Носова Лилия Васильевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа п.Горноправдинск»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192209
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: «Великая Отечественная война... Символы блокады».
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192209


Сценарий внеклассного мероприятия «Блокадные светлячки – символы надежды и веры».

 

Цель: Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, гордости за героическое прошлое всего советского народа.

Задачи урока:

Образовательные:

Изучение исторических событий, связанных с блокадой Ленинграда.

Формирование представления о героизме и стойкости жителей города.

Познакомить участников с техникой изготовления памятного символа-светлячка надежды.

Показать важность сохранения памяти о героях войны.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма и уважения к подвигу предков.

Развитие чувства сопереживания и гуманизма.

Воспитание чувства благодарности и уважения к героям-жителям Блокадного Ленинграда.

Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.

Развивающие:

Развитие аналитического мышления через обсуждение и анализ исторических фактов.

Стимулирование интереса к истории своей страны.

Развитие мелкой моторики и художественного вкуса.

Целевая аудитория: 8-9 лет (3 класс).

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, мастер-класс.

Место проведения: учебный класс.

Оформление: плакаты «Нормы выдачи хлеба», «Вот они- блокадные 125 граммов», письма героев, фото памятных объектов «Блокадного Ленинграда».

Оборудование: доска, компьютер, фото и видеоматериалы, представленные в виде презентации, музыкальное сопровождение.

Материалы для мастер-класса: заготовки плотного картона, заготовки светоотражающей ленты, двухсторонний скотч, шпагат.

Структура внеклассного мероприятия:

1.Вводная часть (1-2 мин.)

-организационный момент.

-постановка цели.

2.Основная часть (15 мин.)

-рассказ о Ладожском озере и Дороге Жизни; 

-история изготовления хлеба в условиях блокады, показ карточек на хлеб;

-печи и буржуйки;

-аэростаты. Метрономы;

-салют в ознаменование снятия блокады;

-«Блокадные светлячки».

3)Заключительная часть (5мин.):

-подведение итогов;

-обратная связь от участников: что они узнали нового, какие эмоции испытали;

-заключение ведущим: важность памяти о героизме и стойкости ленинградцев.

4.Дополнительные материалы (5 мин.):

-мастер-класс «Блокадные светлячки-символы надежды и веры»;

-минута молчания.

 

1.Вводная часть.

СЛАЙД 1

Великая Отечественная война… 

Одна только мысль о ней наводит страх, боль и горечь. Эти страшные четыре года не могут быть сравнимы с остальными. 

Война – самое страшное, что может случиться на Земле. Несмотря на это, каждый человек должен хранить память об этом событии. Ведь без памяти о прошлом у народа нет и будущего.

СЛАЙД 2

Днем начала блокады Ленинграда стало 8 сентября 1941 года, когда во вражеском кольце оказалось около пяти тысяч квадратных километров, более полумиллиона военных и почти три миллиона гражданских. Связь с Большой землей поддерживали лишь по воздуху и Ладожскому озеру. За это время жизнь ленинградцев изменилась до неузнаваемости: голод и суровые условия жизни изменили внешний облик людей и их мировоззрение: исхудавшие до костей, осунувшиеся горожане, с едва уловимой надеждой в глазах, учились жить в страшных условиях войны. В их быт вошли вещи и привычки, которые в современном мире являются отголосками того времени, символами блокады города на Неве.

Окончательно блокаду сняли лишь 27 января 1944 года, спустя 872 дня после ее установления. В публицистике и литературе закрепилась формулировка «девятьсот дней блокады».

 

2.Основная часть.

СЛАЙД 3

Дорогие ребята, сегодня мы расскажем вам о некоторых символах Блокадного Ленинграда. А один из них попробуем изготовить вместе с вами.

СЛАЙД 4

Аэростаты поднялись над Ленинградом почти сразу после объявления войны.

Аэростатами прикрывали город.

Наблюдатели рисковали своей жизнью потому, что враг первым делом целился в хорошо заметный аэростат.

СЛАЙД 5

В первые дни блокады на улицах Ленинграда установили полторы тысячи громкоговорителей, которые оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. Об опасности предупреждал и метроном: быстрый ритм – воздушная тревога, медленный – отбой. 

Звук метронома стал символом несгибаемости ленинградцев.

СЛАЙД 6

Зима 1941/42 года выдалась особенно суровой, и одним из главных врагов ленинградцев стал холод. 

Грелись у печей и буржуек. Сжигали все – от разобранных деревянных домов до мебели и книг.

СЛАЙД 7

Продуктовые карточки ввели в Ленинграде еще 18 июля. Нормы питания постоянно снижались. Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим – по 250 граммов.

В хлеб добавляли то, что было в наличии: солод, бобы, отруби, луб сосны и березы, дикорастущие семена, гидроцеллюлозу.

А жмых и мучную пыль, которую улавливали в цехах, прессовали в съедобные бруски – дуранду.

СЛАЙД 8

Видео «Блокадный хлеб»

СЛАЙД 9

Трасса, проложенная по Ладожскому озеру, была практически единственной связью блокадного Ленинграда с Большой землей. 

По Дороге жизни переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек.

СЛАЙД 10

Салют в ознаменование снятия блокады прогремел в восемь часов вечера 27 января 1944 года. 24 залпа произвели в унисон из 324 артиллерийских орудий, расставленных в разных частях города. 

 

СЛАЙД 11

К первой блокадной зиме город погрузился во тьму: областные электростанции перестали снабжать Ленинград электричеством.

Чтобы не наталкиваться друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали «светлячков» – броши, покрытые «светоизлучающим слоем». 

«Светлячки» совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Стоит подержать «светлячок» в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, и он займет у них энергию света, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет в пространство. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный сигнальный фонарь.

Их делали из подручных материалов (металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки) и распространяли среди рабочих.

СЛАЙД 12

Стих Павла Аполлонова «Светлячки» напоминает нам о том, как в сложных условиях блокадного Ленинграда люди находили способы выжить и ориентироваться в темноте.

Зима сорок первого года… Голодная смерть, темнота…

Блокадного города мода, родившаяся неспроста:

Булавкой приколот к пальтишку зелёного цвета кружок,

И видно, пред вами мальчишка везёт на санях кипяток.

И отблеск зелёный от брошки мы видим опять на углу,

Враскачку, шатаясь немножко бредёт дед с завода в пургу.

И в мороке по тротуару, меж Невским и Зимним Дворцом

Летят «светлячки», как в тумане, в остывший от холода дом.

 

3)Заключительная часть.

Подводя итог сегодняшнему мероприятию, хочется сказать, что мы должны помнить и чтить вехи истории, уважать людей, подаривших нам спокойствие и счастливую жизнь, беречь детство, так как у многих в период войны,  его не было. От понимания значимости этого периода зависит наше будущее, будущее нашей страны.

Что вы узнали нового? Какие эмоции испытали?

 

Дополнительные материалы.

Мастер-класс

Величайшая трагедия города на Неве, страшная страница Великой Отечественной войны и одновременно пример любви ленинградцев к своей малой Родине, символ несгибаемой воли и мужества…

Блокада Ленинграда–одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя. 

Ребята, приглашаем вас принять участие в мастер-классе «Светлячки памяти».

По окончании мастер-класса мы возьмем изготовленные «светлячки» и почтим память жертв блокады Ленинграда минутой молчания.

«Великая Отечественная война… Символы блокады».

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram