Зверева Елена Валерьевна
Педагог-организатор
ГБОУ школа № 46 Приморского района Санкт-Петербурга
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №191940
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Сценарии праздников и мероприятий», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Сценарий театрализованного праздника-конкурса «Морская слава России»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №191940


Сценарий театрализованного праздника-конкурса «Морская слава России» 

(для обучающихся 6-7 классов) 

Подготовила: 

педагог-организатор 

ГБОУ школа № 46 Приморского района 

Санкт-Петербурга 

Зверева Елена Валерьевна 

Пояснительная записка 

Актуальность: 

Патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетной  государственной задачей. Важно, каким будет человек будущего, в какой мере  он освоит две важные социальные роли – роль Гражданина и роль Патриота.  Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня  сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения,  потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к  историко-культурному наследию народов России.  

Основой патриотического воспитания является формирование и  развитие духовно-нравственных качеств – любви к Родине, уважения к  законности и правопорядку, ответственности за выполнение  конституционного долга и обязанности по защите Отечества. 

Для учащихся быть Патриотом – это значит, прежде всего, быть  достойным гражданином своей страны. Поэтому и следует воспитывать  школьников на ярких примерах отечественной истории, вспомнить какой была преданность Родине, воинскому долгу. Что было определяющими символами:  самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. 

Праздник-конкурс «Морская слава России» посвящен многовековой  истории российского флота, военно-морскому искусству, которое развивалось  благодаря усилиям многих выдающихся флотоводцев и, прежде всего Петра  Первого. 

И входит в цикл конкурсных мероприятий «Во славу великих Побед»,  посвященных увековечиванию памяти великих полководцев, которые  навсегда вошли в историю нашей страны: 

«Гордость и слава России», посвящен героическому прошлому нашей  Родины неотделимой от подвигов ее сыновей – дружинников Киевской Руси,  стрельцов пехоты Ивана Грозного, солдат Петра I, известных всему миру  полководцев.

«Морская слава России» 

«О героях былых времен», посвящен жизни и военным подвигам  легендарных командиров, военачальников, героям гражданской и Первой  мировой войн. 

«Полководцы великой Победы», посвящен жизни и деятельности  выдающихся советских военачальников – участников Великой Отечественной  войны. 

Направленность: гражданско-патриотическая 

Идея программы: 

«Служение Отечеству, выполнение функции его защиты в рядах армии  и флота издавна являлось благороднейшей миссией. В сознании народа  выполнение воинского долга всегда было неразрывно связано с величайшей  бескорыстностью и истинной нравственностью» (Е. Родионов, к.п.н.,  полковник). 

Цель: 

Создание условий для формирования у обучающихся представления о  подвиге и героизме, позитивного отношения к таким ценностям как долг и  служение Отечеству, гражданско-патриотической и нравственной позиции  через изучение истории нашего Отечества, боевых и культурных традиций  народа. 

Педагогические задачи: 

Познавательно-мировоззренческие: 

формирование и обогащение знаний о героическом прошлом своей  страны, о героизме и мужестве, Славе и бессмертии флотоводцев Российского  государства. 

Эмоционально-волевые: 

подросток почувствует радость от вовлеченности в совместную  деятельность; 

подросток почувствует гордость от того, что является частью  богатейшего героического наследия; 

подросток заинтересуется изучением ратной истории России, боевых  традиций военного флота. 

Действенно-практические: 

подростки включатся в совместную творческую и игровую  деятельность; 

подросток сможет применять на практике (в урочной и внеурочной  деятельности) полученные в процессе подготовки и участия в мероприятии  знания. 

Игровая задача: 

Полученные во время подготовки знания конкурсанты должны уметь  отразить, выполняя задания.

Условия реализации: 

Для проведения мероприятия разрабатывается положение. В празднике конкурсе принимают участие 6 команд по 10-12 человек. Каждая команда  готовит представление по выбранной по жребию теме – выдающийся  флотоводец. Жеребьевка проводится заранее. Классы формируют команды  (в зависимости от количества человек в классе могут быть сформированы  несколько команд). Капитаны команды должны быть готовы представить  название и девиз команды. 

Конкурс проводится в три этапа. 

1 этап – подготовительный. 

Проведение праздника-конкурса требует специальной домашней  подготовки подростков. Предварительная работа предусматривает подбор и  изучение материала по теме, формирование команд и выполнение домашнего  задания. 

2 этап – интеллектуально-спортивный. 

Состоит из двух конкурсов: 

«Свистать всех наверх» – спортивное состязание (не готовится  заранее). 

«Страницы немеркнущей славы» – интеллектуальный конкурс.  Вопросы освещают историю возникновения и развития военно-морского  флота России. 

«Боевая летопись флота» – художественный конкурс (домашнее  задание). Рисунок или работа прикладного жанра, должна отражать  представляемый командой исторический период. Работы сдаются для  оценивания заранее. Выставка монтируется в день проведения 3 этапа. 

3 этап – театрализованный праздник-конкурс. 

Соревнование команд по следующей программе: 

«Во славу Отечества!» – участники представляют подготовленное  ими театрализованное выступление (домашнее задание) на заранее  выбранную тему. 

Конкурсы: 

«Поднять якорь» 

«Адмиралтейские верфи» 

«Морская столица» 

Адресность программы: Обучающиеся 6–7 классов. 

Место проведения: 

Интеллектуально-спортивный этап – спортивный зал (по согласованию  с военными образовательными учреждениями). 

Театрализованный праздник-конкурс – ГБОУ школа № 46 Приморского  района, актовый зал. 

Временные рамки: 90 минут

Реквизит: 

Для театрализованного праздника-конкурса: длинные воздушные шары (для моделирования), корзины для шаров, Венок Славы, красные ленточки по  количеству команд, полотнища ткани синего цвета («море»), бутафорское  облако, полигональные пазлы военных кораблей разных эпох. 

Для интеллектуально-спортивного этапа: маршрутные листы по  количеству команд, карточки с вопросами для интеллектуального марафона,  спортивный инвентарь. 

Оформление зала и сцены: 

В зале монтируется выставка творческих работ, выполненных  командами для художественного конкурса «Боевая летопись флота». На заднике расположен экран. По обе стороны экрана изображения  южного и северного фасадов Адмиралтейства. На кулисах справа и слева – изображения носов кораблей с объемными парусами. 

Музыкальное оформление: Тематическая подборка. 

Техническое оборудование: 

Экран, видеопроектор, аппаратура для воспроизведения аудио, видео и  презентационных материалов, радиомикрофоны, стойки, световое  оборудование.

Литературный сценарий 

Действующие лица: 

Ангелы Адмиралтейства: 

Ангел в золотом – Гений Славы, венчающий науки 

Ангел в серебряном – Гений Славы, венчающий военные подвиги Морская Нимфа – ведущая. 

Занавес закрыт. Звучит тематическая музыка. 

На занавесе проецируется бушующее море. 

Команды сидят в зале. Раздается сигнал судового колокола. 

Занавес открывается. 

На экране проекция южного фасада Адмиралтейства 

(крупным планом фигуры Гениев Славы). 

Пушкой высвечиваются Ангелы, в руках одного из них бутафорское облако. Ангел в золотом. Э-ге-гей! (протяжно) 

Ангел в серебряном. Э-ге-гей! 

Ангелы, играя, перебрасывают облако. 

Ангел в золотом. Здравствуйте! Я каждый день ловлю ветер. А вместе с ним  приходят добрые вести со всех концов света. Иногда, за мачту сопровождаемого мной корабля, цепляется облачко и мне кажется, что я плыву  по небу, и все люди внизу улыбаются. 

Ангел в серебряном. Здравствуйте! Ветры веют надо мной и над великой  Россией, страной великих героев и великих побед! И покуда мы охраняем  пространство водное и Державу Русскую, не покинет ее жителей мощь и сила. Пушкой высвечивается Ангел в золотом на авансцене. 

Ангел в золотом. Мы приходим, когда нас не ждут и не зовут, когда силы уже  на исходе, когда люди теряют надежду… Мы помогаем великим героям – флотоводцам русским, даем силы на великие победы и свершения! И знают  

они, если понадобится когда-либо помощь, мы просто окажемся рядом! 

Сцена затемнена. 

Пушкой высвечивается Ангел в серебряном на авансцене.

Ангел в серебряном. Закат-восход! Восход-закат! Прекрасная страна, как на  ладони. И ни одно поколение героев – адмиралов русских – родила и воспитала  она. И покоряются ей крутые вершины, голубые небеса и кипучие волны. 

На последних словах Ангелы присаживаются на авансцену. 

Танцевальная композиция «Море», 

в исполнении школьного хореографического коллектива «Солнечный город». 

На экране проекция южного фасада Адмиралтейства 

(крупным планом фигуры Морских нимф). 

Голубой тканью на сцене создается иллюзия волнующегося моря. Из «волн» появляется Морская Нимфа. 

Морская Нимфа. Морской стихии грозная царица! 

И шторм, и штили все подвластны мне 

И если смел ты, суждено добиться, 

Побед великих наяву, а не во сне.  

Мои просторы покорить не просто. 

Но все ж в истории герои есть. 

Что побеждали водное пространство, 

Служили им достоинство и честь! 

И грозный взгляд, и гордая осанка 

И на штурвале твердая рука. 

Великих этих, русских флотоводцев – 

Запомните героев на века! 

Звучит торжественная мелодия. 

На сцену справа и слева поднимаются капитаны команд. В их руках красные  ленточки, символизирующие память и славу, капитаны по очереди  называют своего героя, выстраиваются на сцене клином. 

Морская Нимфа. На верность Родине и флоту 

Должны вы клятву возродить. 

Всегда с достоинством и честью 

Традиции морские чтить! 

Клянетесь? 

Капитаны команд. (произносят вместе). Клянемся, клянемся, клянемся!

Ангел в серебряном. Прошли времена, поменялись эпохи 

И клятва морская все также звучит 

Несется над морем крылато и гордо 

И снова традиции доблести чтит. 

Ангел в золотом. Сегодня мы, сохраняя традиции, пригласили самых  честных, беспристрастных судей, оценивать мастерство, умения и таланты  наших команд. Настало время поприветствовать их. 

Звучит торжественная мелодия, члены жюри выходят из-за кулис на сцену и после представления спускаются в зал и занимают свои места за  судейским столом. 

Ангел в серебряном. (представляет поименно членов жюри капитанам и  зрителям). 

Капитанам и их командам пожелаем удачи, многоуважаемым судьям  плодотворной работы. А нам всем «Семь футов под килем!» Раздается сигнал судового колокола. Звучит мелодия с шумом моря. Морская Нимфа. Вы предо мной не гнули спины, 

И шли с эскадрою вперед! 

Гордилась милая Отчизна 

Родной гордился вами флот! 

В походы длинные ходили. 

Добились многих вы побед! 

Об этом мы хотим услышать, 

О подвигах морских в ответ. 

Под музыку капитаны по одному с двух сторон клина спускаются в зал к  своим командам, ленточки складывают в руки Ангелов.  

Морская Нимфа. (обращаясь к ангелам). 

А вы, и дальше охраняйте  

И моряков, и корабли, 

Они несут исправно службу 

И берегут покой земли! 

На кулисах поднимаются паруса. На экране демонстрируется видеоролик  «Становление Российского флота».

Ангелы располагаются перед кулисами, под парусами. Ангел в золотом. История как начиналась, 

Известно Богу и Петру… 

В то время Русь преображалась, 

Знамена вились на ветру. 

Ангел в серебряном. Морской державой Русь должна Без колебаний скоро стать, 

Удары дерзкого вранья 

С морских позиций отражать. 

Ангел в золотом. Окно в Европу прорубить 

Немедленно – царь Петр решает, 

Велит послов он снарядить 

И за моря их отправляет… 

Ангел в серебряном. На верфях трудится народ, 

И, рук своих не покладая, 

Вершит историю страны 

Во славу Родины страдая. 

Ангел в золотом. Сподвижники Великого Петра 

Во всех делах ему подмога, 

В раздумьях с ночи до утра, 

У них теперь одна тревога. 

Ангел в серебряном. Царь Петр потомкам нарекает Что быть судам и делу жить, 

И Русь, как прежде, молодая, 

Морской державой будет слыть. 

На экране парусный корабль и тема «Морская слава России» Ангел в золотом. Прошли времена, и менялись эпохи, Историю в лицах нам надо всем вспомнить. 

Ангел в серебряном. О том как в просторах морских побеждали Герои России – расскажут потомки.

Морская Нимфа. Великий Петр, в толпе вождей. 

Внимает вся держава, 

Орды пришельца, снедь мечей, 

И мир взывает: слава! 

Он наш, он первый в бой летит 

На гибель супостата, 

Он слабость падшего щадит 

И грозно мстит за брата; 

Он взором флоту жизнь дает; 

И махом мощной длани 

На бой эскадру он ведет, 

В средину шумной брани… 

Представление команды – Петр Первый 

Морская Нимфа. Хвала наш адмирал, Лефорт 

И быстрый ты и смелый! 

Ничто ему отряд врагов, корабль ведет умело. 

И пушек залп пред ним гремит, и пышет пламень боя 

Он весел, он на гибель зрит, с спокойствием героя! 

Представление команды – Лефорт Франц Яковлевич 

Ангел в серебряном. Молодцы наши команды. Как точно воссоздали картину  первых побед. 

Ангел в золотом. А ведь мы это все видели своими глазами. Спрячешься в парусах. Ветер шумит. Мачты скрипят. Наши герои боевые задачи выполняют. Ангел в серебряном. Это было время, когда создавался российский флот.  Учились строить боевые корабли, учились выходить на них в море, учились  воевать. 

Ангел в золотом. Мы наблюдали из облаков, как будущие моряки учились  грамотно применять силу, ловкость, смекалку. Как учились слаженно работать  в команде.

Ангел в серебряном. А ты не хочешь посмотреть, как все эти знания и умения  будут применять потомки наших героев? 

Ангел в золотом. Конечно хочу. И у нас для них есть задание. Ангел в золотом устанавливает у края сцены корзины с надутыми шарами. Ангел в серебряном. Тогда я приглашаю команды на сцену. Мы ждем вас.  Под музыку команды поднимаются на сцену. 

Все на местах. Тогда мы огласим условия конкурса «Отдать якорь». Для  выполнения этой морской команды необходим не только якорь, но и крепкая  цепь. Вашей задачей будет создать такую цепь. 

Ангел в золотом. Члены команды выстраиваются друг за другом около корзин  с шарами. По команде первый достает из корзины шарик и делает звено  будущей цепи. Передает готовое звено второму участнику и перестраивается  в конец строя. Второй участник должен достать следующий шар из корзины – сделать свое звено, скрепляя два звена вместе. Выполнив действие – передать  звенья следующему участнику и так вся команда, пока не соберется вся цепь,  т.е. пока не кончатся шары в корзине. 

Ангел в серебряном. Победит та команда, которая быстрее всех соберет  якорную цепь. Будет действовать быстро, аккуратно и слаженно. Итак, команды готовы! На старт, внимание, марш! 

Конкурс «Отдать якорь» 

(по окончании «цепи» выкладываются на край сцены) 

Ангел в золотом. Молодцы! Все команды отлично справились с заданием.  Показали, как дружно и слаженно могут взаимодействовать. Просим  участников занять свои места в зале. 

Команды под музыку спускаются в зал. 

Ангел в серебряном. А мы продолжим дальше путь. 

Истории страницы пролистаем снова. 

Чтобы хотя б одним глазком взглянуть 

На время, что рождало нам героев. 

Морская Нимфа. Вперед летит эскадра

10 

И он летит вперед. 

Пред ним земля родная. 

За ним могучий флот! 

И он дает команду: 

«Вперед! На абордаж!» 

Великий флотоводец, 

И адмирал вы наш. 

Представление команды – Головин Федор Алексеевич 

Морская Нимфа. Не ты ль, грядущее, пред ним окинув мглой, Открыл его очам стезю побед и чести? 

Не ты ль его хранил невидимой рукой, 

Разящего врагов от горькой мести? 

Пред ним, за ним, окрест зияла смерть и брань; 

Сомкнутые мечи на грудь его стремились – 

Вотще! над ним носилась рока длань… 

Мечи хранимого страшились. 

Представление команды – Апраксин Федор Матвеевич 

Ангел в золотом. Молодцы! Спасибо командам. Я как будто опять оказался в  небе над кораблями. Вновь слышу, как бушует море и плещутся паруса… Ангел в серебряном. А я слышу голоса людей, чувствую прикосновение  соленых брызг. И снова переношусь в то далекое время… 

Ангел в золотом. Интересно, а что еще наши команды знают о том времени.  Ведь они уже блистали своими познаниями на интеллектуальном конкурсе  «Страницы немеркнущей славы». 

Ангел в серебряном. Конечно, блистали. И я уверен, что все отлично  справились. Ну, а сейчас, (обращается к Ангелу в серебряном) мы с тобой  проведем блиц-опрос. Темой нашего опроса будут корабли золотой эпохи  парусного флота. 

На экране проецируются картины 16–17 вв., 

посвященные парусному флоту.

11 

Ангел в золотом. Корабли кажутся белокрылыми птицами, летящими по  поверхности морей и океанов. А ведь эти красавцы были произведениями  инженерного гения, помноженного на умение рук тысяч мастеровых.  Огромные корпуса и горделивые мачты создавались из множества деталей,  каждая из которых выполняла свою задачу и имела собственное название.  Ангел в серебряном. Каждая команда ответит на предложенный вопрос и  сможет заработать дополнительный балл. Внимание, команды и уважаемые  судьи, мы начинаем. 

Ангелы по очереди задают вопросы командам. 

  1. Как называлась первая, считая от носа корабля, мачта? (Фок-мачта) 2. Как назывался треугольный косой парус, поднимаемый по штагу между  мачтами? (Стаксель) 
  2. Как называлась средняя часть верхней палубы от фок-мачты до грот мачты? (Шкафут) 
  3. Как называлась часть верхней палубы корабля от грот-мачты до бизань мачты? (Шканцы) 
  4. Как называлась площадка на топе составной мачты? (Марс) 6. Как назывался горизонтальный ворот, служивший для подъёма якоря?  (Брашпиль) 

Ангел в золотом. Команды дали правильные ответы. Они знают, как были  устроены красавцы – парусные корабли. Но знают ли наши участники, как  выглядят и называются корабли военного флота? 

Ангел в серебряном. Уверен, что знают. Но давай испытаем их. Морская Нимфа. Команды, что уверенно проходят этот путь Должны и в этом конкурсе умом своим блеснуть. 

Ангел в золотом. В этом конкурсном задании вы должны быстро и точно  собрать корабль из объемных деталей. Продемонстрировать его судьям и  озвучить правильное название. 

Звучит музыка. Ангелы раздают командам наборы полигональных фигур, из  которых собираются модели кораблей.

12 

Ангел в серебряном. Команды получили наборы фигур и готовы к  выполнению задания. 

Ангел в золотом. Если все готовы, то мы начинаем! 

Конкурс «Адмиралтейские верфи» 

Жюри засекают время, участники выполняют задание. 

По мере выполнения задания подходят и демонстрируют модели жюри. Звучит мелодия. На экране иллюстрация военных судов 17 века. 

Ангел в серебряном. Отлично. Команды справились и с этим заданием.  Ангел в золотом. И мы продолжаем перелистывать страницы истории. Снова  перед нашим взором промелькнут героические истории… 

Морская Нимфа. Спиридов – адмирал, герой, воинственный спаситель, Хвала!.. Он щит стране родной, он хищных истребитель. 

О сколь величественный вид, когда перед рядами, 

Один, склоняясь на штурвал, он грозными очами 

Блюдет противников корабль, им гибель устраняет 

И вдруг… движением руки их сонмы рассыпает. 

Представление команды – Спиридов Григорий Андреевич 

Морская Нимфа. Хвала, Чичагов – моря сын! 

Как бурею носимый. 

Везде впреди, непобедим, 

Разит, неотразимый. 

Наш смелый адмирал, хвала! 

Он жаждет чистой славы, Она из мира увлекла 

Его за честь Державы! 

Представление команды – Чичагов Василий Яковлевич 

Морская Нимфа. Державу нашу прославляли воины. 

Всем флотоводцам и почет, и слава. 

О подвигах потомки будут долго помнить 

Величию Отчизны песнь слагая. 

Ангел в серебряном. Во все века во славу великих подвигов слагались песни.  Писались песни о военных моряках, море и, конечно, о нашем великом городе 

13 

– Санкт-Петербурге. Ведь в нашем городе было заложено Адмиралтейство,  как главная судостроительная верфь Российского государства. Ангел в золотом. Верфь, ставшая основой зарождения флота в России. И мы  помним, как развивалось судостроение и росло морское могущество нашего  государства. 

Ангел в серебряном. И парусный золотой кораблик на шпиле  Адмиралтейства, парит над городом уже 3 столетия.  

Ангел в золотом. 3 столетия Кораблик плывет в небе Санкт-Петербурга и  является его символом. По легенде кораблик изображает первый русских  фрегат «Орел», который построили при царе Алексее Михайловиче. Ангел в серебряном. И сколько замечательных песен было сложено о нашем  великом городе, о золотом кораблике, о великих подвигах. Иногда в них поют  про нас – ангелов… Ведь мы не только парим в облаках, но и охраняем родной  город, корабли, воинов… 

Ангел в золотом. И мы хотим услышать, как наши команды поют.  Конкурсным заданием будет – прослушать фрагмент песни и продолжить его,  хором допев куплет и припев предложенной песни и озвучить ее название.  Фрагмент песни – это несколько строчек из куплета или припева. Самое  главное допевать песню всей командой. 

Ангелы приводят пример выполнения задания. 

Ангел в серебряном. Итак, команды, готовы? Первый фрагмент звучит для  команды (название команды). 

Конкурс «Морская столица» 

Команды по очереди угадывают песни. 

Ангел в золотом. Спасибо командам. Вы отлично справились с нашим  заданием. 

Ангел в серебряном. А мы перелистываем страницы нашей истории дальше.  Книга памяти народной не имеет конца. О подвигах великих воинов мир будет  помнить вечно… 

На экране демонстрируется видеоролик «Морские победы России».

14 

Жюри подводит итоги. 

Морская Нимфа. То, что полководцы совершили, 

Люди не забудут никогда. 

Вы вошли в историю России. 

И вошли на веки, навсегда! 

Героям тем от всей державы 

Поклон сегодня и почет! 

Мы приглашаем флотоводцев 

Чеканя шаг, идти вперед! 

Звучит марш, капитаны с дамой выходят со стороны зрительного зала,  держась за края синего полотнища. Поднимаются на сцену, образуют два  полукруга (девушки впереди, капитаны сзади). 

Раздается сигнал судового колокола. 

Морская Нимфа. Одну традицию морскую 

Сегодня нам не позабыть. 

Должны великих адмиралов 

Минутой памяти почтить! 

Ангел в золотом. Мы гордо все стоять должны 

Героям отдавая долг. 

И лишь в минуты тишины 

Бессмертный выстроится полк. 

Ангел в серебряном. В минуту молчанья героев мы помним, И в памяти нашей легенды и были, 

Мы горестно головы гордые клоним 

Героям клянемся, что их не забыли. 

Под инструментальную мелодию Венок Славы «проплывает» по ткани,  символизирующей морское пространство. 

Капитаны и дамы перестраиваются по двум сторонам от экрана «клином». Морская нимфа. Пусть конкурс наш живет года! 

Мы каждый год команды видеть рады, 

Добились результата и побед.

15 

Заслуженная ждет сейчас награда! 

Ангел в золотом. Команды, вы такие молодцы. В течение двух дней вы  соревновались. Продемонстрировали свои знания и умения. Вы справились со  спортивными заданиями, блеснули эрудицией, выполнили творческие  задания. 

Ангел в серебряном. Мы приглашаем на сцену уважаемых судей. Слово для поздравления предоставляется _________________________ Звучит торжественная мелодия. 

Церемония награждения. 

Капитаны и дамы спускаются в зал. 

Морская Нимфа. В Отчизну мы с детства, друзья, влюблены Сохранить и сберечь мы Отчизну должны 

Закончен сей день, всем пора вам домой, 

Мы, Родина, наша, гордимся тобой! 

Возможные тематика конкурса. 

  1. Петр I «Великий» Алексеевич Романов (1672–1725). 
  2. Лефорт Франц Яковлевич (1656–1699). 
  3. Головин Федор Алексеевич (1650–1706). 
  4. Апраксин Федор Матвеевич (1661–1728). 
  5. Спиридов Григорий Андреевич (1713–1790). 
  6. Чичагов Василий Яковлевич (1726–1809). 
  7. Круз Александр Иванович (1727–1799). 
  8. Грейг Самуил Карлович (1735–1788). 
  9. Ушаков Федор Федорович (1745–1817). 

10.Сенявин Дмитрий Николаевич (1763–1831). 

11.Чичагов Павел Васильевич (1767–1849) 

12.Гейден Логин Петрович (1772–1850). 

13.Грейг Алексей Самуилович (1775–1845). 

14.Лазарев Михаил Петрович (1788–1851). 

15.Нахимов Павел Степанович (1802–1855). 

16.Корнилов Владимир Алексеевич (1806–1854). 

17.Истомин Владимир Иванович (1809–1855). 

18.Бутаков Григорий Иванович (1820–1882). 

19.Макаров Степан Осипович (1849–1904). 

20.Рожественский Зиновий Петрович (1847–1909). 

21.Эссен Николай Оттович (1860–1915). 

22.Колчак Александр Васильевич (1874–1920).

16 

Примерные вопросы интеллектуального конкурса 

«Страницы немеркнущей славы». 

  1. Назовите официальную дату рождения регулярного российского флота. 2. Кто ввел на флоте Андреевский флаг? Что означает его символика? 3. Где, когда и с какой целью была построена юным Петром – царевичем  «потешная флотилия»? 
  2. Кто подарил Петру изящную яхту, вооруженную 20-ю медными пушками? 5. Где и когда был построен и спущен на воду первый русский военный  корабль и как он назывался? 
  3. Где, когда и под чьим командованием достигнута первая в истории русского  флота морская победа над шведами? 
  4. Как называлась столица русского кораблестроения? 
  5. Назовите первое в России военно-морское учебное заведение. 9. Как в дореволюционной России назывались воспитанники старших классов  Морского корпуса? 

10.В каком сражении и когда была одержана первая победа русского  парусного флота в открытом море без абордажа? 

  1. Назовите фамилию выдающегося русского флотоводца, адмирала, который  одержал ряд крупных побед в морских боях и сражениях и не имел ни одного  поражения? 
  2. На каком русском парусном корабле – герое, участнике Наваринского  сражения в 1827г., проявили боевое мастерство, храбрость и отвагу офицеры  – будущие адмиралы русского флота. Кто они? 
  3. Когда, под чьим командованием и в каком сражении нанесено  сокрушительное поражение турецкому флоту, которое явилось последним  крупным сражением эпохи парусного флота? 
  4. В честь, какой крупной победы русского в июле 1720 года офицеры  получили медали с надписью «Прилежание и храбрость превосходит силу»? 15. Какие ордена названы именами русских адмиралов? 
  5. Назовите великих русских флотоводцев. 
  6. Назовите военные корабли. 
  7. Что обозначает слово абордаж? 
  8. Когда стал создаваться русский военный флот? 
  9. Какая страна является родиной подводных лодок? Когда и кому  принадлежит идея об изобретении «потаенного» судна? 
  10. Откуда произошло слово «адмирал»? Кем и когда в России установлено  это воинское звание? 

Этапы спортивного конкурса «Свистать всех наверх» 

  1. Подтягивание. 
  2. Пройди по канату (на полу). 
  3. Отжимание / пресс. 
  4. Баскетбол. 
  5. Подъем корпуса из положения лежа. 
  6. Скакалка (вперед, с ноги на ногу, назад, на одной ноге).

17 

  1. Силомер. 
  2. Перетягивание каната. 
  3. Эстафета с обручами. 

Информационные источники 

Cписок литературы 

  1. 100 великих битв. /Отв. ред.: А.В. Аграшенков, Р.В. Тихомиров. – Москва: Вече, 2002. ISBN: 5-7838-0233-6.
  2. 100 великих мореплавателей. / Авторы-составители Аведяева Е.Н.,  Зданович Л.И. – Москва: Вече, 2006. – 514 – ISBN: 5-7838-0470-3. 3. Адмиралы Российского флота. – СПб: Лениздат, 1995. – 496 – ISBN: 5- 289-01302-4
  3. Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий в  истории русского флота с 19 века по 1917 год. –М., 1947. 
  4. Военно-исторический журнал. 
  5. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. – М.,  1995. 
  6. Дивин В.А. Страница немеркнувшей славы русского флота // Морской  сборник. – 1964. 
  7. Жуковский В.А. «Певец во стане русских воинов». 
  8. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – Москва:  Педагогика, 1989. – ISBN: 5-7155-0280-2
  9. История военно-морского искусства. / Отв. Ред. Р.Н. Мордвинов. – М.,  1953. 
  10. Краснов В., Дайнес В. Русский военно-исторический словарь. М., 2001. 12. Кротов П.А. Гангутская баталия 1714 года. СПб., 1996. 13. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – Москва: Просвещение, 1983. 14. Лубченков, Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. Москва: Вече,  2002. – 640 – ISBN: 5-7838-0527-0
  11. Никитин Ю.З. Загадки сфинкса. – Д., 1998. 
  12. Российский императорский флот. 1826–1917. Военно-исторический  справочник. – М., 1996. 
  13. Русское Военно-морское искусство. Сборник статей. / Отв. ред. Р.Н.  Мордвинов. – М., 1951. 
  14. Скрицкий Н.В. Сто великих адмиралов. – М., 2003. 
  15. Советская военная энциклопедия. /Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.)  и др. – М., 1980. 
  16. Строков А.А. История военного искусства. – СПБ., 1995. 21. Халин, К.Е. Полководцы России. – Москва: Дом славянской книги, 2005. 432 – ISBN: 5-85550-105-1

 

18 

Сценарий театрализованного праздника-конкурса «Морская слава России»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram