Шадрина Екатерина Андреевна.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №6
Проблема популяризации изучения семейной истории среди молодежи.
В современном мире изучение своей родословной является скорее чем-то необычным, милым хобби, нежели чем-то естественным и повседневным. А ведь забывая о своих предках, мы не только теряем часть своей истории, но и утрачиваем свою самобытность, причастность к роду и уважение к корням.
И для меня, как для историка, проблема формирования исторической памяти среди молодежи является актуальной.
Если раньше, в Советской России изучению истории уделяли достаточно внимания, то для многих современных детей история становится одним из школьных предметов, который содержит много дат, а «вредные» учителя заставляют эти даты учить. Современные дети подчас не видят преемственности эпох, для них есть только «сейчас».
Вот и встал для меня вопрос, – как показать современной молодежи, что история направлена в будущее, что она закладывает и формирует социально-значимые качества патриотизма и ответственности за свой выбор, что история, говоря о прошлом, «закладывает» фундамент будущего, и нельзя постичь историю народа, не познав истории семьи. Именно поэтому я и обратилась к теме семейных корней.
На протяжении нескольких лет в своей педагогической практике я ввела такую традицию, – организовывать в школе выставку, приуроченную к Дню семейных корней (23 декабря). В этой выставке принимают участие все желающие ученики. Для участия в выставке необходимо вместе со всей своей семьей нарисовать семейный герб.
Некоторые ученики задают вопрос «А что мне за это будет?», но большинство детей с таким вдохновением подходят к работе над семейным гербом, что на свет рождаются настоящие шедевры. Многие из детей так увлекаются вопросом создания семейного герба, что не только рисуют его, но и создают описание, где объясняют, почему в их семейном гербе использованы именно такие цветовые решения и именно такие символы.
Я не стремлюсь в этом творческом задании ограничить детей знаниями геральдических основ. И пусть семейные гербы очень далеки от геральдической науки, зато в них поселяется «душа» семьи.
Некоторые дети после выполнения такого творческого задания рассказывают, что заинтересовались своими корнями, они идут к родителям, бабушкам и дедушкам, просят их рассказать о своих дальних родственниках. И как хорошо, когда где-то на дальней полке находится старенький, возможно потрепанный, фотоальбом, со страниц которого на нас глядят детские глазки наших мам и пап, а бабушки и дедушки еще без морщинок…
А еще с фото глядят незнакомые нам старички и старушки с мудрыми глазами. Но стоит приглядеться к их лицам повнимательнее, – и мы начинаем узнавать свои семейные черты лица. Это на нас глядят наши прабабушки и прадедушки. Немного таких старых фотографий в семейном альбоме, – фотография в первой половине ХХ века для многих была проявлением роскоши, дай бог за всю жизнь десяток фотографий наберется и том спасибо.
В моей семье именно я являюсь основоположником изучения семейного древа. Еще в бытность студенткой я сидела в Салдинском и Тагильском архивах в поисках информации о своих предках. Нашла, немного, но нашла. До 6 колена выстроила свою генеалогию, – больше архивные хранилища Салды и Тагила не позволили.
Мой сын до 8 лет не проявлял интереса к истории семьи. Но в прошлом учебном году он сам решил принять участие в школьной выставке семейных гербов и попросил меня помочь ему. Целую неделю он выдвигал идеи, что должно быть на нашем семейном гербе, и объяснял мне, почему надо изобразить именно это. Как итог, у нас «родился» вот такой герб.
Герб нашей семьи Шадриных представляет собой голубой французский щит как символ истории Отечества и являющийся основным в геральдике современной России. Голубой цвет щита символизирует бережное отношение нашей семьи к природе.
В левой части щита изображен соболек, несущий в лапах ветку липы и поднимающийся по лестнице. Соболь является историческим символом рода Демидовых, которые основали наш город в 1778 году и, по некоторым данным, привезли сюда, в Верхнюю Салду наших предков в качестве приписных крестьян с Поволжья. Липа в лапах соболя указывает на имя города (топоним от мансийского слова «салт» или «салта», переводимого как «липа»). Лестница, по которой поднимается соболь, символизирует путь к процветанию и благополучию нашего рода.
В верхней правой части герба на вершине лестницы сидит сова. Она символизирует мудрость и рассудительность, которой, по словам сына, обладаем мы с мужем.
В нижней правой части герба изображена вода, которая символизирует реку Салду, давшую название нашему городу. На воде изображен лебедь – олицетворение благодушия и крепких семейных уз.
Нарисовав свой герб, мой сын задал вопрос: «Мам, а кто у тебя были бабушка и дедушка? (авт. – сын их не застал)». Я же ответила, что могу не только рассказать, но и показать. Фотографий немного. Но они есть. Мы с ним сидели и рассматривали фотографии бабушек и дедушек, я рассказывала интересные факты из их жизни. В нашем семейном альбоме хранятся фотографии 2 прабабушек и 2 прадедушек, а также есть фото прапрабабушки и прапрадеда.
Сын очень был удивлен и поражен. Мы с ним нашли семейные черты в наших лицах. А еще он предложил сделать к каждой фотографии подпись с ФИО и годами жизни, что и было воплощено.
Таким образом, для себя, как историка, я вижу необходимость продолжать развивать любовь учеников к истории своей семьи. А открыв для себя семейную историю, дети откроют и историю государства.