Нохашкиева Рита Васильевна - учитель английского,
Сюкиева Людмила Дорджиевна - учитель физики
ГБОУ «Школа №1582»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192533
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства «Лучшая дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (ДООП)/Лучшая авторская методическая разработка», в рамках мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
Наименование конкурсной работы: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВСЕЗНАЙКИ» Физика и английский язык
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192533


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1582»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА ВСЕЗНАЙКИ» 

Физика и английский язык

в рамках реализации Проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования»

 

Направленность: естественно-научная 

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет 

Срок реализации: 1  год

 

Составитель: учитель физики Сюкиева Л.Д.

учитель английского языка Нохашкиева Р.В.

Москва 

 

Пояснительная записка

 

Направленность

Программа дополнительного образования «Школа Всезнайки» построена на интеграции физики и английского языка. Программа предназначена для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. 

Занятия должны способствовать развитию обучающихся, повышению их интереса к познанию законов природы. Основным методическим инструментом, обеспечивающим готовность к общению на иностранном языке, является игра. Игровые упражнения помогут детям выработать правильное произношение на английском языке, накопление активной лексики.

По предназначению программа является учебно-познавательной, по форме организации – групповой, Программа несет естественно-научную направленность и призвана вызвать и поддерживать у детей дошкольного и младшего школьного возраста устойчивый интерес к предметам.

 

Актуальность программы

 

Познание физики, как науке о природе и знание иностранных языков являются неотъемлемым навыком в современном мире.  В связи с этим возникает актуальность обучения языкам и окружающего мира уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – это очень благоприятный период для развития. Ребенок открыт для всего нового и усваивает информацию не потому, что так надо, а потому что ему все интересно. Главное достоинство программы в том, что в основе изучения лежит метод использование метода экспериментирования, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детей гораздо выше, чем у взрослых, что дает возможность активно познавать окружающий мир с использованием природных факторов в обучении.

Программа «Школа Всезнайки» разработана на основе рекомендаций в рамках реализации Проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», способствующий развитию конвергентного мышления у детей и достижению эффективного межпредметного взаимодействия.

 

 Цель программы: развитие представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира, развитие познавательного интереса у детей к изучению английского языка.

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где педагог – режиссер учебного процесса, а дети совместно с ним ставят и решают предметную проблему.

Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего возраста.

Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.

Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться со сверстниками, согласовывая интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.

Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

В основу программы положены принципы формирования первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

 

По физике:

  • освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; 
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие   эксперименты, строить модели;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

По английскому языку:

– создание исходной базы для развития речевых способностей;

– расширение с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем мире и о языке, как средствах познания и общения;

– развитие восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления;

– развитие речевой культуры, а также культуры общения;

– развитие творческих способностей детей в различных областях с использованием иностранного языка.

 

Образовательные задачи: 

– развитие познавательного интереса к изучению природы, техническому наследию родного края, способствовать овладению научного познания, выработке применять его при оценке явлений природы и техники, вырабатывать систематические знания по развитию науки и техники родного края, приобщить детей к культурно-просветительской и экологической работе.

– формирование элементарных умений и навыков общения на английском языке;

– выработка навыков правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания;

– формирование элементарных знаний в области фонетики, лексики английского языка.

 

Воспитательные задачи:

– воспитание у детей любви и бережного отношения к планете Земля, 

– формирование общественно-активной личности с гражданской позицией, культуры поведения и общения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.

– воспитание у детей устойчивого интереса к изучению нового языка, уважения к образу жизни людей страны изучаемого языка.

 

Развивающие задачи:

– формирование творческого стиля мышления, навыков исследовательской деятельности при изучении явлений природы;

 – развитие личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.)

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей детей, которые необходимы для изучения иностранного языка (фонематический слух, способность к догадке, память, внимание, воображение, мышление); 

– ознакомление с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка.

 

Возраст обучающихся по программе: 5 – 7 лет

Форма обучения: групповая, в очном формате.

Срок реализации программы: 1 год обучения

 

Учебно-тематический план

 

Название разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
1. Воздух и его свойства.  (Опыт с водой)

Знакомство. (на англ. языке).Учим фразы: Hello! I am …  

1 1
2. Давление воздуха. (Опыт с шарами) Песня – зарядка «Head and shoulders» на английском языке. 1 1
3. Состав воздуха. Введение новой лексики по теме «Цвета». 1 1
4. Воздух как среда распространения звуковых волн. Использование музыкального инструмента камертон. Песня на английском «Colours».Введение новой лексики по теме «Животные». 2 1 1
1. Свет и тень. (Опыт с образованием тени и полутени «Цыпленок») Разучивание песни “Red Light. Green light. «Светофор». 2 1 1
2. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы. Игра «Light – Ground» 1 1
3. Свойства света. (Опыт «Прямолинейное распространение света». Повторяем лексику, игра “Run – Freeze”. 2 1 1
4. Как работает перископ. (Знакомство с перископом- Оптика). «Sing a rainbow» 1 1
1. Испарение воды. Песня «Splashing in the Sea». Введение новой лексики по теме «Морские животные». 2 1 1
2. Растворимость веществ в воде. (Опыт «Диффузия веществ») Игра «Sea – Ground» 1 1
3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение.  (Опыт с телами различной плотности и форм). Song “Deep in the ocean”. 1 1
4. Вода в животном и растительном мире. Song “Deep in the ocean”. 2 1 1
1. Передача тепла.  (Опыт с телами различной теплопроводности) “How’s the weather?” Введение новой лексики по теме «Погода». 1 1
2. Понятие о температуре. (Игра «Горячее, не горячее»). Песня “It is hot” 1 1
3. Поглощение тепла. (Опыт «Белое и черное»). Песня “Rain, rain go away”  2 1 1
4. Проводники тепла. (Опыт с телами разной теплопроводности) Игра «Cold or Hot» Введение новой лексики по теме «Еда» 2 1 1
1. Притяжения магнита. (Опыт с магнитами) Song “Skinny marinky dinky dink” 1 1
2. Форма магнита и его сила. (Плоские и дугообразные магниты). Игра «Hot or Cold». 1 1
3. Основы магнитных свойств. (Опыт с магнитами). Повторение песни “Skinny marinky dinky dink” 2 1 1
4. Магнитные свойства и земное притяжение. (Опыт с магнитными стрелками и магнитом). Игра «Run, please». 2 1 1
1. Электризация объектов.  (Опыт с электроскопом, палочками и султанами). Песня «Jump» 2 1 1
2.Строение электроскопа. (Опыт с палочками). Игра «Jump, Run» 2 1 1
ИТОГО 33ч 11 22

 

Формы аттестации / контроля

 

– Тематические кроссворды

 – Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

– Передача обучающемуся роли педагога.

 – День творчества в кружках.

– Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

– Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

– Карта индивидуальных достижений.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

 

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу могут педагоги, имеющие высшее педагогическое

образование по специальности «физика», владеющие на достаточном уровне:

знаниямибазовых основ психологии (возрастные особенности и интересы обучающихся, психофизические подходы работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста, условия формирования психологического здоровья обучающихся);

развитыми коммуникативными навыками (создание обстановки открытого общения,

привлечениеобучающихся к конструктивному диалогу, обеспечение психологической и

эмоциональной комфортности общения);

указанными нижепед.технологиями и навыками организации и проведения деятельностных форм работы;

знаниями о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения.

Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации образовательного процесса

Английский язык ( техническое обеспечение):

Материально-техническое обеспечение

  1. Аудитория (кабинет).
  2. Парты, стулья.
  3. Компьютер, акустические колонки.
  4. Принтер.
  5. Мультимедийный проектор.
  6. Экспозиционный экран.
  7. CD-проигрыватель.
  8. Магнитно-маркерная доска, набор магнитов, набор цветных маркеров.
  9. Стеллажи для хранения учебного и дидактического материала.
  10. Аудиокассеты, CD, MP3.

11.Дидактические материалы (настенная таблица, тематические плакаты).

  1. Грамматические таблицы.
  2. Наборы тематических картинок.
  3. Географические карты на иностранном языке.
  4. Словари, справочники.

Информационное обеспечение

  1. Видеофильмы, слайды, фотоматериалы.
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Физика (техническое обеспечение):

Цифровая лаборатория Курчатовской лаборатории по физике

Наборы ГИА,ЕГЭ

 

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  1. ИКТ-технологии: поиск, отбор, систематизация и преобразование текстовой

информации и изображений с использованием Интернет, создание текстовых документов на

компьютере в программе Microsoft Word, презентаций в программе Microsoft Power Point и др.;

  1. Игровые технологии: мастер-классы, игры (деловые и интеллектуальные),

викторины, креатив-бой и т.п.

  1. Интерактивные технологии: использование разнообразных форм общения,

интенсивного взаимодействия всех участников образовательного процесса для достижения

целей программы;

Содержание программы

 

Темы занятий

 

  1. Воздух
  2. Воздух и его свойства. Знакомство с новой лексикой по теме «Цвета».
  3. Давление воздуха. Игра «Мыльные пузыри» на английском языке.
  4. Состав воздуха. Разучивание песни на английском языке 
  5. Воздух как среда распространения звуковых волн. Использование музыкального инструмента камертон. Песня на английском «Colours».

 

  1. Свет
  2. Свет и тень. Разучивание песни “Red Light. Green light. «Светофор».
  3. Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы. Игра «Light – Ground»
  4. Свойства света. Повторяем лексику, игра “Run – Freeze”.
  5. Как работает перископ. «Sing a rainbow»

 

III. Вода

  1. Испарение воды. Песня «Splashing in the Sea»
  2. Растворимость веществ в воде. Игра «Sea – Ground»
  3. Поведение предметов на поверхности воды и их погружение. Song “Deep in the ocean”.
  4. Вода в животном и растительном мире. Song “Deep in the ocean”.

 

  1. Тепло
  2. Передача тепла. “How’s the weather?”
  3. Понятие о температуре. Песня “It is hot”
  4. Поглощение тепла. Песня “Rain, rain go away” 
  5. Проводники тепла. Игра «Cold or Hot»

 

  1. V. Магнетизм
  2. Притяжения магнита. Song “Skinny marinky dinky dink”
  3. Форма магнита и его сила. Игра «Simon says».
  4. Основы магнитных свойств. Повторение песни “Skinny marinky dinky dink”
  5. Магнитные свойства и земное притяжение. Игра «Simon says».

 

  1. Электричество
  2. Электризация объектов. Песня «Jump»
  3. Построение электроскопа. Игра «Jump, Run»
  4. Проводники и диэлектрики. Игра «Simon says»
  5. Эффект электричества в воде. Игра «Sea-Light»

 

VII.Загадочное небо

  1. Все о Солнце. “Sea-Ground” “What colour is the sun”
  2. Сколько звезд на небе. “Twinkle, twinkle”
  3. Солнечная система. “Eight planets”
  4. Наша голубая планета. “Up in the sky”
  5. Почему Луна бывает разная. “I want to go to the Moon”
  6. Подробности о планетах. Повторение изученных слов.

 

VIII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)

  1. Итоговое занятие

 

Примерное содержание занятия «Электризация объектов»

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов. Введение новой лексики на английском языке: 

 

Ход занятия

 

  1. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шараПотребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

Технологический процесс:

  1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.

Обсуждение результатов:

  1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

 

  1. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

 

III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: дети по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

 

  1. Применение электричества в практической жизни.Используется игра на английском языке «Кем быть?», в ходе которой у ребят берут интервью на английском языке, основываясь на изученный материал. Дети знакомятся с профессией журналист и с устройствами, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и развитие диалогической речи на английском языке, а также предпрофильной ориентации детей.

 

  1. Развитие познавательного интереса.Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.

 

Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

– учиться работать по предложенному педагогом плану

 

Познавательные УУД:

– делать выводы в результате совместной работы группы детей и педагога;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме

 

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Формы аттестации / контроля

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская «Английский для малышей» (тетрадь с наклейками), РОСМЭН, М., 2015.
  • И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская Английский для малышей, (рабочая тетрадь) под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2018.
  • И.А.Шишкова, М.Е.Вербовская Английский для малышей, (пособие для учителей и родителей) под редакцией Н.А.Бонк, РОСМЭН, М., 2005.
  • Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко «Теория и практика обучения иностранным языкам», М., Айрис-пресс, 2019.
  • Л.И.Логинова «Как помочь ребенку заговорить по-английски», М., «Владос», 2020.
  • Н.И. Рыжих. Успешные шаги к овладению современным английским языком. – Москва: «Бао-Пресс», 2005.
  • Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
  • Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
  • Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература» Москва 2002г.
  • Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
  • Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
  • Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ВСЕЗНАЙКИ» Физика и английский язык

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram