НОДА по грамоте в подготовительной к школе группе (подгрупповое) в условиях логопункта
Звук и буква О
Цель:
Познакомить детей со звуком О и его акустико – артикуляционной характеристикой и буквой О, через тему «Осень».
Задачи:
образовательные:
-уточнить артикуляцию звука О;
– учиться давать ему характеристику;
– учиться выделять звук О из любой позиции в слове;
– закреплять умение выполнять ЗАС;
– закрепить знания по теме «Осень»;
– учиться использовать в речи правильно неизменяемое слово «Пальто»
коррекционные:
-развивать интонационную выразительность речи;
– развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
воспитательные:
– воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.
Оборудование: звук О- красный квадрат ( 15:15 см) и маленькие красные квадраты по 4 шт. на каждого ребенка (для выполнения ЗА), буква О, красные «сигналы», картинки животных и насекомых ёжа, мухи, зайца, лося с эмоциями (грусть, страх, радость, задумчивость), осенний фон к нему картинки – девочка, калоши, сапоги, туча с дождем, облако, дом, дерево, морковь, лук, схема слова (гараж) и к ней фишки (грузовики с красным кузовом), большой обруч, картинка девочка плачет, картинка колесо и картинка на что похожа буква О.
Планируемый результат: через игровые приемы и двигательную активность дети усвоят знания о звуке О и букве О, через тему «Осень», потренируются в выполнении звукового анализа, научаться использовать в речи правильно неизменяемое слово «Пальто».
Ход:
- Организационный момент
Логопед: Предлагаю немного размяться
Я назову 2 звука вместе, слитно, а вы произнесете их отдельно. Сначала первый, затем второй: АУ
Дети: отвечает один ребенок – 1 звук А, второй У;
Логопед: АИ
Дети: отвечает один ребенок – 1 звук А, второй И;
Логопед: ИУ ИА
Дети: отвечает один ребенок – 1 звук И, второй У
Логопед: УА
Дети: отвечает один ребенок – 1 звук У, второй А
Логопед: ИА
Дети: отвечает один ребенок – 1 звук И, второй А
- Основной этап
Логопед: послушайте стихотворение, подумайте, что описывает поэт
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Дети: Поэт описывает осень.
«Звук О»
Логопед: А какой первый звук в этом слове?
Дети: звук О
Логопед: Посмотрите, девочка плачет, у неё болит зуб: ОООоооо. Давайте вместе его произнесем. Что делают рот, губы? Какой звук? (Дети отвечают: рот открыт, губы округлены, голос громкий, звук протяжный?
Дети: протяжно произносят звук О
Логопед: верно, сегодня мы с ваши будем слушать, выделять и обозначать звук О.
«Гости»
Логопед:Осенью мы можем встретить животных и насекомых. Сегодня к нам из осеннего леса пришли любопытные гости (на доску выставляются ёж, муха, заяц, лось, а напротив их картинка изображающая эмоцию) и каждый со своим настроением. Давайте изобразим их эмоции с помощью одного звука О. Муха очень рада, что наконец – то выспится и отдохнет она очень радостно закричит ООО, давайте радостно произнесем как муха : ООООО.
Дети: радостно произносят: ОООО.
Логопед: ёжик грустит, ему совсем не хочется спать всю зиму, он пропустит много интересного, давайте грустно произнесем звук , как ёжик: ООООО.
Дети: грустно произносят звук: ООО.
Логопед: лось задумался, чем он будет питаться всю зиму, давайте вместе задумаемся вместе с лосем: ОООО
Дети: задумчиво произносят: ООО
Логопед: а зайчику очень страшно, ему теперь не так просто спрятаться от лисы, давайте испугано скажем: ООО
Дети: испугано произносят: ООО
Характеристика звука О
Логопед: Давайте расскажем о звуке О, он какой?
Дети: гласный, не встречает во рту преград, поется, обозначается красной фишкой.
«Сигнальщики»
Логопед: сейчас мы проверим как вы умеете его услышать. Я буду произносить разные звуки, а вы должны поднять сигнал, когда услышите звук О ( дети поворачиваются спиной к логопеду)
– и а у о э у ы у о а о о
– ба ту оп пи мо ка би ус
«Картина- осень»
Логопед: Я нарисовала для вас картину (логопед показывает осенний фон без предметов), но не успела её закончить. Помогите мне. Выложите на картину только те картинки, в названии которых слышится звук О.
Дети: выкладывают на картину девочку (дают её имя Оля), калоши, туча с дождем(дождь), облако, дом, морковь, объясняя свой выбор.
Логопед: Отлично, сейчас картина заиграла новыми красками и очень хорошо видно, что наступила осень.
«Гараж»
Логопед: а теперь давайте обозначим звук О на схеме слова (схема слова в виде гаража, звук – грузовик с красным кузовом). Перед вами гаражи в них схема слова, грузовичок везет звук О. Обозначьте место звука О в слове: калоши, дождь, облако, дом, морковь, Оля.
Дети: определяют место звука в слове и обозначают его на схеме.
Буква О
Логопед: Звук О, живет в букве О. Эта буква так кругла, покатиться бы могла (показывает картинку – колесо). На что похожа буква О.
Дети: на обруч, на колесо, на солнце и т.д.
Физ. минутка «Буква О» (дети выходят на ковер)
Логопед: Буква – бублик – это О (сделать из большого и указательного пальца колечки)
Укатилась далеко (наклоны вправо – влево)
Ослик, облако, окно ( уши показать, руки округлить над головой, сделать прямоугольник
Это всё на букву О (сделать обруч из рук)
«Обруч»
Логопед: А теперь на место сядет тот кто был самым внимательным. Вы должны пролезть через букву О (обруч), назвав при этом слово в котором она есть.
Дети: обруч, кот, дом, осень и пролезают через обруч и садятся на место.
ЗАС – АОИ
Логопед: давайте выполним звуковой анализ сочетания звуков АОИ
Дети: выкладывают и объясняют, 1 звук А – он гласный, не встречает преград, обозначаем красной фишкой, 2 звук О – он гласный, не встречает преград, обозначаем красной фишкой, 3 звук И он гласный, не встречает преград, обозначаем красной фишкой, всего три звука.
« Пальто»
Логопед: Осенью деревья меняют цвет. А вот ёлка всегда остается неизменной. В любое время года она всегда зеленая. Так и слова бывают всегда звучат одинаково и ни когда не меняются. Например, слово ПАЛЬТО, всегда заканчивается на гласный звук О. Давайте проверим, отвечайте на мои вопросы:
Что купили Оле?
Дети: пальто
Чему рада Оля?
Дети: пальто
К чему пришивают пуговицы
Дети: к пальто
О чем рассказывает Оля?
Чего нет у мамы, а есть у Оли?
Дети: пальто
Логопед: Молодцы ребята
Итог
Логопед: Вы сегодня много узнали про звук О. Вспомнили приметы осени. Что вам запомнилось больше всего? Какое задание было трудным? А какое самым интересным? Отметить работу каждого ребенка на занятии.