Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет
Тема: Дифференциация звуков [д] – [т]
Цель занятия:
– Формировать умение различать звуки [д] и [т] в словах, слогах и предложениях.
– Развивать артикуляционную выразительность и слуховое восприятие.
– Обеспечить корректное произношение звуков [д] и [т].
Оборудование:
– Карточки с изображениями предметов, начинающихся на [д] и [т]
– Звуковые картинки
– Звуковые игрушки или предметы для артикуляционной гимнастики
– Раздаточный материал для игр и упражнений
Ход занятия:
- Вводная часть (5 минут)
– Приветствие, создание положительной атмосферы
– Обсуждение темы занятия: “Сегодня мы узнаем, как отличать звуки [д] и [т], чтобы наши слова были ясными и понятными”.
– Легкое дыхательное упражнение для расслабления (например, “выдувание мыльных пузырей” или “задувание свечи”).
- Мотивация и подготовка к дифференциации звуков (5 минут)
– Обсуждение слов, начинающихся на [д] и [т], по картинкам (например, дом и трамвай, дерево и торт).
– Визуальное сравнение: показать карточки с изображениями и проговорить слова, выделяя начальный звук.
- Артикуляционная гимнастика и звуковая разминка (5 минут)
– Игры на развитие артикуляционной моторики:
- “Погремушка” – язычок вверх-вниз, вперед-назад, в стороны.
- “Ластик” – высовывать язык, зажимать губами, делать “змейку” языком.
– Демонстрация артикуляции [д] и [т]: произношение в удобной для детей форме, показ языка и губ.
- Формирование навыков дифференциации (10 минут)
– Игра “Что я произношу?”
- Воспроизведение звуков [д] и [т], дети повторяют после логопеда.
- Вслух проговариваются слова, начинающиеся на [д] или [т], дети показывают карточку с соответствующим изображением.
– Работа с карточками:
- Распределение карточек по двум группам: звуки [д] и [т].
- Повторение слов с правильной артикуляцией.
– Задание “Найди пару”: детям показывают слово, они выбирают карточку с изображением, произносят слово, акцентируя звук.
- Игровое закрепление (10 минут)
– Игра “Звуковой поиск”:
- Ведущий называет слова, а дети ищут картинку, начинающуюся на [д] или [т], и озвучивают её.
– Задача “Разложи по группам”:
- Дети сортируют карточки по двум группам, произносят слова вслух, выделяя нужный звук.
– Викторина “Кто я?”:
- Ведущий называет слово, дети определяют, на какой звук оно начинается, и показывают карточку.
- Закрепление произношения (5 минут)
– Практика в словах и предложениях:
- В произношении слов с [д] и [т]: “Дедушка дал торт” или “Тимофей трясёт дерево”.
- Повторение вместе с логопедом, акцентируя внимание на артикуляции.
- Итог, подкрепление и домашнее задание (5 минут)
– Обсуждение, что нового узнали, что получилось хорошо.
– Закрепляющие задания на дом:
- Проговаривать слова с [д] и [т] в игровой форме.
- Нарисовать предметы, начинающиеся на эти звуки, и назвать их.
- Релаксация и прощание (2 минуты)
– Легкое дыхательное упражнение или игра “Пузыри”: дуть на мыльные пузыри.
– Поблагодарить детей за работу и пожелать хорошего дня.
Итоги:
Детям предоставляется возможность через игры, упражнения и визуальные материалы научиться различать и правильно произносить звуки [д] и [т], развивая артикуляционный аппарат и слуховое восприятие.