их почитали.
И как же вы хотите отправиться в путешествие по сказкам без меня? Не заплутаете ли вы в моих сказках? Хорошо ли вы их знаете? (Ответы детей)
Б.С.: А вот мы сейчас посмотрим, кто из вас знает больше сказок. Я приготовила вам необычные задания. Посмотрим, справитесь ли вы?
Б.С.: А вот и моё первое задание, отгадай те загадки.
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлята)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок).
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Б.С.: Ой, какие молодцы! Ну тогда для вас следующие задание.
Посмотрите сколько у меня много кусочков, давайте из них соберём картинку. (Каждому ребенку дается разрезная картинка, с иллюстрацией какой-нибудь сказки)
Бабушка сказочница спрашивает у каждого ребенка какая у него сказка.
Б.С.: Ну вы просто молодцы, хорошо выполняете задание, но давайте мы сейчас отдохнем не много с вами.
Физминутка
Сказочная зарядка
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно
Б.С.: Мы с вами не много отдохнули, а теперь новое задание. Слушайте внимательно.
Упражнение «Четвертый лишний»
Вам нужно внимательно посмотреть на картинки и выбрать кто лишний в этой сказке. (1. Колобок, бабка, заяц, собака; 2. Репка, дед, кошка, волк; 3. Дед, бабка, курочка Ряба, кошка).
Ну я смотрю, хорошо знаете сказки. И очень хорошо выполняете мои задания. Ну вот вам следующее задание. Будьте очень внимательны.
Задание «Что перепутал художник»
Б.С.: Посмотрите внимательно на картину, и скажите правильно ли здесь нарисовано, ничего ли не перепутал художник? (Ответы детей).
Молодцы, я смотрю вы знаете очень много сказок. Ну мне уже пора, меня ждут другие внучата. А за то, что вы очень хорошо выполняли задания, я приготовила вам целую корзину пирожков. До свидания.
Дефектолог: Ребята, давайте скажем спасибо, Бабушка – сказочница за пирожки и за очень интересное путешествие и задания. До свидания. (Дети прощаются с Б.С.)
Заключительная часть:
Дефектолог: Ребята вам понравилось путешествие вместе с Бабушкой Сказочницей? (Ответы детей) А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей) Ну нам пора возвращаться в детский сад.