Устинова Ирина Сергеевна
Учитель - логопед
г. Озерск, Челябинская обл. МБДОУ ДС №43 ул. Чапаева 11а
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191857
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: НОДА по грамоте - звук О, буква О. В условиях логопункта в подготовительной к школе группе (подгрупповое)
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191857


НОДА по грамоте в подготовительной к школе группе  (подгрупповое) в условиях логопункта

Звук и буква О

Цель:

Познакомить детей  со звуком О и его акустико – артикуляционной характеристикой и буквой О, через тему «Осень».

Задачи:

образовательные:

-уточнить артикуляцию звука О;

– учиться давать ему характеристику;

– учиться выделять звук О из любой позиции в слове;

– закреплять умение выполнять ЗАС;

– закрепить знания по теме «Осень»;

– учиться использовать в речи правильно  неизменяемое слово «Пальто»

коррекционные:

-развивать интонационную выразительность речи;

– развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

воспитательные:

– воспитывать дружеские взаимоотношения, активность и самостоятельность.

Оборудование: звук О- красный квадрат ( 15:15 см) и маленькие красные квадраты по 4 шт. на каждого ребенка (для выполнения ЗА), буква О, красные «сигналы», картинки животных и насекомых ёжа, мухи, зайца, лося с эмоциями (грусть, страх, радость, задумчивость),  осенний фон к нему картинки – девочка, калоши, сапоги, туча с дождем, облако, дом, дерево, морковь, лук, схема слова (гараж) и к ней фишки (грузовики с красным кузовом), большой обруч, картинка девочка плачет, картинка колесо и картинка на что похожа буква О.

Планируемый результат: через игровые приемы и двигательную активность дети усвоят знания о  звуке О и букве О, через тему «Осень», потренируются в выполнении звукового анализа,  научаться использовать в речи правильно  неизменяемое слово «Пальто».

Ход: 

  • Организационный момент

Логопед: Предлагаю немного размяться

Я назову 2 звука вместе, слитно, а вы произнесете их отдельно. Сначала первый, затем второй: АУ

 Дети:   отвечает один ребенок – 1 звук А, второй У;   

 Логопед: АИ    

Дети:   отвечает один ребенок – 1 звук А, второй И;   

 Логопед:  ИУ     ИА 

Дети:   отвечает один ребенок – 1 звук И, второй У

Логопед:   УА       

Дети:   отвечает один ребенок – 1 звук У, второй А

Логопед:   ИА

Дети:   отвечает один ребенок – 1 звук И, второй А

  • Основной этап

Логопед:   послушайте стихотворение, подумайте, что описывает поэт 

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Дети:  Поэт описывает осень.

«Звук О»

Логопед: А какой первый звук в этом слове?

Дети: звук О

Логопед: Посмотрите, девочка плачет, у неё болит зуб: ОООоооо. Давайте вместе его произнесем. Что делают рот,  губы? Какой звук? (Дети отвечают: рот открыт, губы округлены, голос громкий, звук протяжный?

Дети:  протяжно произносят звук О

Логопед: верно, сегодня мы с ваши будем слушать, выделять и обозначать звук О.

 «Гости»

Логопед:Осенью мы можем встретить животных и насекомых. Сегодня к нам из осеннего леса пришли любопытные гости (на доску выставляются ёж, муха, заяц, лось, а напротив их картинка изображающая эмоцию) и каждый со  своим настроением. Давайте изобразим их эмоции  с помощью одного звука О. Муха очень рада, что наконец – то выспится и отдохнет  она очень радостно закричит ООО, давайте радостно произнесем как муха : ООООО.

Дети: радостно произносят: ОООО.

Логопед: ёжик  грустит, ему совсем не хочется спать всю зиму, он пропустит много интересного,  давайте грустно произнесем звук , как ёжик: ООООО.

Дети: грустно произносят звук: ООО.

Логопед: лось задумался, чем он будет питаться всю зиму, давайте вместе задумаемся вместе с лосем:  ОООО

Дети: задумчиво произносят: ООО

Логопед: а зайчику очень страшно,  ему теперь не так просто спрятаться от лисы, давайте испугано скажем: ООО

Дети: испугано произносят: ООО

Характеристика звука О

Логопед: Давайте расскажем о звуке О, он какой?

Дети: гласный, не встречает во рту преград, поется, обозначается красной фишкой.

«Сигнальщики»

Логопед: сейчас мы проверим как вы умеете его услышать. Я буду произносить разные звуки, а вы должны поднять сигнал, когда услышите звук О ( дети поворачиваются спиной к логопеду)

– и  а   у   о  э   у  ы   у  о  а  о  о

– ба    ту    оп     пи    мо     ка    би   ус

«Картина- осень»

Логопед: Я нарисовала для вас картину (логопед показывает осенний  фон без предметов), но не успела её закончить. Помогите мне. Выложите на картину только те картинки, в названии которых слышится звук О.

Дети: выкладывают на картину девочку (дают её имя Оля), калоши, туча с дождем(дождь), облако, дом, морковь, объясняя свой выбор.

Логопед: Отлично, сейчас картина заиграла новыми красками и очень хорошо видно, что наступила осень.

«Гараж» 

Логопед: а теперь давайте обозначим звук О на схеме слова (схема слова в виде гаража, звук – грузовик с красным кузовом). Перед вами гаражи в них схема слова, грузовичок везет звук О. Обозначьте место звука О в слове: калоши,  дождь, облако, дом, морковь, Оля.

Дети: определяют место звука в слове и обозначают его на схеме.

Буква О

Логопед: Звук О, живет в букве О. Эта буква так кругла, покатиться бы могла              (показывает картинку –  колесо). На что похожа буква О.

Дети: на обруч, на колесо, на солнце и т.д.

Физ. минутка «Буква О» (дети выходят на ковер)

Логопед:   Буква – бублик – это О (сделать из большого и указательного пальца колечки)

Укатилась далеко (наклоны вправо – влево)

Ослик, облако, окно ( уши показать, руки округлить над головой, сделать прямоугольник

Это всё на букву О (сделать обруч из рук)

«Обруч»

Логопед: А теперь на место сядет тот кто был самым внимательным. Вы должны пролезть через букву О (обруч), назвав при этом слово в котором она есть.

Дети: обруч, кот, дом, осень и пролезают через обруч и садятся на место.

ЗАС  – АОИ

Логопед: давайте выполним звуковой анализ сочетания звуков АОИ

Дети: выкладывают и объясняют, 1 звук А – он гласный, не встречает преград, обозначаем красной фишкой, 2 звук О – он гласный, не встречает преград, обозначаем красной фишкой, 3 звук И он гласный, не встречает преград, обозначаем красной фишкой, всего три звука.

« Пальто»

Логопед: Осенью деревья меняют цвет. А вот ёлка всегда остается неизменной. В любое время года она всегда зеленая. Так и слова бывают всегда звучат одинаково и ни когда не меняются. Например, слово ПАЛЬТО, всегда заканчивается на гласный звук О. Давайте проверим, отвечайте на мои вопросы:

Что купили Оле? 

Дети: пальто

Чему рада Оля?

Дети: пальто

К чему пришивают пуговицы

Дети: к пальто

О чем рассказывает Оля?

Чего нет у мамы, а есть у Оли?

Дети: пальто

Логопед: Молодцы ребята

 

Итог

Логопед: Вы сегодня много узнали про звук О. Вспомнили приметы осени. Что вам запомнилось больше всего? Какое задание было трудным? А какое самым интересным? Отметить работу каждого ребенка на занятии.

НОДА по грамоте – звук О, буква О. В условиях логопункта в подготовительной к школе группе (подгрупповое)

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram