ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1582»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ВСЕЗНАЙКИ»
Физика и английский язык
в рамках реализации Проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования»
Направленность: естественно-научная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель физики Сюкиева Л.Д.
учитель английского языка Нохашкиева Р.В.
Москва
Пояснительная записка
Направленность
Программа дополнительного образования «Школа Всезнайки» построена на интеграции физики и английского языка. Программа предназначена для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Занятия должны способствовать развитию обучающихся, повышению их интереса к познанию законов природы. Основным методическим инструментом, обеспечивающим готовность к общению на иностранном языке, является игра. Игровые упражнения помогут детям выработать правильное произношение на английском языке, накопление активной лексики.
По предназначению программа является учебно-познавательной, по форме организации – групповой, Программа несет естественно-научную направленность и призвана вызвать и поддерживать у детей дошкольного и младшего школьного возраста устойчивый интерес к предметам.
Актуальность программы
Познание физики, как науке о природе и знание иностранных языков являются неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам и окружающего мира уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это очень благоприятный период для развития. Ребенок открыт для всего нового и усваивает информацию не потому, что так надо, а потому что ему все интересно. Главное достоинство программы в том, что в основе изучения лежит метод использование метода экспериментирования, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детей гораздо выше, чем у взрослых, что дает возможность активно познавать окружающий мир с использованием природных факторов в обучении.
Программа «Школа Всезнайки» разработана на основе рекомендаций в рамках реализации Проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», способствующий развитию конвергентного мышления у детей и достижению эффективного межпредметного взаимодействия.
Цель программы: развитие представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира, развитие познавательного интереса у детей к изучению английского языка.
Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где педагог – режиссер учебного процесса, а дети совместно с ним ставят и решают предметную проблему.
Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего возраста.
Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.
Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться со сверстниками, согласовывая интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.
Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.
В основу программы положены принципы формирования первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
По физике:
- освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, строить модели;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
По английскому языку:
– создание исходной базы для развития речевых способностей;
– расширение с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем мире и о языке, как средствах познания и общения;
– развитие восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления;
– развитие речевой культуры, а также культуры общения;
– развитие творческих способностей детей в различных областях с использованием иностранного языка.
Образовательные задачи:
– развитие познавательного интереса к изучению природы, техническому наследию родного края, способствовать овладению научного познания, выработке применять его при оценке явлений природы и техники, вырабатывать систематические знания по развитию науки и техники родного края, приобщить детей к культурно-просветительской и экологической работе.
– формирование элементарных умений и навыков общения на английском языке;
– выработка навыков правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания;
– формирование элементарных знаний в области фонетики, лексики английского языка.
Воспитательные задачи:
– воспитание у детей любви и бережного отношения к планете Земля,
– формирование общественно-активной личности с гражданской позицией, культуры поведения и общения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.
– воспитание у детей устойчивого интереса к изучению нового языка, уважения к образу жизни людей страны изучаемого языка.
Развивающие задачи:
– формирование творческого стиля мышления, навыков исследовательской деятельности при изучении явлений природы;
– развитие личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.)
– развитие коммуникативных навыков;
– развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей детей, которые необходимы для изучения иностранного языка (фонематический слух, способность к догадке, память, внимание, воображение, мышление);
– ознакомление с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка.
Возраст обучающихся по программе: 5 – 7 лет
Форма обучения: групповая, в очном формате.
Срок реализации программы: 1 год обучения
Учебно-тематический план
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
|
1. Воздух и его свойства. (Опыт с водой)
Знакомство. (на англ. языке).Учим фразы: Hello! I am … |
1 | 1 | |
|
2. Давление воздуха. (Опыт с шарами) Песня – зарядка «Head and shoulders» на английском языке. | 1 | 1 | |
|
3. Состав воздуха. Введение новой лексики по теме «Цвета». | 1 | 1 | |
|
4. Воздух как среда распространения звуковых волн. Использование музыкального инструмента камертон. Песня на английском «Colours».Введение новой лексики по теме «Животные». | 2 | 1 | 1 |
|
1. Свет и тень. (Опыт с образованием тени и полутени «Цыпленок») Разучивание песни “Red Light. Green light. «Светофор». | 2 | 1 | 1 |
|
2. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы. Игра «Light – Ground» | 1 | 1 | |
|
3. Свойства света. (Опыт «Прямолинейное распространение света». Повторяем лексику, игра “Run – Freeze”. | 2 | 1 | 1 |
|
4. Как работает перископ. (Знакомство с перископом- Оптика). «Sing a rainbow» | 1 | 1 | |
|
1. Испарение воды. Песня «Splashing in the Sea». Введение новой лексики по теме «Морские животные». | 2 | 1 | 1 |
|
2. Растворимость веществ в воде. (Опыт «Диффузия веществ») Игра «Sea – Ground» | 1 | 1 | |
|
3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение. (Опыт с телами различной плотности и форм). Song “Deep in the ocean”. | 1 | 1 | |
|
4. Вода в животном и растительном мире. Song “Deep in the ocean”. | 2 | 1 | 1 |
|
1. Передача тепла. (Опыт с телами различной теплопроводности) “How’s the weather?” Введение новой лексики по теме «Погода». | 1 | 1 | |
|
2. Понятие о температуре. (Игра «Горячее, не горячее»). Песня “It is hot” | 1 | 1 | |
|
3. Поглощение тепла. (Опыт «Белое и черное»). Песня “Rain, rain go away” | 2 | 1 | 1 |
|
4. Проводники тепла. (Опыт с телами разной теплопроводности) Игра «Cold or Hot» Введение новой лексики по теме «Еда» | 2 | 1 | 1 |
|
1. Притяжения магнита. (Опыт с магнитами) Song “Skinny marinky dinky dink” | 1 | 1 | |
|
2. Форма магнита и его сила. (Плоские и дугообразные магниты). Игра «Hot or Cold». | 1 | 1 | |
|
3. Основы магнитных свойств. (Опыт с магнитами). Повторение песни “Skinny marinky dinky dink” | 2 | 1 | 1 |
|
4. Магнитные свойства и земное притяжение. (Опыт с магнитными стрелками и магнитом). Игра «Run, please». | 2 | 1 | 1 |
|
1. Электризация объектов. (Опыт с электроскопом, палочками и султанами). Песня «Jump» | 2 | 1 | 1 |
|
2.Строение электроскопа. (Опыт с палочками). Игра «Jump, Run» | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 33ч | 11 | 22 |
Формы аттестации / контроля
– Тематические кроссворды
– Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
– Передача обучающемуся роли педагога.
– День творчества в кружках.
– Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
– Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
– Карта индивидуальных достижений.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализовывать программу могут педагоги, имеющие высшее педагогическое
образование по специальности «физика», владеющие на достаточном уровне:
знаниямибазовых основ психологии (возрастные особенности и интересы обучающихся, психофизические подходы работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста, условия формирования психологического здоровья обучающихся);
развитыми коммуникативными навыками (создание обстановки открытого общения,
привлечениеобучающихся к конструктивному диалогу, обеспечение психологической и
эмоциональной комфортности общения);
указанными нижепед.технологиями и навыками организации и проведения деятельностных форм работы;
знаниями о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения.
Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса
Английский язык ( техническое обеспечение):
Материально-техническое обеспечение
- Аудитория (кабинет).
- Парты, стулья.
- Компьютер, акустические колонки.
- Принтер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- CD-проигрыватель.
- Магнитно-маркерная доска, набор магнитов, набор цветных маркеров.
- Стеллажи для хранения учебного и дидактического материала.
- Аудиокассеты, CD, MP3.
11.Дидактические материалы (настенная таблица, тематические плакаты).
- Грамматические таблицы.
- Наборы тематических картинок.
- Географические карты на иностранном языке.
- Словари, справочники.
Информационное обеспечение
- Видеофильмы, слайды, фотоматериалы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.
Физика (техническое обеспечение):
Цифровая лаборатория Курчатовской лаборатории по физике
Наборы ГИА,ЕГЭ
При реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- ИКТ-технологии: поиск, отбор, систематизация и преобразование текстовой
информации и изображений с использованием Интернет, создание текстовых документов на
компьютере в программе Microsoft Word, презентаций в программе Microsoft Power Point и др.;
- Игровые технологии: мастер-классы, игры (деловые и интеллектуальные),
викторины, креатив-бой и т.п.
- Интерактивные технологии: использование разнообразных форм общения,
интенсивного взаимодействия всех участников образовательного процесса для достижения
целей программы;
Содержание программы
Темы занятий
- Воздух
- Воздух и его свойства. Знакомство с новой лексикой по теме «Цвета».
- Давление воздуха. Игра «Мыльные пузыри» на английском языке.
- Состав воздуха. Разучивание песни на английском языке
- Воздух как среда распространения звуковых волн. Использование музыкального инструмента камертон. Песня на английском «Colours».
- Свет
- Свет и тень. Разучивание песни “Red Light. Green light. «Светофор».
- Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы. Игра «Light – Ground»
- Свойства света. Повторяем лексику, игра “Run – Freeze”.
- Как работает перископ. «Sing a rainbow»
III. Вода
- Испарение воды. Песня «Splashing in the Sea»
- Растворимость веществ в воде. Игра «Sea – Ground»
- Поведение предметов на поверхности воды и их погружение. Song “Deep in the ocean”.
- Вода в животном и растительном мире. Song “Deep in the ocean”.
- Тепло
- Передача тепла. “How’s the weather?”
- Понятие о температуре. Песня “It is hot”
- Поглощение тепла. Песня “Rain, rain go away”
- Проводники тепла. Игра «Cold or Hot»
- V. Магнетизм
- Притяжения магнита. Song “Skinny marinky dinky dink”
- Форма магнита и его сила. Игра «Simon says».
- Основы магнитных свойств. Повторение песни “Skinny marinky dinky dink”
- Магнитные свойства и земное притяжение. Игра «Simon says».
- Электричество
- Электризация объектов. Песня «Jump»
- Построение электроскопа. Игра «Jump, Run»
- Проводники и диэлектрики. Игра «Simon says»
- Эффект электричества в воде. Игра «Sea-Light»
VII.Загадочное небо
- Все о Солнце. “Sea-Ground” “What colour is the sun”
- Сколько звезд на небе. “Twinkle, twinkle”
- Солнечная система. “Eight planets”
- Наша голубая планета. “Up in the sky”
- Почему Луна бывает разная. “I want to go to the Moon”
- Подробности о планетах. Повторение изученных слов.
VIII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)
- Итоговое занятие
Примерное содержание занятия «Электризация объектов»
Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов. Введение новой лексики на английском языке:
Ход занятия
- Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.
Технологический процесс:
- Надуйте воздушный шарик.
- Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
- Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
- Потрите шарик во второй раз.
- Поднесите шарик к стене.
- Откройте воду в кране.
- Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
- Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
- Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.
Обсуждение результатов:
- Кусочки бумаги прилипают к шарику.
- Шарик прилипает к поверхности стены.
- Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
- Волосы поднимаются и тянутся к шарику.
Почему так получается?
Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.
- Рассказ легенды об открытии электризации.
Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.
III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: дети по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.
- Применение электричества в практической жизни.Используется игра на английском языке «Кем быть?», в ходе которой у ребят берут интервью на английском языке, основываясь на изученный материал. Дети знакомятся с профессией журналист и с устройствами, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и развитие диалогической речи на английском языке, а также предпрофильной ориентации детей.
- Развитие познавательного интереса.Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
– учиться работать по предложенному педагогом плану
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы группы детей и педагога;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы аттестации / контроля
Организационно-педагогические условия реализации программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский для малышей» (тетрадь с наклейками), РОСМЭН, М., 2015.
- И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская Английский для малышей, (рабочая тетрадь) под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2018.
- И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская Английский для малышей, (пособие для учителей и родителей) под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2005.
- Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко «Теория и практика обучения иностранным языкам», М., Айрис-пресс, 2019.
- Л.И.Логинова «Как помочь ребенку заговорить по-английски», М., «Владос», 2020.
- Н.И. Рыжих. Успешные шаги к овладению современным английским языком. – Москва: «Бао-Пресс», 2005.
- Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
- Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
- Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература» Москва 2002г.
- Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
- Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г