Исмиханова Рашида Алик кызы
Воспитатель
МАОУ «Прогимназия Кристаллик» город Саратов
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192385
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогика сегодня: методы и формы обобщения педагогического опыта», в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети»
Наименование конкурсной работы: Приемы коррекционной работы.
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192385


Приемы коррекционно- развивающей   работы с гиперактивными    детьми

 

                                                          Введение

 

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.

 

Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

 

Цель: коррекция  гиперактивного  поведения детей младшего школьного возраста.

 

Актуальность  проблемы: С каждым годом в школу поступает все больше и больше гиперактивных детей. Несмотря  на  проработанность  темы, существующие  методы  работы  с  гиперактивным  поведением  детей   младшего школьного  возраста   имеют  недостаточно  комплексный  характер. Нам учителям необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми во всем процессе обучения  и воспитания.

 

Гиперактивность – переводе с латинского языка “активный” значит деятельный, действенный, а греческое слово “гипер” указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.

 

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

 

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

 

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.

 

  1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
  2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  5. Не может играть тихо, спокойно.
  6. Болтливый.
  7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.
  8. Часто теряет вещи.
  9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

 

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

 

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, – такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя они “не слышат”, все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка. Однако сама система обучения, особенно на первых этапах пребывания гиперактивных детей в школе, является для них психотравмирующей и приводящей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний.

 

Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, т. к. школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

 

Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. А фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития Система предъявления учебного материала в школе представляет собой, прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны, прежде всего, визуальные и тактильные опоры в получении информации. Таким образом, можно говорить и о несоответствии способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка.

 

И еще одна особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно – это отсутствие игрового пространства в школе, тогда как для этих детей оно необходимо, т. к. позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

 

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя…

 

Составлен план работы развития личности с перспективой до 2010 года.

 

Конечная цель:  формирование классного коллектива; воспитание свободной, всесторонне развитой личности.

 

Воспитательная работа по направлениям:

 

1 класс  – «Я – школьник» – содействовать осознанию позиции школьника;

2 класс – «Мы – коллектив» – способствовать формированию коллективизма, дружеских отношений в классе;

3 класс –  «Самоуправление» – приучения к самостоятельности во всем;

4 класс – «Я – личность» – способствовать возникновению интереса к своему внутреннему миру; побуждать детей к самонаблюдению а самоанализу.

Кружок «Бисероплетения»

 

Психологическая помощь:

 

Кружок «Психологическая азбука» по  Аржакаевой Т.А., Вачкова И.В., Поповой А.Х.;

Музыкотерапия по программе «Бименталь»;

Психологические игры на уроках;

Упражнения на развитие внимательности;

Релаксация

Уроки психологии по программе Хухлаевой О.В. (сказкатерапия ) – психолог Кузьмина Т.С.

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и, прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

 

При воспитании гиперактивного ребенка родители должны избегать двух крайностей:

 

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

 

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

 

Работа с родителями:

 

Родительские собрания на темы:

 

«Гиперактивный ребенок в школе»

«Выполняем домашнее задание»

«Как помочь ребенку стать внимательным»

«Режим дня»

«Поймем друг друга»

Мониторинг воспитанности

 

  1 класс 2009 г 2 класс 2010 г 3 класс 2011

Высокий

 

0 2 4

Средний

 

1 6 7

Низкий

 

13 7 2

Содержание диагностики: уровень воспитанности оценивается по 5 критериям «жизнеспособности» и ставится оценка по пятибалльной системе:

 

Критерии воспитанности:

 

  1. Прилежание, стремление преодолевать трудности, радость и оптимизм.
  2. Стремление быть сильным, закаленным, уметь защищать себя.
  3. Самостоятельность и ответственность.
  4. Трудолюбие, понимание смысла трудовой деятельности и активность.
  5. Товарищество и коммуникабельность.

 

Психомышечная тренировка:

 

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь…
  2. Мои руки расслабляются и теплеют…
  3. Мои руки полностью расслабленные… теплые… неподвижные…
  4. Мои ноги расслабляются и теплеют…
  5. Мои ноги полностью расслабленные… теплые…неподвижные …
  6. Мое туловище расслабляется и теплеет…
  7. Мое туловище полностью расслабленное… теплое… неподвижное…
  8. Моя шея полностью расслабляется и теплеет…
  9. Моя шея полностью расслабленная… теплая…неподвижная…
  10. Мое лицо расслабляется и теплеет…
  11. Мое лицо полностью расслабленное… теплое…неподвижное…
  12. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…

 

В программу включены 4 компакт-диска: программа «Релаксация»,направленная на устранение напряженности и тревоги, программа «Настроение» направлена на устранение депрессии и повышение активности. Программа «Уверенность» направлена на повышение уверенности в себе, программа «Здоровье» направлена на повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

 

Заключение

 

Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет. При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.

 

Анализируя литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.

 

В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексная работа приводит к положительным результатам.

 

Что такое гиперактивность и признаки проявления синдрома гиперактивности у ребёнка

    Синдром  дефицита  внимания  с  гиперактивностью  (СДВГ)  –  это  медицинский диагноз,  поставить  который  может  только  врач  после  проведения  диагностического обследования.  Черты,  характеризующие  синдром  гиперактивности,  обычно  таковы: дефицит  активного  внимания;  общее  двигательное  беспокойство,  неусидчивость, множество  лишних  движений;  недостаточная  целенаправленность  поступков  и  их импульсивность.  Основными  причинами  возникновения  гиперактивности  у  детей являются:1) перинатальная патология (токсикозы,  обострение  хронических  заболеваний у  матери,  инфекционные  заболевания,  травмы  в  области  живота,  принятие  больших  доз алкоголя  и  курение,  иммунологическая  несовместимость  по  резус  –  фактору,  попытки прервать беременность, угроза  выкидыша);  2) осложнение при родах (преждевременные, скоротечные или  затяжные, стимуляция  родовой деятельности,  неправильное  положение плода,  асфиксии,  внутренние  кровоизлияния);  3)  психосоциальные  (стиль  воспитания  в семье).  СДВГ  может  стать  причиной  нарушения  адаптации  ребёнка  к  социальным условиям,  нарушений  поведения.    Первые  проявления    гиперактивности    можно наблюдать  уже  в  дошкольном  возрасте,  но  многие  родители,  даже  замечая  своеобразие 

ребёнка, считают его просто очень подвижным, «живым» ребёнком. И только в школьном возрасте,  когда  особенности  развития  ребёнка  приводят  к  трудностям  в  обучении,  к неуспеваемости, а иногда к школьной дезадаптации, родители приходят на приём к врачу, психологу:  «Помогите!»  Как  правило,  такой  ребёнок  вызывает  беспокойство  и раздражение  взрослых,  считающих,  что  он  не  хочет  сосредоточенно  работать  и подчиняться  дисциплинарным  требованиям.  Синдром  гиперактивности  встречается  при различных  заболеваниях  и  нарушениях  развития  (чаще  при  отдалённых  последствиях органического поражения мозга) и сочетается с нарушением памяти, работоспособности, однако основным проявлением данного отклонения в развитии ребёнка  является дефект внимания.  У  ребёнка  снижены  объём  и  концентрация  внимания  (он  может сосредоточиться  на  чём-либо  лишь  на  несколько  мгновений,  чрезвычайно  повышена отвлекаемость  –  реагирует  на  любой  звук,  на  любое  движение  в  классе).  Такие  дети нередко  бывают  раздражительными,  вспыльчивыми,  эмоционально  неустойчивыми,  что затрудняет  их  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.  Эмоциональная  напряжённость, свойственная  таким  детям,  склонность  остро  переживать  трудности,  которые  возникают при  обучении  в  школе,  приводят  к  тому,  что  у  него  легко  формируются  и  фиксируются негативная  самооценка    и  враждебность  ко  всему,  связанному  со  школьным  обучением. Эти  отклонения  в  развитии  имеют  вторичный  характер,  но  усиливают  школьную  дезадаптацию  ребёнка.    Благополучное  личностное  развитие,  успешная  школьная адаптация  напрямую зависят от того, насколько окружающие ребёнка взрослые способны понять  его  трудности,  возникающие  из-за  его  болезненно  повышенной  активности  и эмоциональной  неуравновешенности.  Необычность  поведения  этих  детей  не  является результатом  дурного  характера,  упрямства  или  невоспитанности,  как  считают  многие взрослые.  Это  –  специфическая  особенность  психики,  обусловленная  как физиологическими  (нарушения  в  определённых  структурах  мозга,  наследственность, патология  беременности  и  родов,  инфекции  и  интоксикации  первых  лет  жизни),  так  и психосоциальными  факторами.  Первые  проявления  синдрома  гиперактивности  таковы: повышенный  мышечный  тонус,  чрезмерная  чувствительность  ко  всем  раздражителям (свету,  шуму),  нарушения  сна,  подвижность  и  возбуждённость  во  время  бодрствования. Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и,  прежде  всего,  матери  к  ребёнку,  с  тем,  чтобы  лучше  его  понять  и  снять  излишние напряжения, формирующие вокруг него.  Как помочь ги

 

Понятие гиперактивности детей

 

 В последнее время в коррекционных образовательных учреждениях всё чаще встречаются гиперактивные дети.

      Под детской гиперактивностью специалистами понимается такая картина физического и психологического развития ребёнка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Как правило, такой ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера, не успев в полной мере ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Затем также поступает и с новыми объектами своего интереса, потом с третьими, с четвёртыми, и так далее.

       Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Черты гиперактивности появляются в основном у детей в младшем школьном возрасте.

 

Как проявляется гиперактивность и каковы признаки её проявления?

Для таких детей  свойственно:

– совершать беспокойные движения кистями и стопами;

– не могут спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;

– легко отвлекаются на посторонние стимулы;

– с трудом дожидаются своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

– на вопросы часто отвечают, не задумываясь, не выслушав их до конца;

– с трудом выполняют предложенные задания (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

– с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игр;

– часто переходят от одного незавершенного действия к другому;

– не могут играть тихо, спокойно;

– много разговаривают, мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей);

– часто складывается впечатление, что ребенок не слушают обращенную к нему речь;

– часто теряют вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;

– иногда совершают опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищат (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Каковы же причины возникновения гиперактивности:

Наследственность.

 Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают  наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).

Здоровье матери.

Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.

Беременность и роды.

Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка.

Дефицит жирных  кислот в организме.

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).

Окружающая среда.

Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.

Увеличение содержания свинца – сильнейшего нейротоксина – в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей. Известно, что содержание свинца в атмосфере в настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени начала индустриальной революции

Питание.

Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении  их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности.

Отношения внутри семьи.

Исследования учёных и специалистов показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные – это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:

  • с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
  • с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
  • семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями)

           Большинство педагогов в современных школах испытывают трудности в обучении и воспитании детей с гиперактивностью.

        Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают.  А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому учитель, воспитатель должны действовать в тесном сотрудничестве с психологом школы, медицинским работником и родителями  детей с гиперактивностью.

          

 

Описание направлений работы с детьми, имеющими СДВГ

 

1) Это необходимо знать и учителю,  и родителям. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения:

 

– минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек),

 

– меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),

 

– пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания).

 

Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях.

 

Родителям следует следить за соблюдением режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

 

“Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

 

Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

 

2) Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

 

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски.

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.

Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем.

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

На определенный отрезок времени давать только одно задание.

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Для коррекции СДВГ существуют различные программы, разработанные специалистами. Вот пример.

 

Программа по коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

 

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов” а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа может состоять из 12 – 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников группы – 4-6 человек.

 

Возраст – 6-12 лет. Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.

 

В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции СДВГ.

 

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

 

Структура занятия:

 

растяжка – 4-5 минут;

дыхательное упражнение – 3-4 минут;

глазодвигательное упражнение – 3-4 минуты;

упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут;

функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля)  – 20- 25 минут;

релаксация – 4-5 минут.

Занятие 1 (пример)

 

  1. Растяжка “Половинка”.

 

Цель: оптимизация тонуса мышц.

 

И.п. – сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

 

  1. Дыхательное упражнение.

 

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

 

И.п. – сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом “пьют” воздух.

 

  1. Глазодвигательное упражнение.

 

И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

 

Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым. Затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, после обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит “соскальзывание” взгляда, следует уделить дополнительное внимание, “прорисовывая” их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

 

  1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

 

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

 

“Колечко”.

 

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

“Кулак-ребро-ладонь”.

 

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”), произносимыми вслух или про себя.

 

  1. Функциональное упражнение “Послушать тишину”.

 

Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности.

 

И.п. – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

 

  1. Функциональное упражнение с правилами “Костер”.

 

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

 

Дети садятся на ковер вокруг “костра” и выполняют соответствующую команду инструктора.

 

По команде (словесной инструкции) “жарко” дети должны отодвинуться от “костра”,

по команде “руки замерзли” – протянуть руки к “костру”,

по команде “ой, какой большой костер” – встать и махать руками,

по команде “искры полетели” – хлопать в ладоши,

по команде “костер принес дружбу и веселье” – взяться за руки и ходить вокруг “костра”. Затем игра выполняется с ведущим ребенком.

 

  1. Функциональное упражнение “Море волнуется…”.

 

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.

 

Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:

 

Море волнуется – раз!

 

Море волнуется – два!

 

Море волнуется – три!

 

Морская фигура – замри!

 

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора “Отомри!” упражнение продолжается.

 

  1. Релаксация “Поза покоя”.

 

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

 

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

 

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

 

Даже играя можно корректировать СДВГ.

 

Игра “Пуговицы” (на развитие внимания)

 

Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется).

 

От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра.

 

Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания – 30 секунд.

 

В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями “левый”, “правый”, “вверх”, “вниз”. Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

 

Упражнение “Оловянный солдатик” (на развитие саморегуляции)

 

Ведущий объясняет детям: “Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!”

 

“Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

 

Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.

 

Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

 

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

“Гвалт” (Коротаева Е.В.)

 

Цель: развитие концентрации внимания.

 

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

 

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

 

“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

 

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

 

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

 

“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

 

Цель: научить детей контролировать свои действия.

 

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.

 

Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”.

 

Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их

 

“Слушай хлопки” (Чистякова М.И.)

 

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

 

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

 

Корректурные задания

 

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

 

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

 

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

 

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

 

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

 

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

 

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

 

  1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

 

  1. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

 

3.Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

 

  1. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.

 

  1. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

 

  1. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

 

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду

 

Приемы коррекционно – развивающей работы с гиперактивными детьми.

 

Цель: коррекция нарушений поведения ребёнка.

 

Задачи: – научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);

 

– научить ребенка навыкам двигательного контроля;

 

– отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 

– научить ребенка справляться с гневом.

 

– помочь гиперактивному ребенку развить внимание;

 

Термин «гиперактивность» по отношению к детям до сих пор не имеет однозначного толкования, однако к внешним проявлениям детской гиперактивности можно отнести невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

 

Первые проявления гиперактивности у детей наблюдаются в возрасте до 7 лет, с каждым годом количество детей с подобным поведением увеличивается; у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Пики проявления данного синдрома совпадают с психоречевым развитием ребенка: в период от 1 до 2 лет, когда у ребенка закладываются навыки речи; в 3 года, когда у ребенка увеличивается словарный запас и в период с 6 до 7 лет при формировании чтения и письма.

 

  Детской гиперактивностью на практике занимаются разные специалисты, вплоть до психиатров, однако многие родители и педагоги считают, то гиперактивность – это всего лишь расстройство поведения у ребенка, или его распущенность или следствие неумелого воспитания, причисляя ребенка, проявляющего излишнюю подвижную активность и неусидчивость, к гиперактивному. На самом деле, эти выводы поспешные и далеки от истины, т. к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, поставить который может только опытный специалист после проведения специальной диагностики, и то не основываясь лишь на излишней подвижности ребенка, а, изучая так же его невнимательность и импульсивность, причем последнюю диагностировать труднее всего.

 

 Ребенок неуправляем. Он все время носится и не может ничем себя занять. Ему все нужно сто раз повторять. Иногда с ним просто невозможно справиться. Такой невнимательный, все пропускает мимо ушей.

 

Многие считают, что этих появлений достаточно для постановки диагноза: синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ.

 

Но каждого из этих нарушений поведения есть конкретная неврологическая причина. И причины могут быть разными. А значит и коррекция тоже будет разной.

 

 Для организация коррекционной работы с гиперактивными детьми

 

Воспитание, обучение и лечение гиперактивных детей должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

 

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребёнка. Он может заниматься с ребёнком как индивидуально, так и в группе гипер-активных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведёт разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с гиперактивным ребёнком и составляет индивидуальную программу развития ребёнка.

 

В коррекционной работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:

 

1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля) ;

 

2) отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 

3) обучение ребёнка контролю над проявлениями гнева.

 

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими.

 

Коррекционная работа с гиперактивными детьми.

 

Надо понимать, что в каждом человеке с детства заложены огромные и часто не реализованные резервы, как физические, так и интеллектуальные. Постоянная работа по развитию этих возможностей может любого ребенка превратить в уникальную личность с присущими ему яркими талантливыми чертами.

 

  Практически все дети с диагнозом детская гиперактивность обладают высокими компенсаторными возможностями, для включения которых необходимы следующие условия:

 

– развитие ребенка должно происходить в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима.

 

– обучение ребенка желательно проводить по специальной программе, если это невозможно, то хотя бы не в трехлетней, а четырехлетней начальной школе.

 

– при необходимости, медикаментозная поддержка.

 

  Если вышеперечисленные условия соблюдаются, то через 3 – 4 года ребенка можно перевести в общую школу. Если эти условия не соблюдаются, то уже в 1-2 классе гиперактивные дети начинают испытывать трудности в обучении, и могут остаться на второй год.

 

  Однако без помощи родителей данная работа может быть неэффективной: им необходимо разъяснить причины возникновения гиперактивности у ребенка, что должен сделать врач – невролог, чей медицинский диплом вызывает часто больше доверия, нежели диплом психолога или педагога.

 

  Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребёнку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным;

 

Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций (например, внимания и контроля двигательной активности или внимания и контроля поведения). И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

 

С ребенком можно проводить различные методические приемы как:

 

Игры на развитие внимания, воображения

 

Игры и задания, направленные на развитие произвольности

 

Дыхательные упражнения

 

Релаксационные методы

 

Обсуждение различных чувств

 

Рисование.

 

Так же  упражнения:

 

  1. Для развития произвольности;

 

  1. Для развития внимания и памяти;

 

  1. Для развития моторики и координации движений;

 

  1. Для преодоления застенчивости;

 

  1. Для активизации подкорковых структур мозга;

 

  1. На нормализацию мышечного тонуса.

 

Нужно создавать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. Можно использовать для этого игры:

 

 Игра “Что исчезло?”: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”; 

 

Игра “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

 

Игра «Запомни и повтори движения”: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.

 

Игра “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком – тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он – лужица воды.

 

Игра “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.

 

Игра «Тишина». По сигналу педагога дети машут руками, топают ногами, рычат, мычат и т.д. По хлопку в ладоши должна наступить тишина. Педагог дает установку в игре не мешать друг другу.

 

– игра для контроля за своими движениями «Черепаха»: движение ребенок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);

 

– игра для развития контроля за импульсивными действиями «Говори»: взрослый задает разные вопросы, но отвечать на них надо после паузы по команде «Говори».

 

   Полезны так же пальчиковые игры, т. к. гиперактивный ребенок непоседлив, а его пальцы находятся в постоянном, иногда бесцельном движении.

 

  Важно понимать, что игры с неговорящими гиперактивными детьми лучше всего начинать осваивать с помощью профессионалов в области детского воспитания и развития.

 

Тренинг с моделированием стандартных ситуаций

 

Детям для рассматривания предлагается набор сюжетных картинок конфликтного содержания. Дети решают, как правильно поступить:— все едят конфеты, а один — нет;— все играют с игрушками, а один — нет;— все смеются над малышом, который плачет.

 

Ситуация и способы выхода из них разыгрываются с детьми.

 

   Доктор медицины Росс Кэмпбелл (рекомендую почитать его книги по воспитанию детей) считает, что причинами возникновения детской гиперактивности являются три ошибки воспитания родителями:

 

  1. Недостаток эмоционального внимания к ребенку, часто подменяемое медицинским уходом. Для устранения первой причины родители должны больше общаться с ребенком, играть с ним, вникать в его проблемы, беседовать «по душам»;

 

  1. Недостаток твердости, последовательности в воспитании и отсутствие контроля над поведением ребенка.

 

  1. неумение воспитывать в ребенке навыки управления гневом, злостью.

 

Приемы коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми

 

   Коррекционно-развивающая и воспитательная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае – малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.

          Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой. Какого бы эмоционального напряжения это не стоило, все усилия окупятся сторицей.

 

Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет

 

 

 

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.

 

Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

Для реализации этой задачи используются следующие методы.

 

  1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения
  2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.
  3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты
  4. Работа с родителями.
  5. Организация контрольных двигательных заданий.

 

При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:

– Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью

– Коррекционный поте

 

Основные направления в работе с гиперактивными детьми

  1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможности выбрать зверушку, которую дети будут изготовлять на уроке), обучение учениками 2-3 классов более младших школьников (старшие дети “работают” инструкторами оригами и бисероплетения, такие занятия нравятся и старшим и младшим).
  2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
  • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
  • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
  • избегание категорических запретов.

 

        Эффективность воспитательных и коррекционных мер в работе с гиперактивными детьми зависит от соблюдения ряда правил:

Общие правила взаимодействия с гиперактивными детьми:

 Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.

Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки

Быть артистичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять ребёнку возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

 

Правила взаимодействия с гиперактивным ребёнком со стороны педагогов школы

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

 

Правила взаимодействия родителей с гиперактивным ребёнком

* поддерживать дома чёткий распорядок дня;

* выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);

* автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

* отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);

* сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

* оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

* не запрещать действие ребёнка в категоричной форме;

* не читать нотаций (ребёнок всё равно их не слышит);

* не приказывать, а просить (но не заискивать);

* не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.

 

Одними из самых результативных форм работы с чрезмерно-подвижными детьми являются игровые формы

        Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

           Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 2 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Приведём примеры игр, которые целесообразно использовать во внеурочной деятельности

 

Игры, используемые  в помещении:

«Найди отличие»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

        Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

        Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«Броуновское движение»

Цель: развивать умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещённое движение»

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта  они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

        Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).

 

Игры, используемые на прогулке

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Цель Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «мол-чалками».

«Гвалт»

Цель Развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Менялки» (Автор неизвестен)

Цель Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Разговор с руками»

Цель Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Говори»

Цель Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся. “Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”… “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”… “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

 «Час тишины и час «можно»»

Цель Дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.

Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т. д.

«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).

 «Зеваки»

Цель Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза владоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Колпак мой треугольный» (Старинная игра)

Цель Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

«Слушай команду»

Цель Развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Расставь посты»

Цель Развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.).

Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

«Король сказал»

Цель Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».

Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет ка-кое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.

Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».

 «Слушай хлопки»

Цель Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Замри»

Цель Развитие внимания и памяти.

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.

 «Игра с колокольчиком»

Цель Развитие слухового восприятия.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

 

Игры за партами

Гиперактивные дети с трудом выдерживают школьный урок, поэтому для них необходимо проводить игровые минутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

 «Многоножки»

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Двуножки»

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

«Слоны»

Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры «Кричалки — шепталки — молчалки».

«Морские волны»

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2—3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей , что дети не ждут 2—3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».

«Ловим комаров»

Цель Снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде “Стой!” вы садитесь вот так, — педагог показывает, как надо сесть, — на свое усмотрение. — Готовы? “Начали!”… “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»

 Оказать посильную помощь гиперактивному ребенку – это очень сложная задача педагога. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности –в этом заключается мастерство педагога. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка важно избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частые изменения указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу, а постепенно благодаря тесному сотрудничеству и взаимодействию в системе «семья – ребёнок-школа»

 

Заключение

 

Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет. При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но все исследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу, необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.

 

Анализируя литературные источники можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.

 

В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексная работа приводит к положительным результатам.

 

Список литературы

 

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: 2003.

 

  1. Архипова И.А. Диагностика психического развития ребёнка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребёнка к школе. – СПб.: Наука и Техника, 2008. – 250с. + С D, ил.

 

  1. Вергелес Г.И., Денисова А.А., Казакова А.А. Неуспеваемость младшего щкольника: причины, диагностика, предупреждение, преодоление: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. – 93с.

 

  1. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М., 1993.

 

  1. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.

 

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: 2000.

 

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Творческий центр Сфера, 2001.

 

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений/ Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 50с.

 

  1. Рабочая книга для психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. 303с.:  ил. (Психол. наука – школе).

 

  1. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010.

 

  1. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002.

 

12.Шевченко Ю.С, Шевченко М.Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением Школа здоровья.

 

13.Интернет ресурсы.

 

Приемы коррекционно- развивающей   работы с гиперактивными    детьми

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram