Маурер Анна Николаевна
учитель
КГБОУ «Ачинская школа № 3»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192194
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Уроки по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака применение технологии критического мышления
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192194


Проект уроков по пьесе-сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”

 Формат разработки: уроки литературы, возраст учащихся 5 класс, 11-12 лет 

 Тема: Изучение пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” в 5 классе по программе В.Я. Коровина, 

с применением технологии критического мышления 

Сценарий уроков составила: Маурер Анна Николаевна, 

учитель, КГБОУ “Ачинская школа № 3”

Изучение пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” в 5 классе по программе В.Я. Коровина 

   Изучение пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” является программным для обучающихся в 5 классе. Данные уроки проводят в третьей учебной четверти, тему проходят 3 часа.

    В основу изучения темы положена технология развития критического мышления. 

    Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Это умение, прежде всего, работать с текстами различных стилей речи. Усвоение нового материала происходит через “извлечение” уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы  вызывают потребность в новых знаниях.  Вызов настраивает обучающихся на осмысление новой информации. На последнем этапе рефлексии (размышлении) происходит творческое развитие, осознание уже новой информации и возможность предложить свою оценку, высказать своё мнение, выслушать мнения других. 

   Технология критического мышления предполагает наличие определённых стратегий, приёмов. В данной серии уроков, посвящённых изучению пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” используются следующие приёмы:

– РАФТ,

– Инсерт,

– Мозговой штурм,

– Кластер. 

А также индивидуальная, парная, групповая работа обучающихся.  

Сценарий уроков по пьесе-сказке С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” состоит из следующих тем уроков:

  1. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”.
  2. Герои пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
  3. Традиции народных сказок в пьесе-сказке Маршака “Двенадцать месяцев”. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке С.Я.Маршака.

Основу данной программы составляют следующие учебники и учебные пособия:

  1. Генике “Развитие критического мышления”
  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник – хрестоматия в 2-х частях. 5 кл. М.: Просвещение, 2020г.
  3. Коровина В.Я. и др. “Читаем, думаем, спорим…”: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2018 г.

При внедрении технологии критического мышления мною была поставлена  цель:  формирование критического стиля мышления в процессе обучения,  развитие умений понимать скрытый смысл той или иной информации, сообщения, образа.

Задачи разработки:

– познакомить обучающихся с фактами из жизни и творчества С.Я. Маршака;

          – расширить представление о драме как роде литературы; 

          – развить навыки анализа текста различных стилей;

–  обобщить знания о содержании и героях пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; 

– развивать навыки сопоставительного анализа текстов различных родов литературы;

– развивать навыки устной и письменной речи;

формировать критический стиль мышления в процессе обучения,  развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; 

– развивать навыки самостоятельной работы  с учебным материалом и информацией;

–  формировать  умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте.

 

Результаты разработки

обучающиеся знают: 

– содержание пьесы-сказки “Двенадцать месяцев” С.Я. Маршака, 

– содержание словацкой народной сказки “Двенадцать месяцев”,  

– факты из биографии С.Я. Маршака, 

– определение и основные черты пьесы-сказки;

обучающиеся умеют:

– работать с текстами различных стилей, 

– извлекать нужную информацию из различных текстов,

– создавать связный письменный и устный ответ на вопрос,

– обобщать и делать выводы, рассуждать,

– работать в парах, группах.

Итогом разработки и способом проверки являются:

–  устные ответы обучающихся,

– индивидуальные письменные работы обучающихся (сочинение).

 

Тема 1. С.Я.Маршак. Слово о писателе. Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”. 

Цель (для учителя) обобщить знания о жизни и творчестве С.Я.Маршака; 

расширить представление о драме как роде литературы; 

развить навыки анализа текста; 

учить обобщать и делать выводы, развивать умение рассуждать; 

Цель (для учащихся):  Знать произведения С.Я. Маршака, основные этапы его творчества.

Уметь характеризовать драматическое произведение, основные его составляющие элементы.

Уметь анализировать текст, делать выводы, рассуждать.

Ожидаемые результаты: Знают произведения С.Я. Маршака, этапы его творчества.

Знают, что такое драматическое произведение, элементы драматического произведения.

Предварительная подготовка учащихся: Прочитали вступительную статью о С.Я. Маршаке. 
Ресурсное обеспечение Учебник “Литература” 2 часть, тетради по литературе. 

Доска, ручки, карандаши.

Распечатка приложений.

Предварительная подготовка учителя: 1) Распечатать приложения. 

2) Подготовить выставку книг С.Я. Маршака.

Этапы и время Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный этап 1 мин Приветствие. Настраиваются на работу
2.Целеполагание.

2 мин

– Послушайте, ребята. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? 

– А как их зовут?

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?

– Ребята, из какого произведения этот отрывок?

– О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня

– Предположите тему урока, обозначьте его цели. (записываем тему урока в тетрадях)

— Двенадцать. ?

— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

– “Двенадцать месяцев”

– Самуил Яковлевич Маршак.

– (предположения обучающиххся)

 

3.Актуализация знаний.

5 мин

– Какие факты из биографии Самуила Яковлевича вы узнали, прочитав статью в учебнике.  (предполагаемые ответы)

– Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая часть его детства и отрочества прошла в городе Острогожске Воронежской губернии. Там гимназист Маршак под руководством учителя латыни Владимира Ивановича Теплых начал переводить стихи древнеримских поэтов. 

– Самуил Маршак гостил в Петербурге. Там он познакомился с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Стасов обратил внимание на юношеские стихи Маршака, добился перевода его в одну из лучших петербургских гимназий. 

– Когда у Маршака ухудшилось здоровье (у него начал развиваться туберкулёз), писатель Максим Горький и певец Фёдор Шаляпин помогли ему поселиться в Крыму, перевели в ялтинскую гимназию. Около двух лет он жил в Ялте в доме М. Горького.

– Печататься С. Я. Маршак начал в 1907 году в петербургских альманахах и журналах, в том числе в «Сатириконе».  

3.Работа с публицистическим текстом. 10 мин. 

Работа с текстом о жизни и творчестве С.Я. Маршака. 

– Перед вами на листах текст о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Вам нужно прочитать текст “с карандашом”, отметить: 

“V” – то, что я знаю.

“+” – что, я узнал нового.

“?”- я хочу про это узнать более подробно, т.к. сомневаюсь в истинности написанного.  Работают индивидуально. Приложение 1.

(учитель знаки записывает на доску, чтобы обучающиеся имели возможность посмотреть, если забыли). 

– Обсуждение прочитанного, обучающиеся сначала называют то, что уже знали, затем то, что узнали нового. Озвучивают то, о чём хотели бы ещё узнать (из опыта, дети хотят узнать о детских домах того времени, о детской колонии, которой заведовал Маршак, о работе его в театре). 
4. Работа с научным текстом. 10 мин. Художественные особенности пьесы-сказки. Понятия “драматическое произведение”, “пьеса-сказка”, её составляющие элементы. 

Составление кластера “Пьеса-сказка”.

   –   Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943  году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных. (Беседа, фронтальный опрос)

– Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? 

– Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?

– К какому роду литературы относится пьеса?

– Назовите отличие драматического рода литературы от лирического и эпического.

– Откройте ваши учебники, с чего начинается пьеса-сказка Маршака “Двенадцать месяцев”?  

  

Перед вами Приложение 2, вам нужно прочитать текст в группах, обсудить и составить кластер “Пьеса-сказка” в своих тетрадях по литературе. 

– Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости. 

– Пьеса относится к драматическому роду литературы.

– Драматические произведения ставят на сцене. 

– Пьеса начинается с перечня действующих лиц, с описания, где происходит действие. 

 

Обучающиеся объединяются в группы по 3-4 человека, работают с научным текстом, составляют кластер.

5. Защита составленных кластеров. 6 мин. Слушает учеников, задает наводящие вопросы. Защита продуктов, выступление каждой группы, обсуждение. 

Учить может воспользоваться эталоном составленного кластера Приложение 2

Выступает один ученик от группы с защитой кластера, остальные добавляют, отвечают на наводящие вопросы.
6. Подведение итогов урока. 5 мин. Учитель задает вопросы по поводу работы в группе и выполнения заданий: 

1.Что было самым трудным  

2. Подумай, какую роль ты выполнял в группе (рисовал, предлагал идеи, искал ответ в тексте) 

3. Оцени свое настроение во время работы в группе (мне было интересно, скучно, больше всего мне понравилось…)

Фронтальный опрос:

– Продолжи фразу: “Сегодня на уроке я узнал о …”

– Продолжи предложение: “Я знаю, что пьеса – это …”

Обучающиеся дают ответы на вопросы учителя.
7. Домашнее задание. 

1 мин.

– Сегодня на уроке вы познакомились с краткой биографией С.Я. Маршака, вспомнили его произведения, узнали, что такое пьеса и из каких элементов она состоит. 

Дома вы должны будете прочитать пьесу-сказку С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”. Откройте дневники и запишите домашнее задание. 

Записывают в дневниках: “Прочитать пьесу-сказку С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев “.

Приложение 1.

Маршак Самуил Яковлевич  (1887 – 1964), поэт, переводчик.
    Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.

    В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
    Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводом сборника английских народных песенок «Дом ,который построил Джек» 
    В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах “Северные записки” и “Русская мысль”. В военные годы занимался помощью детям беженцев.
    С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя. В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах – “Сказка о глупом мышонке”, “Пожар”, “Почта”, Усатый –полосатый” ,”Теремок”. Возглавляет один из первых советских детских журналов – “Новый Робинзон”, вокруг которого собираются талантливые детские писатели.
    Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник “Сказки, песни, загадки”, неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
    Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки “Двенадцать месяцев”, “Умные вещи”, “Кошкин дом”. Имя С.Я.Маршака известно далеко за пределами нашей Родины, стихи его переведены многие языки мира. 
      Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре заведовал Маршак. Там он создает первый советский детский театр.
      И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.

     Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.  Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.

Приложение 2.

      Драма – это 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.

     Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные.

    Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены. 
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п., называется такой список афишей

    Ремарки — в драматическом произведении краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик, Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение.  Ремарки – слова, заключенные в круглые скобки, с помощь которых автор помогает понять, как действуют герои.
Составные части драматической сказки называют акты, действия, сцены, картины. 

Модель кластера “Пьеса-сказка” (эталон для учителя)

Тема2. Герои произведения сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель (для учителя)
  • закрепить и обобщить знания о содержании и героях пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; продолжать отрабатывать навык создания письменных работ.
Цель (для учащихся):  – знать содержание сказки, 

– уметь давать характеристику героям: положительные и отрицательные герои сказки, обоснованно доказывать своё мнение;

– отрабатывать навык создания письменных творческих работ. 

Ожидаемые результаты: Хорошо знают содержание сказки, умеют характеризовать героя, создают письменный творческий текст. 
Предварительная подготовка учащихся: прочитать пьесу-сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», нарисовать рисунки
Ресурсное обеспечение Мультимедийное оборудование, доска, ручки, карандаши.

Распечатка приложений для каждой группы. 

Предварительная подготовка учителя:  1) Подключить проектор. 

2) Расставить стулья и парты для групповой работы.

3) Распечатать приложения.

Этапы и время Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный этап 1 мин Приветствие. Настраиваются на работу
2.Целеполагание.

2 мин

  1. Разгадайте ребус. 

   СНЕ                                    

ЖНИК

– Вспомните и скажите, в каком произведении главная героиня собирала зимой в лесу подснежники?

Сегодня на уроке мы будем вести наш разговор о героях пьесы-сказки “Двенадцать месяцев”

Разгадывают ребус (подснежник)

Отвечают на вопрос

3.Актуализация знаний.

5 мин

Вспомним сюжет сказки. 

1задание:Расположите события по порядку, пронумеровав эпизоды:

1. Королева в лесу.

2. Приказ о новом законе природы.

3. Помощь братьев–месяцев.

4. В лес за подснежниками.

5. Новогодние желания.

6. Урок правописания.

7. Елочка для королевы.

Эталон:

Елочка для королевы.-7

Урок правописания.-6

Приказ о новом законе природы.-2

В лес за подснежниками.-4

Помощь братьев–месяцев.-3

Королева в лесу.-1

Новогодние желания.-5

Приложение 1.

-Все ли основные события перечислены? Можно ли добавить еще какие-нибудь? 

С.Я.Маршак писал о сказке: «Чем больше вымысла в сказке, тем достовернее должна быть ее основа – характеры действующих лиц, их побуждения и поступки. Если в сказке будет все  сплошь неправдоподобно,  вас не удивят в ней самые сногсшибательные чудеса и волшебные превращения».

Что же в пьесе-сказке жизненно и правдиво, а что неправдоподобно, фантастично?

2 задание: Заполните таблицу: «Фантастическое и реальное  в сказке»

Приложение 1.

Слушаем ответы команд. 

Предполагаемые  результаты заполнения таблицы командами.

Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы. 

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Фантастическое- 1 вариант Реальное – 2 вариант
3.Работа по теме урока. (13 мин.) Характеристика героев пьесы-сказки – Какие  бывают в сказках герои?

– Кто из героев воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?

– Кто из героев воплощает добро? 

– Какую роль вы бы выбрали для себя?

Почему?

– Из каких  составляющих складывается характер героя?

Каждой группе выдана таблица (Приложение 2) с критериями, по которым они будут составлять характеристику персонажа пьесы:

1.Черты характера 

2.Факты, подтверждающие эти черты характера. 

3.Примеры из текста (что говорит герой или что говорят другие персонажи о нем). 

После работы с таблицей предлагается сделать вывод: это отрицательный или положительный герой и  доказать, почему. Пока идет обсуждение в группах, учитель наблюдает за работой групп, дает советы, направляет ход рассуждений.

Положительные  и отрицательные.  Добрые и злые.

Королева, мачеха, дочка

Падчерица, солдат, 12 месяцев.

• внешность

• поступки

• язык

• реплики персонажей

Работает в группе: предлагает идеи или ищет ответ в тексте. Заполняют таблицу по указанным критериям.

4. Защита задания  Слушает учеников, задает наводящие вопросы. Защита продуктов, выступление каждой группы, характеристика героев пьесы. Выступает один ученик с защитой проекта, остальные добавляют, отвечают на наводящие вопросы.
5. Творческое задание (РАФТ) 

7 мин.

– Ребята, представьте, вы попали в сказку “Двенадцать месяцев”. Скажите, в какой эпизод сказки вы бы хотели попасть?

– На месте какого героя вы бы хотели побывать? Почему?

– Мы с вами  в сказке, вы – её герои. К какому герою вы хотели бы обратиться? Что бы вы ему сказали? Обсуждение. 

(заполняем в группах таблицы) Приложение 3

Учитель предлагает написать письмо, записку, телеграмму от лица героя пьесы-сказки другому персонажу. 

Обсуждаем таблицу. Это только предположения, как может выглядеть заполненная  таблица.

Роль Аудитория  Форма Тема
Королева Народ  Письмо Ответственность за свои поступки
Мачеха Падчерица Записка Взаимовыручка в трудной ситуации
Канцлер  Королева Телеграмма Наказание за плохие поступки
Падчерица Мачеха Прошение Отношение членов семьи друг к другу
Двенадцать месяцев Дочка старухи-мачехи  Отношение государя к подчиненным
Солдат Двенадцать месяцев

Обучающиеся работают в группах.

У каждой группы есть вспомогательная карточка (Приложение 3), с которой они работают, создавая письменный текст, готовясь к выступлению по творческому заданию.

Вопросы для диалога с товарищами в группе
1. Послушай начало, как можно написать лучше, посоветуй.

2. Есть ли в моём тексе те места, в которых нужно что-то исправить. Подскажи, где конкретно, по твоему мнению, следует исправлять.

3. Есть ли в тексте места, где мысль можно выразить конкретнее, яснее. Подскажи мне эти места.

4. Как ты думаешь, я не отклоняюсь от темы?

5. Как я могу улучшить свой текст, подскажи.

Дети отвечают, аргументируя свои ответы.

Пишут, обсуждают защиту своего письма, записки, телеграммы. 

6. Защита творческого задания. 5 мин. Слушает учеников.  Выступает один ученик с защитой проекта, остальные добавляют, отвечают на наводящие вопросы.
7. Подведение итогов урока.  – Рефлексия. 

Продолжи предложение   …

1. Я думаю, что эта сказка может научить…

2. Мне кажется, что герои это сказки могут помочь понять… 

Учитель задает вопросы по поводу работы в группе и выполнения заданий: 

1.Что было самым трудным  

2. Подумай, какую роль ты выполнял в группе (рисовал, предлагал идеи, искал ответ в тексте) 

3. Оцени свое настроение во время работы в группе (мне было интересно, скучно, больше всего мне понравилось…)

Выставление отметок. 

Дети отвечают, аргументируя свои ответы.

 

Приложение 1

1задание: Расположите события по порядку, пронумеровав эпизоды:

  1. Королева в лесу.
  2. Приказ о новом законе природы.
  3. Помощь братьев–месяцев.
  4. В лес за подснежниками.
  5. Новогодние желания.
  6. Урок правописания.
  7. Елочка для королевы.
Фантастическое Реальное

2 задание: Заполните таблицу: «Фантастическое и реальное  в сказке»

Приложение 2

Дочь старухи

Черты характера героя  Факты, подтверждающие эти черты характера. 

 

Примеры из текста (что говорит герой или другие персонажи о нем)

Вывод: это отрицательный или  положительный герой? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Падчерица 

Черты характера героя  Факты, подтверждающие эти черты характера.  Примеры из текста (что говорит герой или другие персонажи о нем)

Вывод: это отрицательный или  положительный герой? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Мачеха 

Черты характера героя  Факты, подтверждающие эти черты характера. 

 

Примеры из текста (что говорит герой или другие персонажи о нем)

Вывод: это отрицательный или  положительный герой? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Королева 

Черты характера героя  Факты, подтверждающие эти черты характера. 

 

Примеры из текста (что говорит герой или другие персонажи о нем)

Вывод: это отрицательный или  положительный герой? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 3

Роль Аудитория  Форма Тема
Вопросы для диалога с товарищами в группе
1. Послушай начало, как можно написать лучше, посоветуй.

2. Есть ли в моём тексе те места, в которых нужно что-то исправить. Подскажи, где конкретно, по твоему мнению, следует исправлять.

3. Есть ли в тексте места, где мысль можно выразить конкретнее, яснее. Подскажи мне эти места.

4. Как ты думаешь, я не отклоняюсь от темы?

5. Как я могу улучшить свой текст, подскажи.

Тема 3. Традиции народных сказок в пьесе-сказке Маршака “Двенадцать месяцев”. Подготовка к домашнему сочинению по  пьесе- сказке С.Я.Маршака.

Цель (для учителя) учить анализу текста, выделению общих и отличительных черт по заданным параметрам; систематизировать знания по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать навыки устной и письменной речи; 
Цель (для учащихся):  Уметь сопоставлять сказки, выделять общие и различные черты; уметь создавать письменный текст по плану.
Ожидаемые результаты: Нашли общие и различные черты; составили план сочинения, создали черновой вариант сочинения.
Предварительная подготовка учащихся: Знают текст пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; знают структуру написания сочинения.
Ресурсное обеспечение Учебник “Литература” 2 часть, тетради по литературе. 

Доска, ручки, карандаши.

Распечатка приложений.

Предварительная подготовка учителя: 1) Распечатать приложения. 
Этапы и время Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный этап 1 мин Приветствие. Настраиваются на работу
2.Целеполагание.

2 мин

– Вы уже хорошо знаете пьесу-сказку С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”, знаете положительных и  отрицательных героев сказки, умеете их характеризовать. Назовите положительных героев сказки.

– Перечислите отрицательных героев сказки.

– Как вы понимаете слова «мачеха» и «падчерица»? 

– В каких сказках мы встречали таких персонажей ?

– А как называются сказки, у которых есть автор?

– Сделайте предположение, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? 

– Положительные герои пьесы-сказки: падчерица, солдат, 12 месяцев, профессор.

– Отрицательные герои сказки: мачеха, дочь мачехи, королева. 

– “Мачеха”- это неродная по крови мать, “падчерица” – это неродная дочь. 

– В русских народных сказках. В сказке “Морозко”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Мороз Иваныч” и т.п.

– Это литературные сказки.

– О литературных и народных сказках. Что между ними общего и чем они различаются. 

3. Работа с текстом словацкой народной сказки “Двенадцать месяцев”. 15 мин. 

Чтение и обсуждение народной сказки. Работа в группах “Сопоставительный анализ народной сказки и пьесы С.Я. Маршака”

Перед вами тексты словацкой народной сказки “Двенадцать месяцев”, прочитайте сказку. Приложение 1 (в слабом классе можно дать чтение сказки на предыдущем уроке).

Мозговой штурм:

– Что в сюжете пьесы близко со словацкой народной сказкой? Перескажите кратко эти эпизоды.

– Какие герои пьесы-сказки Маршака действуют в народной сказке? Чем отличаются герои пьесы-сказки от своих  фольклорных «двойников»?

– Каких  героев пьесы можно встретить в народных сказках, а каких героев в народных сказках нет? 

Учитель объединяет обучающихся в группы по 3-4 человека для выполнения задания. Приложение 2. Учитель поясняет задание.

Задание. Заполнив сопоставительную таблицу, выясните, чем похожи и чем отличаются народная и литературная сказки.

Перед началом работы определитесь, кто будет секретарем, а кто спикером. Устно сделайте вывод.

Читают сказку.

– Мачеха отправляет падчерицу за подснежниками, девочка в лесу встречает двенадцать месяцев, которые ей помогают, мачеха и родная её дочь наказаны за зло.

– Мачеха, Дочка, Падчерица, двенадцать месяцев. В пьесе Маршака мачеха и дочка не погибают, их превратили в собак, а в народной сказке они сгинули в лесу. 

– В народных сказках можно встретить таких героев, как Королева, Садовник, солдаты, послы, ворон, заяц, белки, медведь, первый и второй глашатаи, двенадцать месяцев. Не встречаются такие герои, как Гофмейстрина, Учитель королевы, Канцлер, Офицеры

королевской стражи, Королевский прокурор.

Обучающиеся работают в группах, обсуждают, назначают секретаря и спикера. 

4. Защита таблиц

4 мин. 

Слушает учеников.  Защита таблиц, с каждой группы выступает один ученик. 
5.Составление и обсуждение плана сочинения. 15 мин. Работа в группах над составлением плана сочинения.  – Мы завершаем работу со сказкой «Двенадцать  месяцев», вам нужно подвести итоги, обобщить знания. Как мы можем это сделать?

– Каковы же  задачи этого этапа урока?

– Вспомните структуру сочинения 

– Вам предстоит выбрать одну из тем для сочинения:

1. Как и почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

2. В чём близки и чем различны Падчерица и Королева?

3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народную и чем отличается?

(обучающиеся выбирают тему для сочинения, в зависимости от их выбора учитель группирует обучающихся). 

Задание для трёх групп: Обсудите план своих сочинений, наметьте, что вы будете писать во вступлении, в основной части, в заключении. Для каждой группы есть наводящие вопросы, отвечая на них в группе, вы составите планы своих сочинений. 

Приложение 3.

Учитель контролирует работу в каждой группе. В ходе работы он может руководствоваться Приложением 4. Примерный образец для учителя планов сочинений обучающихся. 

– Написать контрольную работу, создать сочинение (варианты ответов обучающихся).

– Вспомнить структуру сочинения, наметить план, о чём будем писать.  

– Вступление – основная часть – заключение.

 

Обучающиеся делятся на группы в зависимости от того, какую тему сочинения они выбрали. 

Работают в группах, отвечая на вопросы, составляют план. 

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

3 мин. 

– Вы завершили работу над составлением планов сочинений. Продолжите фразу:

“Сегодня на уроке было легко/трудно … потому что …

– Откройте дневники, запишите домашнее задание: “Написать сочинение по плану на одну из предложенных тем”.

Отвечают, продолжая фразу, аргументируют.

Записывают домашнее задание: ” Написать сочинение по плану на одну из предложенных тем”.

Приложение 1

-Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

-Двенадцать.

-А как их зовут?

-Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

-Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

-Как же это случилось?

-А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так, как ни повернется — все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки на огороде выполи.             

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

  • Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница. Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:
  • Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов  вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а    земля чуть посветлее. Это от снега. Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное   дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек — будто звезда среди ветвей запуталась. Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. “Только бы, — думает, — огонек не погас!” А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто  в зеленом бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых,  а последние трое — совсем еще мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый – и поглядел в  ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

  • Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

  • Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

  • Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!
  • Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а  деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

  • Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца  они и не выглянут.
  • В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке  на одном плече, встал и подошел к старику:

  • Братец Январь, уступи мне на час свое место! Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
  • Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
  • Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
  • Ну, будь по-вашему, — сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы, 

В заповедном бору, 

У сосны, у березы 

Не грызите кору!

Полно вам воронье

 Замораживать,

Человечье жилье 

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

  • Ну, теперь твой черед, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы, 

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны, 

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко, 

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка 

Белою змеею!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились    снежные  хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

  • Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос: 

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи, 

Вылезайте, муравьи, 

После зимней стужи!

 Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник. 

Стали птицы песни петь, 

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!

Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка — наглядеться не может.

  • Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня    свет, а от полного месяца, что взошел над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею  поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

  • Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники  где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и  поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

  • Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не  верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

  • А больше тебе ничего месяцы не дали?
  •  — Да я больше ничего и не просила.
  • Вот дура так дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем  месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков!
  • Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет.

Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут,    хоть их двенадцать, а ты одна.

  • Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит:
  • Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. “Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!” Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

“Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!”

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек — точно звездочка в ветвях  запуталась.

Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер  горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

  • Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?
  • Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.
  • Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты  зачем к нам пожаловала?
  • За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь…
  • Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь  царствовать буду.
  • Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка. — Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

  • Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка. — Перестань! — кричит. — Хватит! Да где там!

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала – нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в  такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила. И был у нее, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды,

наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

  • У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было. Вот и сказке «Двенадцать месяцев» конец, а кто слушал – молодец!

 

Приложение 2

Задание. Заполните сопоставительную таблицу, выясните, чем похожи и чем отличаются народная и от литературной пьесы-сказки “Двенадцать месяцев”. Сделайте устный вывод. 

Особенности сказки Сказка народная  Сказка литературная
Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка
Фантастическое
Наличие автора
Род литературы 
Типичные герои (царевич, царевна, дурак, Кощей и т.д.)
Герои созданы самим автором
Можно точно определить время, место действия
Время и место действия условны: при царе Горохе, тридевятое царство
Между кем из героев конфликт?
Сюжетные линии
Положительные герои (перечислить)
Отрицательные герои (перечислить)
Герои, которые в сказке меняются в лучшую сторону

Вывод: 

Приложение 3

  1. Как и почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
Вопросы Ваш план
– С чего бы вы начали это сочинение?

 – Кто из героев стоит на стороне добра, кто – на стороне зла?

– Какие добрые/злые дела, мысли и качества их характеров показаны?

– Кто помогает Падчерице победить зло?  

– Почему ей помогают все окружающие? 

– За что наказаны отрицательные герои?

– Что заставляет отрицательных героев измениться к лучшему? 

– Как можно закончить это сочинение? 

 

  1. В чем близки и чем различны Падчерица и Королева?
Вопросы Ваш план
– С чего бы вы начали это сочинение? 

– Чем похожи Падчерица и Королева?

– В чем отличие их характеров?

– Кто из героинь меняется по ходу пьесы? 

– Как автор относится к героиням?

– Какой сделаете вывод? 

 

  1. Чем похожа пьеса-сказка «12 месяцев» на народную и чем отличается?
Вопросы Ваш план
– С чего начнете? 

– Какие герои сказки Маршака действуют в народной сказке?

– Что сближает сказку Маршака с народной? 

– В чем различие? 

– Что в сказке фантастического, что – реального?

– Чему учит нас сказка? – вывод

Приложение 4

Примерный образец для учителя планов сочинений обучающихся

  1. Как и почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

 План сочинения 

1.В сказках добро всегда побеждает зло.
2.Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки Маршака: их мысли, поступки, качества личности, способность измениться к лучшему.
  а) Падчерица как воплощение народных представлений о добре и справедливости.
  б) Королева как олицетворение легкомысленности и праздности.
  в) Мачеха и Дочка как символы черствости, лени и жадности.
  г) Учитель Королевы и Солдат как выразители научных и народных представлений о мире и людях.
3. Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.

2.В чем близки и чем различны Падчерица и Королева?

План сочинения 

  1. Падчерица и Королева: черты и сходства.
    2. Падчерица и Королева: отличительные признаки.
    а) Бедность и бесправие Падчерицы, богатство и власть Королевы.
    б) Разные черты характера: умение уважать людей, доброта, внимательность, трудолюбие Падчерицы; черствость, легкомыслие, своенравие Королевы.
      в) Жалость и сочувствие Падчерицы по отношению к Королеве, любопытство и эгоизм Королевы по отношению к Падчерице.                                                                           

  г) Влияние Падчерицы, Учителя и других героев на изменение Королевы.
  д) Отношение автора к героиням.
3. Мысль автора о возможности изменения к лучшему под влиянием положительных идеалов.


  1. Чем похожа пьеса-сказка «12 месяцев» на народную и чем отличается?

План сочинения 

  1. Сказка – это … Она бывает народная и литературная.
  2. Сравнение сказок:

а)  Герои сказок (общие в каждой и герои, которые действуют только в данной сказке);

б) Сказки похожи (герои, сюжетные линии, финал, добро побеждает зло);

       в) Отличительные черты (более сложный сюжет; оценка героев автором, а не народной моралью; драматическое произведение)

       г) Реальные черты в сказках, фантастические черты в сказках.

  1. Литературные и народные сказки учат читателя добру, вере в справедливость. 

 

Уроки по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака применение технологии критического мышления

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram