Драган Марина Михайловна
учитель географии
ГАНОУ «Арктическая школа Республики Саха (Якутия)»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192306
Международный конкурс Международный педагогический конкурс в номинации «Педагогика XXI века: инновационные методы обучения»
Наименование конкурсной работы: «Атмосферная циркуляция»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)
Диплом Международного конкурса, бланк: ЕМ №192306


География 8 класс

Тема урока: «Атмосферная циркуляция»

Содержание: Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферный фронт, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды территории на карте погоды»

 

Цели и задачи: Развитие познавательного интереса обучающихся в процессе изучения темы «Климат России».

Предметные

  1. Продолжить формирование знаний о главных чертах климата России. 
  2. Определить влияние атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов на погоду и климат.
  3. Познакомить с  синоптической  картой.
  4. Развивать познавательные потребности учащихся и создавать условия для их самореализации и самосовершенствования.
  5. Развивать умение работать с различными источниками географической информации, видеть причинно-следственные связи.
  6. Обучать навыкам и умениям подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
  7. Развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических явлений.
  8. Формировать картографическую грамотность.
  9. Совершенствовать умения использовать информационно-коммуникационные технологи. 

Личностные:

    1. повышать мотивацию учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; 
  1. использовать различные источники информации с целью развития познавательного интереса и воздействия на эмоциональную сферу обучающихся;
  2. развивать любовь и уважение к окружающей природе, природе родного края; 
  3. способствовать повышению интереса к изучению географии, в том числе географии своей малой родины. 

Метапредметные:

  1. способствовать формированию познавательных интересов обучающихся;
  2. способствовать формированию необходимости приобретения новых знаний и практических умений;
  3. продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
  4. формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, представление в другом виде, сохранение и передачу;
  5. способствовать осознанию возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий для изучения географии;
  6. продолжить формировать умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности.
  7. развивать устную речь;
  8. воспитывать умение работать в коллективе;
  9. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  10. учить приемам осмысленной географической деятельности: поиску ответов на вопросы, ведению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовать решения;
  11. формировать умения использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа.

 

Виды  работ на уроке :  фронтальная,  групповая,  индивидуальная.

Ожидаемые результаты: достижение поставленных целей и задач благодаря подбору разнообразного учебного материал, наглядности, раздаточного материала, а также применению различных методов обучения: поискового, наглядного, исследовательского и т.д. и использованию современных технологий: ИКТ, постановке проблемных заданий и вопросов (созданию проблемных ситуаций) и прочее.

План работы:

  1. Этап мотивации
  2. Актуализация знаний 
  3. Подача нового материала 
  4. Закрепление – практическая работа 
  5. Выдача домашнего задания 
  6. Рефлексия

ХОД УРОКА

Организационный момент – 1 минута. Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Марина Михайловна, я являюсь учителем географии в Арктической школе города Якутска и сегодня я для вас проведу урок географии. Ваши имена я вижу на бейджиках, очень приятно с вами познакомиться.

 

Этап мотивации – 2 минуты

Вашему вниманию я предлагаю отрывок стихотворения Агнии Барто, который я бы хотела попросить прочитать кого-нибудь из класса.

Выбрать того, кто прочитает. Дать текст на распечатке

Открыть первую часть стихотворения на экране

 

Перечислите природные явления, упомянутые в этом стихотворении

Молния, сильный ветер, ураган, дождь, гром…

 

Актуализация знаний – 2 мин

К какой географической оболочке относятся все природные явления, перечисленные в стихотворении? К атмосфере

 

Что такое атмосфера? Воздушная оболочка Земли, состоит из смеси газов.

 

Почему воздух в атмосфере перемещается? Давление из-за разницы температур.

 

Что образуется в результате перемещения воздуха? Ветер

 

Все природные явления, упомянуты в тексте связаны с нашей сегодняшней темой, которая звучит как «Атмосферная циркуляция».

Какие однокоренные слова для слова «циркуляция» вы можете назвать? 

Цирк, циркуль

Их объединяет круг. Циркуляция = круговорот воздуха в атмосфере.

Рабочие тетради – 2 мин.

В ходе сегодняшнего урока вы будете работать в специально подготовленных для вас рабочих тетрадях.  Предлагаю сейчас каждому из вас подписать свою тетрадь.

 

Пока подписывают: в тетрадях я прошу работать аккуратно. Записи вы можете выполнять обычным карандашом, либо сразу ручкой. Эти тетради после урока остаются вам

 

Давайте откроем наши рабочие тетради. 

Что нам необходимо заполнить в первую очередь? 

Ключевые слова – 2 мин

Посмотрите на экран. Здесь собрано облако из слов, связанных с сегодняшней темой. Выберите эти слова и составьте из них словосочетания. Записать словосочетания

 

Определите Цели сегодняшнего урока? Проговорить 

1) Изучить новые понятия, связанные с атмосферной циркуляцией

2) Определить, как эти явления могут оказывать влияние на климат России

В частности мы сегодня с вами выполним практическую работу «описание и прогнозирование погоды»

 

Прошло 8 минут

Подача нового материала –  15 минут

Группы – 2 мин 

Для работы на сегодняшнем уроке я разделила вас на группы. Я попрошу вас внутри ваших групп договориться, кто будет периодически перемещаться, а кто будет оставаться на месте. (Путешественники и местные жители) 

Пока вы договариваетесь, я на ваши столы поставлю номерки чтобы вам проще было ориентироваться 

Во время работы в группах вы обсуждаете имеющиеся у вас задания, но проверять их вы будете уже с другими ребятами. Все понятно? 

Теперь, во время перемещения я попрошу вас взять с собой вашу рабочую тетрадь, учебник и атлас. 

В качестве тренировки я попрошу вас всех пересесть за стол к следующей группе. Не забудьте взять свои учебные принадлежности. Поздоровайтесь друг с другом.

 

Итак, у нас все получилось, можем приступать к первому заданию – 4 минуты 

 

Предлагаю вам разделить 1 и 2 задания между собой. Третье – выполнить вместе.

Пересаживаемся, проверяем – 1 минута

Проверка с учителем – 1 минута

 

Второе задание и третье задание6 минут, разделите задания внутри группы

Пересаживаемся, проверяем – 2 минуты

 

Проверка с учителем – 2 минуты

 

Закрепление – 8 минут

Практическая работа 

 

Устно каждая группа по очереди читает вопрос дает ответ на него: 

  1. Как называется такой вид карты? Выбери верный ответ 

Физическая/Синоптическая/Тектоническая

  1. Как называются линии, с помощью которых на карте показано 

давление? Вспомните название прибора, помогающего определить давление атмосферного воздуха. – Изобары, барометр

  1. На какой сезон года составлена карта? По каким признакам вы это определили?

Зима, температура, осадки снег

 

Описание погоды: 

Сравните состояние погоды в Новосибирске и в Якутске, анализируя данные с фрагмента карты. Самостоятельно выбери показатели погоды для сравнения и заполни таблицу. Сделай общий вывод о погоде. 

Прогнозирование погоды: 

  1. По данным синоптиков антициклон движется в северо-восточном направлении. Какую погоду он принесет в Якутск? Выбери верные показатели: потепление / похолодание / осадки / облачная погода / безоблачная погода / безветренная погода 

 

Какой из перечисленных городов уже находится в зоне действия антициклона? Выбери верный ответ: Тюмень / Чита / Нарьян-Мар

 

  1. Лера из Красноярска прослушала прогноз погоды по радио: «Завтра ожидается похолодание, в дневные часы температура опустится до −14 градусов по Цельсию, пройдёт снег, ветер с порыва-ми до 12−15 м/с».. С помощью карты определи, для какого из показанных на карте населённых пунктов был составлен этот прогноз – Салехард

 

  1. Объясни, почему в этом городе ожидается выпадение атмосферных осадков. Туда движется холодный атмосферный фронт

 

Выдача домашнего задания – 2 минуты

  1. § 28
  2. Выписать в словарь термины и понятия: атмосферный фронт, тёплый фронт, холодный фронт, арктический фронт, полярный фронт, циклоны, антициклоны.
  3. Уметь объяснять влияние циркуляции атмосферы на погоду и климат Якутии

 

Рефлексия – 2 минуты

Рабочая тетерадь циркуляция
«Атмосферная циркуляция»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram