Лекомцева Анна Александровна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Дельфинёнок» г. Минеральные Воды
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192109
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучшая методическая разработка конспекта урока, при реализации современных образовательных стандартов»
Наименование конкурсной работы: Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе тема: «Насекомые»
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192109


Открытое логопедическое занятие в старшей группе

«Насекомые»

Составлен  учителем-логопедом  МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Дельфиненок» г. Минеральные Воды

 

Учитель-логопед  Лекомцева Анна Александровна

Тема: «Насекомые»

Интеграция областей:

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые».

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивать звуковую культуру речи, общую и мелкую моторику

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности

Оборудование:

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», «Приключения Муравьишки», К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Тараканище», Л. Модзалевский «Мотылек»; Б. Заходер «Про всех»; Ю. Энтин «О многих шестиногих; Е. Стеквашова «Муха»; А. Барто «Фонарик»; Г. Глушнёв «Бабочка»; Л. Постолов «Блохи»; В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик»); заучивание загадок о насекомых, рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»; раскрашивание и вырезывание по контуру картинок с насекомыми; прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки»

Организационный момент:

Логопед: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!

Доброе утро!

Основная часть:

Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята посмотрите, что происходит в нашем кабинете? Кто же это у нас так похозяйничал?.

Дети: Это паук.

Логопед: Да вы правы это паук. Смотрите тут письмо.

Читает письмо: Я, злой паук замотал всех насекомых в своей паутине! Насекомые просят их освободить. Но я просто так не могу их выпустить! Я хочу, чтобы вы, ребята, выполнили мои задания. Если справитесь, так и быть выпущу!

Ребята, поможем насекомым освободиться из лап злого паука?

– Выполним его задания?

Первое задание. Давайте  маленьких насекомых превратим в великанов. Для этого возьмем лупы и приступим, смотрите это уже не сороконожка, а сороконожище и у неё уже ножки, а ножищи, это не таракан, а тараканище и у него уже не усы, а усище, это не кузнечик, а кузнечище и у него уже не глаза, а глазище., Отлично справились мы спасли с вами  жука, таракана и кузнечика.  Разрываем паутину и двигаемся дальше. 

Следующее наше задание помочь божьей коровке. У нее пропали черные точечки. Давайте попробуем помочь.

Артикуляционная сказка. Божья коровка. 

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку, Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

— Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова вы глянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

 «Улыбочка».

 — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

 «Непослушный язычок».

 И он стал ровным, как лопаточка.

 «Лопатка».

 Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

 «Чашечка».

 и набрала дождевой водички для чаяПопила чайку с бубликом

 «Бублик»,

 и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

 «Лошадка».

 веселого  маляра,

 «Маляр».

 «Грибок».

 и даже гармошку.

 «Гармошка».

 Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

—  Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.

— Хорошо, солнышко, давай  я угощу тебя вареньем за такие  чудесные камешки, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

 «Вкусное варенье».

 И отправились спать. Солнышко за  горку, а божья коровка под грибок.

 Ну а мы пойдем дальше.

Здесь паук рассыпал пазлы мы должны собрать слово, а какое слушайте загадку:

Я по комнате летаю 

Неприятная для слуха. 

Извини, но я такая, 

Надоедливая … (Муха)

Дети: Муха.

Логопед: Правильно это муха, давайте соберем это слово. Умнички, а теперь давайте перейдем за столы. Давайте попробуем с вами разделить слова муха на слоги:

Му-ха. Сколько слогов в этом слове?

Дети: два.

Логопед: правильно два. Покажите мне схему двух слогов. Молодцы. А теперь самостоятельно выложите слово муха, используя кассу букв.

Самостоятельная работа детей с кассой букв.

Умнички! А теперь давайте выполним звуковой анализ слова, раскрасим схему цветными камешками Марбл.

Поработали на славу давайте возьмем наши шарики Су-Джоку и сделаем массаж нашим ладошкам.

Упражнение. НАСЕКОМЫЕ.

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зеленным брюхом

Это кто же здесь звенит

Ой! Сюда комар летит.

Здорово мы освободили муху и комара.

Ой, посмотрите,  нас дорожка уводит в лес. А кто же здесь живет? Мы расскажем нашей любимой физминуткой.

ФИЗМИНУТКА.

Баба Яга.

В темном лесу стоит избушка

Стоит задом наперед

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет

Нос крючком глаза большие

Словно угольки горят

Ух! Сердитая какая

Дыбом волосы торчат.

Баба Яга с пауком заодно. И они для нас приготовили вот какое задание. Необходимо распределить насекомых в две банки: в банку с зеленой галочкой, отнесем тех насекомых, которые приносят пользу, а в банку с красным крестиком, которые причиняют вред природе или человеку. Попробуем справиться с таким заданием? 

-Да.

Упражнение “Сортёр”.

Полезные насекомые:

Божья коровка (Божьи коровки защищают растительность садов и огородов от уничтожения тлёй)

Пчела (Жужжание пчёл приносит жизнь в наши сады, их мёд сладкий и вкусный, их яд используется в медицине против воспалений, свечи из пчелиного воска дарят свет тёмными вечерами, а прополис хорошо укрепляет иммуннитет.)

Муравей (Муравьи очень полезны в природе. Они перерывают почву, тем самым улучшая ее состав. Муравьи разносят семена некоторых растений, питаются пыльцой, тем самым опыляя цветы.)

Бабочка (Бабочки — одни из важнейших опылителей. Многие растения опыляются только ими. Человечество обязано изобретением шелка бабочке-шелкопряду.)

Вредные  насекомые:

Комар (На комариную слюну в организме человека и возникают различные реакции: аллергия; сложные иммунные реакции. А так же он является переносчиком болезней.)

Муха (Мухи являются переносчиками многих опасных для жизни вирусных, бактериальных, паразитарных заболеваний человека и животных!)

Таракан (тараканы  портят продукты, а также загрязняют пищу вредными веществами. Они опасны для здоровья человека. Тараканы способны портить бытовые и электрические приборы).

Логопед: Бабочки попали в беду и никак не могут выпутаться из паутины. Давайте хорошенечко на них подуем и спасём.

Дыхательная гимнастика – Бабочки.

Бабочки летали,

Бабочки порхали

По лугу кружились

На цветы садились.

Отлично у нас все получилось. Мы пасли пчелу, бабочку, шмеля, муравья. Логопед: У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют…? 

Дети: пёстрокрылой.

Логопед: У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют…

Дети: большеглазой.

Логопед: У жука-усача длинные усы, поэтому его называют…

Дети: длинноусый.

Логопед: Посмотрите ребята, какие вы молодцы, всех насекомых освободили. Давайте их выпустим на волю и не будем нарушать покой природы.

Всё паук сдавайся. И больше не проказничай. 

Паук: Хорошо я больше так не буду. – отдает сундук.

Логопед: Ребята смотрите здесь очки. Мы сейчас с вами сделаем уникальный интерактивный опыт.

Под спокойную музыку дети рассматривают и оживляют насекомых.

 

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе тема: «Насекомые»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram