Васильева Ольга Александровна - Воспитатель,
Дукина Кристина Евгеньевна - Воспитатель
МБ ДОУ «ЦРР-Детский сад № 224»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192421
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс творческих, учебно-образовательных, исследовательских, научно-популярных проектов «Научно-образовательного центра педагогических проектов»
Наименование конкурсной работы: Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192421


 

Экологический проект

«ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление

Введение 3

1.Экологическое воспитание как направление дошкольного воспитания 5

2.Место игры в системе средств экологического воспитания детей дошкольного возраста 8

  1. Игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста 13

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Приложения 39

 

Введение

Формирование основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением на этапе дошкольного детства обусловлено тем, что ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив ко всей информации, поступающей извне. Кроме того именно в дошкольном детстве складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

В дошкольном возрасте развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но ведущим из них является игра. Это подтверждают исследования отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других. Сущность игры, как ведущего вида деятельности, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Самостоятельная игра детей воспитывает не пассивно-ограничительное сознание, а активное, творческое, обеспечивающее самореализацию личности. 

Игра используется в экологическом воспитании, но мы предлагаем использовать самостоятельную игру, в которой ребенок заинтересован, которую он организует с другими детьми. 

Наблюдения показывают, что дети редко самостоятельно играют в игры с экологическим содержанием, да и в копилки воспитателей обычно таких игр, кроме дидактических, мало. Поэтому нам захотелось подобрать уже известные игры с экологическим содержанием и разработать на основе уже известных свои игры. 

Поэтому цель нашей работы – разработать серию игр экологического содержания для детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

  1. Выявить особенности экологического воспитания в ДОУ.
  2. Определить место игры в системе средств экологического воспитания детей дошкольного возраста
  3. Разработать серию игр экологического содержания для детей дошкольного возраста
  4. Проанализировать опыт использования самостоятельных детских игр в экологическом воспитании дошкольников.

Теоретическая значимость состоит в том, что определено место самостоятельной детской игры в системе средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в том, что предложены различные игры с экологическим содержанием, которые могут использоваться в практической педагогической работе воспитателей в разных возрастных группах в экологическом воспитании дошкольников.

 

1.Экологическое воспитание как направление дошкольного воспитания

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского, а затем и российского дошкольного воспитания. 

В настоящее время меняется мировоззренческая парадигма о человеке, его месте во Вселенной, его роли в эволюции Космоса, Земли и самих причинах его возникновения. По мнению ученых (В. И.Данилов-Данильян, С.Д.Дерябо, К.С.Лосев, Н.Н.Моисеев, В.И.Панов, В.А.Ясвин, А.В. Гагарин, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Д.Н.Кавтарадзе, А.Н.Камнев, И.Т.Суравегина, А.Е.Тихонова, В. А. Левин и др.) одним из условий предупреждения и преодоления экологического кризиса является коренное изменение отношения человечества к миру природы и к самому себе как части этого мира. Кардинальные изменения по отношению к экологии должны произойти и в сознании людей. В качестве психологического условия формирования нового сознания в отношении к экологии рассматриваются ответственность человека за сохранение окружающей природной среды и субъект-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным), а также ценностное отношение к миру природы.

Экологическое воспитание как направление работы ДОУ рассматривалось, начиная с 1919 года. Так, на Первом съезде по дошкольному воспитанию обращалось внимание на значение природы для всестороннего развития ребенка и на созданий определенных условий в ДОУ для целенаправленного и планомерного ознакомления детей с природным миром [5,c.43]. В дальнейшем значение природы в воспитании дошкольников рассматривалось с разных точек зрения.

Это и интеллектуальное развитие дошкольников – расширение круга представлений ребенка о мире в целом, отношение исследовательского отношения к миру природы (Э.И. Залкинд – 1947). И развитие эстетических чувств по отношению к природе, как составляющей положительного отношения к природному окружению (Н. Виноградова -1982 г., Э. Никитина – 1983г., Ф. Томина – 1983г., Л. Аветисян – 1987г, и др.)

Понимание экологического воспитания как целенаправленного процесса формирования культуры взаимодействия с миром природы на основе синтеза эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов сложилось в последние годы (Н.Н. Моисеев, С.Н. Глазачев, Б.Т. Лихачов, С.В. Алексеев, Н.М. Мамедова, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул, Н.Ф. Реймерс и др.) 

Наиболее полно раскрыла понимание экологического воспитания В.Г. Грецова (1971). В.Г. Грецова считает, что основой формирования положительного отношения детей к природе состоит из 3 компонентов: эмоционально-положительного отношения к природе, знаний и полезной деятельности, которую дети выполняют благодаря полученной информации.

Передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. 

Т.А. Серебрякова указывает на связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Накопление представлений, расширение личностного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения оценочным опытом, формируются «понятийные правила поведения» [6,с.62]. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Все это имеет большое значение для их ценностного развития. 

Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживанием при этом чувств. Показателями ценностного отношения дошкольников являются эмоционально-чувственный, когнитивный (знаньевый) и поведенческий компоненты. 

В воспитании ценностного отношения к природе важным является процесс включения дошкольников в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности, ибо ребенок – дошкольник развивается в деятельности [6,с.63].

Ценностное отношение к природе неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении – это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.

Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра, если же дошкольник будет играть с животными, растениями, он нанесет им вред. Поэтому следует подойти внимательно к играм дошкольников и посмотреть, какие из них могут использоваться в экологическом воспитании, давая экологические знания, эмоционально-положительное отношение к природе и полезную деятельность. 

Для этого обратим внимание на разнообразие игр, в которые играют дети дошкольного  возраста. 

2.Место игры в системе средств экологического воспитания детей дошкольного возраста

Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи. В игре развиваются творческие способности. В игре умственное развитие неразрывно связано с социальным опытом, с развитием коммуникативных навыков.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Д.Б. Элькониным раскрыто положительное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры (использование на занятиях дидактических игр и игровых приемов).

Воспитательные возможности игры состоят в том, что для решения поставленных задач игровая деятельность раскрывается в двух планах: объективная (организация игровой деятельности) и субъективная (определение конкретной цели достижения экологического воспитанности). 

Игра в экологическом воспитании влияет на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются. Игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием;  оказывает влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.

Компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра — это альтернатива действительности. Но  главная функция игры — развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

В экологическом воспитании дошкольников используются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературных произведениях. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений [2,с.100]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. Как и всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом [3,с.76]. 

Сюжетно-ролевая игра в экологическом воспитании детей направлена на создание эмоционального фона, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал, познают природное окружение. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности.

Педагоги и психологи определили структуру сюжетно-ролевой игры, которая включает следующие элементы: 

  • воображаемая ситуация, 
  • сюжет, 
  • роль, 
  • игровые действия. 

В самостоятельной игре старших дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе.

Руководство сюжетно-ролевой игрой направлено на достижение определенной цели. Педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни. Он оказывает воздействие на ребенка с помощью сюжета и распределения ролей в зависимости от этапов формирования игровой деятельности и возрастных особенностей детей.

Однако игра и экологическое воспитание, замечает С.Н. Николаева, в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может совершать любые действия, от которых никто не пострадает. Познание природы, взаимодействие с ней требует учета специфики живого организма и поэтому накладывает много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровыми способами должно строиться по определенным правилам.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. 

Дидактические игры используются как средство экологического воспитания, начиная с младшей возрастной группы. В младшем дошкольном возрасте дидактические игры направлены на закрепление знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, на организованных занятиях по ознакомлению с миром природы. 

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры направлены на уточнение, конкретизацию, закрепление, расширение, систематизацию имеющиеся у дошкольников представления о природе. 

В дидактической игре существуют их обязательные элементы: 

  • обучающую задачу (цель); 
  • игровые правила и 
  • действия. 

Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. 

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

предметные;

настольно-печатные;

словесные;

творческие.

Подвижные игры направлены на закрепление знаний о природе, эмоциональное отношение к природным объектам. Например, подвижная игра «У медведя во бору» проводится с детьми старшего возраста, получившими знания о лесе и его обитателях. Хороводы вокруг березки, изображение руками как она качается, направлены трансформацию знаний о природе в отношения к ней, формирование экологического сознания. 

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация экологических игр:

  • игры на тему «Живая природа»;
  • игры на тему «Неживая природа».

 

3. Игры с экологическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста

Игра с экологическим содержанием в старшем дошкольном возрасте совместно с педагогом проводится на занятии, в конце занятия и во время прогулок (приложение).

РАЗДЕЛ 1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по реке»

Цели: Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. 

Примерные игровые действия:

  • постройка лодки, прогулочного катера, корабля;
  • подготовка к плаванию, выбор маршрута;
  • плавание, выполнение ролевых действий;
  • ремонт судна;
  • работа водолазов;
  • подъем флага на корабле;
  • возвращение в порт (док).

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • флаги;
  • спасательные круги;
  • спасательные жилеты;
  • акваланги;
  • матросские воротники.

Развитие сюжетной линии: 

  • Исследователи речных глубин;
  • Исследование речных животных
  • Исследование подводного дна озера (поиски клада).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»

Цели: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Учить моделировать игровой диалог. 

Примерные игровые действия:

  • выбор овощей и фруктов для прилавка;
  • создание магазина;
  • проведение рекламной компании;
  • торговля фруктами и овощами.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • муляжи овощей и фруктов;
  • корзинки для овощей и фруктов;
  • весы;
  • деньги и чеки;
  • сумки и корзинки для товара.

Развитие сюжетной линии: 

  • Подготовка магазина к работе, подвоз на машинах овощей и фруктов;
  • Торговля.

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи. Путешествие в лес»

Цели: Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. 

Примерные игровые действия:

  • изучение карты леса; 
  • подготовка к путешествию, выбор маршрута;
  • путешествие, выполнение ролевых действий.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • карта;
  • рюкзаки;
  • фотоаппараты.

Развитие сюжетной линии: 

  • Исследователи леса;
  • Исследование лесных животных

Сюжетно-ролевая игра «Птицы в гнезде – семья»

Цели:

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о птицах. Учить моделировать игровой диалог. 

Примерные игровые действия:

  • выбор шапочек для изображения птиц, создание семьи птиц;
  • птицы воспитывают своих детей, кормят, охраняют.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • шапочки для изображения птиц – дятел, сойка и др.;

Развитие сюжетной линии: 

  • Птицы летают в гости к другим семьям птиц;
  • Птицы принимают гостей.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цели: Учить детей выполнять различные роли в соответствие с развитием сюжета, использование различные строительных материалов, формировать умение планировать, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о семье. Учить моделировать игровой диалог.

Примерные игровые действия:

  • постройка жилища для семьи, обустройство;
  • поход в магазин за продуктами, приготовление пищи;
  • воспитание детей, обучение письму, счету;
  • семейные праздники.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • предметы – заместители, игрушечная мебель, посуда;
  • куклы;
  • доска школьная, тетради, ручки, карандаши.

Развитие сюжетной линии: 

  • Семья воспитывает детей, обедает, ведет детей в школу, детский сад, родители работают;
  • Семья на прогулке в лесу, пикник;
  • Семья идет в зоопарк.

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цели: Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Примерные игровые действия:

  • приобретение билетов в зоопарк;
  • изучение плана зоопарка, выбор маршрута;
  • площадка молодняка, работа проводников с молодняком;
  • экскурсия по зоопарку, наблюдение кормления животных, уборки вольеров;
  • площадка отдыха.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • билеты;
  • схема зоопарка;
  • указатели;
  • строительный материал;
  • элементы костюмов животных;
  • набор игрушек-животных.
  • планы квартир;
  • фотографии домов.

Развитие сюжетной линии: 

  • Экскурсия в зоопарк;
  • Ухаживание за животными;
  • Дети изображают детенышей животных, играющих на площадке.

Сюжетно-ролевая игра «В цветочном магазине»

Цели:

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей об цветах. Учить моделировать игровой диалог. 

Примерные игровые действия:

  • выбор цветов;
  • создание магазина;
  • проведение рекламной компании;
  • торговля цветами.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • искусственные цветы;
  • вазы для цветов;
  • деньги и чеки;
  • бумага для упаковки цветов, бумажные ленты.

Развитие сюжетной линии: 

  • Продажа в магазине цветов для праздника;
  • Создание красивых букетов;
  • Выставка цветов.

Сюжетно-ролевая игра «В огороде»»

Цели: Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о направленности труда в огороде, о том, что растет в огороде.

Примерные игровые действия:

  • приобретение семян;
  • составление плана посадок в огороде;
  • посадка семян, полив;
  • сбор урожая в огороде.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • пакетики с семенами;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • корзинки для овощей и фруктов;
  • шапочки с изображением овощей, ягод, которые растут в огороде. 
  • указатели.

Развитие сюжетной линии: 

  • Посадка и сбор овощей в огороде.;
  • Ухаживание за цветами;
  • Дети изображают фрукты, цветы.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Цели: Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

Примерные игровые действия:

  • выбор объекта, работа с картами, планами местности;
  • изучение экологических паспортов;
  • изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.);
  • предъявление штрафных санкций;
  • работы по исправлению экологической ситуации;
  • фотографирование, съемка нарушений.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • планы, карты, схемы местности;
  • «Красная книга»;
  • халаты;
  • путеводители;
  • видеокамера;
  • паспорта различных животных и растений.

Развитие сюжетной линии: 

  • Изучение экологической обстановки;
  • Помощь животным и растениям.

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи космоса»

Цели:

Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.

Примерные игровые действия:

  • выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.); 
  • создание лаборатории; работа в обсерватории; 
  • проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса; 
  • использование космических научных станций; 
  • ученый совет; подведение итогов исследований.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

  • карта космического неба; карта созвездий;
  • элементы космических кораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений.
  • телескоп.

Развитие сюжетной линии: 

  • Полет на космическом корабле, наблюдение планет;
  • Высадка на другую планету;
  • Встреча с инопланетным животным и растительным миром.

РАЗДЕЛ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Кто это  потерял?»

Дидактическая цель: уточнить представления детей о строении животных водоемов. 

Наглядный материал: Заранее приготовленные картинки: лапки лягушки, хвостик рыбки, клешня рака, ракушка улитки, усы сома.

Игровые правила: за правильный ответ ребенок получает фант. 

Ход игры: Дети садятся за стол. Водящий из коробки достает карточку и спрашивает: «Кто это потерял?» Дети отвечают. В конце занятия дети рисуют на тему «Гости их водоема».

Игра «Фрукты и овощи»

Дидактическая цель: уточнить представления детей о фруктах и овощах.

Наглядный материал: Картинки с изображением овощей. 

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочередно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей.) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моем пооммиидоорр».

Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовъ, карртоофелъ, реппа, огуррец, и объясняют, что в этих словах есть звуки о, р, п, как и в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моем».

Как вы думаете, дети кто теперь откликнулся?

Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

Но еще больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

Как помочь им, ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах — названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! — заключает воспитатель.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Дидактическая цель: расширять представления детей о фруктах и овощах; дать каждому ребенку попробовать на вкус и определить, что это.

Наглядный материал: нарезанные одинаковыми кубиками фрукты и овощи.

Ход игры

Воспитатель детям узнать и угадать фрукты (овощи) по вкусу. «Если вы угадаете, что это, то «они» появятся!».

Дидактическая игра «Узнай по вкусу, запаху»

Дидактическая цель: расширять представления детей о фруктах и овощах; дать каждому ребенку попробовать на вкус и определить, что это.

Дидактический  материал: кусочки фруктов и овощей: яблока, огурца, хлеба, моркови. Горшочки, в которые кладут: лук, гречневую кашу, капусту квашеную, огурец соленый.

Ход игры

I группа детей.

Дети закрывают глазки. А им в ротики кладут кусочки: яблока, огурца, хлеба, моркови. Дети угадывают, что им положили.

II группа детей.

В горшочки с отверстиями, закрытые салфеткой, кладут: лук, гречневую кашу, капусту квашеную, огурец соленый. Дети нюхают, угадывают. Если не угадывают, предлагают понюхать товарищу. Отгадав, снимают салфетку и смотрят: так ли, правильно?

Словесная дидактическая игра «Вершки и корешки»

Дидактическая цель: расширять представления детей о фруктах и овощах.

Ход игры

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле — кисти рук опускают вниз.

Игра «Узнай и назови»

Дидактическая цель: расширять представления детей о растениях и их лекарственных свойствах.

Наглядный материал: растения ромашка, подорожник, крапива или карточки с картинками, корзинка.

Ход игры

Педагог берет из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

Игра «Да – нет»

Дидактическая цель: расширять представления детей о животных.

Ход игры

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришло письмо. Это, оказывается, не просто письмо, а с правила игры «Да — нет». 

Воспитатель предлагает детям поиграть в эту игру, сообщает детям правила и объясняет название игры.

Почему эта игра так называется? Потому что на вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где живет это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Игра «Свет мой зеркальце, скажи…»

Дидактическая цель: расширять представления детей о человеке.

Ход игры

Дети садятся или стоят у зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Глазки у меня самые красивые, Лучше всех видят. Ушки у меня все слышат, А зубы самые белые, Самые крепкие

Дидактическая игра «Каких животных мы знаем»

Дидактическая цель: расширять представления детей о диких и домашних животных.

Наглядный материал: фланелеграф, картинки (лошадь, волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось, осел, белка).

Ход игры

Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это кто?» — «Лошадка», — отвечают дети. «А это кто?» (Показывает льва.) — «Лев» и т. д.

Рассмотренные картинки воспитатель помещает на фланелеграф так, что домашние животные оказываются с одной стороны, а дикие — с другой. Когда дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки, он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены картинки с изображением домашних животных, предлагает нескольким детям перечислить их. Дети объясняют, что эти животные называются домашними потому, что живут рядом с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные приносят людям большую пользу.

Дидактическая игра «Что за зверь»

Дидактическая цель: расширять представления детей о животных.

Игровой материал: открытки с изображениями животных, разрезанные на 4-6 частей. Каждая открытка – в конверте.

Ход игры

Складывание картинок из частей. Загадки о диких животных.

Что за коняшки —

На всех тельняшки? (Зебры)

Когда он в клетке, то приятен

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Уж очень вид у них чудной: 

У папы — локоны волной, 

А мама ходит стриженой. 

За что она обижена? 

Недаром часто злится 

На всех мамаша… (львице).

Он ходит, голову задрав, 

Не потому, что важный граф, 

Не потому, что гордый нрав, 

А потому, что он … (жираф).

Вот зеленое бревно. 

Ох и злющее оно! 

Тем, кто в речку угодил, 

Нос откусит… (крокодил)

Зверь горбатый

По нраву ребятам. (Верблюд)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая цель: расширять представления детей о животных.

Наглядный материал: волшебный мешочек, в нем мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь, игрушки – заяц, белка, мышка, медведь. 

Ход игры

В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Дидактическая игра «Сложи открытку»

Дидактическая цель: расширять представления детей о животных.

Игровой материал: открытки с изображениями животных, разрезанные на 4-6 частей. Каждая открытка – в конверте.

Ход игры

Дети на столах складывают открытки с изображением диких животных.

Дидактическая игра «Поломанные слова»

Дидактическая цель: расширять представления детей о зимующих птицах.

Игровой материал: карточки со стогами для составления слов – синица (ЦАСИНИ), снегирь (ГИРЬСНЕ), сорока (РОСОКА) дятел (ТЕЛДЯ), сова (ВАСО), ворона (НАРОВО).

Ход игры

Название зимующих птиц мы узнаем, после того как исправим «поломанные» слова. На ковролине из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО. Дети должны правильно выложить слова.

Игра с мячом «Кого, чем угостим?»

Дидактическая цель: расширять представления детей о животных.

Игровой материал: мяч.

Ход игры

Водящий кидает мяч и говорит кого, чем он угостит. Если правильно -тогда играющий ловит мяч, если не правильно – отбивает

Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя — пшеном, свиристель – семечками.

Дидактическая игра «Назовите растение»

Дидактическая цель: расширять представления детей о растениях.

Игровой материал: карточки с изображениями растений, магнитная доска или фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвертое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем еще отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Дидактическая игра «Назови цвет, форму, посчитай»

Дидактическая цель: расширять представления детей о растениях.

Игровой материал: иллюстрации с изображением  растений.

Ход игры

Рассматривание иллюстраций с изображением культурных и дикорастущих растений.

—Какие растения вы видите на картинке? Где они растут?

Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»

Дидактическая цель: расширять представления детей о планетах.

Игровой материал: шапочки с изображением планет Сатурн,  и пояса с лентами, на конце звездочки.

Ход игры

У каждой планеты свой собственный путь. 

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. 

Вокруг Солнца вращаются наши планеты. 

По-разному все они Солнцем согреты.

Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. 

На шапочке Сатурна — кольца. На конце каждой ленты — цифры от 1 до 9.

На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.)

Ребенок — Меркурий берется за ленточку №1.

А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал.

Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.)

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9. А эта планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета …(все: Земля)

На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от Солнца находится наша планета? (На 3-м.)

Словарная игра «Четвертый лишний»

Дидактическая цель: расширять представления детей о животных, насекомых.

Ход игры

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

«Игра в слова»

Дидактическая цель: расширять представления детей о насекомых.

Ход игры

А сейчас я хочу поиграть еще в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю … пчеле … таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Пальчиковая игра «Цветок»

Наши красные цветки 

Расправляют лепестки. 

Ветерок чуть дышит 

Лепестки колышет. 

Наши красные цветки 

Закрывают лепестки. 

Головой качают. 

Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.

Каждый раз можно представлять себя новым цветком — ведь ромашка, роза и тюльпан раскрываются по-разному.

Пальчиковая игра «Полет птиц»

Руки скрещены в запястьях, пальцы — крылья — расслаблены, лежат на предплечьях — птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. 

Взлетает. Взмахи рук – крыльев — легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

Но ведь все птицы летают по-разному: колибри — пальцы-крылья движутся быстро-быстро, почти трепещут; синица — взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка — плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях; орел — резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.

РАЗДЕЛ 3. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижная игра «Медведи и пчелы»

Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) — медведи, другая — пчелы. На расстоянии 3—5 м от гимнастической стенки очерчивают лес, к 8—10 м — луг. Пчелы помещаются на гимнастической стенке |(в улье). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на стенку — в улей — и лакомятся медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» пчелы летят и жалят медведей (дотрагиваясь до них рукой), не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь 1 раз не выходит за медом. После 2—3 повторений игры дети меняются ролями. 

Подвижная игра «Караси и щуки»

Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг — это камешки, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки — приседая за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2—3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Дети бегают по площадке — это птицы. Но сигналу воспитателя «Ветер! Буря!» дети подбегают к гимнастической стенке и быстро залезают на нее — прячутся от ненастья на дереве. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло!» Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4—5 раз,

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

На расстоянии 2—3 м от границ площадки проводят две линии. Между ними — ловишка. Дети находятся на одной из линий. Воспитатель громко говорит: «Три четыре!» Дети хором отвечают:

Мы веселые ребята 

Любим бегать и играть, 

Ну, попробуй нас поймать!

Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишки догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронется, прежде чем играющий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек подсчитывают пойманных и вибирают нового ловишку. Игра продолжается.

Игра «Зайка»

Цель игры: Формировать правильную артикуляцию, развивать умение выполнять движения со словами, действовать по словесному сигналу. Обучать прыжками на двух ногах.

Воспитатель просит детей встать в круг и поиграть в игру «Зайка» (воспитатель в центре показывает движения).

Зайка серенький сидит 

И ушами шевелит, 

Вот так, вот так 

Он ушами шевелит.

Воспитатель подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают его движениям и повторяют за ним слова. 

Зайке холодно сидеть, 

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Воспитатель и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять, 

Зайке надо поскакать, 

Вот так, вот так 

Надо зайке поскакать!

Все прыгают на одном месте, повторяя последние две строчки.

Зайку волк напугал, 

Зайка тут же убежал.

Воспитатель рычит, дети разбегаются врассыпную.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Подвижная игра «Соколы и голуби»

Игра в снежки без снега

Игра в снежки

Из листов белой бумаги делаются снежки. Дети делятся на две команды, а играют в снежки бумажными комочками.

Подвижная игра «Снежки»

Мы танцуем со снежками, 

Посмотрите все на нас.

Вот так потопаем ногами! 

Раз-два, раз-два, раз-два! 

А теперь снежки положим 

Мы к снеговику сюда. 

И теперь в ладоши можно 

Нам похлопать без труда.

 Осторожно поднимайтесь, 

Не забудьте взять снежок.

Поплясать теперь нам можно, 

Попляши и встань в кружок.

Подвижная игра «Волк во рву»

Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается ров (ширина 80 см). Во рву — волк. Дети стоят у края площадки — это козы. Воспитатель говорит: «Козы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за  пределы  рва, ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают через ров и игра продолжается.

Подвижная игра «Снежные круги»

Дети делятся на 3—4 команды. Команды встают у черты в 2—З м от мишени (диаметр 15—20см). По сигналу воспитателя дети лепят снежки и бросают в центр мишени, Команда, которой удастся залепить быстрее снежками центр мишени (сделать снежный кружок), выигрывает. Если снег не липкий, то дети по очереди бросают мешочки, а победителя определяют по числу попаданий в центр мишени.

Подвижная игра «Посади и собери картофель»

Дети распределяются на 3—4  команды с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят  у черты. На расстоянии 12—20 м от черты напротив каждой  команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги  можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди I колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами, или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах  бегут к лункам, сажают в каждую по «картофелине» и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему  играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает  команда, первой закончившая задание. Картофель должен лежать в лунке (круге). Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на место. Игра повторяется 3—4 раза.

Подвижная игра «Не оставайся на земле»

Игра проводится в той части площадки, где находятся гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, другие предметы высотой до 30 см. Выбирают водящего — ловишку. Ему на руку повязывают цветную ленту. Дети размещаются на снарядах. По первому удару в бубен они спрыгивают и начинают бегать по площадке в зависимости от ритма, который дает воспитатель Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные предметы, пособия. Ловишка ловит тех, кто не успел встать на возвышение. Пойманные отходят в сторону, после 2—3 повторений их подсчитывают. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

Подвижная игра «Жучка и зайцы»

На площадке ставят гимнастические скамейки, кубики, раскладывают обручи, шнуры и др. с таким расчетом, чтобы дети могли с одного предмета переходить на другой по замкнутому кругу, не наступая на землю. Один ребенок изображает Жучку. Остальные дети — зайцы. Они прыгают с предмета на предмет, стараясь не касаться земли. Нарушивших правило Жучка уводит к себе в угол площадки. Здесь дети отвечают на вопрос по экологии. , Жучка отпускает их. Вначале эту роль выполняет воспитатель, затем кто-либо из детей.

Малоподвижная игра «Прогулка по ручью»

Дети распределяются на 3—5 команд < равным числом играющих. Команды стоят у черты. В 4 м от черты линиями (шнурами) обозначается ручей шириной 80—100 см, через такое же расстояние второй. В 2—З м напротив каждой команды ставят кубик (мяч, кегля). По команд! дети, стоящие впереди колонн, бегут до кубика, перепрыгивая | разбега ручейки, обегают кубик и опять преодолевают ручьи Подбежав к своей колонне, они дотрагиваются рукой до ладони выставленной вперед следующими участниками, после чего бегут через ручейки, а первые становятся в конец колонны.  Побеждает команда, в которой никто не замочил ног в ручье I и закончившая эстафету первой. Игра повторяется 3—4 раза.

 

Заключение

Экологическое воспитание как направление работы ДОУ является важным этапом формирования нового сознания человека, ответственного за сохранение природной среды, ценностного отношения к миру природы. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход.

Самостоятельная детская игра экологического содержания всегда опиралась на полученные экологические знания, а так же сформированные игровые навыки детей старшего дошкольного возраста. 

Предметно-пространственная среда в группе во время формирующего эксперимента была наполнена экологическими элементами, которые несли в себе определенные сведения об окружающем мире, становились средством передачи экологического опыта детям. 

Так, плоские и объемные изображения животных, рыб и речных обитателей водоема позволяют детям использовать их в сюжетно-ролевых играх на различные темы. Муляжи фруктов и овощей, искусственных цветов стимулируют детей организовывать игру «магазин» или использовать в театрализации. Игрушки би-ба-бо кукольного театра, изображающие домашних и диких животных привлекают внимание детей к театрализации на экологическую тему «Животные в лесу». Детали костюмов продавца, матросский воротник, яркий спасательный жилет, детали скафандра (воротник от скафандра) стимулируют воображение детей и помогают развить ролевые действия продавца, моряка, водолаза, космонавта. Необходимым элементом для самостоятельных творческих игр являются ширма для кукольного театра, детская мебель, обручи (или изготовленный спасательный круг), детский микроскоп, заготовки для ценников и чеков для игры в магазин, альбомы для рисования, цветные карандаши и фломастеры и др.

Экологические элементы игровой среды носят и стимулирующую функцию. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, продвигает его к действию, исследованию. Поэтому экологическая игровая среда в группе была мобильной и динамичной. В ее организации педагоги  учитывали «зону ближайшего развития». Только после того как дети узнавали новые экологические сведения, игровая  среда менялась: в нее привносились новые экологические элементы, которые в течение времени наполнялись в зависимости от развития сюжета самостоятельной игры детей. 

При организации экологических элементов среды мы придерживались трех основных принципов: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды.

Список использованной литературы

  1. Горькова, Л.Г., Кочергина, А.В., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. – М.: ВАКО, 2005. – 240с.
  2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 184с.
  3. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 128с.
  4. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 40-49.
  5. Рыжова, Н.О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.О. Рыжова// Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 18-20.
  6. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208с.
  7. Хабарова, Т.В., Шафигуллина, Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников [Текст]: Методическое пособие для педагогов / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.

 

Приложения

Серия игр для формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Тема  Совместная игровая деятельность педагога с детьми Самостоятельная игровая деятельность  Прогулки
Октябрь 
Водоемы родного края  Дидактическая игра «Кто это  потерял?»

Малоподвижная игра «Прогулка по ручью»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по реке» Подвижная игра «Караси и щуки»
Овощи и фрукты Игра «Фрукты и овощи» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты» Игра «Что на елке не растет?»
Незнайка пришел в гости Дидактическая игра «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты» Подвижная игра «Медведи и пчелы»
Могут ли овощи принести вред нашему здоровью? Игра «Вершки и корешки» Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты» Игра «Что на елке не растет?»
Лекарственные растения Игра «Узнай и назови» Сюжетно-ролевая игра «Исследователи. Путешествие в лес» Малоподвижная игра «Из семени в дерево»
Как звери к зиме готовятся Игра «Да – нет» Сюжетно-ролевая игра «Исследователи. Путешествие в лес» Игра «Да – нет»
Ноябрь 
Перелетные птицы Пальчиковая игра «Полет птиц» Сюжетно-ролевая игра «Птицы в гнезде – семья» Подвижная игра «Перелетные птицы»
Человек – часть природы Игра «Свет мой зеркальце, скажи…» Сюжетно-ролевая игра «Семья» Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Волшебница – осень  Игра «Танец пяти движений» Сюжетно-ролевая игра «Семья. Прогулка по лесу» Игра «Зайка»
Декабрь 
Удивительный лес Малоподвижная игра «На какое дерево я похож» Дидактическая игра «Кто живет в лесу» Малоподвижная игра «Стань деревом»
Домашние животные – друзья человека Игра «Зайка» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Подвижная игра «Лиса в курятнике»
Дикие животные  Дидактическая игра «Что за зверь» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Подвижная игра «Бездомный заяц»
Экзотические животные  Дидактическая игра «Что за зверь» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Подвижная игра «Соколы и голуби»
Январь 
Снег и его свойства Игра в снежки без снега Катание с горки Игра в снежки 
Как звери в лесу зимуют Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Театрализованная игра «Старичок – лесовичок»

Дидактическая игра «Сложи открытку»

Театрализованная игра «Звери в лесу»

Подвижная игра «Волк во рву»
Жизнь птиц Дидактическая игра «Поломанные слова»

Игра с мячом «Кого, чем угостим?»

Игра с мячом «Кого, чем угостим?» Подвижная игра «Перелет птиц»
Рассматривание веток деревьев Малоподвижная игра «Кто живет на дереве» Малоподвижная игра «На какое дерево я похож» Малоподвижная игра «На какое дерево я похож»
Февраль 
Зимние явления в неживой природе (на участке) Подвижная игра «Снежки» Лепим снеговика

Игра со снегом

Подвижная игра «Снежные круги»
Март 
Комнатные растения Дидактическая игра «Назовите растение»

Пальчиковая игра «Цветок»

Сюжетно-ролевая игра «В цветочном магазине» Малоподвижная игра «Из семени в дерево»
Посев семян помидоров для выращивания рассады Дидактическая игра «Волшебный экранчик» Сюжетно-ролевая игра «В огороде»»  Подвижная игра «Ловишки с приседанием -собираем урожай»
Дикие и домашние животные  Дидактическая игра «Каких животных мы знаем?» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Африку» Подвижная игра «Мышеловка»
Апрель 
Культурные и дикорастущие растения Дидактическая игра «Назови цвет, форму, посчитай»

Дидактическая игра «Угадай по вкусу, запаху».

Сюжетно-ролевая игра «В цветочном магазине» Малоподвижная игра «В поле, в саду, в огороде, в лесу, на лугу»
Космос. Звезды. Вселенная  Дидактическая игра «Расположи планеты правильно» Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» Подвижная игра «Не оставайся на земле»
Насекомые  Словарная игра «Четвертый лишний»

«Игра в слова»

Подвижная игра «Раз, два – вот фея теперь я» Подвижная игра «Жучки и зайцы»

 

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram