Никитина Маргарита Евгеньевна
учитель-логопед
ГБДОУ № 5 Пушкинского района города Санкт-Петербурга
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191815
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Мастер-класс – традиции и инновации», в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191815


Артикуляционная гимнастика

 

Артикуляционная гимнастика — ключевой инструмент в коррекции речевых нарушений. Однако её эффективность зависит от умения педагога сочетать традиционные методы с оригинальными идеями, творческим подходом и современными технологиями. 

Интеграция сюжетов и визуализации повышает мотивацию детей, превращая артикуляционную гимнастику в мини-спектакль. Вот как это можно реализовать:

Театр «Живого языка»

Создайте кукольный театр, где главный герой — «Язычок-Путешественник».

Ребёнок управляет куклой-перчаткой с изображением языка, повторяя упражнения («Грибок» — «Язычок прячется под шляпкой», «Чашечка» — «Язычок набирает воду для цветка»).

Для упражнения «Часики» предложите ребёнку стать «часовым мастером»: двигать языком вправо-влево, имитируя маятник, и рисовать циферблат с отметками, куда «должен попасть» язык.

Арт-терапия в логопедии:

«Карта артикуляционных приключений»: после выполнения упражнений ребёнок рисует или лепит из пластилина «маршрут» языка (например, извилистую дорожку для звука [С] или «волны» для вибрации [Р]).

Песочная анимация: Используйте световой стол с песком — ребёнок рисует движения языка пальцами, сопровождая их комментариями («Вот мой язык поднялся на горку — звук [Л]!»).

Драматизация с эмоциональным акцентом

Разыгрывайте мини-сценки: например, «Спасение звука [Ш] от Змея-Шептуна», где для победы нужно правильно выполнить «Чашечку» и длительный выдох.

Добавьте ролевые игры: ребёнок становится «тренером» для игрушки, объясняя ей, как делать «Блинчик» или «Иголочку».

Комиксы и сторителлинг

Создайте с ребёнком серию комиксов, где герои преодолевают препятствия с помощью артикуляционных упражнений. Например:

«Как Киска выучила звук [Ф]» (упражнение «Заборчик» + дутьё на воображаемые свечи).

Почему это работает?

Театрализация и рисование:

Активизируют образное мышление, помогая запомнить правильную артикуляцию;

Снижают тревожность через игровую форму;

Развивают межполушарное взаимодействие (сочетание речи, движения и визуализации).

 

Совет: Используйте готовые шаблоны для рисования (распечатайте контуры губ, зубов), чтобы дети могли «достраивать» движения языка фломастерами или стикерами.

Этот подход не только усиливает эмоциональный отклик, но и превращает артикуляционную гимнастику в многофункциональный инструмент развития речи, креативности и эмоционального интеллекта.

Личное развитие учителя-логопеда в области артикуляционной гимнастики требует постоянного поиска новых форм работы. Сочетание творчества, оригинальных упражнений и технологий превращает рутинные занятия в увлекательный процесс, где каждый ребёнок чувствует себя успешным. Как показывает практика, такой подход ускоряет коррекцию речевых нарушений и формирует у детей устойчивый интерес к самосовершенствованию. 

Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram