Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад общеразвивающего вида № 16»
Инновационный проект
«Правила важные – противопожарные»
(старшая группа)
Кузьмина Г.А., воспитатель
Мирзоева О.Г., воспитатель
Цымбалюк О.В., воспитатель
Краснодар
2025
Актуальность проекта.
Проблема безопасности жизнедеятельности людей в целом, и детей в частности, признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Немного статистики. В 2024 году в России произошло 352 509 пожаров: 34% по причине неосторожного обращения с огнем, 30% – нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования. В этих пожарах погибло 7 746 человек, в том числе 306 детей; получили травмы – 8 140 человек.1
Мир не стоит на месте. Меняются люди, меняется окружающая их обстановка. Появляются всё новые и новые источники опасности. Если раньше источником пожара являлись свечки и керосиновые лампы, то сейчас это электроприборы, в том числе и мобильные телефоны. Жизнь преподносит нам очередные «сюрпризы», к которым мы и наши дети должны быть готовы. Правила пожарной безопасности давно перестали быть просто сводом. Они превратились в систему базовых знаний и умений, которой мы и должны обучить своих детей.
Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так происходит не всегда. В процессе познания окружающего мира, дети сталкиваются с массой ситуаций, которые могут нести в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых – привить ребёнку культуру безопасного поведения.
Но как сделать так, чтобы правила пожарной безопасности были не просто прослушаны, а ещё и усвоены?
1 Информация с официального сайта МЧС России.
2
В этом нам поможет планомерная профилактическая работа, проводимая через игру, занимательность, делая притягательным сам процесс. А результат для ребенка будет приятным и неожиданным бонусом, который останется с ним надолго.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний о правилах пожарной безопасности. Активизация работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с дошкольной организацией.
Задачи проекта:
- Формирование системных представлений об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.
- Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, познакомить с легковоспламеняющимися материалами.
- Познакомить с правилами поведения при пожаре.
3
- Развитие способности целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.
- Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях учреждения.
- Разработка конкретных рекомендаций и мероприятий по обучению пожарной безопасности дошкольников.
Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители (законные представители), педагоги ДОО.
Длительность проекта: долгосрочный (январь 2025г. – май 2025 г.). Проект, как форма организации учебного процесса, позволяет комплексно решать поставленные задачи. Усвоение норм и правил происходит через совместную деятельность, тем самым делая процесс обучения интересным. Проект реализуется комплексно и позволяет интегрировать образовательные области. Использование разнообразных форм и методов работы с детьми направлено на формирование у детей устойчивых навыков безопасного обращения с огнём.
Социально-коммуникативное развитие: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе, развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий, формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, уважительного отношения к профессии пожарного.
Познавательное развитие: развивать практические и аналитические способы познания, интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира, формировать способы сотрудничества детей со сверстниками и взрослыми на основе партнерской деятельности.2
2 Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №; 16»
4
Речевое развитие: обогащение словарного запаса, составление небольших рассказов по картинке, чтение художественной литературы на тему пожарной безопасности.
Художественно-эстетическое развитие: создание альбомов с детскими рисунками по пожарной безопасности, совместная продуктивная деятельность с родителями, театрализация.
Физическое развитие: подвижные игры; развитие ловкости и координации движений, расширение знаний о безопасном поведении в быту, на улице.
Методы и формы работы:
- Игровая деятельность: инсценировка, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, квесты, дидактические игры, викторины (в том числе совместно с родителями).
- Создание лэпбука «Пожарная безопасность».
- Создание атрибутов для развивающей предметно-пространственной среды (макеты пожарного автомобиля, пожарного щита, огнетушителя).
- Тематические беседы.
- Исследовательская деятельность (опыты, экспериментирование). 6. Конкурс поделок.
- Встреча с сотрудниками пожарной охраны.
- Экскурсии по территории детского сада.
- Виртуальная экскурсия в «Музей пожарной охраны».
10.Чтение художественной литературы, соответствующей выбранной теме.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Подготовка и систематизация материала для реализации проекта: – Подбор методической и художественной литературы;
5
– Обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Дети совместно с родителями изготовили макеты пожарных машин, пожарного щита, огнетушителя. Педагоги организовали в группе зону «Пожарная безопасность», оформили родительские уголки.
– Создание картотек сюжетно-ролевых и подвижных игр, рекомендаций для родителей. Были изготовлены памятки для детей и родителей.
– Подбор дидактических игр и пособий.
– Разработка плана педагогических мероприятий, конспектов мероприятий.
Основной этап.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Если возник пожар». «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Опасные соседи», «Доскажи словечко», «Горит – не горит», «Что нужно пожарным?», «Что сообщить по телефону», «Какой бывает огонь?», «Опасно – не опасно», «Подбери определения к слову пожарный», «Распутай пожарный рукав», «Разрезные картинки», «Предметы – источники пожара».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы – пожарные!», «Позови на помощь», «Мы в лесу».
Подвижные игры: «Кто быстрее потушит пожар?», «Быстрые и ловкие», «Спасение пострадавших», «Сбей огонь».
Лэпбук как средство развития познавательных, речевых и коммуникативных навыков, активно использовался в ходе реализации проекта. Созданный педагогом лэпбук «Пожарная безопасность», включает в себя теневое лото, разрезные картинки, задания на внимательность, игру «Огонь друг или враг». Данная форма работы пришлась по душе воспитанникам и использовалась в совместной и самостоятельной деятельности.
6
Инсценировка сказки «Кошкин дом» позволила наглядно показать пример неправильного поведения в стрессовой ситуации и закрепить знания о правилах тушения пожара. Эту сказку показали младшим воспитанникам.
Использовали и так популярные сейчас квесты «Юные пожарные», «По следам сбежавшего огонька». Данная форма работы позволяет активизировать поисковую, познавательную активность дошкольников, когда последовательно выполняются определенные задания и находится общее решение проблемы. Всё происходит в непринужденной, игровой форме.
Продуктивная деятельность.
Выставка рисунков «Не шути с огнём», «Важные правила». Конструирование «Пожарная часть», «Пожарный автомобиль». Беседы по пожарной безопасности.
«И днём и ночью на посту», «Осторожно, электроприборы», «Спички детям не игрушка», «Откуда пришел огонь», «Огонь друг или враг», «Мусор в лесу – источник опасности», «Чем тушить пожар», «Важная профессия», «Знает каждый гражданин – пожарный номер 01».
Чтение художественной литературы.
Л. Толстой «Пожарные собаки»; Н. Белянина «На досуге», «От горячей спички»; Б.Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампа», «Кошкин дом»; К. Чуковский «Путаница»; Г. Остер «Вредные советы»; Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»; Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок», О. Сенатович «Осенний пожар»; М. Кривич «Где работает огонь»; О. Вациетис «Спички», «Новый год»; Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»; Т. Нуждина «История спички».
Проговаривание пословиц и поговорок на тему «Пожарная безопасность», отгадывание загадок.
Речевое развитие.
7
Составление рассказов по сюжетным картинкам. Формулирование правил безопасного поведения в быту, на природе. Пересказ и обсуждение прочитанных рассказов.
Опыты и экспериментирование.
«Чем тушить огонь», «Почему горит огонь», «Горит – не горит», «Что дольше горит».
Экскурсии.
В современных реалиях достаточно проблематично организовать выездную экскурсию дошкольников. Поэтому экскурсия в «Музей пожарной охраны» г. Краснодара была виртуальной.
«Живые» экскурсии проходили по территории детского сада: к пожарному щиту, к системе автоматического оповещения на случай пожара, к местам расположения огнетушителей. Эти предметы всегда у нас на виду, но зачастую дети на них не обращают никакого внимания. Цель экскурсий была не только показать место расположение объектов, но и рассказать об их значении и применении.
Так же была организована встреча с сотрудником пожарной охраны, на которой ребята поближе познакомились с профессией пожарного, рассмотрели пожарную машину и оборудование для тушения пожара, смогли задать интересующие их вопросы.
Формы работы с родителями.
- Изготовление макетов, как форма совместной с детьми продуктивной деятельности.
- Помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр и инсценировки сказки «Кошкин дом».
- Консультации для родителей, папки-передвижки «Пожарная безопасность», «Простые правила», «Безопасный дом»
- Буклеты по пожарной безопасности.
Заключительный этап.
8
Перед подведением результатов проекта были проведены итоговые мероприятия:
– Викторина для детей и родителей «Огонь – друг, огонь – враг». – Инсценировка сказки «Кошкин дом» для воспитанников второй младшей группы.
Проведя анализ проделанной работы, пришли к следующим выводам: – Значительно повысилась познавательная и творческая активность детей;
– Сформированы знания о пожарной безопасности, о правилах поведения в быту и природе, правилах использования электроприборов;
– Повысился интерес к профессии пожарного;
– Обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы.
– Установлены партнерские взаимоотношения с родителями по вопросам пожарной безопасности.
Продукты проекта:
– Макеты пожарных машин, пожарного щита, огнетушителя. – Лэпбук «Пожарная безопасность».
– Буклеты «Простые правила», «Пожарная безопасность». – Выставка рисунков «Не шути с огнём», «Важные правила». – Конспекты игровых ситуаций, занятий, квест-игр.
– Картотеки сюжетно-ролевых и подвижных игр по пожарной безопасности.
Данный проект будет полезен воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ пожарной безопасности, правил безопасного поведения в быту и природе. Использоваться может как проект в целом, так и отдельные его продукты.
9
Список использованной литературы
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.— 144 с.
- Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с. 3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 – 64 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015. – 240.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2013. – 96.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2019. – 160с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128С.
10