Описание опыта работы
«Я убедился, что как бы человек успешно
не закончил педагогический вуз, как бы
он не был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…»
А. С. Макаренко
Период адаптации начинающего педагога в профессии характеризуется высокой интенсивностью и значимостью для его личного и профессионального роста. Успех этого этапа определит, сможет ли молодой специалист утвердиться в своей профессии, продолжит ли работать в сфере дошкольного образования или выберет другую область труда.
Могу отметить, что новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано? Возможно с тем, что работа с маленькими детьми требует большого терпения, эмоциональной устойчивости и физической выносливости. Не все молодые люди готовы к таким требованиям. Профессия воспитателя иногда воспринимается как менее престижная, что может влиять на выбор будущей карьеры. Работа в детском саду может быть эмоционально сложной, особенно в условиях высокой ответственности за здоровье и безопасность детей.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
Важно, чтобы молодые специалисты, приходя в новый коллектив, чувствовали поддержку и помощь среди коллег. В этом поможет наставничество.
В детском саду я работаю 18 лет. Очень люблю свою работу: мне нравится слышать детский смех, видеть горящие глаза, а бесконечные вопросы «Почему?» заставляют меня двигать вперёд, искать и находить что – то новое, интересное.
Активно включаюсь в конкурсы и мероприятия по улучшению образовательного процесса и воспитания, этим самым стремлюсь стать образцом для молодого специалиста.
Цель моей работы в качестве наставника заключается в содействии росту профессионального мастерства начинающего педагога и помощи ему в освоении рабочей среды.
Перед собой я поставила задачи:
- Обмен навыками и умением.
- Поддержка в адаптации.
- Развитие профессиональных навыков.
- Создание доверительных отношений.
- Мотивация и поддержка.
- Формирование профессиональной идентичности.
Мои ожидания:
- Успешная адаптация молодого специалиста в образовательной организации.
- Стимулирование самостоятельного развития профессиональных умений у начинающего воспитателя.
- Улучшение навыков молодого специалиста в области обучения и психологической поддержки воспитанников.
- Постоянное улучшение уровня образовательных процессов.
- Внедрение передовых технических решений в профессиональную деятельность.
Я делюсь своими профессиональными навыками, методиками работы и практическими знаниями, что помогает Ольге Андреевне быстрее освоиться на новом месте. Помогаю ей привыкнуть к рабочей среде и понять внутренние процессы организации. Направляю молодого специалиста в процессе обучения, стараюсь выявить сильные и слабые стороны, а также предлагаю пути для дальнейшего развития. Для меня очень важно установить доверительное общение, чтобы Ольга Андреевна могла свободно задавать вопросы и делится своими переживаниями. Я вдохновляю молодого специалиста, поддерживаю его в трудные минуты и помогаю преодолевать профессиональные вызовы. Формирование профессиональной идентичности вижу в том, чтобы помочь Ольге Андреевне осознать свою роль в команде и развить уверенность в своих способностях.
Этапы
- Адаптационный этап
Определение сформированности личностных и профессиональных навыков у молодого специалиста и определение проблем, которые он испытывает. Помощь в понимании годового плана детского сада и в выборе темы для самообразования.
- Основной этап
Составление и реализация плана наставничества. Осуществление корректировки профессиональных умений молодого специалиста.
- Контрольно – оценочный этап
Анализ результатов работы, контроль работы молодого специалиста и конструктивная обратная связь для устранения ошибок.
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль деятельности молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчётности молодого специалиста |
сентябрь
Анализ затруднений молодого специалиста. Организационные вопросы. Изучение учебных материалов, пособий. Составление рабочей программы и календарно – тематического планирования.
Собеседование
|
Анализ
(рабочая программа, рабочая программа воспитания, учебный план, план работы ДОУ на 2024 – 2025 учебный год).
Анализ календарно – тематического плана |
Создание групповой документации, календарно – тематического планирования. Проверка выполнения программы. | Анкетирование “Трудности профессиональной деятельности” и “Уровень комфорта взаимодействия в команде”. Практическое занятие «Ведение групповой документации»
Создание плана работы. |
Оформление групповой документации. Составление календарно– тематического планирования. |
октябрь
Оценка личностного роста детей |
Анализ материалов по планированию учебного процесса. | Создание диагностических (проблемных) ситуаций. | Поддержка при проведении диагностического обследования детей. | Карта развития мониторинга детей. |
ноябрь
Профессиональное развитие педагога. |
Ознакомление с нормативной базой:
Закон РФ об образовании, ФОП ДО, ФГОС ДО, должностная инструкция воспитателя. |
Самообразование: определение темы, постановка целей и задач, подбор необходимых материалов. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, участие в дистанционных конкурсах). | Консультация по самообразованию. Обсуждение темы «Конфликты между детьми и методы их решения», разбор реальных ситуаций. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми. | Разработка индивидуального плана. Запись на курсы повышения квалификации |
декабрь
Организация проектной деятельности.
|
Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования Г.Н.Давыдовой | Просмотр наставником образовательной деятельности. Проследить, чтобы у детей была возможность выражать свои эмоции и идеи без ограничения. Подведение итогов работы и обобщение полученного опыта. | Беседа «Роль проектной деятельности в дошкольном учреждении для укрепления сотрудничества между воспитателями, детьми и их семьями».
|
Самооценка, исправление недочетов по результатам наблюдения. |
январь
Составление сетки организации образовательной деятельности.
|
Изучение правовых документов:
Закон РФ об образовании, ФГОС ДО, ФОП ДО. |
Посещение образовательной деятельности молодого педагога с целью выявления затруднений оказания методической помощи. | Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Организация образовательной деятельности». | Самоанализ образовательной деятельности |
февраль
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. |
Изучение правовых документов:
Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательной деятельности (план работы с родителями, протоколы родительских собраний). |
Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы». | Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребёнка дома».
Взаимопосещение родительского собрания. |
Ведение документации |
март
|
Мастер – класс «Виды и организация режимных моментов в ДОУ». Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Проверка ведения документации в группе. | Методические рекомендации по организации и проведению режимных моментов.
|
||
апрель
Организация РППС в группе.
|
Изучение СанПиН | Анализ
(принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Организация самостоятельной деятельности детей. |
Консультация по организации ПРС в группе | Создание РППС в группе |
май
Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год
|
Знакомство с правилами проведения диагностики, с диагностическим инструментарием, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения получения данных. Оформление и заполнение отчётной документации. | Помощь в проведении мониторинга. Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование, оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником. | Заполнение индивидуальных маршрутов. Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на летний период. Советы по организации планирования и работы в летний период. | Отчёт о результатах наставнической работы, собеседование по итогам за год. Самоанализ, устранение замечаний. |
Наставничество – взаимовыгодный процесс, который приносит пользу как наставнику, так и его подопечным. Молодые специалисты получают опыт и уверенность, а наставник повышает свой профессиональный уровень.