Ефимов Владимир Александрович
Преподаватель
МБУ ДО «ДШИ им. А.С. Даргомыжского»
Свидетельство о публикации в электронном СМИ: СВ №192614
Наименование конкурса: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшая разработка внеклассного или внеурочного мероприятия, в рамках реализации ФОП»
Наименование конкурсной работы: Развитие исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)
Диплом Всероссийского конкурса, бланк: ЕА №192614


Детская школа искусств им. А. С. Даргомыжского

Лесколовское структурное подразделение

Развитие исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона

Ефимов Владимир Александрович

Введение

Музыкальное исполнительство — один из ключевых элементов профессионального становления учащихся в системе дополнительного образования, в частности в детских школах искусств (ДШИ). В классе баяна и аккордеона развитие исполнительских навыков представляет собой сложный многокомпонентный процесс, включающий как овладение техническими приёмами, так и формирование художественного вкуса, музыкального мышления и сценической культуры.

В последние годы наблюдается рост интереса к многоаспектному подходу в обучении игре на баяне и аккордеоне: помимо традиционных методов преподавания всё чаще применяются индивидуальные маршруты развития учащихся, цифровые технологии, психологическая поддержка. Всё это требует от преподавателя постоянного методического самосовершенствования.

  1. Сущность исполнительских навыков и их компоненты

Развитие исполнительских навыков — это не просто механическое овладение инструментом. Это, прежде всего, формирование умений, необходимых для качественного, выразительного, осмысленного и профессионального музыкального исполнения.

1.1. Технический компонент

  • владение аппаратурой инструмента (аппликатура, меховая техника, координация движений обеих рук);
  • освоение штрихов: легато, стаккато, портато;
  • динамическая выразительность и контроль силы звучания;
  • чистота интонации, равномерность звучания.

1.2. Художественно-музыкальный компонент

  • развитие чувства формы, фразы, интонации;
  • умение передать характер, стиль, настроение произведения;
  • способность к интерпретации и созданию художественного образа.

1.3. Психофизический компонент

  • устойчивость к сценическому волнению;
  • развитие памяти (слуховой, моторной, зрительной);
  • формирование артистизма, уверенности в себе.
  1. Этапы развития исполнительских навыков

2.1. Начальный этап (1–2 классы ДШИ)

На этом уровне происходит формирование базовых навыков:

  • правильная посадка, постановка рук;
  • освоение нотной грамоты и ритма;
  • первые технические упражнения и элементарные пьесы.

Методически важно избегать спешки: техническая беглость не должна идти в ущерб правильному развитию моторики и координации.

Пример упражнения:

  • Игра простых гамм в медленном темпе с акцентом на равномерность звука и координацию движения меха.

2.2. Средний этап (3–5 классы)

Происходит активное развитие всех компонентов:

  • учащийся осваивает более сложные жанры и формы;
  • развиваются навыки слухового контроля, штрихов, динамики;
  • появляется первое осознанное отношение к интерпретации.

Упражнения усложняются: используются этюды, игра в ансамбле, аккомпанемент.

Методическая задача: сформировать умение самостоятельно работать с нотным текстом и анализировать музыкальные произведения.

2.3. Продвинутый этап (6–7 классы и старшие классы при углублённом обучении)

  • концертный репертуар, участие в конкурсах;
  • работа с крупной формой (сонаты, фантазии, вариации);
  • развитие артистичности и сценической культуры.

Особенности:
На этом этапе важно работать над эмоциональным раскрытием, стилистической точностью, осознанной интерпретацией.

  1. Методические приёмы развития навыков

3.1. Упражнения и этюды

  • Гаммы и арпеджио — для укрепления аппликатурной гибкости.
  • Этюды (например, Г. Каччини, А. Репников, В. Семёнов) — развитие беглости, штрихов, контрастов.
  • Упражнения на контроль дыхания меха и баланса звучания.

3.2. Работа над фразировкой

Фразировка — основа выразительности. Для развития этого навыка полезны:

  • совместное пение фразы перед игрой;
  • использование лексических аналогий (фраза как предложение, абзац и т.п.);
  • запись и прослушивание исполнения с последующим анализом.

3.3. Информационные технологии

Использование мультимедийных презентаций, записей выдающихся исполнителей (Фридрих Липс, Александр Селезнёв, Юрий Шишкин и др.) позволяет:

  • сформировать вкус;
  • расширить представление о стилистических особенностях;
  • мотивировать учащихся.
  1. Особенности работы с баяном и аккордеоном

4.1. Баян

  • Кнопочная клавиатура требует специфической постановки руки.
  • Широкие тембровые возможности благодаря системе регистров.
  • Расширенный диапазон.

4.2. Аккордеон

  • Возможность работы как с готовым аккомпанементом (готово-выборная система), так и со свободным басом.
  • Разнообразие моделей: концертный, ученический, цифровой аккордеон.

Преподавателю важно учитывать анатомические особенности ученика при выборе инструмента.

  1. Концертная практика как средство развития

Регулярные выступления:

  • способствуют развитию сценической уверенности;
  • формируют ответственность и мотивацию;
  • позволяют ученикам испытать эмоциональное удовлетворение от своей работы.

Формы концертной деятельности:

  • школьные академконцерты;
  • участие в конкурсах (например, «Юный баян»);
  • ансамблевое музицирование.

Заключение

Развитие исполнительских навыков — не одномоментный процесс, а система, требующая терпения, методической последовательности и педагогической гибкости. Основной задачей преподавателя является создание условий, в которых ученик будет чувствовать уверенность, получать удовольствие от игры и развивать музыкальное мышление.

Объединение классических методов, индивидуального подхода и современных технологий позволяет добиваться устойчивого роста качества исполнения и вдохновлять юных музыкантов на творческое самовыражение.

 

Список источников

  1. Соловьёв В.А. Музыкально-исполнительская деятельность: методика и психология. — М.: Музыка, 2014.
  2. Панкова Н.Ю. Методика обучения игре на баяне и аккордеоне. — СПб.: Лань, 2021.
  3. Курбатов И.А. Инновационные методы обучения в музыкальной педагогике. // Наука, образование, общество. — 2022.
  4. Молчанов Ю.Ф. Современные технологии в музыкальном образовании. // moluch.ru
  5. Сайт infourok.ru — материалы конференций по музыкальной педагогике.
Развитие исполнительских навыков в классе баяна и аккордеона

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram