Непосредственная образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений
Конспект организованной образовательной деятельности
«Как мы помогали жителям планеты Математики»
для детей с задержкой психического развития 1 – 2 год обучения
МБДОУ д/с №134 «Морячок»
Учитель-дефектолог: Кулакова Е.В.
Брянск 2025 г.
Образовательные области: “познавательное развитие”, “социально-коммуникативное развитие”, “речевое развитие”, “физическое развитие”.
Цель: развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР посредством игры – путешествия.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– упражнять в счёте в пределах 4 (7- усложнение) в прямом и обратном порядке;
– закрепить понятия: «предыдущее число», «последующее число», «соседи» названного числа;
– закреплять умение соотносить количество предметов на карточке с цифрой;
– закрепить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов);
– совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, различать правую, левую сторону, середину листа;
– закрепить знания о временах года, частях суток;
– развивать умение конструировать из частей целое;
– совершенствовать умение сравнивать два предмета по высоте, отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте).
Коррекционно – развивающие
– развивать психические процессы : произвольное внимание, произвольную памяти, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), речь;
– развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать усидчивость, организованность в работе, аккуратности, умения внимательно слушать инструкции, взаимодействовать с педагогом и друг с другом.
Виды детской деятельности: познавательно – образовательная деятельность, игровая, коммуникативная.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мяч, демонстрационный материал – звезда с посланием, карточки с точками, цифры на спинках стула, наглядный раздаточный материал (красные, синие и черные ракеты разные по высоте на тарелочках), разрезные треугольники, пособие «Окошечки» и цифры, геометрические фигуры на тарелочках, листы бумаги, палочки Кюизенера.
Ход занятия
Педагог: – Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!
Минутка дружеского общения. Круг радости:
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружат все друзья вокруг.
- Введение игрового момента:
Сюрпризный момент.
Педагог:
– Ой, а это что такое? (Смотрит на стол удивленно, берет оттуда звезду. Ждет ответы детей)
– Да это же звезда, а на ней послание.
– Давайте его послушаем. (Читает послание)
(Слайд 2 – Нолик)
«Здравствуйте ребята, я инопланетянин Нолик и живу на планете Математики.
Жители моей планеты любят считать, играть с геометрическими фигурами, ходить друг к другу в гости.
Но у нас случилась беда. Однажды мы отправились в путешествие, но поднялась звездная буря, наши ракеты сломались и теперь не можем вернуться домой – на свою планету Математики. Мы просим вас помочь нам! А чтобы вы смогли найти нас, передаем вам карту звездного неба».
(Слайд 3 – Карта звездного неба)
Проблемная ситуация.
Педагог:
– Ребята, поможем жителям планеты математики? (- Да)
– На каком транспорте мы можем добраться до этих планет? (- На ракете)
(Слайд 3 – Карта и щелчок – вылет ракеты)
– Лететь придется от планеты к планете. Но, перелететь с одной на другую можно будет, если мы правильно выполним задание. Поэтому будьте внимательны, что бы помочь Нолику и его друзьям, мы должны выполнить все задания.
– А кто управляет ракетой? (- Космонавты)
– Давайте и мы сегодня с вами будем космонавтами и отправимся на ракете в путешествие.
(Слайд 4 – Ракета стоит)
- Основная часть. Путешествие к Нолику и его друзьям.
Педагог:
– Командиром корабля буду я, а вы – члены экипажа. Вам нужно занять свои космические кресла. Каждый должен сесть на то место, где стоит цифра соответствующая количеству точек на вашей эмблеме.
(Каждому ребенку раздают эмблемы с определенным количеством точек)
– Будьте внимательны, считайте и занимайте свои места.
(Дети садятся за столы).
– Ну вот, все заняли свои места. А теперь правильно сели, ноги вместе, спину выпрямили.
– Что – то наша ракета никак не может взлететь!
– Для этого нужно посчитать.
– Давайте посчитаем: от 7…1 (усложнение) от 4…1.
– Молодцы, правильно посчитали.
(Слайд 5 – Ракета летит)
– Вот и взлетела наша ракета! Мы полетели!
(Звук ракеты выключить на слайде)
- Педагог:
– А пока мы летим, чтобы не было скучно, поиграем.
«Умственная разминка» (с мячом):
– Сколько у нас ладошек? (2)
– Сколько пальчиков на 1 руке? (5)
– Сколько лап у кошки? (4)
– Какое сейчас время года? А месяц? (усложнение)
– Какое время года наступит после зимы?
– Какое время года было перед зимой?
– Какая сейчас часть суток? (день)
– Когда идут в детский сад? (утром)
– Если стол выше стула, то стул…?
– Если слон больше мышки, то мышка …?
(Слайд 6 – Ракета перелетает на первую планету по щелчку)
– Ребята вот мы и долетели планеты, которой у нее номер? (- 1)
– Что же здесь за задание нас ждет?
(Слайд 7 – задание «Окошечки»)
- Игра «Окошечки»
Педагог: – Игра называется «Окошечки», вам нужно верно расставить цифры туда, где они пропущены.
(Проверка и опрос детей индивидуально по результатам выполнения задания)
(Слайд 8 – Смайлик – по щелчку включить аплодисменты)
– Молодцы вы отлично выполнили задание, и теперь мы можем перелететь на другую планету.
(Слайд 9 – Карта с ракетой перелет на вторую планету по щелчку)
Педагог: – Летим дальше. Какой номер у этой планеты? (- 2)
(Слайд 10 – Осколки)
- Дидактическая игра: «Собери фигуру (треугольник)» (с усложнением)
Педагог: – Ребята, ураган не только повредил ракеты Нолика и его друзей, но и разбил все звезды. Поэтому они рассыпались на мелкие осколки. Эти осколки лежат у вас на столах.
– Давайте попробуем исправить это и собрать из этих осколков новые звезды, похожие на геометрические фигуры.
(На столах некоторых детей лежат готовые треугольники желтого цвета – зрительная опора)
– Молодцы, ребята. Что у вас получилось? (-Треугольник)
(Слайд 11- Треугольник)
– А почему вы решили, что эта фигура называется треугольник? (- Это треугольник, потому что у нее три угла и три стороны)
(Слайд 12 – Смайлик – по щелчку включить аплодисменты)
– Молодцы вы отлично выполнили задание. Сложите осколки на тарелочки.
– Очень сложные задания мы выполнили, и пора нам немного отдохнуть.
- Физминутка.
(Исходное положение: стоя врассыпную)
Раз, два – стоит ракета.
(поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)
Три, четыре – самолёт.
(руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)
Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счёт: (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре – (хлопаем в ладоши)
Руки выше, плечи шире, (руки вверх-вниз)
Раз, два, три, четыре – (хлопаем в ладоши)
И на месте походили. (шагаем на месте)
Как пружинки все присели
И на место разом сели.
(Слайд 13 – Карта с ракетой перелет на третью планету по щелчку)
– Летим на следующую планету. Какой у нее номер? (- 3)
– Какое же задание нас ждет?
(Слайд 14 – Карта с геометрическими фигурами)
- Дидактическая игра «Карта геометрических фигур» (с упрощением)
Педагог: – Ребята, а здесь для нас есть схема!
– Что изображено на ней? (- Геометрические фигуры)
– Внимательно рассмотрите, как расположены фигуры на схеме. Запомните.
(Слайд 15 – Звездное небо)
(Схема с фигурами исчезает)
– Выложите фигуры у себя на листах, точно так же, как они были расположены на схеме.
(Дети выкладывают геометрические фигуры на листах)
(У одного ребенка основа для игры и три геометрических фигуры, а также образец с 3-мя фигурами вверху, внизу и в середине. Он выкладывает со зрительной опорой)
(Слайд 16 – Карта с геометрическими фигурами карта)
(На экране появляется изображение фигур)
– Давай те проверим, правильно вы расположили фигуры?
– Женя, где у тебя находится треугольник? (в правом верхнем углу) и т.д.
– Молодцы вы отлично выполнили и это задание. Сложите свои фигуры на тарелки.
(Слайд 17 – Смайлик – по щелчку включить аплодисменты)
(Слайд 18 – Карта с ракетой перелет на четвертую планету с Ноликом по щелчку)
– И теперь мы можем перелететь на последнюю планету. Под каким она номером?
– Ребята, а кто нас здесь встречает? (- Нолик)
(Слайд 19 – Инопланетяне)
– Видите, как они рады нам. Это Нолик и его друзья – они инопланетяне, жители другой планеты, и совсем не похожи на нас, но очень добрые и веселые.
– А что мы должны им помочь сделать? (- Починить ракеты)
– Правильно, ребята, починить ракеты, чтобы они вернулись на свою планету.
(Слайд 20 – Ракеты)
- Игра «Помоги Нолику и его друзьям» (с использованием палочек Кюизенера)
(У детей на столах по 3 ракеты разной высоты и набор палочек Кюизенера на тарелках)
Педагог:
– Давайте, мы сначала осмотрим ракеты.
– Сколько у Вас ракет? (- 3)
– Они одинаковые? (- Нет. Разные)
– Чем отличаются? (- Цветом, высотой)
– Как нам это проверить, что они разные по высоте? (- Поставить рядом на ровную поверхность)
– Возьмем сначала красную и серую ракету и сравним их, поставив рядом.
– Что мы видим. Эти ракеты разные по высоте? (- Нет)
– А какие? (- Одинаковые по высоте)
– Хорошо. Все верно!
– А теперь возьмем красную и синюю ракету и сравним их тоже, поставив рядом.
– Эти ракеты одинаковые по высоте? (- Нет)
– Что вы можете сказать про красную? (- Она высокая)
– А про синюю? (- Она низкая)
– Какая ракета выше? (- Красная ракета выше, чем синяя)
– А какая ниже? (- Синяя ракета ниже, чем красная)
– Ребята, эти ракеты разной высоты и теперь, чтобы нам, космонавтам, отремонтировать их – нужны лесенки.
(Слайд 21 – Ракеты и лесенки)
Педагог: Посмотрите, как я подобрала лесенки для ракет. Правильно я сделала?
(- Нет).
– А как нужно было подобрать лесенки?
– Как вы думаете, какая лесенка нужна для красной ракеты? (- Высокая)
– Почему? (- Потому что красная ракета высокая)
– А какую лесенку мы построим для синей ракета? (- Низкую)
– Почему? (- Потому что синяя ракета низкая)
Педагог: – Правильно, ребята. Для высокой ракеты мы строим высокую лесенку, а для низкой ракеты – низкую лесенку?
– Исправьте мою ошибку. Постройте для своих ракет лесенки, которые им подходят.
(Выполняют)
– Молодцы, все ракеты вы починили.
(Слайд 22 – Иннопланетяне прощаются)
– Инопланетяне благодарят вас. Видите, они даже танцуют от радости. А теперь Нолик и жители планеты Математики прощаются с вами и улетают домой.
(Слайд 23- Ракета стоит)
- Педагог:
– Ребята, а наше путешествие тоже заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад.
– И, чтобы мы с вами смогли улететь, нам нужно запустить ракету – для этого нужно отгадать волшебный код.
Игра «Отгадай код»
– Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз я ударю и назвать цифру. (Педагог ударяет молоточком, при этом дети называют цифру и по очереди выставляют цифры на столе: 3 2 1 4.
– Молодцы!
(Слайд 24 – Код)
– Говорим наш волшебный код и отправляемся в космос – 3 2 1 4!
Пуск! Полетели!
(Слайд 25 – Ракета летит, звук ракеты включить на слайде)
(Слайд 26 – Детский сад)
VII. Подведение итогов.
– Мы приземлились!
– Дети, вам понравилось наше путешествие?
– Как вы думаете, вы справились со всеми заданиями? (- Да)
– Что больше всего понравилось? (…)
– Нам всем очень понравилось, как вы сегодня занимались!
– Вы были сегодня молодцы! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.
Жители планеты математики передали для вас сладкие угощения.
Спасибо!
До свидания!
(Звучит музыка)