Клюкина Зарина Константиновна
Педагог-дефектолог
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191748
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Проект «По миру сказок» в старшей группе для детей с задержкой психического развития.
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191748


Проект «По миру сказок»

в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

 

Актуальность проекта: В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Одной из форм психических нарушений является задержка психического развития. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории.

 К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени почитать с ребенком книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Сказки имеют особенное значение для детей с ЗПР, так как они помогают развивать воображение, улучшают понимание языка, формируют навыки социального взаимодействия и помогают детям понять мир вокруг себя. Сказки также способствуют развитию эмоциональной сферы, помогая детям выражать свои чувства и эмоции. Благодаря ярким персонажам и увлекательным сюжетам, сказки могут стать источником вдохновения и радости для детей, помогая им раскрыть свой потенциал и научиться справляться с жизненными трудностями. Сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

Сроки проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дефектолог, дети, родители.

Цель проекта: формирование познавательно-речевой активности детей и личности ребенка в целом, посредством сказок.

Задачи: – Создавать условия для получения детьми знаний о русских народных сказках;

– формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок;

– обогащать словарь детей, развивать устную речь;

– воспитывать интерес к сказкам; 

– прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

Общий замысел проекта:  в результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Чтение сказок для детей с ЗПР – это не только увлекательное времяпрепровождение, но и важный метод развития и обучения. Сказки помогают детям с ЗПР развивать воображение, память, внимание и речь. Они способствуют формированию эмоциональной сферы, улучшают коммуникативные навыки и помогают освоить социальные нормы.

Деятельность по реализации проекта: Приобретение дидактических игр и разработок конспектов, буклетов  и  папки-передвижки. Программа мероприятий с родителями и детьми, направленна на вовлечение в единое образовательное пространство, для получения желаемого результата – формирования познавательно-речевой активности детей и личности ребенка в целом.

  Ресурсное обеспечение: без закупок оборудования.

Примерный календарный план:

Подготовительный этап: 

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
  • изучение и анализ методической литературы по данной проблеме; 
  • подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме, наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
  • подготовка печатной информации: оформление папки-передвижки, буклетов;
  • анкетирование родителей на тему «Сказка в жизни вашего ребенка»,  о том, какие сказки читают дома;
  • подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Сложи картинку и узнай сказку», «Из какой сказки?»;
  • пополнение книжного уголка в группе;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Основной этап:

Неделя 1

Дата Работа с детьми Работа с родителями
ПН Беседа «Чему нас учат сказки» Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
ВТ Пальчиковая гимнастика «Сказки»
СР Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» – 
ЧТ Пальчиковая гимнастика «Репка»

Дидактическая игра «Узнай героя»

Папка – передвижка для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»
ПТ Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса» – 

Неделя 2

Дата Работа с детьми Работа с родителями
ПН Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Дидактическая игра: «Сложи картинку и узнай сказку»

Буклеты для родителей  «Если рядом – сказка»
ВТ Беседа «Герои сказок»

Дидактическая игра «Из какой сказки?» 

– 
СР Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка»

Пальчиковая гимнастика «Теремок». 

– 
ЧТ НОД «Путешествие по сказкам» – 
ПТ Рисование «Моя любимая сказка» – 

Завершающий этап:

  • Оформлена выставка рисунков «Моя любимая сказка», из которых  собрана книжка «Любимые сказки».
  • Проведено итоговое занятие «Путешествие по сказкам».

 

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей узнавать сказки через загадку по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; закрепить у детей понятие о видах сказок; правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, разрезные картинки по сказкам, картина «Что перепутал художник», Игрушка – Бабушка Сказочница.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети заходят в группу, становятся на ковер полукругом.

Дефектолог: Ребята, а скажите мне пожалуйста, а любите ли вы сказки?

Сегодня я хочу вас пригласить в сказку. А что бывает в сказках? (превращение, волшебство)

Но что бы попасть в сказку, нам нужно произнести волшебные слова

В сказку на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключений

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становись,

В сказку мы гулять пойдем.

Может быть, мы в старой сказке

Что-то новое найдем?

  1. Основная часть.

     Дефектолог: Ой, ребята смотрите вот и попали мы в сказку! Ой, смотрите кто-то к нам идет?

Б.С.: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто я?

Верно, угадали! Я Бабушка Сказочница, знаю много сказок, рассказывала их своим детям, внукам, а они своим деткам, а те детки – своим. Так и будут рассказывать мои сказки ещё много – много лет. И к вам я приходила, частенько читала и рассказывала свои сказки, да и книжки приносила, чтобы вам их почитали.

И как же вы хотите отправиться в путешествие по сказкам без меня? Не заплутаете ли вы в моих сказках? Хорошо ли вы их знаете? (Ответы детей)

Б.С.: А вот мы сейчас посмотрим, кто из вас знает больше сказок. Я приготовила вам необычные задания. Посмотрим, справитесь ли вы?

Б.С.: А вот и моё первое задание, отгадай те загадки.

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлята)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился … (Колобок).

Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Б.С.: Ой, какие молодцы! Ну тогда для вас следующие задание.

Посмотрите сколько у меня много кусочков, давайте из них соберём картинку. (Каждому ребенку дается разрезная картинка, с иллюстрацией какой-нибудь сказки)

Бабушка сказочница спрашивает у каждого ребенка какая у него сказка.

Б.С.: Ну вы просто молодцы, хорошо выполняете задание, но давайте мы сейчас отдохнем не много с вами.

Физминутка

Сказочная зарядка

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно

Б.С.: Мы с вами не много отдохнули, а теперь новое задание. Слушайте внимательно.

Упражнение «Четвертый лишний»

Вам нужно внимательно посмотреть на картинки и выбрать кто лишний в этой сказке. (1. Колобок, бабка, заяц, собака; 2. Репка, дед, кошка, волк; 3. Дед, бабка, курочка Ряба, кошка).

Ну я смотрю, хорошо знаете сказки. И очень хорошо выполняете мои задания. Ну вот вам следующее задание. Будьте очень внимательны.

Задание «Что перепутал художник»

Б.С.: Посмотрите внимательно на картину, и скажите правильно ли здесь нарисовано, ничего ли не перепутал художник? (Ответы детей).

Молодцы, я смотрю вы знаете очень много сказок. Ну мне уже пора, меня ждут другие внучата. А за то, что вы очень хорошо выполняли задания, я приготовила вам целую корзину пирожков. До свидания.

Дефектолог: Ребята, давайте скажем спасибо, Бабушка – сказочница за пирожки и за очень интересное путешествие и задания. До свидания. (Дети прощаются с Б.С.)

Заключительная часть:

Дефектолог: Ребята вам понравилось путешествие вместе с Бабушкой Сказочницей? (Ответы детей) А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)  Ну нам пора возвращаться  в детский сад.

Проект «По миру сказок» в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram