Островская Т.Н.
старший воспитатель
«Организация образовательного пространства холла ДОУ
«МОЯ РОДИНА РОССИЯ»
как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С.Лихачёв
Патриотическое воспитание – один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Наше дошкольное учреждение ведет целенаправленную работу по решению многих задач патриотического воспитания дошкольников – это формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города); формирование духовно-нравственных отношений; формирование любви к культурному наследию своего народа; воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям; чувство собственного достоинства; толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Согласитесь, уважаемые коллеги, мы – педагоги, находимся в постоянном поиске средств, методов патриотического воспитания. Отмечу, что в текущем учебном году под руководством доктора педагогических наук Лариной Петровны детский сад принимает участие в работе областной инновационной площадки по «Патриотическому воспитанию дошкольников».
Чтобы достигнуть стабильного результата, в учреждении применяются различные воспитательные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин в указе “О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” поручил создать условия для воспитания развитой патриотичной личности на основе российских культурных и духовных традиций.
Одним из средств (условий), которое способно развивать чувство нравственности и патриотизма, является организованная предметно-пространственная среда.
На наш взгляд, организация воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от развивающей предметно – пространственной среды ДОО. Пространство детского сада выступает как часть образовательного процесса по патриотическому воспитанию. В рамках реализации образовательной программы ДОО коллективом детского сада были созданы условия для формирования основ гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей через создание патриотического центра.
«Что мы Родиной, зовем…».
Реализация осуществляется по 4 локациям: три из них располагаются в 3х холлах детского сада. Это «Космос», «Наш дом природа», третий «Россия- родина моя», 4 локация – «Музей «Горенка».
Данный вариант организации пространства является инновационным опытом создания особого пространства, структурная организация и уникальная оснащенность которого, позволяет реализовать качественно новый подход при организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с родным населённым пунктом, страной, государственной символикой, а также с русской народной культурой и бытом.
Локация центра «Россия- родина моя»:
Целью является патриотическое развитие детей дошкольного возраста и систематизация знаний о своей стране, крае, городе, традициях и культуре при использовании новых современных образовательных технологий.
Содержание образовательного пространства представлено по блокам:
- «Моя страна Россия»;
- «Мой родной Вятский край – Кировская область;
- «Моя малая родина Подосиновский район».
Остановимся более подробно на оснащении образовательного пространства холла ДОУ «Наша Родина – Россия» и рассмотрим коротко каждое направление и организацию работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках содержания данного образовательного пространства.
- По направлению «Моя страна Россия» холл ДОУ оснащен следующими компонентами:
- Портрет президента Российской Федерации;
- Флаг и герб России;
- Карта РФ;
- Лэпбуки: «Наша Родина–Россия»,«Москва–столица России»;
- Литературный материал: детская энциклопедия «Наша Родина – Россия» Е.Н. Гриценко, «История России в рассказах для детей» А.О. Ишимова, «Мы живем в России» В. Степанов, «Детям о традициях и праздниках русского народа» С.Ю.Куликова;«Путеводитель для детей. Россия»Л.М. Бросалина;
- Фотоматериал: «Природа России», «Памятники воинской славы»,
«Города России».
Работа по данному направлению с детьми дошкольного возраста проходит в виде беседы, викторин и др.
Происходит:
- Формирование уважительного отношения к своей стране, ее символике;
- Знакомство детей с границами РФ;
- Расширение представлений детей о России как стране, в которой они живут;
- Пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
- Стимулирование интереса воспитанников к государственному устройству страны;
- углубление знаний о культуре России.
Направление «Мой родной Вятский край – Кировская область включает в себя такие составляющие, как:
- Символика Кировской области;
- Фотография губернатора Кировской области;
- Карта- стенд КО;
- Стендбук «Кировская область» с символами области, достопримечательностями, известными личностями, и т.д.
- Представлен литературный материал: «Земля Вятская»,
- Дидактический материал: д./игры «
- Фотоматериал.
Региональный компонент позволяет возрождать культуру и традиции народа, позволяет обеспечить эффективное освоение дошкольниками представлений о своей малой Родине. Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края расширять знания о родном крае, его национальных героях, памятниках истории и культуры, углублять чувство привязанности и любви к родному краю.
Педагогу важно:
- Сформировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями
- Познакомить дошкольников с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;
- Познакомить с творчеством писателей, поэтов композиторов
Третье направление – «Моя малая родина Подосиновский район» представлено следующими компонентами:
- Стендбук «Подосиновец», включающий аналогично Стендбуку КО – символику: герб, флаг; достопримечательности и символы малой родины.
- Фото-экскурсия: «Достопримечательности родного поселка» с куаркодами с информацией о них.
- Серия фотографий из истории детского сада (+альбомы)
- Литературный материал представлены буклеты о Малой родине, книги и др.
В ходе совместной деятельности с детьми, используя разнообразные формы организации образовательного процесса, воспитатель формирует у дошкольников представление об истории возникновении поселка, о его людях, о достопримечательностях, таким образом, формируя интерес к «малой Родине».
Ребята могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на карте свой поселок, ознакомиться с его символикой. А также могут попробовать создать и уже создают собственные небольшие проекты о поселке.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине (об историческом и современном поселке, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).
С начала нового учебного года в уклад ДОУ введена новая традиция: в данном центре проводится торжественная церемония выноса государственного флага Российской Федерации и исполнением Гимна РФ.
Традиция введена на основе инициативы президента Владимира Путина, который поддержал идею министра просвещения Сергея Кравцова возобновить традицию еженедельного торжественного поднятия флагов и исполнения гимнов.
В торжественной обстановке воспитанникам, отличившимся в конкурсах, смотрах, соревнованиях и др. вручаются благодарности, отмечаются успехи групп, педагогов и т.д.
По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сенатора И.В. Рукавичниковой, – «Подобные церемонии объединяют, сплачивают людей, дают возможность детям с достаточно раннего возраста ощущать свою причастность к многовековой российской государственности, гражданству великой и свободной страны».
Мы должны научить детей любить свою Родину. Важно помнить, что патриотическое воспитание зависит в первую очередь от нас, от родителей, от той атмосферы, которая царит в семье и в детском саду.