«Каждый человек есть индивид, и как хорошим, так и худым может сделаться только по -своему, индивидуально»
В.Г. Белинский
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках финансовой грамотности требует от педагога не только знания дидактики и методики преподавания учебной дисциплины, но и знаний уровня познавательной активности. Учет индивидуальных особенностей школьников позволяет практически осуществить дифференцированный подход в обучении.
При организации познавательной деятельности на уроках финансовой грамотности в начальных классах необходимо внедрять деятельностный тип обучения.
Период 6-12 лет- очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность.
Для того, чтобы умственная активность младших школьников на уроках финансовой грамотности была высокой, необходимо:
- Чтобы детям на уроке не было скучно;
- Предоставлять возможность ученикам на уроке использовать свою активность для творческого преобразования объектов;
- Удовлетворять потребность детей в эмоциональном насыщении;
- Дать свободу для возникновения новых познавательных интересов;
- Не оставлять без внимания вопросы детей;
- Поддерживать достигаемые учащимися успехи в учебной деятельности;
- Открывать практическое использование изучаемого материала.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках финансовой грамотности в начальной школе:
– необычное начало урока;
– разгрузочные задания;
-мозговой штурм;
– опора на похвалу;
-задание на ассоциацию;
– работа по образцу;
– опорные сигналы;
– выбор и смена задания;
– составление кроссвордов;
-проблемная ситуация;
-опорные слова;
– деловые игры;
– «втягивание», «отстранение»
Технологии, используемые при обучении финансовой грамотности:
- Модульная технология обучения;
- Игровые технологии;
- Кейс-технология;
- Технология творческой мастерской.
Игра – это то, что сопровождает человека с детства, это первая форма освоения социальных ролей взрослого человека. Игра обладает большим педагогическим потенциалом, т.к. позволяет моделировать ситуацию, совершать в игровой ситуации ошибки, учиться на них и уже в реальной жизни не совершать их. Конечно, системно- деятельностный подход наиболее эффективно воплощается именно в учебных играх.
Рассмотрим более подробно игровые технологии, используемые при обучении финансовой грамотности в начальной школе
Игра – это то, что сопровождает человека с детства, это первая форма освоения социальных ролей взрослого человека. Игра обладает большим педагогическим потенциалом, т.к. позволяет моделировать ситуацию, совершать в игровой ситуации ошибки, учиться на них и уже в реальной жизни не совершать их. Конечно, системно- деятельностный подход наиболее эффективно воплощается именно в учебных играх.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную
группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и
ситуаций. Используя тот или иной тип игры, всю учебную деятельность подчиняю правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Модель формирования и развития финансовой грамотности младших школьников позволяет использовать различные формы игровой технологии в урочной и внеурочной деятельности:
– сюжетно – ролевые игры
– игровые сценки
– «жизненно-имитационная» ситуация
При этом они имеют некоторые ограничения как в использовании, так и в организации:
необходимы большие трудовые затраты педагога (нередко необходимо привлекать несколько педагогов, игротехников);
необходимы большие затраты времени педагога на подготовку (раздаточный материал, разработка специальных программ, организация пространства и др.);
для организации учебной игры сам педагог должен обладать профессиональными компетенциями высокого уровня, обеспечивающими качественное проведение игры;
зачастую обычные организационно технические условия не подходят для проведения игры (например, класс с партами), необходимы дополнительные ресурсы.
Необходимо отметить, что учебная игра в определенных ситуациях действительно может дать такой образовательный эффект, который не обеспечит ни одна другая образовательная технология.
Игры делятся:
По характеру педагогической деятельности и ее целям:
обучающие (оформление договора вклада);
тренинговые (выбор страховой компании);
обобщающие (разработка долгосрочного финансового плана);
контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса);
По игровой технологии:
настольные;
интеллектуальные;
деловые;
имитационно ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в меняющихся условиях).
В рамках Проекта Минфина России разработано большое количество учебных игр, которые технологически выстроены и прекрасно описаны методически.
Примеры некоторых из них:
«Кто найдет больше слов»
Цель: закрепить основные экономические понятия.
Командная игра.
Форма: работа в группе.
Содержание: дети должны наполнить понятия «собственность», «потребности»
словами: нос, сон, бес, небо, тост, сено, пот, рот, бот, рост, тон, топ и т.д.)
«Копилка»
Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.
Игровой прием
Форма: индивидуальная работа
Содержание: в ходе внеурочного занятия за выполнение заданий дается фишка- тугрик
(имитационные деньги). В конце занятия предлагается потратить заработанные
тугрики, а потом вписать в таблицу «Доход и расход»
«Цепочка профессий»
Цель: развитие интереса к профессиям, добросовестного отношения к труду
Форма: работа в паре, группе.
Содержание: детям предлагается составить «цепочку» профессий: написать название известной профессии, затем -следующей, в чем-то схожей с предыдущей. Первую профессию можно выбрать голосованием или предложить школьникам. Итог игры оценивается, принимая во внимание оригинальность, остроумие команд, редкость названных профессий.
Например, может получиться такая цепочка: металлург – повар – мясник – слесарь
(тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист- водитель автобуса – учитель – сатирик
(тоже выступает перед аудиторией) – артист – гример.
«Собери монетку»
Цель: закрепление базовых понятий: денежные единицы разных стран мира
Форма: работа в паре, группе.
Содержание: команда собирает денежную единицу. (Каждый правильный ответ приносит команде 1 тугрик).
Стратегия учителя, создающего насыщенную учебно-познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным миром финансовой грамотности.