Урок-модуль по русскому языку
“Причастие. Обобщение изученного”
7 класс
Данная форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся выполнять предложенные задания в своем темпе, получать своевременную помощь учителя и осуществлять контроль на каждом этапе урока.
Показателями наличия познавательных интересов и высокой работоспособности учащихся служат:
- увлечённость процессом деятельности;
- активность в течение всего урока.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка в рамках введения ФГОС ООО:
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе в сотрудничестве с различными видами информации.
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока, при помощи стратегий и приёмов технологии личностно-ориентированного образования.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
- прогнозирование – предвосхищение результата работы;
- целеполагание этапов урока;
- осознание качества и уровня усвоения учебного материала;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
Предполагаю, что результатом урока будет прочное закрепление полученных по теме знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Триединые дидактические цели:
обучающие:
- закрепление знаний о причастии как части речи
- закрепление умения находить причастный оборот в предложении
- закрепление умения определять вид орфограммы в причастии
развивающие:
- развивать логическое мышление и языковое чутье.
- развивать навыки самоконтроля и самооценки.
воспитательные:
- воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
План урока
№ УЭ | Содержание задания | Рекомендации | |
Входной контроль
УЭ-1УЭ-2 |
Понятие о причастии как части речи.
Цель. Вспомнить понятие о причастии как части речи. Задание. Приготовьтесь ответить на вопросы: 1. Какие части речи принято считать родственниками причастия? _________________________________ 2. У причастия, как и у глагола, есть следующие признаки: ___________________________________
4. Каким членом предложения обычно является причастие? Чем оно еще может быть? _____________________________________________ Контроль. Под соответствующую цифру впишите ответ, сверьте свои ответы с листом контроля. За каждый правильный ответ поставьте 2 балла, за половину – 1 балл. Цель. Определить роль причастия в русском языке. Задание. Впишите примеры по аналогии и сопоставьте их. Какое выражение короче? 1. Команда, которая победила – ___________________ 2. ______________________ – побежденная команда. Контроль: Сверьте с листом контроля. За каждый правильный ответ поставьте 1 балл (максимально – 3 балла) Действительные и страдательные причастия. Цель. Вспомнить, чем отличаются действительные и страдательные причастия, уметь их находить. Задание. Распределите причастия в соответствующие графы таблицы |
5-6 минут.
Работайте индивидуально. 3-4 минуты. Работайте индивидуально. 6-8 минут. Работайте индивидуально, затем в парах. |
|
действительные | страдательные | Распределяя | |
причастия, не забывайте про орфограммы в | |||
УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 УЭ-7 УЭ-8 |
Пок…завшееся (солнце), оз…ренное (небо), выр…щенный (цветок), ст…лющийся (туман), предл…гаемый (проект), сг…ревший (дом).
Контроль. Поменяйтесь листами в паре. Сделайте взаимопроверку. Выставьте свою оценку (карандашом). Сверьте свою работу с образцом. За каждое правильно распределенное слово – 1 балл, за каждую правильно вставленную букву – 1 балл (максимально – 12 баллов). Суффиксы причастий. Цель. Вспомнить, какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- , -им-. Задание. Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени, мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Отрезать – ______________________ Лечить – ________________________ Видеть – ________________________ Выращивать – ___________________ Контроль. Сверьте с листом контроля. За каждое правильно образованное причастие поставьте 1 балл (максимально 8 баллов). НЕ с причастиями. Цель. Вспомнить о правописании НЕ с причастиями. Задание. Измените словосочетания таким образом, чтобы НЕ с данными причастиями писалось раздельно. Неосвещенная улица_____________________________ Нерешённый пример ____________________________ Контроль. Сверьте с образцом в листе контроля. За каждый правильно измененный пример поставьте 1 балл (максимально 6 баллов). Н и НН в причастиях. Цель. Вспомнить написание Н и НН в причастиях. Задание. Выполните диктант по аналогии. Крашеный – ________________________ Дрессированный – __________________ Застекленный – _____________________ Плетенный из прутьев – _____________ Изучена – __________________________ Контроль. Оценивает учитель. Если вы работали со словами для справок, сверьте с листом контроля. Причастный оборот (ПО). Цель: – вспомнить, что такое ПО; – вспомнить правила постановки запятой при ПО; – уметь находить ПО в данных предложениях или самим составлять предложения с ПО. Задания:
Причастный оборот – это _______________________
а) чтобы ПО стоял после определяемого слова; б) чтобы ПО стоял впереди определяемого слова. Контроль. Оценивает учитель (2-й вариант по листу контроля). Выходной контроль. Тест. Контроль. Оценивает учитель. Рефлексия. Считаете ли Вы, что материал Вами освоен:
Как бы Вы оценили результаты своей работы на уроке? Почему? |
корне слов.
7-8 минут. Работайте индивидуально. 5-6 минут. Работайте индивидуально. По окончании работы найдите себе пару для выполнения следующего задания. 5-7 минут. Работа выполняется в парах, общий вариант записывается каждым. Если задание кажется сложным, воспользуйтесь словами для справок (возьмите у учителя) 5-6 минут. Работайте индивидуально. Задание № 2 выполняется на выбор. Если вы выбрали 2-й вариант выполнения задания, возьмите у учителя предложения для справок. Работайте индивидуально. Выберете задание, которое оценивается разным количеством баллов. 2-3 минуты |
Примечания
- УЭ – учебный элемент.
- Тесты к УЭ – 7 желательно разноуровневые (по усмотрению учителя).
- Оценки за урок (не включая УЭ-7): 47 – 42 балла – «5»;
41 – 35 баллов – «4»;
34 – 28 баллов – «3»;
менее 28 баллов – «2».
УЭ – 5 и УЭ – 6 оцениваются так: за каждый правильный ответ – 1 балл (в УЭ – 6 за знаки препинания в предложениях с ПО – еще по одному баллу).
Максимально за УЭ-5 – 5 (пять) баллов, за УЭ-6 – 5 (пять) баллов.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
________________________________________________________________________
Входной контроль 1. Глагол и прилагательное.
- Время и вид.
- Причастие тоже обозначает признак предмета, но признак предмета по действию (отвечает на вопрос какой?)
Причастие может изменяться по родам, числам и падежам.
- Определением. Сказуемым.
________________________________________________________________________
УЭ – 1 1. Команда, которая победила – победившая команда.
- Команда, которую победили – побежденная команда.
Короче выражение с причастием.
Да, об одном и том же признаке предмета по действию можно сказать по-разному: выразить его глаголом или причастием.
* М.В. Ломоносов говорил: «Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
________________________________________________________________________
УЭ – 2
действительные | страдательные |
показавшееся | озаренное |
стелющийся | выращенный |
сгоревший | предлагаемый |
________________________________________________________________________
УЭ – 3 Отрезать – отрезающий, отрезаемый.
Лечить – лечащий, лечимый.
Видеть – видящий, видимый.
Выращивать – выращивающий, выращиваемый.
________________________________________________________________________
УЭ – 4 Неосвещенная улица – не освещенная фонарем улица;
не освещенная, а темная улица; улица не освещена.
Нерешенный пример – не решенный мной пример; не решенный, а списанный пример; пример не решен.
УЭ – 5 Крашеный – глаженый.
Дрессированный – маринованный.
Застекленный – приклеенный.
Плетенный из прутьев – крашенный вчера.
Изучена – написана.
УЭ – 6 1. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.
- а) Ребенок спал, уставший от игр и занятий.
б) Очарованный звуками музыки молодой человек сидел неподвижно.
_________________________________________________________________________
Слова для справок
УЭ – 5 Приклеенный, написана, маринованный, крашенный вчера, глаженый.
_________________________________________________________________________
Предложения для справок
УЭ – 6 1. Очарованный звуками музыки молодой человек сидел неподвижно.
- Над бушующим морем пролетала чайка.
- Ребенок спал уставший от игр и занятий.
(Знаки препинания не расставлены)
Учащийся в процессе работы с модулем самостоятельно достигает конкретных целей.
Программа обучения, заложенная в модуль, индивидуализирована по содержанию, методам учения, темпу работы ученика, который, таким образом, имеет возможность учиться планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.