Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
Название проекта: «Познавательный мир пластилинового искусства»
Тип проекта: краткосрочный
Вид проекта: практико-ориентированный
Актуальность проекта
Научно обосновано, что полноценное развитие всех речевых средств и их основных составляющих в дошкольном возрасте является залогом стабильного нервно-психического здоровья, что, в свою очередь, тесно связано с активностью мелкой моторики.
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья требуют комплексного подхода. В этом процессе обязательно должны участвовать специалисты, такие как логопеды, музыкальные руководители, учителя физкультуры и психологи. Совместные усилия педагогов детского сада формируют вокруг ребенка с ограниченными возможностями коррекционно-образовательное пространство и соответствующую предметно-пространственную среду.
Для эффективной работы над развитием мелкой моторики нужны определенные знания и навыки, а также установление доверительного контакта между педагогом и ребенком. Из-за индивидуальных реакций детей на различные материалы важно проявлять терпение.
Чтобы повысить качество коррекционно-развивающей деятельности, необходимо создать комфортные условия для детей с особенностями здоровья в детском саду и уделить должное внимание развитию мелкой моторики. Обеспечение всестороннего развития личности остается важной задачей современного дошкольного образования для детей с ОВЗ.
Цель проекта
Формирование психолого-педагогических условий, способствующих раскрытию внутреннего потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется через дополнительное развитие их познавательной активности, уделяя особое внимание совершенствованию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ в рамках образовательного процесса.
Задачи проекта
- Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку через занятия с детьми с ОВЗ, применяя наиболее эффективные современные технологии психолого-педагогического сопровождения;
- Стимулировать у ребенка познавательную активность и желание исследовать свои возможности с помощью тестов и воздушного пластилина;
- Обеспечить коррекционно-развивающую помощь посредством образовательной деятельности, внедряя современные инновационные технологии; 4. Создать дружелюбную атмосферу принятия и толерантности для «особого» ребенка среди сверстников.
- Ознакомить воспитателей с использованием данных материалов для их внедрения в методики обучения детей с ОВЗ.
- Провести открытое занятие для родителей, демонстрируя работу с тестом и воздушным пластилином для организации занятий с детьми на дому.
Общий замысел проекта
Данный проект одновременно решает несколько задач, связанных с психолого педагогической поддержкой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Основными направлениями являются обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ, улучшение их психологического и физического состояния, а также развитие коммуникативных навыков. В рамках проекта будет организована как индивидуальная, так и групповая работа с такими детьми. Также предусмотрена работа с воспитателями и родителями. Занятия будут проводить психологи, воспитатели и дефектологи в детском саду. Особое внимание в проекте уделяется взаимодействию между родителями и детьми. Развитие мелкой моторики — это ключевой и трудоемкий процесс, и занятий с педагогами может оказаться недостаточно. Поэтому важно осуществлять дополнительную работу в рамках взаимодействия родитель-ребенок с различными материалами для достижения ожидаемых результатов. Основная цель проекта заключается в том, чтобы вовлечь детей в занятия с тестом и воздушным пластилином, что будет способствовать развитию их мелкой моторики и положительно сказываться на их общем психологическом состоянии.
Ожидаемые результаты:
Увеличение социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья. Улучшение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
Корректировка учебного плана и методических материалов, ориентированных на детей с ОВЗ.
Создание специализированных сценариев для мероприятий.
Стремление родителей к дополнительной помощи в развитии детей с использованием домашних материалов.
Снижение факторов, вызывающих социально-психологическое напряжение в семье с ребенком, имеющим особенности в развитии.
Формирование умений взаимодействовать с детьми с ОВЗ.
Содействие развитию толерантного отношения к детям с особенностями в их развитии. Ресурсное обеспечение
Наименование расходов | Стоимость
единицы |
Кол-во единицы | Общая
стоимость |
Запрашиваемая сумма |
Расходные
материалы для проведения занятий (формы, ножи для лепки, салфетки) |
200,00 | 10 | 2000,00 | 0,00 |
Расходные
материалы для проведения занятий (воздушный пластилин) |
100,00 | 10 | 1000,00 | 0,00 |
Расходные
материалы для проведения занятий (тесто) |
300,00 | 10 | 3000,00 | 0,00 |
Проведение
открытого урока для родителей |
0,00 | 1 | 0,00 | 0,00 |
Итого: | 6000,00 | 0,00 |
Примерный календарный план:
№ | Направления | Пути |
работы | реализации | |
1. | Сбор информации | Обсуждение со специалистами,
составление программы сопровождения |
2. | Логопедическое и психологическое обследование ребёнка с ОВЗ | Диагностика состояния речи и
мышления ребёнка |
3. | Проведение совместных
мероприятий с родителями и детьми |
Оказание необходимой помощи
родителям ребёнка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения) |
4. | Организация социально
педагогической и педагогической помощи детям и их родителям |
Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и
обучении ребенка |
5. | Проведение обучающих и
развивающих занятий с использованием материалов |
Ознакомление и повышение уровня знаний о тесте и воздушном пластилине. Работа с мелкой моторикой |
6. | Работа с родителями | Информирование родителей об
особенностях развития ребёнка |
7. | Оценка эффективности проделанной работы | Основным критерием является
соответствие результатов работы поставленным целям и задачам |
Конспекты конкретных мероприятий в рамках реализации проекта:
«Геометрические формы»
Цель: развитие умения у детей в создании разнообразных образов путем изменения форм и использования творческого воображения.
Задачи:
- Формировать воображение.
- Усовершенствовать навыки лепки, применяя различные техники создания фигур.
- Углублять знания детей о геометрических формах.
- Стимулировать интерес к занятиям лепкой.
Сформировать несколько геометрических фигур (шар, куб, кирпич, пирамида) или плоских фигур (круг, квадрат, треугольник). Предложить их объединить и преобразовать в разнообразные объекты.
«Буквы и цифры»
Цель: углубление знаний детей о форме печатных букв и цифр, а также демонстрация того, что их можно не только записывать, но и создавать (лепить) различными способами. Задачи:
- Формировать навыки мелкой моторики рук.
- Содействовать развитию конструктивных и творческих способностей. 3. Помогать в формировании эстетического восприятия.
- Укреплять понимание детьми написания печатных букв имени и цифр. Вылепить первую букву своего имени. Сформировать своё имя из пластилина. Вылепить букву (цифру) из одного непрерывного валика, избегая разрезания его на части. Сформировать «соседей» для написанной буквы (цифры).
«Танцующие фигурки»
Цель: развитие навыков анализа простых схем (фигуры людей в различных позах) и создание выразительных, динамичных образов на основе прочитанного, а также передачу заданного движения через лепку.
Задачи:
- Развивать технику лепки фигур человека из удлиненного цилиндра (валика) с использованием надрезов стекой и добавления деталей (например, фигурка мальчика). 2. Формировать понимание относительности размеров частей.
- Демонстрировать возможности передачи движения в лепной фигурке через небольшие изменения в положении рук и ног.
- Усложнить процесс создания фигурки человека из конуса (например, фигурка девочки) с использованием как теста, так и воздушного пластилина.
Нужно воспроизвести движение или принять такую же позу, как человек на карточке, после чего вылепить. Создать фигурку человека в любой желаемой позе и объединить все изготовленные фигурки в единую композицию.
Игры с пластилином на развитие речи
«Салат из пластилинового теста»
Цель: развитие навыка у ребенка отрезать небольшие кусочки от крупного бруска пластилина с помощью стеки. Задачи:
- формирование координации движений;
- развитие способности контролировать силу нажатия на стеку;
- правильное удержание стеки;
стимулирование воображения ребенка.
Требуемые материалы: глазки из красного теста («помидоры»), «колбаски» зеленого цвета диаметром 0,5 см («лук»); игрушечная миска для салата; игрушечные персонажи — заяц и медведь («гости»); дощечка для лепки.
Покажите ребенку миску, наполненную красными пластилиновыми шариками, и тонкие «колбаски» из зеленого воздушного пластилина. Объясните, что вы посетили рынок и приобрели помидоры и зеленый лук. Скажите: «Помидоры красные и круглые, вот такие», – и продемонстрируйте, как скатать шарик между ладонями.
Предложите ребенку самостоятельно создать красный «помидор». Затем скажите: «У меня также есть лук, вот такой длинный и зеленый». Возьмите кусочек зеленого пластилина и раскатайте его на столе для лепки, чтобы получить длинную «колбаску». Покажите ее ребенку и добавьте: «Вот, у нас получился лук». Попросите ребенка попробовать слепить «лук» самостоятельно.
Когда овощи будут сформированы, аккуратно разместите их в игрушечной миске и подытожьте: «Помидор имеет круглую форму, в то время как зеленый лук отличается длиной». В этот момент раздается стук, и к вам в гости приходят медведь с зайцем. Они приветствуют вас и сообщают, что прибыли издалека, из леса, очень устали и испытывают голод. Предложите им приготовить салат из пластилиновых овощей, а затем прочитайте стихотворение:
Вот так радость, вот так диво – Ем салат из пластилина…
Это лук зеленый – я его сорвал…
Этот помидорчик в руки мне попал.
«Режем быстро», -я сказал,
-Лук – кусочками,
А помидорчик – круглыми колечками…
Сделайте длинный «лук» из пластилина, положите его на стол для лепки и с помощью стеки отрежьте кусочек. Остальную часть «лука» предложите ребенку нарезать на кусочки.
Далее покажите, как нарезать «помидор» кольцами. Все нарезанные кусочки поместите в миску – получится салат. Затем разложите его по тарелочкам и угостите гостей – медведя с зайцем.
«Следы»
Цель: развитие у ребенка мышечных ощущений и силы нажатий с помощью форм для теста.
Задачи: формирование контроля над мышечными ощущениями; освоение алгоритма движений пальцев (поочередное использование указательного и среднего пальцев, а также одновременное использование двух пальцев).
Оснащение: пластилиновая «дорожка» (5 х 20 см); игрушечные фигурки животных, картин
Сообщите ребенку, что к вам пришли гости — заяц и медведь. Скажите: «Медведь большой и тяжелый, он идет, тяжело ступая лапами по дорожке, вот так». Возьмите руку ребенка и проведите по ней от кисти к локтю указательным и средним пальцами, имитируя шаги медведя.
Теперь расскажите о зайчонке: «А это зайчик. Он легкий и прыгает, вот так». Возьмите руку ребенка и «прыгайте» по ней от кисти к локтю одновременно указательным и средним пальцами.
Скажите: «Смотри, вот дорожка, по которой медведь пойдет в лес, тяжело ступая, вот так», и повторите движения на другой руке. Попросите ребенка показать на вашей руке, как ходит медвежонок (пусть он повторяет ваши движения), а затем попросите показать, как скачет зайчонок.
Когда ребенок освоит эти движения, предложите ему показать, как бегает лиса (движения легкие, пальцы — указательный и средний — «бегут» попеременно). Размажьте пластилин на трех «дорожках» и проведите по ним «медведя», «зайца» и «лису», двигая пальцами так же, как по руке.