Полковникова Елена Валерьевна
учитель начальных классов
ГБОУ «ЦСиО «Самбо-70» Москомспорта
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191787
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогика сегодня: методы и формы обобщения педагогического опыта», в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети»
Наименование конкурсной работы: Методы, приемы и технологии активизации познавательной деятельности на уроках финансовой грамотности в начальной школе
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191787


                                                                  «Каждый человек есть индивид, и  как хорошим, так и худым может сделаться только по -своему, индивидуально»

В.Г. Белинский 

         Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках финансовой грамотности требует от педагога не только знания дидактики и методики преподавания учебной дисциплины, но и знаний уровня познавательной активности. Учет индивидуальных особенностей школьников позволяет практически осуществить дифференцированный подход в обучении.

      При организации познавательной деятельности на уроках финансовой грамотности в начальных классах необходимо внедрять деятельностный тип обучения.

       Период 6-12 лет- очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность.

 Для того, чтобы умственная активность младших школьников на уроках финансовой грамотности была высокой, необходимо:

  1. Чтобы детям на уроке не было скучно;
  2. Предоставлять возможность ученикам на уроке использовать свою активность для творческого преобразования объектов;
  3. Удовлетворять потребность детей в эмоциональном насыщении;
  4. Дать свободу для возникновения новых познавательных интересов;
  5. Не оставлять без внимания вопросы детей;
  6. Поддерживать достигаемые учащимися успехи в учебной деятельности;
  7. Открывать практическое использование изучаемого материала.

 

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках финансовой грамотности в начальной школе:

– необычное начало урока;

– разгрузочные задания;

-мозговой штурм;

– опора на похвалу;

-задание на ассоциацию;

– работа по образцу;

– опорные сигналы;

– выбор и смена задания;

– составление кроссвордов;

-проблемная ситуация;

-опорные слова;

– деловые игры;

– «втягивание», «отстранение»

 

Технологии, используемые при обучении финансовой грамотности:

  1. Модульная технология обучения;
  2. Игровые технологии;
  3. Кейс-технология;
  4. Технология творческой мастерской.

 

  Игра – это то, что сопровождает человека с детства, это первая форма освоения социальных ролей взрослого человека. Игра обладает большим педагогическим потенциалом, т.к. позволяет моделировать ситуацию, совершать в игровой ситуации ошибки, учиться на них и уже в реальной жизни не совершать их. Конечно, системно- деятельностный подход наиболее эффективно воплощается именно в учебных играх.

    Рассмотрим более подробно игровые технологии, используемые при обучении финансовой грамотности в начальной школе

  Игра – это то, что сопровождает человека с детства, это первая форма освоения социальных ролей взрослого человека. Игра обладает большим педагогическим потенциалом, т.к. позволяет моделировать ситуацию, совершать в игровой ситуации ошибки, учиться на них и уже в реальной жизни не совершать их. Конечно, системно- деятельностный подход наиболее эффективно воплощается именно в учебных играх.

  Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную

группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и

ситуаций. Используя тот или иной тип игры, всю учебную деятельность подчиняю правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.

Модель формирования и развития финансовой грамотности младших школьников позволяет использовать различные формы игровой технологии в урочной и внеурочной деятельности:

– сюжетно – ролевые игры

– игровые сценки

– «жизненно-имитационная» ситуация

При этом они имеют некоторые ограничения как в использовании, так и в организации:

необходимы большие трудовые затраты педагога (нередко необходимо привлекать несколько педагогов, игротехников);

необходимы большие затраты времени педагога на подготовку (раздаточный материал, разработка специальных программ, организация пространства и др.);

для организации учебной игры сам педагог должен обладать профессиональными компетенциями высокого уровня, обеспечивающими качественное проведение игры;

зачастую обычные организационно технические условия не подходят для проведения игры (например, класс с партами), необходимы дополнительные ресурсы.

Необходимо отметить, что учебная игра в определенных ситуациях действительно может дать такой образовательный эффект, который не обеспечит ни одна другая образовательная технология.

Игры делятся:

По характеру педагогической деятельности и ее целям:

обучающие (оформление договора вклада);

тренинговые (выбор страховой компании);

обобщающие (разработка долгосрочного финансового плана);

контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса);

По игровой технологии:

настольные;

интеллектуальные;

деловые;

имитационно ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в меняющихся условиях).

В рамках Проекта Минфина России разработано большое количество учебных игр, которые технологически выстроены и прекрасно описаны методически.

Примеры некоторых из них:

«Кто найдет больше слов»

Цель: закрепить основные экономические понятия.

Командная игра.

Форма: работа в группе.

Содержание: дети должны наполнить понятия «собственность», «потребности»

словами: нос, сон, бес, небо, тост, сено, пот, рот, бот, рост, тон, топ и т.д.)

«Копилка»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Игровой прием

Форма: индивидуальная работа

Содержание: в ходе внеурочного занятия за выполнение заданий дается фишка- тугрик

(имитационные деньги). В конце занятия предлагается потратить заработанные

тугрики, а потом вписать в таблицу «Доход и расход»

«Цепочка профессий»

Цель: развитие интереса к профессиям, добросовестного отношения к труду

Форма: работа в паре, группе.

Содержание: детям предлагается составить «цепочку» профессий: написать название известной профессии, затем -следующей, в чем-то схожей с предыдущей. Первую профессию можно выбрать голосованием или предложить школьникам. Итог игры оценивается, принимая во внимание оригинальность, остроумие команд, редкость названных профессий.

Например, может получиться такая цепочка: металлург – повар – мясник – слесарь

(тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист- водитель автобуса – учитель – сатирик

(тоже выступает перед аудиторией) – артист – гример.

«Собери монетку» 

Цель: закрепление базовых понятий: денежные единицы разных стран мира

Форма: работа в паре, группе.

Содержание: команда собирает денежную единицу.  (Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).

   Стратегия учителя, создающего насыщенную учебно-познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным миром финансовой грамотности.

Методы, приемы и технологии активизации познавательной деятельности на уроках финансовой грамотности в начальной школе

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram