Михалева Дарья Сергеевна - студент,
Савина Екатерина Николаевна - Студент,
Петрушкина Анастасия Владимировна - Студент
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192297
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Формы, методы и приемы работы с детьми ОВЗ и с инвалидностью, с учетом целевых ориентиров ФАОП»
Наименование конкурсной работы: Работа с ребёнком с ОВЗ при включении его в инклюзивное образование
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192297


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени И.С. ТУРГЕНЕВА»

 

  

Проект по теме:

«Работа с ребёнком с ОВЗ при включении его в инклюзивное образование»

Сделали: 

Студенты группы 41 СО-м

Михалёва Д.С.

Петрушкина А.В.

Савина Е.Н.

Проверил: 

к.пед.н., доцент 

Дёмина А.В.

  

Орёл 2025

ГЛАВА 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА

Пояснительная записка. Данный проект разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955. зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).  

Проект направлен на психологическое сопровождение ребёнка 7 лет с тугоухостью 2 степени в коллектив комбинированной группы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), помощь в адаптации к условиям комбинированной группы ДОУ в рамках инклюзивного образования. 

Основу Проекта составляет Рабочая Программа педагога-психолога (далее – Программа).

Рабочая программа определяет деятельность педагога-психолога по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая консультация.

Актуальность проекта. В настоящее время возрастает количество детей, имеющих различные нарушения слуха, одновременно с этим возрастает запрос на реализацию инклюзивных форм образования для детей с различными вариантами ОВЗ, в том числе с нарушениями слуха.

Успешная социализация ребёнка с нарушениями слуха в коллективе комбинированной группы ДОУ является одним из важнейших факторов дальнейшего успешного овладения им образовательной программы. В свою очередь, для успешного включения ребёнка с нарушениями слуха в коллектив нормотипичных сверстников, необходимо психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха.

Проект реализуется в течение 3х месяцев. Основные этапы проекта: диагностический, поисково-вариативный, практико-действенный, аналитический.

При реализации проекта задействованы: психолог, логопед, воспитатели, а также родители ребёнка.

Цель проекта: разработка эффективного плана работы с ребёнком с тугоухостью 2 степени при включении его в образовательный процесс в комбинированной группе ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Подобрать диагностические методики и провести входную диагностику психического состояния ребёнка с тугоухостью 2 степени.
  2. Отобрать методики и средства для составления и реализации Программы для ребёнка с тугоухостью 2 степени, определить условия, необходимые для успешного включения ребёнка в образовательный процесс.
  3. Составить Программу для ребёнка с тугоухостью 2 степени, сформулировать критерии оценки её эффективности.
  4. Проанализировать степень эффективности Программы для ребёнка с тугоухостью 2 степени.

Принципы формирования Проекта:

– принцип преемственности;

– принцип комплексности; 

– принцип подбора заданий и материала с учетом «зоны ближайшего развития»; 

– принцип соблюдения интересов ребёнка; 

– принцип системности;

– принцип непрерывности; 

– принцип вариативности.

Значимые для реализации Проекта характеристики.

В августе в МБДОУ n был зачислен ребёнок Иван П. 01.01.2017 года рождения с тугоухостью 2 степени с самого рождения. Ребёнок был определён в комбинированную группу «Ромашка». До этого сад не посещал. В первую неделю сентября воспитателем и педагогом-психологом была проведена входная диагностика с целью выявления уровня развития личностных, социально-психологических и когнитивных способностей ребенка с нарушением слуха. По результатам данной диагностики было выявлено следующее:

Общие сведения:

Знает сведения о себе и своих близких. Называет домашний адрес. Сформированы представления о живой и неживой природе. Имеет большой словарный запас, хотя использует примитивные предложения. Владеет прямым счетом в пределах 20 и обратным в пределах 10. Ориентируется в пространстве: верх, низ, вперед, назад. Раскладывает предметы в порядке возрастания и убывания.

Изо-деятельность и конструирование на среднем уровне. Правильно держит карандаш и ножницы. Проводит горизонтальные и вертикальные линии, рисует круг, овал. Лепит как по образцу, так и без него. Сформированы навыки конструирования из различных материалов (строительного, природного бумаги и т.д.)

Предпочитает игры в одиночку. Проявляет интерес к настольно-печатным, развивающим играм. В сюжетно-ролевой игре не любит быть лидером. С детьми не умеет строить отношения, конфликтен. Не любит собирать за собой игрушки.

Умеет выполнять задания по показу взрослого, навыки самоконтроля развиты слабо.

Навыки самообслуживания сформированы: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, мыть руки, пользоваться полотенцем, столовыми приборами, складывать одежду и обувь на место. Однако не замечает неопрятность в одежде.

Двигательно активен, с удовольствием посещает занятия по физкультуре, но быстро утомляется и теряет интерес к занятию. Техникой спортивных игр не владеет.

Познавательные процессы:

– внимание: концентрирует внимание на предложенном задании непродолжительное время, с трудом переключает внимание с одного задания на другое, может удерживать интерес к выполняемому заданию, но при поддержке и усилиях взрослого. Темп работоспособности недостаточный для данного возраста. Требуется перерыв между выполнением предлагаемых заданий. Важно всегда убеждаться, что ребенок понял смысл задания.

– восприятие: уровень развития зрительного восприятия достаточный. Знает и называет основные цвета и их оттенки. Правильно соотносит геометрические фигуры с образцом. Складывает разрезные картинки соответственно возрасту самостоятельно.

 – память: хорошо запоминает и воспроизводит зрительный материал при использовании карт-схем. 

– мышление: может выполнять основные логические операции. Тип мышления наглядно-действенный. Выделяет 4-й лишний, но без объяснений, умеет классифицировать предметы по главному признаку. Вызывает затруднения выстраивание причинно-следственных связей, не может пока дать логическое объяснение событиям. Выполняет упражнения, не требующие пояснения или комментария по просьбе взрослого.

Характеристика личности:

– мотивационно-потребностная сфера: выполняет задания по шаговой инструкции мелкими порциями под руководством взрослого. Очень большую роль оказывает похвала взрослого – очень старается выполнить предложенное ей упражнение или задание.

– эмоционально-волевое развитие: частые смены настроения на протяжении всего дня. Затрудняется управлять своим поведением и чувствами. Постоянно нуждается во внимании и поддержке взрослого. Затрудняется выражать эмоции и желания – часто падает на пол и кричит. Однако с ребенком можно договариваться и с отсроченным действием ребенок принимает условия взрослого и через1-2 минуты возвращается к выполнению того или иного задания.

– коммуникативная деятельность: в группе сверстников «принятая». Дети к ней обращаются и стараются привлекать в игры. Но чаще она играет сама или со взрослым.

– индивидуальные особенности, черты характера: ребенок доброжелательный. Долго не может сидеть на одном месте. Поэтому нужна частая сменяемость привлекательного материала с небольшими паузами. Исключение составляет только ситуация, в которой ребенок самостоятельно проявляет собственный интерес и желание. Очень важно всю деятельность подкреплять одобрением взрослого.

Особенности речевого развития:

–  словарь: Понимание речи ограничено бытовой ситуацией, либо ситуацией общения. В общении может использовать постоянный запас общеупотребительных слов. В спонтанной речи использует простую фразу из 3-4 слов, нарушая ее структуру. В речевом потоке сохраняется стойкий аграмматизм. При попытке устного высказывания наблюдается быстрое соскальзывание с одной темы на другую, более знакомую и легкую; часто повторяет одни и те же фразы, может возвращаться к высказанной мысли несколько раз. Активный и пассивный словарь пополнен новыми понятиями: узнает и называет предметы, изображенные на картинках. В свободном речевом высказывании не использует местоимения и наречия.

грамматический строй речи: С обучающей помощью может подобрать прилагательные к имени существительному; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в ед.ч И.п.; давать деятельностную характеристику представителям различных профессий; образовывает глаголы от звукоподражаний. Со зрительной опорой устанавливает простые антонимические отношения, но с аграмматизмами использует в речи предложно-падежные конструкции. Употребляет в речи предлоги:  на, в. Испытывает стойкие трудности при согласовании существительных и числительными в роде, числе и падеже. Допускает аграмматизмы в согласовании существительных с личными местоимениями.

звукопроизношение: ламбдацизм, ротацизм.

– слоговая структура: четко произносит слова с простой слоговой структурой. При произнесении многосложных слов могут отмечаться замены, пропуски, перестановки и упрощение звуков (слогов).

-просодическая сторона речи: голос громкий, темп и ритм ускоренный, речь интонирована, носит гнусавый оттенок.

– строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок: без особенностей

– фонематическое восприятие, анализ и синтез:  на данном этапе различает речевые и неречевые звуки. Может воспроизвести простой ритмический рисунок после нескольких предъявлений. Слоговые пары с оппозиционными фонемами воспроизвести затрудняется. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.

сформированность связной речи: Самостоятельно рассказ и пересказ не составляет. Серию сюжетных картинок из 4 элементов может выложить самостоятельно, но при описании сбивается и перечисляет то, что изображено на картинках. При выполнении заданий нуждается в массированной направляющей и обучающей помощи. С помощью опорной схемы может воспроизвести стихотворение.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА

2.1. Рабочая программа педагога-психолога для работы с ребёнком с тугоухостью 2 степени

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к обучению в условиях комбинированной группы ДОУ\инклюзивного класса ребёнка с тугоухостью 2 степени.

Задачи программы:

  • развивать умения и навыки социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • поддерживать эмоционально положительное состояние детей и проводить профилактику эмоциональных срывов; 
  • формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации;
  • формировать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств; 
  • формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками; 
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание; 

Основные направления работы в рамках реализации программы:

  1. Непосредственная психолого-педагогическая работа с ребёнком с тугоухостью 2 степени;
  2. Консультативная работа с родителями и педагогами.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для ребёнка 7 лет с тугоухостью 2 степени. Основной формой работы являются индивидуальные и групповые занятия продолжительностью 25-30 минут.

Программа рассчитана на 3 месяца, в течение которых запланированы 24 занятий, по 2 занятия в неделю, по 8 занятий в месяц. 

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы:

Словесные: рассказ, описание, беседа, инструкция, словесное поощрение, указания;

Наглядные: рассматривание предметных картинок, демонстрация реальных объектов и муляжей, демонстрация действий действия по подражанию;

Практические: упражнения, дидактические игры, игровые ситуации, эксперимент.

Планируемые результаты:

  • Ребенок адаптирован к условиям комбинированной группы; 
  • стремится к общению с другими детьми в игре под руководством педагогов, сам вступает в общение, использует вербальные средства; 
  • эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми;
  • проявляет понимание общих правил общения и поведения, старается их соблюдать, хотя не всегда может регулировать свое поведение;
  • адекватно реагирует на замечания взрослого;
  • выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
  • различает основные эмоции человека: радость, грусть, злость, страх; 
  • в общение проявляет эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Содержание программы

Программа включает в себя 24 занятий, из которых 18 занятий являются непосредственно коррекционно-развивающими, а 1-2, и 23-24 занятия – входная и заключительная диагностики соответственно. Диагностика проводится с целью психологического исследования эмоционального состояния ребёнка, его благополучия в условиях образовательного процесса. Для диагностики использовался сборник Васильевой С.В. а именно следующие методики: 

– «методика на определение способности ребёнка 3-7 лет к оценке психических состояний другого человека» Р.М. Чумичева

– «определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любина

– «методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу» Р.М. Чумичева

Занятия состояли из основных этапов: введение, основная часть и заключение. Во введении некоторых занятий (в частности, самого первого) использовались сюрпризные моменты для привлечения внимания ребёнка к процессу занятия. В ходе основного этапа включались различные стихотворные и песенные упражнения с целью переключения внимания, поддержания физического здоровья детей и во избежание перенапряжения). Дидактический материал был подобран с учётом психических особенностей и индивидуальных интересов ребёнка с тугоухостью 2 степени, а также с учётом интересов детей группы.

Тематическое содержание программы, цели и задачи каждого занятия, а также перечисление игр и упражнений на занятии представлено в Таблице №1.

Месяц, неделя Тема занятия Цель и задачи занятия Содержание занятия
Сентябрь 1-ая неделя Диагностика  Цель: оценка личностных, социально-психологических и когнитивных способностей ребенка с нарушением слуха

Задачи:

1.Изучение эмоциональной и личностной сферы

2.Оценка уровня социальной адаптации

«методика на определение способности ребёнка 3-7 лет к оценке психических состояний другого человека» Р.М. Чумичева

«определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любина

Сентябрь 1-ая неделя Диагностика Цель: оценка личностных, социально-психологических и когнитивных способностей ребенка с нарушением слуха

Задачи:

1.Изучение эмоциональной и личностной сферы

2.Оценка уровня социальной адаптации

«методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу» Р.М. Чумичева
Сентябрь 2-ая неделя Индивидуальное занятие по теме: «Какие бывают эмоции?» Цель: развитие эмоционального интеллекта через знакомство с базовыми эмоциями, обучение их распознаванию и выражению с учетом особенностей слухового восприятия.

Задачи: 

  1. Познакомить ребенка с основами эмоциями
  2. Развивать невербальные способы выражения эмоций
  3. Снизить тревожность, связанную с трудностями в распознавании эмоций
  4. Формировать позитивное отношение к собственным эмоциям
Упражнение «Узнай по картинке».

Упражнение «Сделай как…»

Игра «Повтори эмоцию»

Игра «Угадай эмоцию»

Рисование эмоций

Психогимнастика «Наши чувства»

Игра «Эмоциональные статуэтки» на закрепление

Упражнение «Вырази свои чувства».

Игра «Прощание»

Сентябрь 2-ая неделя Групповое занятие по теме: «Наше настроение»
  1. Познакомить детей с эмоциями  
  2.  Сформировать умение узнавать эмоции по мимике и жестам.
  3. Сформировать умение изображать эмоции в походке, в голосе.
  4. Сформировать умение графически изображать эмоции.
Игра «Дружба начинается с улыбки» 

Беседа «Эмоции» 

Игра «Подари подарок»

Задание «Изобрази» 

Игра «Кто злится»

Игра «Фотографы» 

Игра «Мышонок и его настроение» 

Игра «Собери настроение»

Игра «Прощание»

Сентябрь 3-я неделя Индивидуальное занятие по теме: «Что я чувствую сегодня» Цель: развитие осознания и выражения текущего эмоционального состояния с помощью вербальных и невербальных средств.

Задачи: 

  1. Научить ребенка идентифицировать и называть свое эмоциональное состояние
  2. Развить навык выражения эмоций через мимику, жесты.
  3. Создание условий для эмоционального самовыражения в безопасной обстановке
Разминка «Настроение в движении»

Игра с кубиком эмоций

Упражнение «Мое настроение сейчас»

Рисование на листе: «Нарисуй свое настроение цветом/формой»

«Волшебный мешочек эмоций»

Составление рассказа по серии картинок «Эмоциональные истории»

Игра «Прощание»

Сентябрь 3-я неделя Групповое занятие по теме: «Что между нами общего?» Цель: формирование позитивных взаимоотношений в группе через создание общих черт и интересов, развитие навыков коммуникации с учетом особенностей слухового восприятия

Задачи: 

  1. Научить детей находить общие интересы и черты характера
  2. Тренировать умение слушать и понимать ровесников
  3. Создать атмосферу доверия и принятия в группе
  4. Снизить тревожность в общении через совместную деятельность
Игра «Милый друг» 

Игра «Цепочка сходств»

Упражнение «Зеркальные пары»

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Игра «Ау!» 

Психогимнастика «Наши чувства»

Упражнение «Тактильный круг»

Разыгрывание мини-спектакля: «Петя и Маша» Игра «Что между нами общего?»

Игра «Прощание»

Сентябрь 4-ая неделя Индивидуальное занятие по теме: «Я – особенный» Цель: формирование позитивного восприятия своей индивидуальности через осознание уникальных личностных и физических особенностей.

Задачи:

  1. Научит выделять и называть свои отличительные черты 
  2. Развивать навыки самоанализа через предметно-практическую деятельность 
  3. Создание условий для позитивного принятия своих особенностей
  4. Снизить уровень тревожности, связанной с отличием от своих сверстников
  5. Формировать адекватную самооценку

 

Упражнение «Зеркало уникальности»

Упражнение «Дерево способностей»

Упражнение «Сундук сокровищ»

Релаксация «Звездочка»

Игра «Волшебные ладошки»

Игра «Галерея талантов»

Игра «Уникальное лото»

Игра «Прощание»

Сентябрь 4-ая неделя Групповое занятие по теме: «Мы такие разные» Цель: формирование позитивных взаимоотношений в группе через создание общих черт и интересов, развитие навыков коммуникации с учетом особенностей слухового восприятия

Задачи: 

  1. Научить детей находить общие интересы и черты характера
  2. Тренировать умение слушать и понимать ровесников
  3. Создать атмосферу доверия и принятия в группе.
  4. Снизить тревожность в общении через совместную деятельность
Игра «Милый друг» 

Игра «Разгляди себя в зеркале» 

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…» 

Психогимнастика «Наши чувства»

Игра «Радио» 

Игра «Моя ладошка» 

Упражнение «Тактильный круг»

Игра «Очень жаль нам расставаться»

Октябрь 1-ая неделя Индивидуальное занятие по теме: «Как просить о помощи?» Цель: формирование навыки осознанного и комфортного обращения за помощью в различных ситуациях с учетом особенностей слухового восприятия

Задачи: 

  1. Научить распознавать ситуации, требующие помощи
  2. Развивать способность выбирать способы коммуникации в зависимости от ситуации
  3. Снизить тревожность и страх при необходимости просить о помощи
  4. Развивать уверенность в себе при коммуникации
Разминка «Мне нужна помощь»

Упражнение «Ситуации-загадки»

Упражнение «Кукольный театр»

Психогимнастика «Наши чувства»

Упражнение «Кнопка помощи»

Игра «Помоги мишке»

Игра «Очень жаль нам расставаться»

Октябрь 1-ая неделя Групповое занятие по теме: «Дружба в детском саду» Цель: формирование навыков доброжелательного общения и взаимопомощи в детском коллективе

Задачи: 

  1. Познакомить детей с понятием «Дружба»
  2. Учить проявлять внимание и заботу к сверстникам
  3. Развивать навыки совместной деятельности
  4. Развивать эмпатию через игровые ситуации
  5. Снижать конфликтность
Упражнение «Дружеское приветствие»

Игра «Волшебный клубок дружбы»

Игра «Помоги другу»

Игра «Комплименты в кругу»

Ритуал «Солнышко дружбы»

Психогимнастика «Наши чувства»

Игра «Остров дружбы»

Игра «Зеркало настроения»

Игра «Очень жаль нам расставаться»

Октябрь 2-ая неделя Индивидуальное занятие по теме: «Как дружить?» Цель: формирование базовых навыков доброжелательного взаимодействия к сверстникам 

Задачи: 

  1. Научить выделять признаки дружеских отношений
  2. Развивать способность анализировать социальные ситуации
  3. Снижать тревожность в ситуациях социального взаимодействия 
  4. Формировать позитивную самооценку
Упражнение «Кто такой друг?»

Кукольный театр «Как подружиться»

Игра «Хорошо-плохо»

Упражнение «Делаем цветок дружбы»

Ритуал «Коробочка дружбы»

Игра «Прощание»

Октябрь 2-ая неделя Групповое занятие по теме: «Ссора» Цель: формирование представление о конструктивных способах решения конфликтов

Задачи: 

  1. Научить различать эмоции во время ссоры
  2. Развивать эмпатию через проживание ролевых ситуаций
  3. Снижать тревожность при возникновении разногласий 
  4. Снижать конфликтность
Упражнение «Тучка и солнышко»

Игра «Ссора игрушек»

Игра «Остров примирения»

Упражнение «Шкала гнева»

Ритуал «Ладошки мира»

Зарядка «Дракончик-мирилка»

Игра «Волшебные очки»

Игра «Прощание»

Октябрь 3-ая неделя Индивидуальное занятие по теме: «Страхи и как с ними справляться» Цель: формирование эффективных стратегий преодоления страхов у ребенка.

Задачи: 

1. Выявить актуальные страхи ребенка 

2. Развивать навыки эмоциональной саморегуляции 

3. Сформировать позитивный образ Я

Разминка «Эмоциональный зеркальчик»

Игра «Дом для Страшилки»

Игра «Волшебный мешочек храбрости»

Игра «Злые-добрые шарики»

Подвижная игра «Заколдованный лес»

Игра «Свеча храбрости»

Игра «Супергеройская поза»

Октябрь 3-ая неделя Групповое занятие по теме: «Что меня радует?» Цель: формирование позитивного опыта и навыков осознания радостных моментов 

Задачи: 

1. Активизировать представления детей о том, что приносит им радость

2. Способствовать развитию навыков выражения радости  

3. Создать атмосферу доверия и взаимной поддержки в группе

4. Сформировать «копилку радостей» для каждого участника

Разминка «Передай улыбку»

Упражнение «Моя радость в ладошках»

Подвижная игра «Острова радости»

Творческое задание «Дерево радостей»

Релаксация «Солнышко в животе»

Игра «Угадай радость»

Октябрь 4-ая неделя Индивидуальное занятие по теме: «Спасатели дружбы» Цель: формирование позитивного представления о дружбе

Задачи: 

1. Учить ребенка выражать свои чувства и мысли в дружеском общении

2. Развивать способность к сопереживанию и поддержке  

3. Сформировать мотивацию к доброжелательному и уважительному общению

Разминка «Дружеское приветствие»

Упражнение «Карта дружбы»

Игра «Спасательная миссия»

Упражнение «Сундук сокровищ дружбы»

Подвижная игра «Мост дружбы»

Упражнение «Письмо другу»

Завершение «Талисман дружбы»

Октябрь 4-ая неделя Групповое занятие по теме: «Эстафета добрых дел» Цель: формирование у детей осознанного отношения к доброте как важной ценности

Задачи: 

1. Развивать способность анализировать свои и чужие добрые поступки

2. Создать положительный эмоциональный опыт 

3.Развивать эмпатию

4. Развивать коммуникативные навыки

Разминка «Доброе приветствие»

Упражнение «Дерево доброты»

Игра «Эстафета добрых дел»

Упражнение «Добрый волшебник»

Подвижная игра «Река доброты»

Упражнение «Письмо доброты»

Завершение «Круг доброты»

Ноябрь 

1-ая неделя

Индивидуальное занятие по теме: «Я в мире людей» Цель: формирование базовых социальных навыков и позитивного отношения к взаимодействию в социальных ситуациях   

Задачи: 

1. Познакомить с простыми правилами общения 

2. Развивать навыки понимания эмоций других людей

3. Снизить тревожность в новых социальных ситуациях

4. Закрепить позитивный образ себя

Разминка «Зеркало эмоций»

Игра «Привет, дружок!»

Упражнение «Солнышко добрых слов»

Игра «Стоп-сигнал»

Творческое задание «Мой социальный компас»

Игра «Ролевой телефон»

Ноябрь 

1-ая неделя

Групповое занятие по теме: «Мои сильные стороны» Цель: формирование позитивной самооценки и осознания своих уникальных способностей 

Задачи: 

1. Создать атмосферу принятия и поддержки в группе  

2. Развивать умение замечать сильны стороны других людей

3. Снизить тревожность в новых социальных ситуациях

4. Закрепить позитивный образ себя

Разминка «Я умею!»

Упражнение «Сундук сокровищ»

Игра «Комплимент-паутинка»

Танцевальное упражнение «Я звезда!»

Рефлексия «Солнышко успеха»

Ноябрь 

2-ая неделя

Индивидуальное занятие по теме: «Как познакомиться с новым другом?» Цель: формирование уверенных навыков знакомства и установления контакта со сверстниками 

Задачи: 

1. Познакомить с этапами знакомства   

2. Развивать диалоговые навыки

3. Снизить тревожность перед новыми социальными контактами

4. Сформировать алгоритм действий при знакомстве 

Разминка «Зеркало настроения»

Упражнение «Привет-комбо»

Ролевая игра «Первый контакт»

Игра «Стоп-кадр»

Творческое задание «Визитка дружбы»

Ноябрь 

2-ая неделя

Групповое занятие по теме: «Я-хороший друг!» Цель: формирование осознанного понимания дружеских отношений и развитие навыков позитивного взаимодействия 

Задачи: 

1. Развивать навыки сотрудничества 

2. Закрепить положительные эмоции

3. Сформировать «Правила друга»

Разминка «Дружеское приветствие»

Упражнение «Дерево дружбы»

Ролевая игра «Ситуации в дружбе»

Подвижная игра «Сеть поддержки»

Творческое задание «Медаль друга»

Рефлексия «Солнышко дружбы»

Ноябрь 

3-ая неделя

Индивидуальное занятие по теме: «Правила и последствия» Цель: формирование понимание взаимосвязи между поступками, правилами и их последствиями 

Задачи: 

1. Познакомить детей с понятием «правила» и «последствия»  

2. Развивать понимание причинно-следственных связей

3. Тренировать навык принятия решений 

4. Снижать тревожность, связанную с нарушением правил 

Разминка «Давай познакомимся с правилами!»

Игра «Хорошо vs. Плохо»

Упражнение «Что будет если..?»

Ролевая игра «Школа зверей»

Рефлексия «Мои правила»

Ноябрь 

3-ая неделя

Групповое занятие по теме: «Что делать, если злюсь?» Цель: формирование здоровых способов выражения гнева и развитие навыков эмоциональной саморегуляции 

Задачи: 

1. Познакомить детей с понятием «гнев» и его проявлениями  

2. Объяснить разницу между «плохим» и «хорошим»

3. Научить безопасным способам выплеска эмоций

4. Развивать эмпатию 

5. Отработать конструктивные способы разрешения конфликтов

Разминка «Злючка-колючка»

Обсуждение «Где живет злость»

Ролевая игра «Остров примирения»

Арт-терапия «Волшебная бутылка»

Релаксация «Ковер мира»

Ноябрь 

4-ая неделя

Индивидуальное занятие по теме: «Я-супергерой!» Цель: формирование здоровой самооценки 

Задачи: 

1. Помочь детям осознать свои сильные стороны и достижения  

2. Научить конструктивно относиться к своим ошибкам

3. Развивать навыки позитивного мышления

4. Улучшить навыки общения и взаимодействия с другими детьми

Разминка «Супергеройская зарядка»

Упражнение «Моя суперсила»

Игра «Супергеройский щит»

Подвижная игра «Спаси город!»

Релаксация «Костюм супергероя»

Игра «Супергеройская печать»

Ноябрь 

4-ая неделя

Групповое занятие по теме: «Как не бояться ошибок?» Цель: формирование здорового отношения к ошибкам как к естественной части обучения и развития 

Задачи: 

1. Познакомить с понятием «полезные ошибки»

2. Отработать конструктивную реакцию на ошибки

3. Развивать поддерживающее отношение к ошибкам других

Разминка «Нелепые движения»

Обсуждение «Ошибки, которые изменили мир»

Игра «Испорченный телефон с пользой»

Упражнение «Волшебный ластик»

Ролевая игра «Ой, не так!»

Релаксация «Праздник ошибок»

Диагностика  Цель: оценка личностных, социально-психологических и когнитивных способностей ребенка с нарушением слуха

Задачи:

1.Изучение эмоциональной и личностной сферы

2.Оценка уровня социальной адаптации

«методика на определение способности ребёнка 3-7 лет к оценке психических состояний другого человека» Р.М. Чумичева

«определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» Г. Любина

Диагностика Цель: оценка личностных, социально-психологических и когнитивных способностей ребенка с нарушением слуха

Задачи:

1.Изучение эмоциональной и личностной сферы

2.Оценка уровня социальной адаптации

«методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу» Р.М. Чумичева

Организация работы с семьей

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Основной целью взаимодействия является создание условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в коррекционно-развивающем процессе. 

Задачи взаимодействия: 

– установить доверительные отношения между всеми участниками коррекционно-развивающего процесса

– повысить педагогической грамотность родителей в направлении имеющихся нарушений и обучить родителей приемам коррекции нежелательного поведения, коммуникативных и эмоциональных трудностей ребёнка;

– создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Для повышения педагогической компетентности родителей и вовлечения их в образовательную деятельность выстраивается конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников с использованием следующие формы работы.

Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников

п/п

Направления взаимодействия Формы взаимодействия
1 Информирование родителей – памятки;

– личные беседы по запросам.

2 Консультирование родителей – индивидуальные консультации;

– беседы

 

Перспективный план работы с родителями 

Месяц Тема Форма работы
Сентябрь Ребёнок с нарушением слуха и детский коллектив – что делать родителю, если он замечает проблемы. Консультация, памятка
Октябрь Отдых дома: как снизить психологическое напряжение ребёнка с нарушением слуха после дня в ДОУ. Консультация, памятка
Ноябрь Профилактика родительского выгорания: как готовиться к школе. Консультация, памятка

 

– установить доверительные отношения между всеми участниками коррекционно-развивающего процесса

– повысить педагогической грамотность родителей в направлении имеющихся нарушений и обучить родителей приемам коррекции нежелательного поведения, коммуникативных и эмоциональных трудностей ребёнка;

– создать условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Взаимодействие педагога-психолога с сотрудниками ДОУ

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тугоухость 2 степени, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса. 

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности являются:

– повышение уровня подготовки педагогов, работающих с детьми с нарушениями; 

– совместных подбор материалов для закрепления в разных видах детской деятельности полученных психологических знаний; 

– совместное осуществление психологического сопровождения детей в период адаптации. 

В ходе взаимодействия со специалистами и воспитателями ДОУ педагог-психолог использует разные формы сотрудничества (консультации, круглые столы, беседы, дискуссии,) на разнообразную тематику.

 

Перспективный план работы с педагогами

Месяц Формы и примерная тематика работы с педагогами
сентябрь 1. Индивидуальная работа по запросам.

2. Консультация «профилактика конфликтных ситуаций в комбинированной группе».

октябрь 1.Консультация «организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированных группах».

2. Посещение групповых и индивидуальных занятий с целью прослеживания динамики развития детей.

ноябрь 1. Консультация по организации работы с ребёнком с тугоухостью 2 степени.

2. Индивидуальная работа по запросам.

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.

В процессе работы с ребенком 7 лет со 2 степенью тугоухости было проведено 24 занятий, из которых 18 занятий являются непосредственно коррекционно-развивающими, а 1-2, и 23-24 занятия – входная и заключительная диагностики соответственно.  

Для оценки эффективности проделанной психолого-педагогической работы в рамках Проекта осуществляется повторная (заключительная) диагностика личностных, социально-психологических и когнитивных способностей ребенка с нарушением слуха, а также сравнительный анализ данных входной и заключительной диагностик. Проект может считаться эффективным в случае:

– наличия положительной динамики психического развития ребёнка, успешного выполнения основных планируемых результатов освоения Программы; 

– минимизации эмоциональных срывов в процессе пребывания ребёнка в группе, а также до и после; 

– наличия положительных отзывов о психологическом состоянии и когнитивном развитии ребёнка от родителей и педагогов соответственно. 

Планируемые результаты освоения Программы:

  • Ребенок адаптирован к условиям комбинированной группы; 
  • стремится к общению с другими детьми в игре под руководством педагогов, сам вступает в общение, использует вербальные средства; 
  • эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми;
  • проявляет понимание общих правил общения и поведения, старается их соблюдать, хотя не всегда может регулировать свое поведение;
  • адекватно реагирует на замечания взрослого;
  • выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
  • различает основные эмоции человека: радость, грусть, злость, страх; 
  • в общение проявляет эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

Планируемые результаты работы с родителями:

  • установлены доверительные отношения между педагогическими сотрудниками и родителями;
  • повысилась педагогическая грамотность родителей в направлении имеющихся нарушений, родители владеют приемам коррекции нежелательного поведения, коммуникативных и эмоциональных трудностей ребёнка;

Планируемые результаты работы с педагогами:

  • повышение уровня подготовки педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха; 
  • сформирован банк развивающих игр с учетом психологических особенностей ребёнка с нарушаем слуха.
Работа с ребёнком с ОВЗ при включении его в инклюзивное образование

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram