Кулакова Екатерина Валерьевна
учитель - дефектолог
МБДОУ детский сад комбинированного вида №134 «Морячок» г. Брянска
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191798
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Все начинается с логопеда (дефектолога, педагога)», в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект организованной образовательной деятельности «Как мы помогали жителям планеты Математики»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191798


 

Непосредственная образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений

Конспект организованной образовательной деятельности

 «Как мы помогали жителям планеты Математики»

 

для детей с задержкой психического развития 1 – 2 год обучения

МБДОУ д/с №134 «Морячок» 

Учитель-дефектолог: Кулакова Е.В. 

Брянск 2025 г.

Образовательные области: “познавательное развитие”, “социально-коммуникативное развитие”, “речевое развитие”, “физическое развитие”.

Цель: развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР посредством игры – путешествия.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

– упражнять в счёте в пределах 4 (7- усложнение) в прямом и обратном порядке;

закрепить понятия: «предыдущее число», «последующее число», «соседи» названного числа;

– закреплять умение соотносить количество предметов на карточке с цифрой; 

– закрепить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов);

– совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, различать правую, левую сторону, середину листа;

– закрепить знания о временах года, частях суток;

– развивать умение конструировать из частей целое;

совершенствовать умение сравнивать два предмета по высоте, отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте).

Коррекционно – развивающие

– развивать психические процессы : произвольное внимание, произвольную памяти, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), речь; 

– развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентировку.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать усидчивость, организованность в работе, аккуратности, умения внимательно слушать инструкции, взаимодействовать с педагогом и друг с другом. 

Виды детской деятельности: познавательно – образовательная деятельность, игровая, коммуникативная. 

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мяч, демонстрационный материал – звезда с посланием, карточки с точками, цифры на спинках стула, наглядный раздаточный материал (красные, синие и черные ракеты разные по высоте на тарелочках), разрезные треугольники, пособие «Окошечки» и цифры, геометрические фигуры на тарелочках, листы бумаги, палочки Кюизенера.

Ход занятия

Педагог:  – Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Минутка дружеского общения. Круг радости:

Дружно за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся. 

Ты мой друг и я твой друг. 

Дружат все друзья вокруг.

  1. Введение игрового момента: 

Сюрпризный момент.

Педагог:

– Ой, а это что такое? (Смотрит на стол удивленно, берет оттуда звезду. Ждет ответы детей)

– Да это же звезда, а на ней послание. 

– Давайте его послушаем. (Читает послание)

 

(Слайд 2 – Нолик)

  «Здравствуйте ребята, я инопланетянин Нолик и живу на планете Математики. 

Жители моей планеты любят считать, играть с геометрическими фигурами, ходить друг к другу в гости. 

Но у нас случилась беда. Однажды мы отправились в путешествие, но поднялась звездная буря, наши ракеты сломались и теперь не можем вернуться домой – на свою планету Математики. Мы просим вас помочь нам! А чтобы вы смогли найти нас, передаем вам карту звездного неба». 

(Слайд 3 – Карта звездного неба)

 

Проблемная ситуация.

Педагог: 

– Ребята, поможем жителям планеты математики? (- Да)

– На каком транспорте мы можем добраться до этих планет? (- На ракете)

(Слайд 3 – Карта и щелчок – вылет ракеты)

Лететь придется от планеты к планете. Но, перелететь с одной на другую можно будет, если мы правильно выполним задание. Поэтому будьте внимательны, что бы помочь Нолику и его друзьям, мы должны выполнить все задания.

 

– А кто управляет ракетой? (- Космонавты)

– Давайте и мы сегодня с вами будем космонавтами и отправимся на ракете в путешествие. 

(Слайд 4 – Ракета стоит)

  1. Основная часть. Путешествие к Нолику и его друзьям.

Педагог: 

Командиром корабля буду я, а вы – члены экипажа. Вам нужно занять свои космические кресла. Каждый должен сесть на то место, где стоит цифра соответствующая количеству точек на вашей эмблеме. 

(Каждому ребенку раздают эмблемы с определенным количеством точек)

– Будьте внимательны, считайте и занимайте свои места. 

(Дети садятся за столы).

Ну вот, все заняли свои места. А теперь правильно сели, ноги вместе, спину выпрямили.

– Что – то наша ракета никак не может взлететь!

– Для этого нужно посчитать.

– Давайте посчитаем: от 7…1 (усложнение) от 4…1.

– Молодцы, правильно посчитали.

(Слайд 5 – Ракета летит)

– Вот и взлетела наша ракета! Мы полетели!

(Звук ракеты выключить на слайде)  

  1. Педагог:

А пока мы летим, чтобы не было скучно, поиграем. 

«Умственная разминка» (с мячом):

– Сколько у нас ладошек? (2)

– Сколько пальчиков на 1 руке? (5)

– Сколько лап у кошки? (4)

– Какое сейчас время года? А месяц? (усложнение)

– Какое время года наступит после зимы?

– Какое время года было перед зимой?

– Какая сейчас часть суток? (день)

– Когда идут в детский сад? (утром)

– Если стол выше стула, то стул…?

– Если слон больше мышки, то мышка …?

(Слайд 6 – Ракета перелетает на первую планету по щелчку)

– Ребята вот мы и долетели планеты, которой у нее номер? (- 1)

– Что же здесь за задание нас ждет? 

(Слайд 7 – задание «Окошечки»)

  1. Игра «Окошечки» 

Педагог: – Игра называется «Окошечки», вам нужно верно расставить цифры туда, где они пропущены.

(Проверка и опрос детей индивидуально по результатам выполнения задания)

(Слайд 8 – Смайлик – по щелчку включить аплодисменты)

– Молодцы вы отлично выполнили задание, и теперь мы можем перелететь на другую планету. 

(Слайд 9 – Карта с ракетой перелет на вторую планету по щелчку)

Педагог: – Летим дальше. Какой номер у этой планеты? (- 2)

 

(Слайд 10 –  Осколки)

  1. Дидактическая игра: «Собери фигуру (треугольник)» (с усложнением)

Педагог: – Ребята, ураган не только повредил ракеты Нолика и его друзей, но и разбил все звезды. Поэтому они рассыпались на мелкие осколки. Эти осколки лежат у вас на столах.

– Давайте попробуем исправить это и собрать из этих осколков новые звезды, похожие на геометрические фигуры.

 (На столах некоторых детей лежат готовые треугольники желтого цвета – зрительная опора)

– Молодцы, ребята. Что у вас получилось? (-Треугольник)

 

(Слайд 11- Треугольник)

– А почему вы решили, что эта фигура называется треугольник? (- Это треугольник, потому что у нее три угла и три стороны)

(Слайд 12 – Смайлик – по щелчку включить аплодисменты)

– Молодцы вы отлично выполнили задание. Сложите осколки на тарелочки.

– Очень сложные задания мы выполнили, и пора нам немного отдохнуть.

  1. Физминутка.

 (Исходное положение: стоя врассыпную)

 Раз, два – стоит ракета.

 (поднять руки через стороны вверх, ладони соединить над головой)

 Три, четыре – самолёт.

 (руки в стороны, слегка покачать прямыми руками)

 Раз, два – хлопок в ладоши.  (хлопаем в ладоши)

 А потом на каждый счёт:       (шагаем на месте)

 Раз, два, три, четыре –            (хлопаем в ладоши)

 Руки выше, плечи шире,        (руки вверх-вниз)

 Раз, два, три, четыре –            (хлопаем в ладоши)

 И на месте походили.             (шагаем на месте)

 Как пружинки все присели

 И на место разом сели.

(Слайд 13 – Карта с ракетой перелет на третью планету по щелчку)

– Летим на следующую планету. Какой у нее номер? (- 3) 

Какое же задание нас ждет?

 

(Слайд 14 –  Карта с геометрическими фигурами)

  1. Дидактическая игра «Карта геометрических фигур» (с упрощением)

Педагог: – Ребята, а здесь для нас есть схема!

– Что изображено на ней? (- Геометрические фигуры)

– Внимательно рассмотрите, как расположены фигуры на схеме. Запомните. 

(Слайд 15 – Звездное небо)

(Схема с фигурами исчезает) 

– Выложите фигуры у себя на листах, точно так же, как они были расположены на схеме. 

(Дети выкладывают геометрические фигуры на листах)

(У одного ребенка основа для игры и три геометрических фигуры, а также образец с 3-мя фигурами вверху, внизу и в середине. Он выкладывает со зрительной опорой) 

(Слайд 16 –  Карта с геометрическими фигурами карта)

(На экране появляется изображение фигур)

– Давай те проверим, правильно вы расположили фигуры? 

– Женя, где у тебя находится треугольник? (в правом верхнем углу) и т.д. 

– Молодцы вы отлично выполнили и это задание. Сложите свои фигуры на тарелки.

(Слайд 17 – Смайлик – по щелчку включить аплодисменты)

 (Слайд 18 – Карта с ракетой перелет на четвертую планету с Ноликом по щелчку)

– И теперь мы можем перелететь на последнюю планету. Под каким она номером?

Ребята, а кто нас здесь встречает? (- Нолик)

 

 (Слайд 19 – Инопланетяне)

– Видите, как они рады нам. Это Нолик и его друзья – они инопланетяне, жители другой планеты, и совсем не похожи на нас, но очень добрые и веселые. 

– А что мы должны им помочь сделать? (- Починить ракеты)

– Правильно, ребята, починить ракеты, чтобы они вернулись на свою планету.

(Слайд 20 – Ракеты)

  1. Игра «Помоги Нолику и его друзьям» (с использованием палочек Кюизенера)

(У детей на столах по 3 ракеты разной высоты и набор палочек Кюизенера на тарелках)

Педагог

– Давайте, мы сначала осмотрим ракеты. 

– Сколько у Вас ракет? (- 3)

– Они одинаковые? (- Нет. Разные)

– Чем отличаются? (- Цветом, высотой)

– Как нам это проверить, что они разные по высоте? (- Поставить рядом на ровную поверхность)

– Возьмем сначала красную и серую ракету и сравним их, поставив рядом.

– Что мы видим. Эти ракеты разные по высоте? (- Нет)

– А какие? (- Одинаковые по высоте)

Хорошо. Все верно!

– А теперь возьмем красную и синюю ракету и сравним их тоже, поставив рядом.

– Эти ракеты одинаковые по высоте? (- Нет)

Что вы можете сказать про красную? (- Она высокая)

– А про синюю? (- Она низкая)

– Какая ракета выше? (- Красная ракета выше, чем синяя)

– А какая ниже? (- Синяя ракета ниже, чем красная)

– Ребята, эти ракеты разной высоты и теперь, чтобы нам, космонавтам, отремонтировать их – нужны лесенки.

(Слайд 21 – Ракеты и лесенки)

Педагог: Посмотрите, как я подобрала лесенки для ракет. Правильно я сделала? 

(- Нет).

– А как нужно было подобрать лесенки?

– Как вы думаете, какая лесенка нужна для красной ракеты? (- Высокая)

– Почему? (- Потому что красная ракета высокая)

– А какую лесенку мы построим для синей ракета? (- Низкую)

– Почему? (- Потому что синяя ракета низкая)

Педагог: – Правильно, ребята. Для высокой ракеты мы строим высокую лесенку, а для низкой ракеты – низкую лесенку?

Исправьте мою ошибку. Постройте для своих ракет лесенки, которые им подходят.

(Выполняют) 

– Молодцы, все ракеты вы починили. 

(Слайд 22 – Иннопланетяне прощаются)

– Инопланетяне  благодарят вас. Видите, они даже танцуют от радости.  А теперь Нолик и жители планеты Математики прощаются с вами и улетают домой.

 

(Слайд 23- Ракета стоит)

 

  1. Педагог:

– Ребята, а наше путешествие тоже заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад. 

– И, чтобы мы с вами смогли улететь, нам нужно запустить ракету – для этого нужно отгадать волшебный код.

Игра «Отгадай код»

– Я возьму молоточек, а вам надо сосчитать, сколько раз я ударю и назвать цифру. (Педагог ударяет молоточком, при этом дети называют цифру и по очереди выставляют цифры на столе: 3  2  1  4.

– Молодцы!

(Слайд 24 – Код)

– Говорим наш волшебный код и отправляемся в космос – 3  2  1  4!

Пуск! Полетели!

(Слайд 25 – Ракета летит, звук ракеты включить на слайде)

(Слайд 26 – Детский сад)

VII. Подведение итогов.

– Мы приземлились! 

– Дети, вам понравилось наше путешествие?

– Как вы думаете, вы справились со всеми заданиями? (- Да) 

– Что больше всего понравилось? (…)

– Нам всем очень понравилось, как вы сегодня занимались! 

– Вы были сегодня молодцы! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.   

Жители планеты математики передали для вас сладкие угощения. 

Спасибо!  

До свидания! 

(Звучит музыка)

Конспект организованной образовательной деятельности «Как мы помогали жителям планеты Математики»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram