Опыт наставнической деятельности
при выполнении школьных
научно-исследовательских проектов
в МБОУ «Хибинская гимназия»
(доклад на научно-практической конференции учителей)
Автор:Степовая Марина Николаевна,
учитель английского языка, руководитель Научного общества гимназистов МБОУ «Хибинская гимназия»
г. Кировск, Мурманская область
Май 2025
- Работа учителя многогранна.
Обучение и воспитание детей не ограничивается рамками уроков, несмотря на то, что урок всегда был и остается основной формой организации учебного процесса. Однако существуют и другие не менее важные пути образования и развития школьников. Один из них – руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Данная форма обучения является индивидуальной. В этом ее главная особенность. Работает тандем: наставник и юный исследователь, который входит в неизведанный, но очень увлекательный мир науки под чутким руководством своего учителя. Несомненно, формировать интерес к науке, исследовательской деятельности и инновациям нужно начинать со школьной скамьи.
Достижения обучающихся Хибинской гимназии в области научно-исследовательской деятельности можно назвать значительными и стабильными. В этом заслуга, в том числе, научных руководителей – наставников ребят.
Считаю, что в нашем учебном заведении создана и существует на протяжении нескольких десятилетий система наставничества «научный руководитель – юный ученый», которая дает стабильные результаты.
Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность. Признаками системы являются основополагающая общая идея, стабильность и взаимодействие всех элементов.
В данном ключе я и собираюсь обобщить и представить опыт наставнической деятельности при выполнении школьных научно-исследовательских работ в МБОУ «Хибинская гимназия».
- Система наставничества в Хибинской гимназии.
Итак, почему я позволяю себе судить о наличии системы наставничества?
Во-первых, всех научных руководителей гимназии объединяет общая идея – воспитание личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.
Научные руководители стремятся через опыт научно-исследовательской деятельности помочь формированию у обучающихся базовых представлений о научном подходе, к анализу различных объектов окружающего мира, умений использовать полученные знания в реальных условиях.
Во-вторых, научно-исследовательская работа является стабильной, что подтверждают факты. Рассмотрим статистику за последние 5 лет. Она представлена на экране.
- Региональное соревнование юных исследователей «Будущее Севера. ЮНИОР» –
34 участника (участвуем ежегодно);
- Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее»
в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации
33 участника (участвуем ежегодно);
- Региональная научная и инженерная выставка молодых исследователей «Будущее Севера» – 30 участников (участвуем ежегодно);
- Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее»
- (Российская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»)
г.Москва – 4 чел.
- Школьная НПК – 73 участника (участвуем ежегодно);
- Городская НПК «Молодые исследователи Хибин» – 62 участника (участвуем ежегодно).
Кроме выше перечисленных традиционных научных форумов в нашем послужном списке есть много других конференций, конкурсов и выставок:
- Российская научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Юниор»
г.Реутов, Московская область;
- Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского в г. Москве;
- Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», г.Москва
- Чемпионат по робототехнике в рамках Российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура – Арктика» 2015;
- Региональные соревнования по робототехнике;
- Ежегодная научно-практическая конференция с международным участием «Наука настоящего и будущего» для школьников 7-11 классов, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»;
- Конференция-выставка «Инновационные проекты для общественных объединений научной молодежи России и НКО в области научно-технического творчества»
(региональный этап);
- Конференция-выставка «Инновационные проекты для общественных объединений научной молодежи России и НКО в области научно-технического творчества»
(федеральный этап этап);
- Всероссийская научно-инновационная конференция «Открой в себе ученого» г.Санкт-Петербург;
- Всероссийский фестиваль науки «NAUKA 0+»;
- областной форум «Молодёжный вектор Арктики»;
- Малая региональная научная конференция «Я-исследователь», г.Мурманск;
- XXIII МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «БУДУЩЕЕ КАРЕЛИИ»;
- Всероссийская олимпиада Национальной технологической инициативы (НТИ). Профиль «Новые материалы и сенсоры». Г.Екатеринбург;
- Международная инновационная выставка достижений молодежи, Китай;
- Всемирный смотр-конкурс научных и инженерных достижений школьников, США;
- Всероссийский конкурс научных и инженерных проектов
учащихся «Балтийский научно-инженерный конкурс», г.Москва;
- Международная выставка «The Expo-Sciences Luxembourg» г., Люксембург;
- Олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ);
- XV МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, КНЦ РАН, г.Апатиты
В-третьих, в качестве положительного примера хочу привести практику профессионального содружества наставников. В ходе подготовки к каждой научно-практической конференции обычно стихийно возникает так называемая «площадка» для регулярной коммуникации наставнического сообщества. На этой «площадке» проводятся встречи наставников, обмен опытом, разрешение трудностей, которые возникают. Такое общение по интересам сближает и способствует взаимообогащению опыта друг друга. Вот вам и третий признак системы – взаимодействие всех элементов.
- Портрет наставника
Каков портрет педагога Хибинской гимназии – наставника юных исследователей? Какими качествами он обладает? Обобщая опыт наставничества, я пришла к следующему заключению.
Этот человек является мобильным, активным; имеет высокий уровень интеллектуального развития; занимает активную жизненную позицию; отличается целеустремленностью и настойчивостью; умеет стимулировать ребёнка; готов к постоянному профессиональному самосовершенствованию; разбирается в особенностях психологии детей, чувствует их потребности и интересы. Главное – он работает не по приказу или принуждению, а по зову души и преданности выбранной профессии.
Наставники будущих Кулибиных и Вернадских решают совместно со своими воспитанниками творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающие наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: от выбора темы исследования до выступления на научно-практической конференции.
- Опрос наставников
Обращаясь непосредственно к опыту работы наших уважаемых научных руководителей, я организовала опрос общественного мнения, результаты которого хочу вам представить. Следует отметить, что самым важным в своей работе они считают умение спланировать работу, подготовить ребенка по выбранной теме (углубиться в нее), а также заинтересовать его, настроить на сотрудничество.
Какого результата ждут наставник и его подопечный? Как выяснилось из интервью с коллегами, результаты у юного ученого и у его научного руководителя отличаются. Ребенок, конечно, нацелен на победу в конкурсе, что понятно и очевидно. В то время как наставники стремятся познакомить ребенка с основами научно-исследовательской деятельности, привить интерес к науке, развивать интеллектуальные способности и получить опыт публичных выступлений.
На вопрос «Сколько времени вам требуется для подготовки своего воспитанника к выступлению на конференции» исследования, опытные наставники говорят, что на это уходит весь учебный год, хотя замечают, что многое зависит от ребенка. Все индивидуально.
- С какими трудностями сталкиваются наши наставники?
Опрос показал, что это, во-первых, выбор темы исследования, которая была бы и актуальна и интересна ученику. Далее, конечно, проблема со свободным временем (его всегда не хватает). Кроме того, непросто бывает найти актуальный и современный теоретический материал по выбранной проблеме или организовать опрос. Трудности порой связаны с тем, что не все наши дети умеют выступать, красиво говорить и аргументированно отвечать на вопросы. Со всеми этими трудностями можно справиться, если заранее задаться целью и спланировать работу с учетом выше перечисленных подводных камней.
- Соотношение «Учитель – ученик»
Был задан вопрос, кто должен делать научно-исследовательскую работу: сам ребенок, его родители, наставник… Каков уровень самостоятельности школьника в данном виде деятельности? Не стоит забывать, что наши дети пока еще не ученые и даже не студенты, поэтому им объективно не по силам выполнить исследование полностью самостоятельно. Наши наставники учитывают особенности школьной научно-исследовательской деятельности, тот факт, что обучающиеся учатся проводить исследование и в процессе обучения под чутким руководством наставника создают свои проекты. Практика наших опытных наставников показывает, что соотношение «учитель – ученик» выглядит примерно так 60% на 40%. Это не означает, что руководитель сделал за юного исследователя всю работу. Поверьте, те условные 40%, которые отводятся ученику, – это огромный фронт работ для него. Только при таком раскладе работа может быть успешна.
В заключение хочу сказать, что расширение круга наставников-научных руководителей позволит вывести на качественно более высокий уровень проектную научно-исследовательскую деятельность в нашей гимназии, а также создаст возможность результативной научно-технической деятельности для талантливых детей, которые есть у каждого учителя. Мы готовы поддержать любого начинающего научного руководителя и поделиться своим опытом.
ХИБГИМ-ТВ Выпуск № 61 от 29.05.2025 – НОГ 30 лет