Кулигина Анна Эдуардовна
Учитель
МАОУ Гимназия № 94
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192539
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Педагогика сегодня: методы и формы обобщения педагогического опыта», в рамках реализации национального проекта «Молодежь и дети»
Наименование конкурсной работы: Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192539


Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному

Кулигина Анна Эдуардовна

Учитель английского языка, 

МАОУ – гимназия № 94

Аннотация – в статье поднимается такой вопрос, как использование информационно-коммуникационных технологий в обучении русскому как иностранному языку. Также представлены их примеры. Выделены структура, цель, признаки, сущность технологии обучения. Рассмотрены образовательные компетенции учеников и самые популярные современные технологии обучения. 

Ключевые слова – русский язык как иностранный, информационно-коммуникационные технологии, ИКТ в обучении РКИ, обучение РКИ, популярные и современные технологии обучения

I Введение

Современный мир постоянно развивается, а значит, во всех сферах постоянно появляется что-то новое, следовательно, и в обучении появляются новые технологии, которые просто необходимо использовать на различных уроках, чтобы заинтересовать учеников и облегчить жизнь преподавателя. 

Актуальность данной темы состоит в том, что группы учеников по такому предмету как РКИ, могут быть межнациональными и не все ученики знают, понимают английский язык и могут на нём разговаривать. Для того чтобы образование было качественным недостаточно традиционных технологий, постоянно нужно что-то придумывать и проявлять свою креативность, чтобы ученики освоили материал. В этом нам помогают ИКТ, но для их использования необходимо некоторое оборудование в кабинете – проектор, интерактивная доска, колонки, интернет. Иногда установка такого оборудования во всех кабинетах может не вписываться в бюджет учебных заведений, к сожалению. Ведь именно новые технологии помогают совершенствоваться учителю в преподавании и делать урок более интересным, интерактивным и удобным как для учителя, так и для ученика. 

II Теоретические основы

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только инновационные технические средства, но и новые формы, а также методы преподавания, другой подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ (Информационно-коммуникационной технологии) в  педагогический процесс повышает авторитет учителя, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Современная технология обучения, по мнению Талызиной Н.В., представляет собой наиболее рациональные способы организации образовательного процесса, те, при которых цель обучения достигается за минимум времени, сил и средств. При этом образовательный процесс рассматривается комплексно [Мандель Б.Р., 2018, 138]

Чтобы использовать современные технологии обучения, для начала нужно выяснить и уметь отличить признаки современной технологии обучения. К ним относятся: 

  • проектирование образовательного процесса и организация образовательного процесса с применением этого проекта;
  • комплексный подход к средствам обучения – задействование и дидактических, и технических, в том числе компьютерных;
  • система взаимодействия между учителем и учеником;
  • наличие нормальных условий для проявления и развития личностных компетенций учеников.

А на чём же строятся современные технологии обучения? Для этого нужно узнать их структура: 

Структура современной технологии представлена:

  • целью;
  • научными теориями, которые выступают в качестве опоры;
  • системой взаимодействия между учителем и учениками;
  • критериями оценки результатов;
  • результатами;
  • ограничениями

И что же отличает новые технологии, в чём их сущность? 

Сущность современной технологии обучения:

  • технология обучения опирается на какую-то педагогическую идею;
  • технология обучения и все в ней – процессы, коммуникации и т.д., выстраивается с учетом цели и имеет конкретный, а не образный итог;
  • технология обучения предполагает планирование и реализацию этого плана по пунктам;
  • технология обучения имеет систему взаимодействия между учителем и учениками, опирающуюся на использование общения, в общем, и диалога в частности, а также принципах оптимального соотношения человеческого потенциала и возможностей оборудования, дифференциации и индивидуализации;
  • технология обучения включает в себя диагностику с критериями и инструментарием.

Также необходимо разобраться зачем мы используем ИКТ в обучении. Какова их цель? 

Цель современной технологии обучения – проявление и развитие личностных компетенций учеников, которыми, если говорить простыми словами, называется продвижение по «лестнице успеха» в совершенствовании личностных качеств и обучении. Таким образом, личностные компетенции неотделимы от образовательных компетенций [Сластёнин В.А., 2005, 58].

В свою очередь, образовательные компетенции учеников можно разделить на три группы:

  1. Основные компетенции – компетенции, которые относятся к общему образованию.
  2. Обще предметные компетенции – компетенции, которые относятся к нескольким предметам.
  3. Предметные компетенции – компетенции, которые относятся к одному-двум предметам.

Чтобы эти компетенции правильно реализовать, рассмотрим самые популярными современные технологии обучения Бадрак, М.В. Современные образовательные технологии в системе обучения]:

  1. Технология развивающего обучения.
  2. Технология модульного обучения.
  3. Технология дифференцированного обучения.
  4. Технология проблемного обучения.
  5. Технология проектного обучения.
  6. Технология разно уровневого обучения.
  7. Технология дистанционного обучения.
  8. Интерактивные технологии обучения.

III Материалы и методы исследования

Изучение информационно-коммунистических технологий, которые можно было бы использовать в обучении русского как иностранного языка осуществлялось посредством общенаучных методов познания (метод описания, анализ, обобщение, классификация).

IV Результаты исследования 

Анализ учебников русского как иностранного языка показывает, что автора различных пособий в основном используют такие современные технологии обучения, как интерактивные (различные игры, видео- и аудио- записи, инсценировки диалогов, организация сценических представлений, и другое), проектные (написание и исследование собственного проекта), модульные (все уроки распределены по модулям в соответствии с определённой грамматикой и лексикой), проблемного обучения (Например, схема с вопросами и предлогами родительного падежа, а также всё это проиллюстрировано примерами для лучшего понимания и усвоения материала. Так как примеры – один из главных ключей к грамотному усвоению знаний. Детям предлагается сформулировать правило самим по заданной схеме, и под руководством учителя решить проблему неизвестного материала, где ученик может проявить и развить свои личностные и образовательные компетенции, что также может побудить интерес к предмету. Также эта технология позволяет быстро понять «Как правильно использовать теорию на практике?»). 

Также во многих учебниках используется идея «инструментальной педагогики» (объединение картинок и разнообразного лексического материала, грамматики и таблиц, все правила расположено в удобном и компактном формате).

Также в современной ситуации с COVID-19 весь мир перешёл на дистанционный формат обучения и преподавателям пришлось довольно гибко подстроится под новые системы в короткие сроки. 

Мне бы хотелось представить несколько информационно-коммуникационных технологий, которые можно использовать при обучении РКИ:

  • Canva и Crello. 

Презентации Microsoft Office в последнее время стали чем-то базовым и некоторые дизайны стали устаревать. В таких сервисах, как Canva и Crello, можно сделать не только презентации по современным и модным шаблонам, но и различные постеры, картинки, видеофрагменты, публикации в Instagram, VK (например, для продвижения курсов от преподавателя). Также ко всему этому можно подобрать единый дизайн, чтобы всё смотрелось эстетично. 

  • Onlinetestpad.com 

Этот сервис может значительно облегчить жизнь преподавателя во время проверки тестов. Обычно к контролю знаний преподаватель должен составить тест, распечатать его, а после проверить сотни работ и на это уходит огромное количество времени, которое можно было бы потратить на повышение квалификации или для более глубокого исследования теории по своей специальности. Также преподаватель очень часто устаёт от проверки работ, что может привести к эмоциональному выгоранию. 

На сервисе Onlinetestpad.com преподаватель может создать тест, отметить правильные варианты ответа, установить время на прохождение теста и многое другое. Так, преподаватель может снизить собственную нагрузку в плане проверки работ. 

  • Интерактивная доска Miro

Эта интерактивная доска может стать вашим учебников во время дистанционного обучения. Здесь можно прикреплять скриншоты заданий и материалов из разных учебников, добавлять видеозаписи, заметки, mind-maps, а также многое другое. Кроме того, это оригинальный формат представления учебного материала. 

  • WorldWall

На этом сайте можно создавать различные онлайн-игры с использованием теории по русскому как иностранному языку, что привлечёт внимания не только детей, но и взрослых, а также разнообразит урок русского как иностранного языка 

  • Сайт Voki.com
  • Здесь можно создать «говорящий аватар». Ученик может использовать его для озвучивания текстов не только на русском, но и других языках, также есть возможность записать свой собственный голос (что можно переделать в задание – озвучить какой-либо текст и проверить фонетику обучающегося). Кроме того, можно выразить своё мнение по тому или иному вопросу, рассказать какую-либо тему (например, о себе и своей семье, о школе, о работе, об учёбе, и т.п.) в оригинальном формате. 
  • Игровой сайт «Kahoot!»

На этом ресурсе можно создавать различные тесты на время для группы учеников с элементов соревнования. Так, ученикам будет интереснее проходить различный контроль знаний.

Количество информационно-коммуникационных технологий растёт с каждым годом, а значит, их использование в ближайшем будущем может стать обыденным. Так, с приходом дистанционного образования в нашу жизнь требования к знаниям изменились, и преподавателям пришлось осваивать современные технологии в срочном режиме, чтобы информация была более яркой, красочной и понятной, а также, чтобы она быстро усваивалась. В связи с этим, нам просто необходимо использовать различные новые технологии на уроках (Например, электронные учебно-методические комплексы, веб-площадки для проведения занятий и многое другое). 

V Заключение

Таким образом, в современном мире просто не обойтись без информационно-коммуникационных технологий в обучении. Ведь они не только помогают разнообразить урок, но и уменьшают объём работы преподавателя, поэтому очень важно использовать новые технологии в обучении. Так как это способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

К сожалению, качественно выстроенных пособий в соответствии с новыми технологиями ещё нет, но это облегчило бы жизнь как преподавателям-новичкам, так и преподавателям со стажем, поэтому исследования в этой области довольно востребованы. 

 

Список литературы: 

  1. Бадрак, М.В. Современные образовательные технологии в системе обучения / М. В. Бадрак// – ГБПОУ СК «СБМК»
  2. Дерябина С.А., Дьякова Т.А., Митрофанова И.И. Формирование фонетических навыков при изучении РКИ в условиях цифровизации образовательного пространства – 2019
  3. Деянова-Атанасова А.Д., Радкова А.Д., Грозданова Х.А. Руски език за 5 клас. Матрёшка. София: Издательство «Просвета – София» , 2016. – 158 с.
  4. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. Учебник. / Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. – 4-е изд. – СПб: «Златоуст», 2003. – 152 с.
  5. Мандель, Б.Р. Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 304 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493965 (дата обращения: 30.05.2020). – ISBN 978-5-4475-9710-8. – DOI 10.23681/493965. – Текст : электронный.
  6. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для суд. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Иса-ев, Е.Н. Шиянов. – 00М.: Академия, 2005

Information and Communication Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language

Kuligina Anna Eduardovna

English teacher

Gymnasium № 94

Gimnaziya94@eduekb.ru

Abstract – the article raises such an issue as the use of information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language. Their examples are also presented. The structure, purpose, signs, essence of learning technologies are highlighted. The educational competencies of students and the most popular modern learning technologies are considered. 

Key words: Russian as a foreign language, information and communication technologies, ICT in the teaching of RSL, teaching RSL, popular and modern learning technologies.

I Introduction 

The modern world is constantly evolving, which means that in all areas there is always something new, therefore, and in teaching there are new technologies that just need to be used in various lessons to interest students and facilitate the life of the teacher. 

The relevance of this topic is that groups of students in a subject such as RFL can be cross-national and not all students know, understand and can speak English. For education to be of high quality it is not enough to use traditional technologies, you constantly need to think of something and show your creativity so that students master the material. IKT helps us to do this, but to use it we need some equipment in the classroom – a projector, an interactive whiteboard, speakers, the Internet. Sometimes installing such equipment in all classrooms may not fit into the budget of educational institutions, unfortunately. After all, it is new technology that helps teachers to improve their teaching and make the lesson more interesting, interactive and convenient for both the teacher and the student. 

II Theoretical Foundations

In recent years, the question of the use of new information technologies in education has been raised more and more often. It is not only innovative technical means, but also new forms as well as methods of teaching, a different approach to the learning process. The introduction of IKT (Information and Communication Technology) in the pedagogical process increases the authority of the teacher, as teaching is carried out at a modern, higher level. In addition, teachers’ self-esteem grows as they develop their professional competencies.

Pedagogical excellence is based on the unity of knowledge and skills corresponding to the modern level of development of science, technology and their product – information technology.

Nowadays it is necessary to be able to receive information from different sources, use it and create it independently. The widespread use of IKT opens up new opportunities for teachers in teaching their subject, and also greatly facilitates their work, increases the effectiveness of learning, and makes it possible to improve the quality of teaching.

Modern learning technology, according to N.V. Talyzina, is the most rational ways of organizing the educational process, those in which the goal of learning is achieved with a minimum of time, effort and money. In this case, the educational process is considered comprehensively [Mandel B.R., 2018, 138].

To use modern learning technologies, to begin with, it is necessary to find out and be able to distinguish the signs of modern learning technology. These include: 

– The design of the educational process and the organization of the educational process using this project;

– an integrated approach to the means of learning – the use of both didactic and technical, including computers;

– a system of interaction between a teacher and a student;

– The presence of normal conditions for the manifestation and development of students’ personal competencies.

And what are modern learning technologies based on? For this we need to know their structure: 

The structure of modern technology is represented by:

– purpose;

– scientific theories, which act as a support;

– The system of interaction between the teacher and students;

– The criteria for assessing the results;

– results;

– limitations

And what distinguishes new technologies, what is their essence? 

The essence of modern learning technology:

– learning technology is based on some kind of pedagogical idea;

– learning technology and everything in it – processes, communications, etc., is aligned with the goal and has a specific, rather than figurative outcome;

– learning technology involves planning and implementing this plan point by point;

– learning technology has a system of interaction between teacher and students, based on the use of communication, in general, and dialogue in particular, as well as the principles of optimal correlation of human potential and equipment capabilities, differentiation and individualization;

– learning technology includes diagnostics with criteria and tools.

It is also necessary to understand why we use IKT in teaching. What is their purpose? 

The goal of modern learning technology is the manifestation and development of students’ personal competences, which, in simple words, are called the advancement on the “ladder of success” in improving personal qualities and learning. Thus, personal competencies are inseparable from educational competencies [Slastenin V.A., 2005, 58].

In turn, students’ educational competences can be divided into three groups:

  1. basic competences – competences that relate to general education.
  2. general subject competences – competences that refer to several subjects.
  3. Subject competences – competences which relate to one or two subjects.

In order to implement these competences correctly, let us consider the most popular modern educational technologies Badrak, M.V. Modern educational technologies in the learning system]:

  1. Technology of developing learning.
  2. Technology of modular learning.
  3. Technology of differentiated learning.
  4. Technology of problem-based learning.
  5. Technology of project-based learning.
  6. Technology of multilevel learning.
  7. Technology of distance learning.
  8. Interactive learning technologies.

III Materials and methods of research

The study of information and communist technologies that could be used in the teaching of Russian as a foreign language was carried out through general scientific methods of knowledge (method of description, analysis, generalization, classification).

IV Results of the study

Analysis of textbooks of Russian as a foreign language shows that the author of various manuals mainly use such modern technologies of teaching as interactive (various games, video and audio recordings, staging dialogues, organization of stage performances, and others), project (writing and research of own project), modular (all lessons are distributed in modules according to certain grammar and vocabulary), problem-based learning (For example, a scheme with questions and prepositions of genitive case, and all this illustrated Since examples are one of the main keys to competent learning. Children are invited to formulate the rule themselves according to a given scheme, and under the guidance of the teacher to solve the problem of unknown material, where the student can show and develop their personal and educational competencies, which can also stimulate interest in the subject. Also, this technology allows you to quickly understand “How to use theory correctly in practice?”). 

Also, many textbooks use the idea of “instrumental pedagogy” (combining pictures and a variety of lexical material, grammar and tables, all the rules are arranged in a convenient and compact format).

Also in the current situation with COVID-19 the whole world has moved to a distance learning format and teachers had to be quite flexible to adapt to the new systems in a short time. 

I would like to introduce a few information and communication technologies that can be used in RFL teaching:

– Canva and Crello. 

Microsoft Office presentations have recently become something basic and some designs have become obsolete. In services like Canva and Crello, you can make not only presentations according to modern and trendy templates, but also various posters, pictures, video clips, publications on Instagram, VK (for example, to promote courses from a teacher). Also, to all of this you can pick up a single design so that everything looks aesthetically pleasing. 

– Onlinetestpad.com. 

This service can make an instructor’s life a lot easier while checking out tests. Usually for the control of knowledge the teacher must make a test, print it, and then check hundreds of papers, and this takes a huge amount of time which could be spent to improve training or for more in-depth study of the theory of his specialty. Also the teacher very often gets tired of checking papers, which can lead to emotional burnout. 

Onlinetestpad.com, a teacher can create a test, mark the correct answer choices, set the time to take the test, and more. This way, the teacher can reduce his or her own workload in terms of checking papers. 

– Miro Interactive Whiteboard

This interactive whiteboard can be your textbook during distance learning. Here you can attach screenshots of assignments and materials from different textbooks, add videos, notes, mind-maps, and much more. In addition, it is an original format for presenting learning material. 

– WorldWall

On this site you can create different online games using theory of Russian as a foreign language, which will attract the attention not only of children, but also adults, as well as diversify the lesson of Russian as a foreign language 

– Voki.com

Here you can create a “talking avatar”. The student can use it to voice texts not only in Russian, but also in other languages, and it’s possible to record your own voice (which can be turned into a task – to voice a text and check the student’s phonetics). In addition, you can express your opinion on this or that issue, tell a story (for example, about yourself and your family, about school, about work, about studying, etc.) in the original format. 

– Game site “Kahoot!”

This resource allows you to create various quizzes for a group of students with a competitive element. In this way, students will be more interesting to pass various knowledge tests.

The number of information and communication technologies is growing every year, which means that their use in the near future may become commonplace. So, with the advent of distance education in our lives, knowledge requirements have changed, and teachers had to master modern technology urgently, so that the information was more vivid, colorful and understandable, as well as that it was quickly absorbed. In this regard, we just need to use a variety of new technologies in the classroom (e.g., electronic learning and teaching complexes, web sites for classes and more).

V Conclusion

Thus, in today’s world, you just can’t do without information and communication technologies in education. After all, they not only help to diversify the lesson, but also reduce the amount of work of the teacher, so it is very important to use new technologies in learning. Since it contributes to the main goal of modernization of education – to improve the quality of education, to ensure the harmonious development of personality, oriented in the information space, familiarized with the information and communication possibilities of modern technology and possessing an information culture, as well as to present the available experience and to identify its effectiveness.

Unfortunately, there are no qualitatively aligned manuals in accordance with the new technologies, but it would make life easier for both new teachers and teachers with experience, so research in this area is quite in demand.

List of references

  1. Badrak, M.V. Modern educational technologies in the training system / M.V. Badrak // – SBPOU SK “SBMK”.
  2. Deryabina S.A., Dyakova T.A., Mitrofanova I.I. Formation of phonetic skills in the study of RKS in the conditions of digitalization of educational space – 2019
  3. Deyanova-Atanasova A.D., Radkova A.D., Grozdanova H.A. Ruski ezik za 5 klas. Matryoshka. Sofia: Publishing house “Prosveta – Sofia”. , 2016. – 158 с.
  4. Once upon a time… 28 Russian language lessons for beginners. Textbook. / Miller L.V., Politova L.V., Rybakova I.Ya. – 4th ed. – St. Petersburg: “Zlatoust”, 2003. – 152 с.
  5. Mandel, B.R. Modern problems of pedagogical science and education : textbook for students in the master’s program / B.R. Mandel. – Moscow ; Berlin : Direct-Media, 2018. – 304 с. : ill, tabl. – Mode of access: by subscription. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493965 (access date: 30.05.2020). – ISBN 978-5-4475-9710-8. – DOI 10.23681/493965. – Text : electronic.
  6. Slastenin V.A. Pedagogics [Text]: textbook for the court. higher pedagogical educational institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isa-ev, E.N. Shiyanov. – 00M.: Academy, 2005.
Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram