Данченко Людмила Ивановна
учитель русского языка и литературы
ЧОУ «Гимназия №212» г. Екатеринбург
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191840
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Открытый урок», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок-модуль по русскому языку “Причастие. Обобщение изученного” 7 класс
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191840


 

Урок-модуль по русскому языку

“Причастие. Обобщение изученного” 

7 класс

 

Данная форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся выполнять предложенные задания в своем темпе, получать своевременную помощь учителя и осуществлять контроль на каждом этапе урока.

Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:  

  • увлечённость процессом деятельности;
  • активность в течение всего урока.

На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка в рамках введения ФГОС ООО:

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации. 

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии личностно-ориентированного образования.

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия 

  • прогнозирование – предвосхищение результата работы;
  • целеполагание этапов урока;
  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала;
  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

Предполагаю, что результатом урока будет прочное закрепление полученных по теме знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.

Триединые дидактические цели:

обучающие:

  • закрепление знаний о причастии как части речи
  • закрепление умения находить причастный оборот в предложении
  • закрепление умения определять вид орфограммы в причастии

развивающие:

  • развивать логическое мышление и языковое чутье.
  • развивать навыки самоконтроля и самооценки.

воспитательные:

  • воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.         

План урока

 

№  УЭ Содержание задания Рекомендации
Входной контроль

УЭ-1

УЭ-2

Понятие о причастии как части речи.

Цель. Вспомнить понятие о причастии как части речи.

Задание. Приготовьтесь ответить на вопросы:

1. Какие части речи принято считать родственниками причастия?   _________________________________

2. У причастия, как и у глагола, есть следующие признаки: ___________________________________

  1. Что вы можете сказать о связи причастия с прилагательным? _____________________________

 4.  Каким членом предложения обычно является причастие? Чем оно еще может быть? _____________________________________________

Контроль. Под соответствующую цифру впишите ответ, сверьте свои ответы с листом контроля. За каждый правильный ответ поставьте 2 балла, за половину – 1 балл. 

Цель. Определить роль причастия в русском языке.

Задание. Впишите примеры по аналогии и сопоставьте их. Какое выражение короче?

1. Команда, которая победила – ___________________ 

2.  ______________________ –  побежденная команда.

Контроль: Сверьте с листом контроля. За каждый 

                     правильный ответ поставьте 1 балл

                     (максимально – 3 балла)  

Действительные и страдательные причастия.

Цель. Вспомнить, чем отличаются действительные и 

          страдательные причастия, уметь их находить.

Задание. Распределите причастия в соответствующие 

               графы таблицы

5-6 минут. 

Работайте индивидуально.

3-4 минуты.

Работайте

индивидуально.

6-8 минут. Работайте индивидуально, затем в парах.

действительные  страдательные Распределяя
причастия, не забывайте про орфограммы в

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

УЭ-7

УЭ-8

Пок…завшееся (солнце), оз…ренное (небо), выр…щенный (цветок), ст…лющийся (туман), предлгаемый (проект), сг…ревший (дом).

Контроль. Поменяйтесь листами в паре. Сделайте взаимопроверку. Выставьте свою оценку (карандашом). Сверьте свою работу с образцом. За каждое правильно распределенное слово – 1 балл, за каждую правильно вставленную букву – 1 балл (максимально – 12 баллов).

Суффиксы причастий.

Цель. Вспомнить, какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)  и  -ем- , -им-.

Задание.  Образуйте от данных глаголов действительные и   страдательные причастия настоящего времени, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Отрезать – ______________________

Лечить – ________________________

Видеть – ________________________

Выращивать ___________________

Контроль. Сверьте с листом контроля. За каждое правильно образованное причастие поставьте 1 балл (максимально 8 баллов). 

НЕ с причастиями.

Цель. Вспомнить о правописании НЕ с причастиями.

Задание. Измените словосочетания таким образом, чтобы НЕ с данными причастиями писалось раздельно.

Неосвещенная улица_____________________________

Нерешённый пример ____________________________

Контроль. Сверьте с образцом в листе контроля. За каждый правильно измененный пример поставьте 1 балл (максимально 6 баллов).  

Н и НН в причастиях.

Цель. Вспомнить написание Н и НН в причастиях.  

Задание. Выполните диктант по аналогии.

Крашеный – ________________________ 

Дрессированный –  __________________

Застекленный – _____________________

Плетенный из прутьев – _____________

Изучена – __________________________

Контроль. Оценивает учитель. Если вы работали со словами для справок, сверьте с листом контроля.

Причастный оборот (ПО).

Цель:вспомнить, что такое ПО;

  – вспомнить правила постановки запятой при ПО;

  – уметь находить ПО в данных предложениях или самим составлять предложения с ПО.

Задания:   

  1. Закончите определение. 

Причастный оборот – это _______________________

  1. Составьте и запишите (или найдите и впишите) предложения с ПО: 

  а) чтобы ПО стоял после определяемого слова;

  б) чтобы ПО стоял впереди определяемого слова.

Контроль. Оценивает учитель (2-й вариант по листу контроля).

Выходной контроль. Тест.

      Контроль. Оценивает учитель.

Рефлексия.

 Считаете ли Вы, что материал Вами освоен:

    • частично
  • в основном 
  • полностью?

Как бы Вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему?

корне слов.

7-8 минут.

Работайте индивидуально.

5-6 минут.

Работайте индивидуально.

По окончании работы найдите себе пару для выполнения следующего задания.

5-7 минут. Работа выполняется в парах, общий вариант записывается каждым. Если задание кажется сложным, воспользуйтесь словами для справок (возьмите у учителя) 

5-6 минут. Работайте индивидуально. Задание № 2 выполняется на выбор. Если вы выбрали 2-й вариант выполнения задания, возьмите у учителя предложения для справок.

Работайте индивидуально. Выберете задание, которое оценивается разным количеством баллов. 

2-3 минуты

 

Примечания

 

  • УЭ – учебный элемент.
  • Тесты к УЭ – 7 желательно разноуровневые (по усмотрению учителя).
  • Оценки за урок (не включая УЭ-7): 47 –  42 балла – «5»;

        41 – 35 баллов – «4»;   

      34 – 28 баллов – «3»;

      менее 28 баллов – «2».

УЭ – 5 и УЭ – 6 оцениваются так: за каждый правильный ответ – 1 балл (в УЭ – 6 за знаки препинания в предложениях с ПО – еще по одному баллу). 

Максимально за УЭ-5   –  5 (пять) баллов, за УЭ-6   –  5 (пять) баллов.

 

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

 

________________________________________________________________________

 

Входной контроль   1. Глагол и прилагательное.

  1. Время и вид.
  2. Причастие тоже обозначает признак предмета, но признак предмета по действию (отвечает на вопрос какой?)

    Причастие может изменяться по родам, числам и падежам.

  1. Определением. Сказуемым.

________________________________________________________________________

 

УЭ – 1                     1.  Команда, которая победила – победившая команда.

  1. Команда, которую победили – побежденная команда.

 

                                  Короче выражение с причастием.

 

Да, об одном и том же признаке предмета по действию можно сказать по-разному: выразить его глаголом или причастием.

* М.В. Ломоносов говорил: «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

 

________________________________________________________________________

 

УЭ – 2                                

действительные страдательные
показавшееся озаренное
стелющийся выращенный
сгоревший предлагаемый

 

________________________________________________________________________

 

УЭ – 3   Отрезать – отрезающий, отрезаемый.

   Лечить – лечащий, лечимый.

   Видеть – видящий, видимый.

  Выращивать – выращивающий, выращиваемый.

 

________________________________________________________________________

 

УЭ – 4             Неосвещенная улица – не освещенная фонарем улица; 

  не освещенная, а темная улица; улица не освещена.

                                Нерешенный пример – не решенный мной пример; не решенный, а списанный пример; пример не решен.

 

УЭ – 5 Крашеный – глаженый.

Дрессированный –  маринованный.

Застекленный – приклеенный.

Плетенный из прутьев – крашенный вчера.

Изучена – написана.

 

УЭ – 6 1. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

 

  1. а) Ребенок спал, уставший от игр и занятий.

б) Очарованный звуками музыки молодой человек сидел неподвижно.

_________________________________________________________________________

 

Слова для справок

 

УЭ – 5            Приклеенный, написана, маринованный, крашенный вчера, глаженый.

 

_________________________________________________________________________

 

Предложения для справок

 

УЭ – 6          1. Очарованный звуками музыки молодой человек сидел неподвижно.

  1. Над бушующим морем пролетала чайка.
  2. Ребенок спал уставший от игр и занятий.

 

  (Знаки препинания не расставлены)

Учащийся в процессе работы с модулем самостоятельно достигает конкретных целей. 

Программа обучения, заложенная в модуль, индивидуализирована по содержанию, методам учения, темпу работы ученика, который, таким образом, имеет возможность учиться планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Урок-модуль по русскому языку “Причастие. Обобщение изученного” 7 класс

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram