Савельева Елена Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «Грачёвская СОШ»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192611
Наименование конкурса: Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Лучший конспект урока», в соответствии с требованиями ФГОС и ФООП (ФАООП)
Наименование конкурсной работы: Урок русского языка 3 класс Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192611


Организационная информация
Учитель Савельева Елена Викторовна
Предмет, класс Русский язык, 3 класс
Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Цель урока Цель урока: совершенствование и закрепление  навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений  в единственном числе.
Задачи урока Задачи:

1. Отработать алгоритм написания и способы проверки безударных окончаний  имен существительных 1, 2, 3 склонений;

2. Развивать навык орфографической зоркости; речь детей при объяснении выбора буквы в орфограмме, прогностическую самооценку детей,  взаимо- и самоконтроль; коммуникативные умения учащихся.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, понимание и сочувствие к чужим ошибкам

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока  Формируемые УУД: 

предметные:

  • обучающиеся учатся  правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе;
  • учиться действовать по алгоритму при написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе и выбирают способ проверки

метапредметные:

Регулятивные: 

  • планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умеют оценивать эффективность своей работы на уроке.

Познавательные:

  • умеют строить устные высказывания, формулировать проблему и ее решение, искать и выделять необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  • умеют формулировать собственные выводы и позицию, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

Личностные:

  • осознают необходимость новых знаний;
  • устанавливают связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 
  • формируют способность к оценке своих действий.

Виды работ; фронтальная, парная, групповая, творческая.

Оборудование  компьютер, проектор, мультимедийная  презентация, раздаточный материал на карточках для работы в парах и  группах, рабочие тетради, конверты с заданиями, инвентарь для групповой работы

 

Этап 

урока

Педагогические
задачи
Содержание этапа урока
Деятельность учителя, методы и приёмы.
I. Организационный момент.  Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность Здравствуйте ребята!

– Сегодня на урок к  нам пришли гости. Давайте поздороваемся!

Всем желаю успехов, активной и плодотворной работы, не бойтесь ошибиться, помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, права на ошибку имеет каждый. Пусть этот урок принесёт всем нам новые знания и умения.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Психологический настрой.

Цель: развитие позитивного настроя класса, пожелания добра.

.

II. Мотивация к учебной деятельности   Мотивировать учащихся к учебному действию. Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

“Каждый день жизн… прибавляет частицу мудрост…”

− Как вы ее понимаете? (ответы детей)

– Мы узнаем что-то новое. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в свой сундучок, а когда нужно, достаем и используем. 

Прием «Рассуждение».

Цель: формирование у обучающихся навыков выражения собственного мнения и его аргументации.

Анализ: обучающиеся настроены на рабочий лад

III. Актуализация знаний Актуализиро

вать опорные знания и умения.

Интеллектуальная разминка 

Что мы знаем об имени существительном, как части речи (фронтальный опрос)

Вопросы:

– Что такое имя существительное?

– Какими признаками обладает имя существительное?

-Каким членом предложения будет являться существительное в И.п?

– Каким членом предложения будет являться существительное в косвенном падеже?

Сейчас  проверим: какими опорными знаниями мы обладаем (работа по  карточке самостоятельно, с последующей взаимопроверкой)

Интеллектуальная разминка
Склонение – это изменение по…
В русском языке … падежей.
Начальной формой имени существительного является форма …
Склонение имен существительных зависит от …
Чтобы определить склонение существительного, нужно поставить его…
К 1-му склонению относятся существительные …
К 2-му склонению относятся существительные …
К 3-му склонению относятся существительные …

 

Возьмите лист самооценки, оцените себя ( поставьте + или -)

Теоретические знания мы с вами проверили, а теперь поработаем в группах.

Задание  «Найдите лишнее слово»

  1. Жизнь, фасоль, печь, картофель, дочь
  2. Деревня, капуста, города, яблоня, дедушка.
  3. Конь, день, морковь, небо, солнце.
Цель: проверка опорных знаний учащихся, овладение теоретическими знаниями

Анализ: рабочий настрой обучающихся на дальнейшую работу

Цель задания: найти лишнее слово из группы слов по морфологическим признакам

IV. Формулировка темы урока и постановка задач Формулирование темы урокам детьми, определение задач на урок Давайте вернемся к пословице, с которой мы начали урок

“Каждый день жизн… прибавляет частицу мудрост…”

В записи этой пословицы есть пропущенные буквы.

 Подумайте и скажите: над какой орфограммой мы будем работать на этом уроке…

Сформулируйте тему урока: 

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Какие задачи мы поставим на урок:

1. Отработать алгоритма написания безударных окончаний  имен существительных 1, 2, 3 склонений.

2. Тренироваться в написании окончаний имен существительных;

3. Развивать навык орфографической зоркости  (повысить уровень орфографического навыка)

Проблемно-диалогический метод.

Цель: формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей

Анализ: задачи поставили с опорой слова, прогнозирование урока.

V. Повторение

 алгоритма правописания безударных падежных окончаний.

Вспомнить алгоритм написания безударных окончаний и способы проверки – Сколько способов проверки безударных падежных окончаний существует в русском языке? 

(2 способа)

Алгоритм написания безударных гласных
1-й способ                                                2-й способ                                               
  1. Определить склонение
1.Определить склонение
  1. Подставить опорное слово – помощник с ударным окончанием

1скл – рука

2скл – плечо

3 скл – грудь

2.Определить падеж существительного, вспомнить окончание

– Какие безударные гласные вызывают сомнения в написании? (е/и)

 В каких падежах? (Р.п, Д.п, П.п)

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

По таблице окончаний:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -ы, -и -а, -я
Д.п. -у, -ю
П.п.

– Какие стихи помогут правильно написать буквы в безударных окончаниях имён существительных?

В 1-ом  склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется  е.
Во 2-ом склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание е.
А в 3-ем склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание  и.

Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных  

1. Поставлю ударение в слове

2. Если окончание ударное, то:

  • Написание соответствует произношению

3.Если безударное окончание, то:

  • Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
  • Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице
  • Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

Лист самооценки

Мы с вами вспомнили алгоритм проверки безударных гласных.

Оцените себя.

Возьмите лист самооценки и поставьте + или –

Цель: вспомнить алгоритм написания безударных окончаний и разные  способы проверки
VI.Физминутка Снятие эмоционального напряжения Здоровьесберегающая технология

https://yandex.ru/video/preview/17690773589931326574

физминутка в соответствующей танцевальной тематике, вызвала положительную эмоцию
VII. Закрепление и систематизация знаний Закрепить и отработать написание безударных окончаний прилагательных – Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий.

1) Записываем под диктовку, объясняем написание безударного окончания.

 В вагон., у аптек., по программ., без морков., в болот., от девочк., без молодёж., по тарелк.,  к окрестност..

2) Работа в парах 

– Вспомните, какие правила во время такой работы нужно соблюдать?

(Повторение правил работы в группе)

Умей выслушать своего товарища.

Высказывай своё мнение вежливо.

Помоги тому, кому трудно

Высказать своё мнение должен каждый

Сформулируйте сами задание по карточке.  Что нужно сделать?

е и

о брат…, к печал…, на ракет…, у рощ…, о жизн…, по теплиц…

Одна пара детей работает у доски (проверка выполненной работы)

3)Работа в группах.

Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

играл на дудочк…

 подошёл к осин..

смастерил для бабушк.. 

увидал мыш..

шёл рощ..й

прелестное дитя

Проверка:                                         

Группа, которая раньше других закончила, выходит к доске на проверку выполненной работы,  определяют роли падежей ( каждый ребенок надевает ободок на себя с названием падежа), выстраиваются в порядке следования падежей ( отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все сравнивают свою работу с ответами данной группы)

Цель: отработать алгоритм и способы проверки

Цель: отработать  умение работать и  договариваться в паре, формулировать задание самостоятельно и справляться с ним 

.

Цель: умение работать в группе, распределять роли между собой

приём «Мозговой штурм»

 

прием «Работа по ролям»»

VIII.Самостоятельная работа Самостоятельная работа

Дано предложение:

На верхушк… старой ел…  дятел долбит клюв… шишки.

Спишите, вставив окончания, и объясните их. 

У всех существительных указать  склонение, падеж

Разберите предложение по членам предложения

Лист самооценки

Мы с вами развивали навык орфографической зоркости.

Оцените себя, как у вас получалось.

Возьмите лист самооценки и поставьте + или –

Цель: 

выполнения задания самостоятельно 

( проверка по эталону)

IX. Рефлексия Проанализировать психическое состояние учащихся от деятельности на уроке. Метод «Лестница успеха».

Цель: самоанализ, взаимооценка,  предназначенная для подведения итогов 

Рефлексия.

– Вспомним, какие задачи мы поставили ь на уроке?

– Достиг ли наш урок желаемых результатов?

– Чему учились на уроке? Каждое наше знание – открытие нового. А чтобы новое не забывалось, мы должны закреплять изученное и тренироваться

А  сейчас,  оценим свою работу на уроке

(выберите нужное утверждение, поставьте галочку) 

Я работал(а) с  настроением.

Я  доволен собой.

Я испытывал (а) затруднения.

Я работал(а) активно и не допускал(а) ошибок

Я старался работать активно, но допускал небольшие ошибки

Я испытывал(а) трудности, но вместе с классом справлялся (лась)

(Несколько человек зачитывают свои ответы )

– Сегодня свою работу вы будете оценивать сами.

– Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок?

 (Вы большие молодцы!)

-Кто был не очень активным и допускал небольшие  ошибки

– Кто испытывал затруднения, но вместе с классом справлялся с трудностями  

Подойдите к «Лестнице успеха» и определите куда вы поставите себя

-Всем большое спасибо за урок! Вы большие молодцы! Ну, а кто испытывает  трудности по этой теме, не пережиывайте, впереди у нас еще уроки-закрепления, где у вас обязательно все получится. Н, у а мы вам поможем!

Рефлексия 

Анализ: позволило увидеть, самооценку детей, эмоциональное состояние, взаимодействие друг с другом и взаимооценка.

IX. Домашнее задание. Не предусмотрено ( с пятницы на понедельник д.з не предусмотрено)

 

Приложение к  конспекту

 

Лист самооценки
1 Опорные знания (интеллектуальная разминка)
2 Способы проверки безударных окончаний существительных
3 Овладение способом проверки безударных окончаний:
Запись слов под диктовку
Работа в парах
Работа в группах
Работа самостоятельно
Я работал(а) с  настроением.

Я  доволен собой.

Я испытывал (а) затруднения.

Я работал(а) активно и не допускал(а) ошибок

Я старался работать активно и допускал небольшие ошибки

Я испытывал(а) трудности, но вместе с классом справлялся (лась)

Урок русского языка 3 класс Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram