Сценарий внеклассного мероприятия «Блокадные светлячки – символы надежды и веры».
Цель: Формировать патриотические чувства подрастающего поколения, гордости за героическое прошлое всего советского народа.
Задачи урока:
Образовательные:
Изучение исторических событий, связанных с блокадой Ленинграда.
Формирование представления о героизме и стойкости жителей города.
Познакомить участников с техникой изготовления памятного символа-светлячка надежды.
Показать важность сохранения памяти о героях войны.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма и уважения к подвигу предков.
Развитие чувства сопереживания и гуманизма.
Воспитание чувства благодарности и уважения к героям-жителям Блокадного Ленинграда.
Развитие творческих способностей и эстетического вкуса.
Развивающие:
Развитие аналитического мышления через обсуждение и анализ исторических фактов.
Стимулирование интереса к истории своей страны.
Развитие мелкой моторики и художественного вкуса.
Целевая аудитория: 8-9 лет (3 класс).
Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, мастер-класс.
Место проведения: учебный класс.
Оформление: плакаты «Нормы выдачи хлеба», «Вот они- блокадные 125 граммов», письма героев, фото памятных объектов «Блокадного Ленинграда».
Оборудование: доска, компьютер, фото и видеоматериалы, представленные в виде презентации, музыкальное сопровождение.
Материалы для мастер-класса: заготовки плотного картона, заготовки светоотражающей ленты, двухсторонний скотч, шпагат.
Структура внеклассного мероприятия:
1.Вводная часть (1-2 мин.)
-организационный момент.
-постановка цели.
2.Основная часть (15 мин.)
-рассказ о Ладожском озере и Дороге Жизни;
-история изготовления хлеба в условиях блокады, показ карточек на хлеб;
-печи и буржуйки;
-аэростаты. Метрономы;
-салют в ознаменование снятия блокады;
-«Блокадные светлячки».
3)Заключительная часть (5мин.):
-подведение итогов;
-обратная связь от участников: что они узнали нового, какие эмоции испытали;
-заключение ведущим: важность памяти о героизме и стойкости ленинградцев.
4.Дополнительные материалы (5 мин.):
-мастер-класс «Блокадные светлячки-символы надежды и веры»;
-минута молчания.
1.Вводная часть.
СЛАЙД 1
Великая Отечественная война…
Одна только мысль о ней наводит страх, боль и горечь. Эти страшные четыре года не могут быть сравнимы с остальными.
Война – самое страшное, что может случиться на Земле. Несмотря на это, каждый человек должен хранить память об этом событии. Ведь без памяти о прошлом у народа нет и будущего.
СЛАЙД 2
Днем начала блокады Ленинграда стало 8 сентября 1941 года, когда во вражеском кольце оказалось около пяти тысяч квадратных километров, более полумиллиона военных и почти три миллиона гражданских. Связь с Большой землей поддерживали лишь по воздуху и Ладожскому озеру. За это время жизнь ленинградцев изменилась до неузнаваемости: голод и суровые условия жизни изменили внешний облик людей и их мировоззрение: исхудавшие до костей, осунувшиеся горожане, с едва уловимой надеждой в глазах, учились жить в страшных условиях войны. В их быт вошли вещи и привычки, которые в современном мире являются отголосками того времени, символами блокады города на Неве.
Окончательно блокаду сняли лишь 27 января 1944 года, спустя 872 дня после ее установления. В публицистике и литературе закрепилась формулировка «девятьсот дней блокады».
2.Основная часть.
СЛАЙД 3
Дорогие ребята, сегодня мы расскажем вам о некоторых символах Блокадного Ленинграда. А один из них попробуем изготовить вместе с вами.
СЛАЙД 4
Аэростаты поднялись над Ленинградом почти сразу после объявления войны.
Аэростатами прикрывали город.
Наблюдатели рисковали своей жизнью потому, что враг первым делом целился в хорошо заметный аэростат.
СЛАЙД 5
В первые дни блокады на улицах Ленинграда установили полторы тысячи громкоговорителей, которые оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. Об опасности предупреждал и метроном: быстрый ритм – воздушная тревога, медленный – отбой.
Звук метронома стал символом несгибаемости ленинградцев.
СЛАЙД 6
Зима 1941/42 года выдалась особенно суровой, и одним из главных врагов ленинградцев стал холод.
Грелись у печей и буржуек. Сжигали все – от разобранных деревянных домов до мебели и книг.
СЛАЙД 7
Продуктовые карточки ввели в Ленинграде еще 18 июля. Нормы питания постоянно снижались. Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим – по 250 граммов.
В хлеб добавляли то, что было в наличии: солод, бобы, отруби, луб сосны и березы, дикорастущие семена, гидроцеллюлозу.
А жмых и мучную пыль, которую улавливали в цехах, прессовали в съедобные бруски – дуранду.
СЛАЙД 8
Видео «Блокадный хлеб»
СЛАЙД 9
Трасса, проложенная по Ладожскому озеру, была практически единственной связью блокадного Ленинграда с Большой землей.
По Дороге жизни переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек.
СЛАЙД 10
Салют в ознаменование снятия блокады прогремел в восемь часов вечера 27 января 1944 года. 24 залпа произвели в унисон из 324 артиллерийских орудий, расставленных в разных частях города.
СЛАЙД 11
К первой блокадной зиме город погрузился во тьму: областные электростанции перестали снабжать Ленинград электричеством.
Чтобы не наталкиваться друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали «светлячков» – броши, покрытые «светоизлучающим слоем».
«Светлячки» совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Стоит подержать «светлячок» в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, и он займет у них энергию света, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет в пространство. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный сигнальный фонарь.
Их делали из подручных материалов (металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки) и распространяли среди рабочих.
СЛАЙД 12
Стих Павла Аполлонова «Светлячки» напоминает нам о том, как в сложных условиях блокадного Ленинграда люди находили способы выжить и ориентироваться в темноте.
Зима сорок первого года… Голодная смерть, темнота…
Блокадного города мода, родившаяся неспроста:
Булавкой приколот к пальтишку зелёного цвета кружок,
И видно, пред вами мальчишка везёт на санях кипяток.
И отблеск зелёный от брошки мы видим опять на углу,
Враскачку, шатаясь немножко бредёт дед с завода в пургу.
И в мороке по тротуару, меж Невским и Зимним Дворцом
Летят «светлячки», как в тумане, в остывший от холода дом.
3)Заключительная часть.
Подводя итог сегодняшнему мероприятию, хочется сказать, что мы должны помнить и чтить вехи истории, уважать людей, подаривших нам спокойствие и счастливую жизнь, беречь детство, так как у многих в период войны, его не было. От понимания значимости этого периода зависит наше будущее, будущее нашей страны.
Что вы узнали нового? Какие эмоции испытали?
Дополнительные материалы.
Мастер-класс
Величайшая трагедия города на Неве, страшная страница Великой Отечественной войны и одновременно пример любви ленинградцев к своей малой Родине, символ несгибаемой воли и мужества…
Блокада Ленинграда–одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя.
Ребята, приглашаем вас принять участие в мастер-классе «Светлячки памяти».
По окончании мастер-класса мы возьмем изготовленные «светлячки» и почтим память жертв блокады Ленинграда минутой молчания.