Открытое логопедическое занятие в старшей группе
«Насекомые»
Составлен учителем-логопедом МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Дельфиненок» г. Минеральные Воды
Учитель-логопед Лекомцева Анна Александровна
Тема: «Насекомые»
Интеграция областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые».
Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.
Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивать звуковую культуру речи, общую и мелкую моторику
Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
Оборудование:
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», «Приключения Муравьишки», К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Тараканище», Л. Модзалевский «Мотылек»; Б. Заходер «Про всех»; Ю. Энтин «О многих шестиногих; Е. Стеквашова «Муха»; А. Барто «Фонарик»; Г. Глушнёв «Бабочка»; Л. Постолов «Блохи»; В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик»); заучивание загадок о насекомых, рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»; раскрашивание и вырезывание по контуру картинок с насекомыми; прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки»
Организационный момент:
Логопед: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!
Доброе утро!
Основная часть:
Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята посмотрите, что происходит в нашем кабинете? Кто же это у нас так похозяйничал?.
Дети: Это паук.
Логопед: Да вы правы это паук. Смотрите тут письмо.
Читает письмо: Я, злой паук замотал всех насекомых в своей паутине! Насекомые просят их освободить. Но я просто так не могу их выпустить! Я хочу, чтобы вы, ребята, выполнили мои задания. Если справитесь, так и быть выпущу!
Ребята, поможем насекомым освободиться из лап злого паука?
– Выполним его задания?
Первое задание. Давайте маленьких насекомых превратим в великанов. Для этого возьмем лупы и приступим, смотрите это уже не сороконожка, а сороконожище и у неё уже ножки, а ножищи, это не таракан, а тараканище и у него уже не усы, а усище, это не кузнечик, а кузнечище и у него уже не глаза, а глазище., Отлично справились мы спасли с вами жука, таракана и кузнечика. Разрываем паутину и двигаемся дальше.
Следующее наше задание помочь божьей коровке. У нее пропали черные точечки. Давайте попробуем помочь.
Артикуляционная сказка. Божья коровка.
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
— Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр».
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
— Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
— Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такие чудесные камешки, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье».
И отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
Ну а мы пойдем дальше.
Здесь паук рассыпал пазлы мы должны собрать слово, а какое слушайте загадку:
Я по комнате летаю
Неприятная для слуха.
Извини, но я такая,
Надоедливая … (Муха)
Дети: Муха.
Логопед: Правильно это муха, давайте соберем это слово. Умнички, а теперь давайте перейдем за столы. Давайте попробуем с вами разделить слова муха на слоги:
Му-ха. Сколько слогов в этом слове?
Дети: два.
Логопед: правильно два. Покажите мне схему двух слогов. Молодцы. А теперь самостоятельно выложите слово муха, используя кассу букв.
Самостоятельная работа детей с кассой букв.
Умнички! А теперь давайте выполним звуковой анализ слова, раскрасим схему цветными камешками Марбл.
Поработали на славу давайте возьмем наши шарики Су-Джоку и сделаем массаж нашим ладошкам.
Упражнение. НАСЕКОМЫЕ.
Бабочка, кузнечик, муха
Это жук с зеленным брюхом
Это кто же здесь звенит
Ой! Сюда комар летит.
Здорово мы освободили муху и комара.
Ой, посмотрите, нас дорожка уводит в лес. А кто же здесь живет? Мы расскажем нашей любимой физминуткой.
ФИЗМИНУТКА.
Баба Яга.
В темном лесу стоит избушка
Стоит задом наперед
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет
Нос крючком глаза большие
Словно угольки горят
Ух! Сердитая какая
Дыбом волосы торчат.
Баба Яга с пауком заодно. И они для нас приготовили вот какое задание. Необходимо распределить насекомых в две банки: в банку с зеленой галочкой, отнесем тех насекомых, которые приносят пользу, а в банку с красным крестиком, которые причиняют вред природе или человеку. Попробуем справиться с таким заданием?
-Да.
Упражнение “Сортёр”.
Полезные насекомые:
Божья коровка (Божьи коровки защищают растительность садов и огородов от уничтожения тлёй)
Пчела (Жужжание пчёл приносит жизнь в наши сады, их мёд сладкий и вкусный, их яд используется в медицине против воспалений, свечи из пчелиного воска дарят свет тёмными вечерами, а прополис хорошо укрепляет иммуннитет.)
Муравей (Муравьи очень полезны в природе. Они перерывают почву, тем самым улучшая ее состав. Муравьи разносят семена некоторых растений, питаются пыльцой, тем самым опыляя цветы.)
Бабочка (Бабочки — одни из важнейших опылителей. Многие растения опыляются только ими. Человечество обязано изобретением шелка бабочке-шелкопряду.)
Вредные насекомые:
Комар (На комариную слюну в организме человека и возникают различные реакции: аллергия; сложные иммунные реакции. А так же он является переносчиком болезней.)
Муха (Мухи являются переносчиками многих опасных для жизни вирусных, бактериальных, паразитарных заболеваний человека и животных!)
Таракан (тараканы портят продукты, а также загрязняют пищу вредными веществами. Они опасны для здоровья человека. Тараканы способны портить бытовые и электрические приборы).
Логопед: Бабочки попали в беду и никак не могут выпутаться из паутины. Давайте хорошенечко на них подуем и спасём.
Дыхательная гимнастика – Бабочки.
Бабочки летали,
Бабочки порхали
По лугу кружились
На цветы садились.
Отлично у нас все получилось. Мы пасли пчелу, бабочку, шмеля, муравья. Логопед: У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют…?
Дети: пёстрокрылой.
Логопед: У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют…
Дети: большеглазой.
Логопед: У жука-усача длинные усы, поэтому его называют…
Дети: длинноусый.
Логопед: Посмотрите ребята, какие вы молодцы, всех насекомых освободили. Давайте их выпустим на волю и не будем нарушать покой природы.
Всё паук сдавайся. И больше не проказничай.
Паук: Хорошо я больше так не буду. – отдает сундук.
Логопед: Ребята смотрите здесь очки. Мы сейчас с вами сделаем уникальный интерактивный опыт.
Под спокойную музыку дети рассматривают и оживляют насекомых.